|
«Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее».
В.А. Сухомлинский
|
Повышение эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрии у
младших школьников является одной из актуальных проблем специального
образования, поскольку нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи
не только являются причиной школьной дезадаптации, но и затрудняют усвоение учебной программы. Таким образом, школьник попадает в
такую ситуацию, в которой он одновременно вынужден справляться с двумя
равнозначными задачами: исправлять речевое нарушение и своевременно усваивать
школьную программу. Успешное обучение маленьких граждан, создание для них
адекватных условий по преодолению трудностей при исправлении нарушений требует
от учителя-дефектолога целенаправленной, системной, вдумчивой, творческой
работы. Чтобы деятельность, организуемая
педагогом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск
современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность
исправления или ослабления нарушений у младших школьников с дизартрией в
кратчайшие сроки и при максимальном сохранении здоровья детей. «…Овладение
новыми технологиями позволяет повысить эффективность воздействия, точнее
предсказывать события, проектировать коррекционный процесс». На наш взгляд,
одной из таких технологий является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика
– это соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кистей рук и тела, которые имитируют движения языка и челюсти, с
включением системы упражнений на развитие силы голоса и дыхания. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и
пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика
– плавные, раскрепощённые движения тела и рук. По мнению А.В. Ястребовой «…движения
тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают
активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает
чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности
детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности
ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,
фонематических процессов». О.В. Лазаренко считает, что «…применение биоэнергопластики
эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и
нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно
усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка». Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает
время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать
зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это
особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Теоретическими положениями явились
фундаментальные исследования в
области специальной педагогики, психологии, физиологии и нейрофизиологии,
касающиеся взаимосвязи между
состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова,
Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова,
Л.В.
Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова).
Е. Ф. Архипова,
профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова пишет: «В лаборатории
высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было
обнаружено, что, когда, ребёнок производит ритмические движения пальцами, у
него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов
мозга, отвечающих именно за речь». Сотрудники Института
физиологии детей и подростков, изучая деятельность детского мозга, психику
детей, отметили большое стимулирующее значение функции руки «…уровень развития
речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук» . Так,
на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: «…если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая
моторика при этом может быть нормальной»[6].
Методологической основой
явилось положение о
психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и
патологии (Н.И.Жин-кин, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, 3.А. Репина), теория
поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);
теория о закономерностях становления
фонетической стороны речи (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев) и другие.
На основании вышеизложенного была определена цель
педагогической деятельности – преодоление нарушений
звукопроизношения и просодической стороны речи у младших школьников с
дизартрией средствами биоэнергопластики.
Задачи:
-
проанализировать
специальную педагогическую, психологическую, медицинскую литературу по
определению понятия «биоэнергопластика», обобщить рекомендации
различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции дизартрии;
-
выявить уровни нарушений двигательных функций артикуляционного аппарата, дыхания
и просодической стороны речи и фонетические особенности речи у младших
школьников с дизартрией;
-
разработать комплексы артикуляционной и дыхательной
гимнастики в соответствии с основными положениями биоэнергопластики и
выявленными нарушениями;
-
внедрить комплексы артикуляционной
и дыхательной гимнастики с биоэнергопластикой в коррекционный процесс,
направленный на преодоление нарушений звукопроизношения и
просодической стороны речи у младших школьников с дизартрией;
-
провести итоговые диагностические исследования с целью выявления эффективности
применения биоэнергопластики в коррекционном процессе с младшими школьниками,
имеющими дизартрию.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.