Методический лекторий
Акмеологические технологии обучения и
компетентностный подход в образовательной среде.
Пути
повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема
результативности, качества образования - одна из актуальных и приоритетных в
системе современного отечественного образования. Одним из важных направлений
решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических
технологий. В основе многих из них - обращение к личности и индивидуальности
каждого ученика.
Как
сформировать у растущей личности умение жить, умение достичь жизненного успеха
в сложном, быстро меняющемся современном социуме? Дать ответ на эти вопросы и реализовать
подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата,
соответствующего цели гуманизации, и повышает качество образования, призваны акмеологические
технологии.
Акмеология
– новая наука, уверенно заявившая о себе в конце 80-х гг 20-го века. Четко
обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство,
научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была
официально зарегистрирована как самостоятельная наука.
В
1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия
акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. В 1994 году
начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал
«Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и
симпозиумы по акмеологии.
В
Моcкве
был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение
для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации. Возникновение,
становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами
члена-корреспондента РАО, профессора Нины Васильевны Кузьминой и
действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева.
Акмеология
в образовании - это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития
человека.
Акмеологические
технологии направлены на достижение успеха каждым учеником и каждым учителем,
на формирование устойчивой внутренней мотивации.
К числу
акмеологических можно отнести следующие технологии:
- игровые
(дидактическая игра, технологии игромоделирования),
- технологии
психоконсультирования,
- тренинговые
технологии,
- технологии
развивающего обучения,
- технология
личностно-ориентированного обучения,
- технология
критического мышления,
- метод
проектов.
Отличительной
особенностью акмеологических технологий являются специфические структурные
компоненты - стадии саморазвития ученика:
-
самоактуализация, потребность в достижениях;
-
самоанализ своих проблем и достижений;
-
самооценка своих результатов;
-
самореализация в творчестве;
-
саморегуляция своей работы;
-
развитие самосознания ученика как субъекта образования,
т.е. сформировать
и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость
в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих
специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное
и профессиональное Я.
Акмеологическая
среда
* создаёт условия для: самоопределения
учащихся (творческого, профессионального и т.д.); развития индивидуальных
личностных качеств ребенка; творческого самовыражения; психолого-педагогического
сопровождения ребенка; дополнения домашнего воспитания.
*
учитывает: индивидуальные личностные качества ребенка; внутренние мотивы ребенка;
современный социальный заказ на образовательные услуги.
* предоставляет
возможность: для развития и саморазвития индивидуальных личностных качеств
ребенка; для эффективного использования потенциала свободного времени;ребенку
свободного выбора для развития своих способностей; компенсировать недостаток
образовательных услуг; субъективизации родителей в учебно-воспитательный
процесс.
* формирует акмеологическую
модель выпускника и педагога.
Использование
акме-технологий позволяет предложить механизм проектирования, создания
собственной профессиональной и личностной деятельности, это
целенаправленный процесс, благодаря которому ребенок осознает четкие
перспективы своей будущей профессии, готовится к добровольной активности
в карьерном росте.
Акме-технологии
направлены на формирование мотива самоутверждения. В связи
с этим приоритетным для учителя и руководителя становится проблема
развития учебной мотивации учащихся. Не секрет, что учащиеся старших классов,
имея высокую мотивацию, только иногда (или редко) реализуют названные мотивы
в учебной деятельности. Менее половины учащихся стремятся к учебному
успеху, для остальных равнозначными оказываются стремления к успеху
и недопущение неудачи. У подавляющего большинства учащихся внешние
и внутренние мотивы выражены в равной степени, при этом учебные
мотивы в поведении реализуются довольно редко. Акме-технологии призваны
помочь учащимся познать себя, свой внутренний мир, осознать себя частью
социума. Успешность социализации зависит от ценностных ориентаций
и отношений, составляющих ядро личности. Во многом оно определяется
запасом приобретенных в школе знаний, умений и навыков, которые будут
характеризовать ребенка как субъекта деятельности.
Профессиональное
становление и развитие педагога невозможно без сформированных
критериальных зрелостей самого учителя. В настоящее время профессионализм
учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию
и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения
проектировочными умениями.
Учитель
акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно
важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи
своей деятельности, планировать методическую работу, умение формулировать
прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность
на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения
необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста,
определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет
способствовать повышению педагогического мастерства и качества
образования.
Первая
и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры
учителя является целеполагание. Постановка человеком сколько-нибудь значимых
жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако
реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. Действительно,
способность к творчеству - это еще одна составляющая профессиональной
культуры учителя акмеологической школы.
Следующими
по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные
умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать
проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность
на уроке в зависимости от ситуации, но и умение
обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные
и личностно значимые для методического самосовершенствования темы.
Одним
из самых важных компонентов профессиональной зрелости учителя является
профессиональная компетентность.
В материалах
модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из
важных концептуальных положений обновления содержания образования.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования:
обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие
индивидуальности. Компетентностный подход предполагает
не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в
комплексе. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. В качестве инструментальных средств достижения этих целей
выступают принципиально новые конструкты: компетентности, компетенции.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических
знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
В самом общем виде
компетентности можно определить как целостную и систематизированную
совокупность обобщенных знаний.
Универсальные
компетентности широкого спектра использования называют ключевыми
или базовыми компетентностями, тем самым подчеркивая их
первичность по отношению к другим метаобразовательным конструктам: компетенциям.
Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, так
как включают познавательные, операционально-технологические,
эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
Базовые компетентности:
·
компетентность в сфере
самостоятельной познавательной деятельности (основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных
источников информации, в том числе внешкольных);
·
компетентность в сфере
гражданско-общественной деятельности (выполнение
ролей гражданина, избирателя, потребителя);
·
компетентность в сфере социально-трудовой
деятельности (в том числе умение
анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные
возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки
самоорганизации);
·
компетентность в бытовой сфере
(включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия и проч.);
·
компетентность в сфере
культурно-досуговой деятельности (включая
выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно
обогащающих личность).
Компетенции – это обобщенные
способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной
деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою
компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности –
совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в
процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических
и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных
(процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и
эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт –
интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и
приемов решения задач.
Компетенции
широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью,
получили название ключевых. Одни и те же ключевые компетенции
обеспечивают продуктивность различных видов деятельности.
Не существует единого согласованного перечня ключевых
компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к
подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной
позицией социума в определенной стране или регионе. Во время симпозиума Совета
Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий
примерный перечень ключевых компетенций.
Изучать: уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои
собственные приемы изучения;• уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься
своим обучением.
Искать: запрашивать различные базы
данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать
информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать: организовывать взаимосвязь
прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту
развития наших обществ;• уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть
важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение
и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением,
а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и
литературы.
Сотрудничать: уметь сотрудничать и
работать в группе; принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь
договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься
за дело:
включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и
вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться: уметь использовать новые
технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых
изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые
решения.
Изучив
международный опыт в проекте модернизации образования, отечественные педагоги
выделяют несколько основных групп ключевых компетенций, формированию которых
придается важное значение в подготовке молодежи:
Ценностно-смысловые компетенции: предполагают умения:- формулировать собственные
ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам
деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе
собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за
их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и
смысловых установок;- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с
учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции: предполагают умения:- ставить цель и
организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной
деятельности;- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины
явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать
результаты, формулировать выводы;- выступать устно и письменно о результатах
своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Информационные компетенции: предполагают умения:-
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями,
Интернет;- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее;- ориентироваться в информационных
потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно
воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;- владеть навыками
использования информационных устройств: компьютера, мобильного телефона, факса,
принтера;- применять для решения учебных задач информационные и
телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту,
Интернет;
Коммуникативные компетенции: предполагают умения:- уметь представить себя
устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме;- уметь представлять свой
класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога
культур, использовать для этого знание иностранного языка;- выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;- владеть
разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);- владеть
способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения; умениями искать и находить компромиссы;- иметь позитивные навыки
общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе,
основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных
общностей и социальных групп.
Социально-трудовые компетенции: предполагают умения:- владеть знаниями и опытом
выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определять
свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
владеть культурными нормами и традициями; владеть эффективными способами
организации свободного времени;- иметь представление о системах социальных норм
и ценностей;- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и
общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;-
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя и
др.
Компетенции личностного самосовершенствования: предполагают умения:-
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;- знать и
применять правила поведения в экстремальных ситуация;- позитивно относиться к
своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования,
эмоциональной саморегуляции и самоконтроля;- знать и применять правила личной
гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть
способами оказания первой медицинской помощи;- владеть элементами
психологической грамотности, половой культуры и поведения;- иметь многообразие
двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах
соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Т.о.,
компенентности – это то, что мы знаем, компетенции – это то, чем мы владеем.
Подведём
итог вышесказанному: использование комплекса акмеологических технологий на
основе компетентностного подхода способствует формированию качественно нового
образовательного продукта, обладающего всеми ключевыми компетенциями,
востребованными в современном обществе и необходимых человеку информационной
цивилизации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.