Активизация учебной
деятельности младших школьников в образовательном процессе
Ключевой проблемой в решении
задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является
активизация познавательной деятельности младших школьников. Её особая значимость
состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью,
направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование
отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в
готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к
объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Я
обозначила основную цель моей
педагогической работы: создание условий для
активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования
ИКТ в
образовательном процессе.
Для
достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
·
Способствовать созданию
информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
·
Формировать информационную
культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
·
Формировать учебную
мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
·
Совершенствование
интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной
познавательной деятельности;
·
Повышение уровня обученности
и качества знаний учащихся.
Согласно педагогическому словарю “активность
личности” (от лат. аctivus
– деятельный) – деятельностное отношение личности к миру, способность
производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды
на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой
деятельности, волевых актах, общении”. Активность познавательная определяется
как “деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к
учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения
знаниями”.
При
составлении опорного конспекта работа проходит так: учитель на доске, дети в
тетради. Обращаю внимание учеников, что условные знаки не должны превращаться в
рисунки и выполняются простым карандашом. На каждом уроке наглядность: карта,
грамзапись, видеофильм, презентация, прослушиваются подготовленные сообщения.
Когда работа закончена, даю образец рассказа, который продолжают сильные
ученики. Во время работы нет пассивных! Проверка домашнего задания проходит и в
парах. Выслушав ответ, ученики оценивают друг друга, и эта оценка учитывается
учителем при выполнении следующего задания. Если ученик не согласен с мнением
товарища, он имеет право защитить свою оценку, ответив на дополнительный
вопрос. Такой приём позволяет проверить подготовку большего количество
учащихся, включить в активную деятельность и тех, кто по какой – то причине не
доучил. Дети не испытывают страха при проверке домашнего задания, так как
слабые могут отвечать с опорой на конспект. Все работают активно и чувствуют
себя на уроке спокойно. В классе есть ученики – консультанты, мои помощники. Во
время самостоятельной работы над составлением конспекта “Продолжи сам!”,
помогают, подсказывают, проверяют выполненное задание. Такая работа проходит и
в группах.
Младшие
школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к
поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а
всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя
много нового, неизведанного, и ещё больше полюбите край, в котором
живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как:
“Гуляй да присматривайся”
1. Какой снег тает быстрее:
чистый или грязный? (1 кл.)
2. Какой формы бывают
снежинки? (2 кл.)
3. Какое дерево первым начинает
желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.)
“Проверяем народную
примету”.
1. Чем суше и теплее
сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)
2. Осенью листья берез
начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.)
З. Птицы вьют гнезда на
солнечной стороне — к холодному лету (З кл.)
4. Из берез течет много сока
— к дождливому лету (4 кл.)
«Угадай букву» (1кл)
«Найди лишнее слово» (1
кл)
«Найди затерянный овощ»
(1кл)
«В стране чудес» (3кл)
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное
развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках
наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность,
серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на
уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме,
обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми
общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Список
литературы
1. Коджаспирова Г.М. Словарь
по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д:
Издательский центр “МарТ”.
2. Шамова Т.И. Активизация
учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.
3. Щукина Г.И. Активизация
познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М.,
Просвещение, 1979.
3. Педагогический
энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов,
Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Джозеф Корнелл. Давайте
наслаждаться природой вместе с детьми. – ИСАР – Дальний Восток, 1999.
5. Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя
/Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.
6. Журналы “Начальная
школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001.
7. Бондаревский. Воспитание
интереса к знаниям. — Тула, 1968.
8. Гарин С., Новиков С.Х.
Человек-листочек. Энциклопедические игры, конкурсы, викторины. — Хабаровск,
1998.
9. Минский Е.М. От игры к
знаниям: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.