Актуальность изобразительного искусство в
современном образовательном процессе
Все виды искусств служат величайшему из
искусств — искусству жить на земле.
Б. Брехт
На тему пользы
изобразительного искусства для развития детей написано множество книг и статей,
но это чтение «не доступно», или просто не интересует наше министерство
образования. Учителя младших классов прекрасно знают и признают, что рисование карандашами
развивает кисть ребенка и способствует правильному надавливанию кисти на ручку
при письме.
Известно, что у детей
очень сильна связь между сознательным и бессознательным. Они не в силах
сдерживать чувства и моментально выплескивают их в рисунке, игре, фантазиях.
Собственно, это и является терапией: ребенок снимает эмоциональное напряжение и
пытается решить проблему, не загоняя ее вглубь. Если же малышу не удается
сделать этого самому, на помощь должен прийти взрослый. Рисунок — зеркало, в
котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, его впечатления.
Это вы думаете, что у малыша получаются «каляки-маляки», на самом же деле такое
детское творчество имеет большое значение!
Помимо того, что ребенок
развивает мелкую моторику, а вместе с ней память, речь и мышление, он еще и
выражает свои эмоции. Однако здесь не обойтись без помощи родителей.
До революции, семьи, которые
имели достаток и считали себя элитой, давали детям образование, которое обязательно
включало: иностранный язык, игру на музыкальных инструментах, пение и конечно
рисование, то есть развивали детей эстетически, старались вырастить поколение,
которое будет понимать прекрасное и отличать его от уродливого.
В каждом обществе обязательно
идет общение, о чем же говорят присутствующие? Если только это не сообщество
химиков, математиков, то, правильно, об искусстве – о новых фильмах,
театральных постановках, концертах и художественных выставках.
Не говоря уже о том, что
изобразительное искусство несет и практическую пользу. Посмотрим вокруг себя,
как ни странно работы художника можно увидеть повсюду – обои, занавески,
мебель, одежда, статуэтки, посуда и многое другое; прежде чем запустить их в
производство, над их внешним видом работает художник, модельер, дизайнер и т.
д.
В наше время краеугольным
камнем развития государства и общества является развитие человеческого
капитала. Информационное общество требует качественно новый подход к
образованию. В 2016 году был опубликован Атлас новых профессий, который был
составлен фондом Сколково. В данном «Атласе» к основным навыкам и умениям
относятся не только навыки системного мышления, программирования и бережливого
производства, но и навыки художественного творчества. Изобразительное искусство
дает именно эти навыки (системное мышление и художественное творчество). Без
предмета ИЗО в младших классах невозможно научить таким профессиям будущего как:
дизайнер дополненной реальности или арт-оценщик, которые по оценкам экспертов
появятся до 2020 года.
Проблема содержания
образовательной программы многих предметов заключается в отсутствии адаптации
под современные реалии. Предметы не дают тех компетенций и навыков, которые
потребуются в будущем специалисту. Очевидно, что отсутствует необходимость
убирать одни предметы и добавлять другие в учебную программу, необходима
модернизация уже существующих.
Современное общество идет
по пути индивидуализации предметов потребления. В данном случае художественное,
дизайнерское мышление помогает создать такую структуру производства и
экономики, которая несет на порядок большую добавленную стоимость по сравнению
с традиционными моделями. В данном контексте стоит отметить новое направление,
такое как экономика впечатлений. Можно привести следующий пример. Стоимость
производства вещи широкого потребления, которая производится в миллионах штук (например,
стул) будет составлять наименьшую стоимость. Стоимость схожей вещи, но которая украшена
определенным образом (стул с резной спинкой определенного цвета), будет иметь
наценку в 100%. Стул, который стилизован под определенную эпоху (будь то
хай-тек или классические стили) или направление и подходит под праздничное
мероприятие имеет наценку в 1000%. Это и есть экономика впечатлений. Данная
добавленная стоимость формируется не на этапе производства или изготовления
предмета, а на этапе проектирования предмета, события или услуги, то есть
специалистом, который имеет опыт в формировании идей и знает, как сделать такую
вещь, которая может понравится людям и за которую они готовы заплатить.
Таким образом, необходима
модернизация и развитие такого предмета как изобразительное искусство в
направлении, которое в будущем поможет в формировании такого специалиста,
который сможет быть востребован в обществе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.