АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА
2011-2020 ГОДЫ
Н.А.Сысоева
КГУ «Булаевская средняя школа №2»
«Школу делает школой учитель»
Организационной
основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере
образования должна стать Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая
продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа
как организационная основа государственной
политики
в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и
срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и
технологиях образования и воспитания, системе
управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной
деятельности
и финансово-экономических механизмах.[1]
Выражением
творчества учителя, во всех его проявлениях является урок. «Урок – это зеркало
общей и педагогической культуры учителя – писал В.А.Сухомлинский, мирило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [2]
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором
учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его
активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования его нравственных основ.
Одним из основных требований к уроку является
научность, творческий подход к каждому ученику. Я организовываю процесс
обучения таким образом, чтобы каждое условие по овладению знаниями протекало в
условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них
таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение,
сравнение; учу ребят самостоятельно работать, высказывать и проявлять
предложения, догадки; уметь делать обобщение изученных факторов, творчески
применять знания в новых ситуациях.
Творческая
деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового материала.
Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся,
ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых
знаний.
Знания,
умения, навыки проверяются на разных этапах учебного процесса – это основные
средства, с помощью которых устанавливается, как учащийся усваивает программный
материал продвигается в своем развитии.
На
каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового
материала проверяются знания опорных представлений и понятий для уточнения и
углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
В
ходе самого процесса обучения знания проверяются для того чтобы определить их
уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и
осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и
действий, применение их на практике, а также соответственно, корректировать
деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью.
Основной
задачей проверки является определении качества усвоения знаний, навыков и
умения учащихся. В процессе массовой проверки качества знаний, навыков и умений
можно выделить задания следующих уровней их усвоения.
ПЕРВЫЙ,
наиболее элементарный уровень, направленный на проверку знаний фактического
материала
ВТОРОЙ,
направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки
понятий законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть
объективные связи и отношения между ними.
ТРЕТИЙ
уровень предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний.
На этом этапе учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком
плане, используя знания многих разделов программы.
ЧЕТВЕРТЫЙ
уровень направлен на проверку знаний и умений учащихся; применять знания,
навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации.
ПЯТЫЙ
уровень требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь
применять знания, навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на
материал и способы выполнения действий.
Определяя
структуру урока контроля, целесообразно исходить из принципа постепенного
нарастания уровня знаний, навыков, умений от уровня осознания до
реконструктивного и конструктивного. При таком подходе структура урока этого
типа будет примерно следующей.
1.Мотивация
учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. Здесь
возможен:
А) показ
необходимости широкого свободного использования в жизненных ситуациях
приобретенных в школе знаний, умений и навыков;
Б) сообщение
о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения,
оформления результатов самостоятельной работы.
2. Проверка
знания учащимися фактического материала и умения, раскрывать элементарные
внешние связи в предметах и явлениях. Это:
А) устная
фронтальная беседа;
Б) устный индивидуальный
опрос.
3. Проверка
знаний учащимися основных понятий (законов) и умений, объяснить их сущность,
приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям. Здесь возможна:
А)
письменная работа (в течение 8-10 мин);
Б)
индивидуальный опрос.
4. Проверка
глубины осмысления учащимися знаний в стандартных условиях. Может быть:
А)
письменное решение задач;
Б)
выполнение самостоятельных, практических заданий по предметам, по готовым
данным сформулированным вопросам.
5.
Применение знаний в нестандартных условиях. Это:
А)
выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса
усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия;
Б)
выполнение комплексных творческих практических работ.
Планируя
опрос учащихся нужно четко определить цель, содержание и методы проверки;
наметить сроки; продумать план и содержание проверки; наметить сроки
проведения.
Существует
формы контроля, такие как обзорный, предварительный, персональный,
тематический, фронтальный и другие виды можно осуществить различными методами –
это и устная проверка, письменная, графическая, комбинированная, тестирование,
групповая работа, конструирование дидактических карточек, дидактических таблиц,
пособий и другое.
Активные
формы обучения – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы
оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и
материалов, а также оценки применяемых методов. Изменяя, технологию урока я
стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик достиг поставленной учителем цели.
Моделируя
урок, делаю такие этапные шаги:
1.
Определение того, в чем
состоит полное усвоение, какие результаты должны быть достигнуты всеми
учениками.
2.
Точно установить эталоны
усвоения того или иного предмета (помогают в этом разработанные стандарты).
3.
Примерное составление
конкретных результатов обучения, точная модель обучения при которой, каждый
ученик достигает хороших результатов.
У меня всегда
возникает вопрос; «Чего я хочу?». И сама на него отвечаю: «Хочу. Чтоб хоть один
ученик чувствовал себя иначе в школе. Хочу стать учителем, которого не забудут.
Хочу найти с учениками общий язык, взаимопонимание. Это толкнуло меня на
размышления о новых активных принципах педагогической технологии в школе.
О некоторых
методах, формах и видах работы я хочу рассказать.
1.Организация
урока.
На этом
этапе применяю такие виды работ:
-
привлекательная цель – перед учащимися ставлю простую и привлекательную цель,
выполняя которую они волей – не волей выполняют учебное действие, которое
планирую я. Этот вид постановки цели урока позволяет привлечь внимание всех
учащихся к изучаемой цели и изученному материалу.
-Однажды,
говорю я, - одной арифметической школе ребятам читали рассказ об удивительной
стране, в которой люди ходят по воде! А теперь посмотрите в окно! Разве вы с
вами не ходим по воде? (на улице зима). Мы так привыкли к воде, что не
замечаем, а часто не знаем её удивительных свойств.
И далее
переходим к свойствам воды: три ее состояния.
ПРИМЕР МАТЕМАТИКА:
ученик с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 – это 8, или 5 и 5 – это
10, а 5 и 4 – это 9 плохо запоминают учащиеся. Я раздаю каждому по 9палочек в
руки и предлагаю разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну.
Для многих
учеников стало открытием, что это сделать не удается. И сами ученики пришли к
выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот
факт точно! Этот вид работы развивает у учащихся внимание, мышление, расширяет
кругозор.
Удивительно
то, что когда в начале урока загадываешь загадку, и отгадка открывается в ходе
урока, у детей появляется большое желание работать, не просто что-то решить, а
быстро, четко и ясно.
-следующий вид работы
– «отсроченная отгадка»
Цель – заинтересовать
детей, чтобы у них появилось желание работать.
ПРИМЕР ПОЗНАНИЕ МИРА
-на следующем уроке
речь пойдет о животном, очень удивительном.
- как вы думаете о
ком? (Ответы: лиса кролик)
- нет, это животное
не хищник. Он покрыт иголками и шерстью, у него большие уши – до 5см, хорошо
развит слух. У этих зверьков удивительная устойчивость к сильным ядам. Это…
Впрочем не будем торопиться. На очередном уроке я открою секрет, что это
ушастый еж, (дальше речь пойдет о других животных пустыни), т.е. создаю
ситуацию «стремление ученика к дальнейшим знаниям».
Следующая часть
структуры урока?
2. Изучение нового
материала
На этом
этапе применяю такие виды работ:
-даю детям
возможность пофантазировать, т.е. реальную ситуацию дополнить фантастикой.
А)
«фантастическая добавка»
ПРИМЕР математика
-Сегодня мы
совершим полет на Луну с интересными космическими животными, а вот как оно
называется, вы узнаете, когда решите примеры и расставите буквы.
49 : 7
7 * 8
28 :7
7 *7
63 : 9
56 : 7
8 * 8
45 :9
Т У О Т О П Г О
4 49 7 64 7 8 56 5
-Ребята, как вы
думаете, радо будет космическое животное путешествовать с нами?
Следующий
вид работы: «Лови ошибку». Учу детей мгновенно реагировать на ошибки, я поощряю
внимание и готовность вмешаться.
ПРИМЕР: предлагаю
уравнения, и даю 10 мин для решения. Проходит время, но ответа нет. Один ученик
говорит, что решить нельзя, т.к. здесь ошибка.
-Нет. Это я
нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в
правильности задачи, - говорю я.
ПРИМЕР РУССКИЙ ЯЗЫК:
Тема: глаголы –
исключения.
Проспрягать глаголы 1
спряжения: держать, дышать и выделить окончания глаголов.
-Почему
относятся к 1 спряжению?
Некоторые учащиеся,
выделив окончания, говорят, что 1 спряжение, а другие 2 спряжение. Учащимся предлагается
доказать к какому спряжению относятся данные глаголы – исключения. Создается
проблемная ситуация. Такими ситуациями можно пользоваться на таких этапах
урока: повторение, тренировка, отработка умений.
Я предлагаю
повторение активное и развивающее, у ребят появляется право выбора заданий,
свобода действий в решении упражнений, развиваются творческие способности. При
организации повторения применяю следующие виды работы.
3.
Повторение с контролем.
Ученики задают свои
вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них
отвечают. Постепенно приучаю детей к тому, чтобы система вопросов полностью
перекрывала учебный материал.
А) «Свои примеры»
игра светофор. Цель: выявить уровень усвоения учебного материала.
Б) «Пересечение тем»
этот вид хорош тем, что повторение предыдущего связано с последующим изучением
материала, темой и с другими предметами.
4.Домашнее
задание
Достаточно
распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием повышенного
объема или сложности. Я считаю, если задавать домашнее задание, то с
максимальной пользой! И применяю разнообразные приемы. Домашнее задание задаю
на «три уровня».
1 уровень –
обязательный – выполняет любой ученик.
2 уровень –
тренировочный – выполняет учащийся, который желает хорошо знать предмет.
3 уровень –
творческое задание – разработать частушки, басни, сказки.
А)
«Массивом»
ПРИМЕР литература
При изучении
басен И.А.Крылова, предлагаю выучить одну понравившуюся. Выбор басни отражает
личность ученика, его характер. Важно, что класс в течение урока слышит не одно
и то же.
ПРИМЕР Математика
Из 15 задач
ученик обязан решить 10, а остальные по желанию. Эффект этого приема –
самостоятельный выбор задач дает полноценную возможность самореализации, а
этого не хватает нашим ученикам.
Б)
«Идеальное задание» - я не даю никакого определенного задания, но домашнее
задание выполняется, кто – то решит несколько задач, кто-то подберет примеры
или нарисует иллюстрацию к изученной теме.
На последнем этапе
урока применяю прием:
5.
Опрос – итог
В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
-Что на уроке было главным?
-Что было интересным?
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Чему вы научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.
Каковы же результаты применения активных форм на моей практике?
МОИ УЧЕНИКИ:
1.лишены страха высказывать правильную мысль;
2. свободны в выборе путей решения, средств, темпа работы;
3. при решении любого вопроса подходят творчески;
4. при работе в парах формируется умение работать в коллективе,
коммуникабельность;
5. САМОЕ ГЛАВНОЕ – учащиеся работают самостоятельно.
Чтобы говорить всерьез о результативности такой работы, возникают много
вопросов: КАК? ПОЧЕМУ? Я остаюсь в постоянном поиске, думая, чему бы я хотела
научить своих ребят: Повиноваться или познать мир? Если познавать мир, то как?
Глазами учителя? А может надо спокойно, неторопливо, принимая мир ребенка, не
навязывая ему свою позицию, способствовать формированию его собственного
взгляда!?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
ГПРК об Образовании
2011-2020г.
2.
Гуманист. Мыслитель.
Педагог. Москва «Педагогика» 1991г.
3.
Учитель Казахстана №33-40,
2000г.
4.
Учитель Казахстана №39-42
1999г.
5.
Анатолий Гин «Приемы
педагогической технологии», М:.Рига – Пресс, 1999г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.