Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

Скачать материал

 

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

Н.А.Сысоева

КГУ «Булаевская средняя школа №2»

 

«Школу делает школой учитель»

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная  программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики                  в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании  и  технологиях  образования  и  воспитания,  системе  управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности                 и финансово-экономических механизмах.[1]

                  Выражением творчества учителя, во всех его проявлениях является урок. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры  учителя – писал В.А.Сухомлинский,  мирило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [2]

         Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

         Одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому ученику. Я организовываю процесс обучения таким образом, чтобы каждое условие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; учу ребят самостоятельно работать, высказывать и проявлять предложения, догадки; уметь делать обобщение изученных факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

         Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового материала. Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.

         Знания, умения, навыки проверяются на разных этапах учебного процесса – это основные средства, с помощью которых устанавливается, как учащийся усваивает программный материал продвигается в своем развитии.

         На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятий для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.

         В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, а также соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью.

         Основной задачей проверки является определении качества усвоения знаний, навыков и умения учащихся. В процессе массовой проверки качества знаний, навыков и умений можно выделить задания следующих уровней их усвоения.

         ПЕРВЫЙ, наиболее элементарный уровень, направленный на проверку знаний фактического материала

         ВТОРОЙ, направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки  понятий законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть объективные связи и отношения между ними.

         ТРЕТИЙ уровень предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний. На этом этапе учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком плане, используя знания многих разделов программы.

         ЧЕТВЕРТЫЙ уровень направлен на проверку знаний и умений учащихся; применять знания, навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации.

         ПЯТЫЙ уровень требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь применять знания, навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на материал и способы выполнения действий.

         Определяя структуру урока контроля, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний, навыков, умений от уровня осознания до реконструктивного и конструктивного. При таком подходе структура урока этого типа будет примерно следующей.

         1.Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. Здесь возможен:

         А) показ необходимости широкого свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, умений и навыков;

         Б) сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов самостоятельной работы.

         2. Проверка знания учащимися фактического материала и умения, раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Это:

         А) устная фронтальная беседа;

         Б) устный индивидуальный опрос.

         3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений, объяснить их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям. Здесь возможна:

         А) письменная работа (в течение 8-10 мин);

         Б) индивидуальный опрос.

         4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний в стандартных условиях. Может быть:

         А) письменное решение задач;

         Б) выполнение самостоятельных, практических заданий по предметам, по готовым данным сформулированным вопросам.

         5. Применение знаний в нестандартных условиях. Это:

         А) выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия;

         Б) выполнение комплексных творческих практических работ.

         Планируя опрос учащихся нужно четко определить цель, содержание и методы проверки; наметить сроки; продумать план и содержание проверки; наметить сроки проведения.

         Существует формы контроля, такие как обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и другие виды можно осуществить различными методами – это и устная проверка, письменная, графическая, комбинированная, тестирование, групповая работа, конструирование дидактических карточек, дидактических таблиц, пособий и другое.

         Активные формы обучения – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. Изменяя, технологию урока я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик достиг поставленной учителем цели.

         Моделируя урок, делаю такие этапные шаги:

1.     Определение того, в чем состоит полное усвоение, какие результаты должны быть достигнуты всеми учениками.

2.     Точно установить эталоны усвоения того или иного предмета (помогают в этом разработанные стандарты).

3.     Примерное составление конкретных результатов обучения, точная модель обучения при которой, каждый ученик достигает хороших результатов.

У меня всегда возникает вопрос; «Чего я хочу?». И сама на него отвечаю: «Хочу. Чтоб хоть один ученик чувствовал себя иначе в школе. Хочу стать учителем, которого не забудут. Хочу найти с учениками общий язык, взаимопонимание. Это  толкнуло меня на размышления о новых активных принципах педагогической технологии в школе.

         О некоторых методах, формах и видах работы я хочу рассказать.

1.Организация урока.

         На этом этапе применяю такие виды работ:

         - привлекательная  цель – перед учащимися ставлю простую и привлекательную цель, выполняя которую они волей – не волей выполняют учебное действие, которое планирую я. Этот вид постановки цели урока позволяет привлечь внимание всех учащихся к изучаемой цели и изученному материалу.

         -Однажды, говорю я, - одной арифметической школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! А теперь посмотрите в окно! Разве вы с вами не ходим по воде? (на улице зима). Мы так  привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем её удивительных свойств.

          И далее переходим к свойствам воды: три ее состояния.

ПРИМЕР МАТЕМАТИКА: ученик с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 – это 8, или 5 и 5 – это 10, а 5 и 4 – это 9 плохо запоминают учащиеся. Я раздаю каждому по 9палочек в руки и предлагаю разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну.

         Для многих учеников стало открытием, что это сделать не удается. И сами ученики пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт точно! Этот вид работы развивает у учащихся внимание, мышление, расширяет кругозор.

         Удивительно то, что когда в начале урока загадываешь загадку, и отгадка открывается в ходе урока, у детей появляется большое желание работать, не просто что-то решить, а быстро, четко и ясно.

-следующий вид работы – «отсроченная отгадка»

Цель – заинтересовать детей, чтобы у них появилось желание работать.

ПРИМЕР ПОЗНАНИЕ МИРА

-на следующем уроке речь пойдет о животном, очень удивительном.

- как вы думаете о ком? (Ответы: лиса кролик)

- нет, это животное не хищник. Он покрыт иголками и шерстью, у него большие уши – до 5см, хорошо развит слух. У этих зверьков удивительная устойчивость к сильным ядам.  Это… Впрочем не будем торопиться. На очередном уроке я открою секрет, что это ушастый еж, (дальше речь пойдет о других животных пустыни), т.е. создаю ситуацию «стремление ученика к дальнейшим знаниям».

Следующая часть структуры урока?

2. Изучение нового материала

         На этом этапе применяю такие виды работ:

-даю детям возможность пофантазировать, т.е. реальную ситуацию дополнить фантастикой.

         А) «фантастическая добавка»

ПРИМЕР математика

         -Сегодня мы совершим полет на Луну с интересными космическими животными, а вот как оно называется, вы узнаете, когда решите примеры и расставите буквы.

49 : 7

7 * 8

28 :7

7 *7

63 : 9

56 : 7

8 * 8

45 :9

Т У О Т О П Г О

4 49 7 64 7 8 56 5

-Ребята, как вы думаете, радо будет космическое животное путешествовать с нами?

         Следующий вид работы: «Лови ошибку». Учу детей мгновенно реагировать на ошибки, я поощряю внимание и готовность вмешаться.

ПРИМЕР: предлагаю уравнения, и даю 10 мин для решения. Проходит время, но ответа нет. Один ученик говорит, что решить нельзя, т.к. здесь ошибка.

         -Нет. Это я нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в правильности задачи, - говорю я.

ПРИМЕР РУССКИЙ ЯЗЫК:

Тема: глаголы – исключения.

Проспрягать глаголы 1 спряжения: держать, дышать и выделить окончания глаголов.

         -Почему относятся к 1 спряжению?

Некоторые учащиеся, выделив окончания, говорят, что 1 спряжение, а другие 2 спряжение. Учащимся предлагается доказать к какому спряжению относятся данные глаголы – исключения. Создается проблемная ситуация. Такими ситуациями можно пользоваться на таких этапах урока: повторение, тренировка, отработка умений.

Я предлагаю повторение активное и развивающее, у ребят появляется право выбора заданий, свобода действий в решении упражнений, развиваются творческие способности. При организации повторения применяю следующие виды работы.

         3. Повторение с контролем.

Ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучаю детей к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

А) «Свои примеры» игра светофор. Цель: выявить уровень усвоения учебного материала.

Б) «Пересечение тем» этот вид хорош тем, что повторение предыдущего связано с последующим изучением материала, темой и с другими предметами.

         4.Домашнее задание

Достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Я считаю, если задавать домашнее задание, то с максимальной пользой! И применяю разнообразные приемы. Домашнее задание задаю на «три уровня».

1 уровень – обязательный – выполняет любой ученик.

2 уровень – тренировочный – выполняет учащийся, который желает  хорошо знать предмет.

3 уровень – творческое задание – разработать частушки, басни, сказки.

         А) «Массивом»

ПРИМЕР литература

         При изучении басен И.А.Крылова, предлагаю выучить одну понравившуюся. Выбор басни отражает личность ученика, его характер. Важно, что класс в течение урока слышит не одно и то же.

ПРИМЕР Математика

         Из 15 задач ученик обязан решить 10, а остальные по желанию. Эффект этого приема – самостоятельный выбор задач дает полноценную возможность самореализации, а этого не хватает нашим ученикам.

         Б) «Идеальное задание» - я не даю никакого определенного задания, но домашнее задание выполняется, кто – то решит несколько задач, кто-то подберет примеры или нарисует иллюстрацию к изученной теме.

На последнем этапе урока применяю прием:

5.     Опрос – итог

В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

-Что на уроке было главным?

-Что было интересным?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Каковы же результаты применения активных форм на моей практике?

МОИ УЧЕНИКИ:

     1.лишены страха высказывать правильную мысль;

     2. свободны в выборе путей решения,  средств, темпа работы;

     3. при решении любого вопроса подходят творчески;

     4. при работе в парах формируется умение работать в коллективе, коммуникабельность;

     5. САМОЕ ГЛАВНОЕ – учащиеся работают самостоятельно.

Чтобы говорить всерьез о результативности такой работы, возникают много вопросов: КАК? ПОЧЕМУ? Я остаюсь в постоянном поиске, думая, чему бы я хотела научить своих ребят: Повиноваться или познать мир? Если познавать мир, то как? Глазами учителя? А может надо спокойно, неторопливо, принимая мир ребенка, не навязывая ему свою позицию, способствовать формированию его собственного взгляда!?

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     ГПРК об Образовании 2011-2020г.

2.     Гуманист. Мыслитель. Педагог.  Москва «Педагогика» 1991г.

3.     Учитель Казахстана №33-40, 2000г.

4.     Учитель Казахстана №39-42 1999г.

5.     Анатолий Гин «Приемы педагогической технологии», М:.Рига – Пресс, 1999г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

 

         Одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому ученику. Я организовываю процесс обучения таким образом, чтобы каждое условие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; учу ребят самостоятельно работать, высказывать и проявлять предложения, догадки; уметь делать обобщение изученных факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2014 577
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федица Андрей Васильевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федица Андрей Васильевич
    Федица Андрей Васильевич
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 37599
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек