Актуализация не связана с организационно-структурным отрезком
времени: привлечение знаний и умений учащихся может быть на протяжении всего
занятия, в том числе при выполнении ими конкретных заданий на применение знаний
на практике. Понятие «опрос» имеет корни в репродуктивном обучении, оно
нацеливает на воспроизведение пройденного, на отчетность учащихся педагогу.
«Актуализация» ориентирует на сотрудничество, на свободное общение двух
заинтересованных сторон (преподавателя и учащихся) с целью установления
исходных позиций для того, чтобы была возможность продуктивно работать по
усвоению нового учебного материала.
Формирование новых знаний и умений – это
процесс освоения содержания темы, учебных умений, приемов развития
мышления. Каждый урок должен нести что-тоновое, даже если он посвящен
систематизации и обобщению пройденного и, казалось бы, не предвидится ничего
неизвестного, сам характер деятельности и общение, формы организации должны
быть информативны.
Применение знаний на практике – компонент урока,
целью которого является определение уровня усвоения, тренинг в выполнении
практических заданий, развитие творчества в деятельности. О понимании
пройденного учебного материала обучающимися преподаватель может судить по
степени самостоятельности в работе, по логичности суждений и правильности
действий. Для проверки умений применения знаний на практике можно использовать
такие формы организации деятельности, как самостоятельная работа, деловая
дискуссия, деловая игра и т.д.
Форма проведения инструктажа фронтальная,
так как работают все учащиеся.
Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на
которые мастер должен обратить особое внимание.
Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют
глубокого психологического проникновения в индивидуальность. Умение вселить в
учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других
справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и
труда.
При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять
умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся,
создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в
разнообразных ситуациях (в том числе и новых).
Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект
«синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в
оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах
учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность
в отношениях.
Заключительный инструктаж обычно проводит мастер производственного
обучения, но существуют и другие варианты. Реализуя идею госприемки, можно
создать из лучших учащихся бригаду и поручить ей подробно проанализировать
достоинства и недостатки работ учащихся.
В структуре урока
производственного обучения выделяют организационную (внешнюю)структуру:
вводный инструктаж; основную часть – упражнения (самостоятельная работа)
учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж
учащихся. Инструктаж широко распространен в методике производственного
обучения. Основная форма общения с учащимися при инструктаже – словесная.
Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения
операций. Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и заключительный
инструктаж.
Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было
предъявлено на этапе актуализации; происходит процесс осознания, осмысления
значения нового знания или новых способов действий. Обобщение и систематизация
приводят к собственно усвоению. Именно на этапе усвоения, подчеркивает
Махмутов, используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и
развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез,
выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы,
выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной
деятельности (планирующие, исполнительские и другие действия). Здесь учитель
структурирует свою деятельность, применяя приемы преподавания, побуждения,
общения и аттракции в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося
и ее мотивационным обеспечением. Таким образом, сочетание внешних и внутренних
элементов структуры урока представляет собой единство деятельности учителя и
учебной деятельности учащегося.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.