элективномуый курс
«Алгоритм написания исследовательских работ»
(8-11 КЛАСС)
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты программы)
– Данный
элективный курс рассчитан на учащихся 7-11 классов, выразивших желание
научиться создавать и правильно оформлять научно-исследовательские работы. Элективный
курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей. Проявить
познавательную активность в овладении некоторыми практическими знаниями и
навыками работы как с литературой, так и с компьютером, населением …. На
занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными профессиями, но и
попробовать себя в качестве некоторых. Опыт, приобретенный в ходе занятий,
поможет в будущем заниматься исследовательскими работами, писать курсовые работы,
дипломы, составлять различные презентации, проекты и т. д. В любом случае
умение работать с литературой и документами, умение составлять анкеты и
общаться с другими людьми поможет в будущем детям проявить себя в любой сфере.
Данный элективный курс сочетает в себе теоретические занятия с практическим их
применением.
Учащиеся могут посещать данный курс несколько
раз:
1.
В первый год занятий они
обучаются основам научно-исследовательской деятельности: им объясняются методы
исследования, определение тем, составление плана работы, постановка цели и
задач, правила написания исследовательских работ, их оформления и защита и т.
д. На этом этапе важно научить учащихся работать с каталогами, печатными
изданиями, архивными материалами, проводить интервьюирование и анкетирование,
обрабатывать полученный материал... В результате данной формы работы учащиеся
приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой
по теме, у них формируются навыки практической работы.
2.
В последующие годы
учащиеся углубляют свои знания, полученные в первый год. Они самостоятельно
работают над своими проектами под руководством руководителя, готовятся к
участию в научно-практических конференциях.
Цели
и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО) – Цель: познакомить учащихся с
методикой написания и защиты исследовательских работ.
Задачи данного
курса:
·
Развитие
образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного
восприятия учебного материала;
·
создание системы глубоких,
прочных и действенных знаний;
·
развитие
интеллектуальных способностей;
·
формирование
умений и навыков самообразования, то есть способов активной познавательной
деятельности
·
развитие
креативного мышления.
Практическая деятельность (какие виды
деятельности предусмотрены для практической направленности) – лекция, составление
проектов; проведение анкетирования; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из них; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи,
систематизации информации, создания
баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; работа с
каталогами, работа с информантами, проведение социологического опроса и т. д.
Критерии оценивания различных видов
работ – Критерии оценивания
обсуждаются на вводном занятии. Для подтверждения своей успешности обучения при
изучении данного курса учащиеся будут выполнять определенные задания, выполнять
практические работы, тестирование, участвовать в научно-практической
конференции, составлять презентации для уроков. По завершению курса учащийся
либо оформляет папку, в которую войдут все практические работы им выполненные,
либо оформляет свою исследовательскую работу.
Ведущая
технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты –
Технология личностно-ориентированного
образования играет роль объединяющего начала для всех
других технологий. Причём это объединение носит системный характер, где каждой
технологии определены своё место и роль. Личностно-ориентированное обучение и
воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих
адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения и ключевые компетентности (общекультурные,
учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного
определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы
учебных проектов и
исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный
подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов
характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Ожидаемые результаты: формирование нового стиля мышления, для которого
характерны открытость, гибкость, рефлективность, альтернативность принимаемых
решений; развитие критического мышления,
рефлективности, коммуникативности, самостоятельности,
толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности; критически
оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулирование
самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования
и самоорганизации.
Проектная технология - одна из основополагающих гимназического образования
на различных ступенях. Образовательный процесс при этом учитель строит не в
логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для
ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для
чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис
понимания метода проектов в гимназическом образовании. Проектный метод
реализуется на уроке через:
- организацию деятельностного подхода;
- создание ситуации самостоятельности
приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;
- каждый этап работы над проектом должен иметь свой
конкретный продукт. Позиция
учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель,
«человек, задающий вопросы», координатор, эксперт.
Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение
учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это
один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики
основаны:
-на свободном выборе учащимися определенной темы для
исследования или определенном виде задания;
-ответственности учащегося за свой выбор;
-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся
ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей
деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такие новые формы
учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка
информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно
больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью
применения ИКТ на уроке является достижение более глубокого запоминания
учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального
воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный
учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы
обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное
образование.
Основные методы
(продуктивные и репродуктивные) работы на уроке – Продуктивные
- объяснять значение понятий; систематизировать материал; знакомиться
с написанием исследовательских работ, аннотации, кратких аннотаций;
ориентироваться при работе с разными каталогами и т. д. Репродуктивные
- называть характерные черты; раскрывать причинно-следственные
связи; писать исследовательские работы, брать интервью; проводить
социологические опросы и т. д.
Формы организации деятельности учащихся –
индивидуальная,
групповая и коллективная работа.
Список литературы
Для учителя:
1. http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200602007
2.
Intel
«Обучение для будущего»: Учеб пособие – 7-е изд., испр., - М.:
Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.
3.
Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск
8. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2007. - 70 c.
4.
Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание
элективных учебных курсов для профильного обучения//Технологизация образования:
теория и опыт. - 2003. - № 6. – с. 23.
5.
Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные
технологии: исследовательская деятельность учащихся./ ж. «Школьные технологии»,
- 2006, № 4.
6.
Справочник библиотекаря /Под ред. А. Н.
Ванеева, В. А. Микиной. – СПб., Изд-во «Профессия», 2000. – 432с.
7.
Ткачева Н.Н. Организация
научно-исследовательской деятельности в школе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4473/Itemid,118/
8. Щеглова
Т.К. Методика сбора устных исторических источников./Школьное краеведение. – М.,
1993.- с. 1-24.
Для обучающихся:
1.
Байкальский ветер.
Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 8. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2007. - 70 c.
1.
Зачесова Е.В. Представление результатов
исследований школьников. / ж. «Школьные технологии», - 2006, № 4.
2.
Исследовательская деятельность участников
туристско - краеведческого движения «Отечество»./Наследие и современность:
Информационный сборник. Вып. 11: Школьное краеведение: проблемы, программы,
методики. М.: 2002. С.134-151.
3.
История, этнография, архитектура
подгорно-трактовых сел Предбайкалья: Материалы научно-практической конференции
19 апреля 2002 года, посвященной 300-летию сибирского села Залари. – Иркутск,
2000. – 88с.
4.
Кутц С. Ученические исследования:
определение темы и планирования работы // История: Еженед. прил. к газ. «Первое
сентября». – 1999. – № 5. – С. 1.
5.
Научно-исследовательская работа
(рекомендации). http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8)
6. Озеров А.Г.
Историко-этнографические исследования учащихся (Учебно-методическое пособие).
Под общей редакцией Е.Л. Галкиной – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 160с.
Календарно-тематическое планирование
«Алгоритм написания исследовательских работ»
№ урока
|
Тема урока (раздела)
|
Практическая часть
|
|
|
1
|
Введение.
|
|
|
2-3
|
Глоссарное
обучение.
|
Составление краткого словаря
исследователя, рефлексия
|
|
4-5
|
Методика
организации
исследовательской
деятельности учащихся.
|
|
|
6-7
|
Определение темы
и планирование работы.
|
Выполнение мини-практикума по
формулированию темы, цели и задач; рефлексия.
|
|
8-9
|
Определение
актуальности, целей и задач исследования
|
Составить цель и задачи к предложенной теме.
|
|
10-11
|
Работа
с библиографическими источниками.
|
Оформить предложенные источники (книги,
интервьюирование)
|
|
12
|
Правила
цитирования источников.
|
Процитировать фразу из предложенного
источника, сделать на него ссылку
|
|
13-14
|
Работа
с каталогами.
|
Работа с библиографическими каталогами в
библиотеке (1 час) и в Интернете (1 час)
|
|
15-16
|
Опрос населения,
работа с информантами.
|
Провести интервьюирование кого-либо на предложенную
тему, заполнить индивидуальную карточку информант
|
|
17-18
|
Анкетирование,
его анализ.
|
Провести анкетирование среди учащихся по
предложенной теме и сделать его анализ.
|
|
19-20
|
Поиск
полезной информации в Интернете.
|
Работа в Интернете
|
|
21-23
|
Дидактические
материалы и результаты исследований учащихся, представленные средствами
электронных таблиц.
|
Составление электронных таблиц,
графиков, диаграмм…
|
|
24-27
|
Написания
научно-исследовательской работы.
|
Подготовка черновой рукописи и изложение научных
материалов
|
|
28
|
Правила
составления мультимедийной презентации.
|
|
|
29-30
|
Составление
мультимедийных презентаций учащихся.
|
Составление мультимедийной. презентации
|
|
31
|
Подготовка
и защита исследовательской работы.
|
Практическая работа «Защити
проект»
|
|
32
|
Как составить
тезисы краткие
аннотации.
|
Составление
тезисов и
кратких тезисов на свою
исследовательскую работу или предложенную учителем
|
|
33-34
|
Критерии оценки
исследовательской работы.
|
Проанализировать предложенную исследовательскую
работу согласно критериям, изложенным в приложении № 1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.