|
|
«Утверждено»
директор
МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ №154» г. Перми
___________/М.Ю.
Жукова/
|
Рабочая
программа
по
предмету «Физика»
7-9 классы
Базовый
уровень
Индивидуальная
форма обучения
Составила: М.А. Гостева
2013-2014 учебный год
Пояснительная
записка
Программа «Физика 7-9 классы» в объеме 119
часов составлена и адаптирована на основе:
·
Примерной программы по
физике для основной общеобразовательной школы под редакцией Ю. И. Дик, В. А. Коровин, А. Н. Максуров, Г. Г. Никифоров, И. И.
Нурминский, В. А. Орлов, А.Ю. Пентян, В.Г. Разумовский, В. Ф. Шилов,
утвержденной Министерством образования РФ (2004 г.);
·
школьного учебного плана
общеобразовательного учреждения.
Данная адаптированная программа предназначена для работы
с учащимися с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом,
обучающимися на дому, и направлена на всестороннее развитие детей, максимальное
использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В этом
контексте реализуется идея индивидуализации обучения, учет
индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции
деятельности каждого учащегося, в соответствии, с чем произведена адаптация содержания
в программе объема часов предназначенных для ее освоения.
Согласно, учебному плану МСКОУ «Школа №154» на изучение физики в 7-9
классах отводится 119 часов:
·
7 класс - 51 час (1,5 часа в неделю);
·
8 класс - 34 часа (1час в неделю);
·
9 класс - 34 часа (1час в неделю).
Из них:
контрольные работы – 9 часов.
Контрольные работы проводятся после изучения разделов курса «Физика 7», «Физика
8», «Физика 9»:
·
7 класс - 4 часа;
·
8 класс - 2 часа;
·
9 класс – 3 часа.
лабораторные работы - 9 часов:
·
7 класс - 3 часа;
·
8 класс - 3 часа;
·
9 класс – 3 часа.
Программа включает следующие разделы:
пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета с определением
целей его изучения; ценностные ориентиры; предполагаемые результаты освоения
курса физики; основное содержание курса; тематическое планирование с указанием
числа часов, отводимых на изучение каждого раздела. Требования к образовательным результатам
достижений учащихся представлены в разделе «Контроль и оценка».
Содержание программы имеет особенности, обусловленные,
во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, социальными требованиями к уровню развития их личностных
и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы основного
общего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями
учащихся.
Усвоение программного
материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся специальных
коррекционных классов в связи с их особенностями: быстрая утомляемость,
недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных
представлений, слабые учебные навыки. Поэтому в связи с уменьшением учебных часов с 210 - при общем уровне
изучения физики - до 119 часов,
предусмотренных учебным планом, с учётом возможностей ребёнка для
усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы
выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и
формирования компетенций.
Основное
содержание
|
Количество
часов, отведенных на изучение
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
Всего по факту
|
стандарт
|
ШУП
|
стандарт
|
ШУП
|
стандарт
|
ШУП
|
стандарт
|
ШУП
|
Физика и физические методы
изучения природы
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
3
|
Механические явления
|
58
|
41
|
38
|
20
|
11
|
6
|
107
|
67
|
Тепловые явления
|
7
|
7
|
30
|
14
|
|
|
37
|
21
|
Электрические и магнитные явления
|
|
|
|
|
39
|
19
|
39
|
19
|
Электромагнитные колебания и волны
|
|
|
|
|
16
|
8
|
16
|
8
|
Квантовые явления
|
|
|
|
|
2
|
1
|
2
|
1
|
Резерв времени
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
6
|
|
Итого:
|
70
|
51 час
|
70
|
34 часа
|
70
|
34 часа
|
210
|
119 часов
|
Адаптация предметного
содержания происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Ряд вопросов
излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах. Часть
материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному
материалу не включаются в контрольные работы). Решение задач на вычисление вызывает
значительные сложности у учащихся VII вида в силу их индивидуально-типологических особенностей. В
связи с этим набор решаемых задач ограничивается задачами, решаемыми в 1-2
действия, обеспечивающие отработку основных учебных компетенций.
В
7 классе количество учебных часов сокращено на 19 часов (из них 2 часа –
резервное время), соответственно часть вопросов изучается в ознакомительном
плане или обзорно.
Раздел
«Работа и мощность»
в ознакомительном плане изучаются следующие темы:
·
Простые
механизмы: рычаг I и II рода, блок, наклонная плоскость.
·
Применение
простых механизмов.
·
КПД
механизмов (затруднения вызывает усвоение понятий о полной и полезной работе).
Раздел «Давление твердых
тел, жидкостей и газов»
за счет объединения близких тем обзорно изучаются следующие вопросы:
·
Давление
газа. Применение сжатого воздуха.
·
Гидростатическое
давление. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.
·
Водопровод.
Гидравлические машины: поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс.
·
Плавание
тел. Плавание животных и человека. Плавание судов. Воздухоплавание.
Уроки «Решение задач» вынесены на факультативные
занятия.
В 8 классе количество учебных часов сокращено на 36 (из них 2
часа – резервное время), соответственно часть вопросов изучается в
ознакомительном плане или обзорно за счет объединения нескольких тем.
Уроки «Решение задач» вынесены на факультативные
занятия.
В разделе «Механические явления»
объединены следующие темы:
·
Наука о движении тел. Перемещение (в курсе математики к этому
времени ещё не пройдено понятие «Вектор»). Графическое представление движения
(из-за затруднения в чтении графиков). Ускорение.
·
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
·
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Развитие ракетной техники.
·
Энергия. Закон сохранения энергии. Использование энергии
движущейся воды и ветра.
·
Механические колебания. Превращения энергии при колебаниях.
·
Свободные и затухающие колебания (учащиеся испытывают
затруднения в восприятии этого материала, в чтении соответствующих графиков). Резонанс.
·
Звуковые
волны. Звук в различных средах.
В
разделе «Тепловые явления» объединены следующие темы:
·
Тепловые явления. Внутренняя энергия. Два способа изменения
внутренней энергии: работа и теплоотдача.
·
Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового
баланса.
·
Тепловые
двигатели. Паровая турбина. Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель
внутреннего сгорания.
На
факультативное занятие выносится вопрос:
·
Кипение.
Зависимость температуры кипения от давления.
·
КПД
тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
В 9
классе количество учебных часов сокращено на 36 часов (из них 2 часа –
резервное время), соответственно часть вопросов изучается в ознакомительном
плане или обзорно за счет объединения нескольких тем.
Уроки «Решение задач» вынесены на факультативные
занятия.
В
разделе «Электрические явления» объединены следующие темы:
·
Электризация
тел и электрический заряд. Делимость электрического заряда.
·
Электроскоп.
Объяснение электризации тел.
·
Электрическое
поле. Громоотвод.
·
Источники
постоянного тока. Электрическая цепь.
·
Сила
тока. Амперметр.
·
Напряжение.
Вольтметр.
В
разделе «Магнитные явления» объединены следующие темы:
·
Постоянные
магниты. Магнитное поле Земли.
·
Магнитное
поле тока. Электромагнит. Телеграфная связь.
·
Действие
магнитного поля на движущийся заряд. Действие магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель.
В
разделе «Оптические явления» объединены следующие темы:
·
Электромагнитная природа света. Распространение света в
однородной среде.
·
Построение
изображения в линзах (выполняется построение только для собирающей линзы).
·
Глаз
как оптическая система (интеграция с курсом биологии). Оптические приборы.
В
разделе «Гравитационные явления» объединены следующие темы:
·
Гравитационное взаимодействие. Сила всемирного тяготения,
постоянная всемирного тяготения (знание формулы обязательно для всех учащихся,
сильные ученики должны уметь её объяснять).
·
Свободное падение тел. Движение бросаемых тел.
·
Движение искусственных спутников. Вес тела, перегрузка, невесомость.
Сила тяжести на других планетах.
Учебно-
методическое обеспечение
Индивидуализация обучения
осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным
психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В
процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель, учитывая
индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечивает
уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний,
умений и навыков по предмету.
Для реализации программы будет использован учебно-методический комплект
для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений С. В. Громова
и Н. А. Родиной. Который содержит:
·
учебники для 7, 8 и 9 классов (С. В. Громов, Н. А.
Родина);
·
книгу для учителя, 7-9 (Н.К. Мартынова);
·
контрольные тесты, 7-9 (А.Е. Марон, Е.А. Марон);
·
опорные конспекты и дифференцированные задачи, 7-9 (А.Е.
Марон, Е.А. Марон);
·
рабочие тетради для 7, 8 и 9 классов (коллектив авторов
под руководством Н.К. Мартыновой).
Учебники С. В. Громова и Н. А. Родиной,
ориентированы на минимальное число часов физики в учебном плане. При этом авторы решали
задачу реализации концентрического принципа
построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира уже к окончанию 9 класса. Учебники оперируют понятиями, вошедшими в
содержательный минимум физического образования, снимают определенные
математические затруднения учащихся, содержат
большое число вопросов к текстам параграфов, интересные
экспериментальные задания. Благодаря экскурсам в историю физика предстает как развивающаяся наука, а краткость учебных текстов позволяет формулировать задания
поискового уровня, посильные для учащихся.
Книга для учителя включает:
тематическое и поурочное планирование учебного процесса; требования к уровню
подготовки учащихся; дидактические материалы по проектированию познавательной
деятельности учащихся.
Контрольные тесты содержат
разноуровневые контрольные работы по всем основным темам курса физики 7-9
классов. Рассчитаны на один урок в виде раздаточного материала.
Опорные конспекты и дифференцированные задачи
охватывают все основные темы курса физики основной школы и представляют собой
целостную структуру. Могут быть использованы при изложении нового материала, в
ходе опроса, в процессе систематизации знаний.
Рабочие тетради для 7, 8 и 9
классов содержат систему индивидуальных заданий для учащихся, материалы для
диагностико-коррекционных занятий.
Особое
внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации
эксперимента. Для обеспечения экспериментальной базы учебного процесса целесообразно использовать модели физических экспериментов, демонстрационные опыты и лабораторные
работы, представленные на CD-дисках,
а также Интернет-ресурсы.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики -
системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии.
Цели изучения физики в основной
школе следующие:
• усвоение учащимися смысла
основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы
научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения
представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о
многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о
законах физики для осознания возможности разумного использования достижений
науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убеждённости в
познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического
мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных
интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и
углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение
этих целей обеспечивается решением следующих задач:
·
ознакомить
обучающихся с основами физической науки, сформировать её основные понятия, дать
представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их
проявление в природе;
·
сформировать
основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить
основой для формирования научного миропонимания;
·
ознакомить
с основными применениями физических законов в практической деятельности человек
с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических
проблем;
·
ознакомить
с методами естественнонаучного исследования;
·
формировать
умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
·
обеспечить
основу для изучения естественнонаучных курсов как параллельно с данным курсом,
так и для последующего обучения в старших классах.
Ценностные ориентиры содержания
предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в
основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности»
включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение
субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического
образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся
формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов
познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют
научные знания, научные методы познания.
В качестве объектов ценности труда и
быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни.
Курс физики обладает
возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых
составляют процесс общения, грамотная речь.
Результаты
освоения курса
Личностными
результатами обучения физике в основной школе являются;
• сформированность
познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убеждённость
в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного
знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий
для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений;
• развитость
теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
• готовность
к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
• мотивация образовательной
деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• приобретение ценностных
отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к
результатам обучения.
Метапредметными
результатами обучения физике в основной школе являются;
• овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своих деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание
различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на
примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• сформированность
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста и находить в нем ответы на вопросы;
• приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
• развитость
монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
• коммуникативные умения
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко
и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации;
• освоение приемов действий в
нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной
школе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений
окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь
изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования
явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
• понимание и способность объяснять физические явления;
• умение измерять физические величины;
• владение экспериментальными методами исследования
в процессе самостоятельного изучения физических явлений;
• понимание смысла основных физических законов и
умение применять их на практике;
• умения применять теоретические знания по физике на
практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
• владение разнообразными способами выполнения
расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики;
• понимание принципа действия машин, приборов и
технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их
использовании;
• умение использовать полученные знания, умения и
навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Содержание
программы
7
класс (51 час)
Введение (3 ч)
Физика - наука о природе.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические
величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент
и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика
и развитие представлений о материальном мире.
Лабораторная
работа №1:
Определение цены деления шкалы
измерительного прибора.
Движение и взаимодействие тел (18 ч)
Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения.
Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь. Единица пути (длины). Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса.
Плотность вещества. Сила.
Равнодействующая сила. Силы в природе: сила
тяжести, вес тела, сила трения, сила упругости. Упругая деформация. Методы
исследования механических явлений. Измерительные приборы: измерительная
линейка, часы, мерный цилиндр, разновес, динамометр. Применение физических
закономерностей для решения задач.
Демонстрации:
1. Равномерное
движение (интерактивная модель).
2.
Относительность движения.
3.
Опыты,
иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия
тел (интерактивная модель).
4.
Способы измерения плотности вещества.
5.
Сцепление свинцовых цилиндров (интерактивная модель).
6.
Силы
трения покоя, скольжения, качения.
7.
Зависимость силы упругости от деформации пружины (интерактивная модель).
Лабораторная
работа №2:
Определение плотности вещества
твердого тела.
Лабораторная
работа №3:
Градуирование пружины и измерение
сил динамометром.
Работа и мощность (6 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. КПД
механизмов.
Строение вещества (7 ч)
Молекулы и атомы. Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность
и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение.
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели газа,
жидкости и твердого тела.
Демонстрации:
1.
Диффузия газов, жидкостей.
2.
Модель хаотического движения молекул (интерактивная
модель).
3.
Объем и форма твердого тела, жидкости.
4.
Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (17 ч)
Давление и сила давления. Давление газа. Закон Паскаля.
Гидростатическое давление. Атмосферное давление. Передача давления
твердыми телами, жидкостями и газами. Гидравлический пресс.
Архимедова сила. Плавание тел. Методы исследования давления. Измерительные
приборы: барометр-анероид, манометр. Измерение атмосферного давления, местного
давления. Применение закона Паскаля и закона Архимеда для решения задач.
Демонстрации:
1.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади
опоры.
2.
Сжимаемость газов.
3.
Передача
давления жидкостями и газами.
4.
Обнаружение атмосферного давления (интерактивная
модель).
5.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
6.
Устройство и действие гидравлического пресса.
Лабораторная работа №4:
Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело.
8 класс (34 часа)
Механические
явления (20 ч)
Кинематика (5 ч)
Наука о движении тел. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по
окружности. Период и частота обращения.
Демонстрации:
1.
Направление скорости при движении по окружности
(интерактивная модель).
2.
Прямолинейное и криволинейное движение (интерактивная
модель).
Лабораторная
работа №1:
Измерения ускорения тела при
равноускоренном движении.
Динамика (5 ч)
Первый закон Ньютона.
Инерциальная система отсчета. Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Импульс. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение. Энергия. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации:
1. Второй закон Ньютона (интерактивная модель).
2. Третий
закон Ньютона.
3. Закон сохранения импульса (интерактивная модель).
4. Реактивное
движение (интерактивная модель, фрагмент фильма).
Колебания и
волны (10 ч)
Механические колебания. Виды колебаний. Амплитуда, период, частота
колебаний. Резонанс.
Механические волны. Скорость и
длина волны. Звуковые волны.
Демонстрации:
1. Свободные
колебания груза на нити и груза на пружине.
2.
Образование и распространение поперечных и продольных
волн (интерактивная модель).
3. Колеблющееся тело как источник
звука.
4. Запись
колебательного движения (интерактивная модель).
Лабораторная работа №2:
Изучение колебаний нитяного
маятника.
Тепловые
явления (14 ч)
Внутренняя
энергия (5 ч)
Температура. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Термометр. Теплопередача.
Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры с хаотическим
движением частиц. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения
энергии в тепловых процессах. Тепловые двигатели. Кинетическая
энергия. Потенциальная энергия.
Демонстрации:
1. Изменение
энергии тела при совершении работы (интерактивная модель).
2. Изменение внутренней энергии
тела при совершении работы и при теплопередаче (интерактивная модель).
3. Переход потенциальной энергии в кинетическую и
обратно (интерактивная модель).
Изменения
агрегатных состояний вещества (9 ч)
Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических
тел. Испарение и конденсация жидкости. Влажность воздуха. Кипение жидкости.
Методы исследования тепловых явлений. Измерительные приборы: термометр,
гигрометр (психрометр). Измерение
температуры, влажности воздуха. Графики
изменения температуры вещества при его нагревании
и охлаждении, кипении и плавлении. Применение основных положений МКТ вещества для объяснения разной сжимаемости твердого тела, жидкости и газа; процессов
испарения и плавления;
преобразования энергии при плавлении и испарении вещества.
Демонстрации:
1. Сравнение
теплоемкостей тел одинаковой массы (интерактивная модель).
2. Испарение
различных жидкостей.
3. Постоянство температуры
кипения жидкости (интерактивная модель).
4. Плавление и отвердевание кристаллических тел (интерактивная модель).
5. Измерение
влажности воздуха психрометром или гигрометром
6. Устройство
и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания
(интерактивная модель).
Лабораторная работа №3:
Наблюдение за
охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха.
9 класс
(34 часа)
Электрические явления (15 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два рода
электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Строение атома.
Электрическое поле. Действие электрического
поля на электрические заряды. Электрический
ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Законы последовательного и параллельного
соединения. Закон Ома для участка цепи. Преобразование энергии при
нагревании проводника с электрическим током.
Методы исследования электрических
явлений. Измерительные приборы: амперметр, вольтметр, счетчик
электрической энергии. Измерение силы тока, напряжения, сопротивления проводника. Расчет простейшей электрической
цепи.
Демонстрации:
1. Электризация
различных тел.
2.
Взаимодействие
наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
Определение заряда наэлектризованного тела.
3.
Составление электрической цепи.
4.
Измерение силы тока амперметром (работа с прибором).
5.
Измерение
напряжения вольтметром (работа с прибором).
6.
Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи
и от сопротивления этого участка (интерактивная модель).
7.
Измерение
сопротивлений (интерактивная модель).
8.
Нагревание проводников током.
Лабораторная работа №1:
Сборка электрической цепи и измерение
силы тока и напряжения на ее различных
участках.
Электромагнитные явления (5 ч)
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие
проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Электродвигатель.
Преобразование энергии в электрогенераторах.
Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Равенство скоростей
электромагнитной волны и света.
Демонстрации:
1.
Взаимодействие постоянных магнитов.
2.
Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током (интерактивная модель).
3.
Взаимодействие параллельных токов (интерактивная модель).
4. Действие магнитного поля на ток (интерактивная модель).
5. Движение
прямого проводника и рамки с током в магнитном поле (интерактивная
модель).
6. Устройство
и действие электрического двигателя постоянного тока (интерактивная
модель).
7. Получение переменного тока при
вращении витка в магнитном поле
(интерактивная модель).
Оптические явления (8 ч)
Свет - электромагнитная волна. Распространение света в однородной
среде. Отражение и преломление света. Луч света. Закон отражения света. Плоское
зеркало. Линзы. Построение изображения в плоском зеркале и собирающей
линзе. Оптические приборы.
Демонстрации:
1.
Прямолинейное распространение света.
2. Отражение
света. Законы
отражения света.
3. Изображение в плоском зеркале.
4.
Преломление света.
5. Ход лучей в
линзах (интерактивная модель).
6. Получение изображений с помощью
линз (интерактивная модель).
Лабораторная работа №2:
Измерение
фокусного расстояния и оптической силы линзы.
Гравитационные явления (6 ч)
Гравитационное
взаимодействие и гравитационное поле. Гравитационная постоянная. Свободное
падение. Движение искусственных спутников. Гравитация и Вселенная.
Демонстрации:
1. Падение
тел в разреженном пространстве - трубка Ньютона (интерактивная
модель).
Лабораторная работа №3:
Определение
ускорения свободного падения.
В результате изучения
физики ученик должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический
закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна,
атом, атомное ядро;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение,
масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная
энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура,
количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда,
Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии,
сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома
для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения
света, отражения света, преломления света.
уметь:
· описывать и объяснять
физические явления:
равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передача
давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны,
диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация,
кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на
проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
· использовать физические
приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка
времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока,
напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического
тока;
· представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости:
пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы
нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода
колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры
остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла
отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты
измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры
практического использования физических знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение
изученных физических законов;
· осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием
различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков
и структурных схем).
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения
безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых
приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью
электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения
простых механизмов.
Контроль и оценка результатов
Контроль и оценка результатов
освоения физики осуществляется в процессе проведения разноуровневых самостоятельных
и контрольных работ, которые могут быть выполнены с использованием
карточек-опор; лабораторных работ; тестирования; зачетов; защитой творческих
работ (кроссвордов) и рефератов, а также устных ответов, выполнения учащимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований; формализованного наблюдения за
навыками использования Интернет-ресурсов.
Контрольные работы
составлены по уровням. Учащиеся имеют право выбора уровня и право пересдачи
материала, с использованием более высокого уровня по отношению к выбранному
первоначально.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу,
выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» за работу, выполненную
полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного
недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик
правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более трех негрубых
ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов; при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, если число
ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее
2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 %
всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических
обозначениях.
Учитель имеет право поставить
ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником
оригинально выполнена работа.
При выполнении контрольных работ
предусмотрены варианты работ на определенную оценку (разноуровневые контрольные
работы).
При полном и правильном решении
контрольной работы ученик обеспечивает себе получение определенной оценки: «3»,
«4», «5».
Оценка лабораторных и практических
работ
Оценка «5» ставится, если учащийся
выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует
необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил техники безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка «4» за работу, если выполнены
требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной
грубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа
выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения
были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа
выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать
правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились
неправильно.
Оценка «1» ставится в тех случаях,
когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований
безопасности труда.
В
тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход
к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных
недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть
повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Оценка тестовых заданий
Работа, как правило, состоит из 20 заданий
с выбором ответа. Она проверяет уровень подготовки учащихся в рамках
обязательного минимума содержания основного общего образования по физике и
позволяет поставить любую отметку: «2», «3», «4», «5».
Число ответов для выбора к каждому
заданию - 4.
За каждое верное выполнение
начисляется 1 балл.
Среднее время выполнения каждого
задания - 2,5 мин.
Общее время выполнения работы - 45
мин.
Критерии оценок:
Оценка «5» ставится за 18 - 20 баллов (89 –
100%);
Оценка «4» - за 14 - 17 баллов (74 – 88%);
Оценка «3» - за 11 - 16 баллов (51 – 73%);
Оценка «2» - за 10 баллов и меньше (50% и
менее).
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае,
если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и
теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации
и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение
физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет
физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно
записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно
текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и
аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ
несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и
собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и
рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае,
если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при
небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными
навыками работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти,
правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае,
если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и
закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в
усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему
усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в
применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при
объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы
учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом
тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание
отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если
ученик:
а) не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные
и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач
по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более
двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки устного
ответа учащегося на экзамене
Оценка «5» - «отлично» ставится за
развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план,
содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий
личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным
языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за
развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой
устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала,
изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно»
ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала
при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - «неудовлетворительно»
ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований,
предъявляемых к «троечному» ответу.
Оценка «1» - «очень плохо» ставится,
если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих
вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.
Грубыми считаются следующие ошибки:
·
незнание
определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц
их измерения;
·
незнание
наименований единиц измерения;
·
неумение
выделить в ответе главное;
·
неумение
применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
·
неумение
делать выводы и обобщения;
·
неумение
читать и строить графики и принципиальные схемы;
·
неумение
подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые
расчеты или использовать полученные данные для выводов;
·
неумение
пользоваться учебником и справочником по физике и технике;
·
нарушение
техники безопасности при выполнении физического эксперимента;
·
небрежное
отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
·
неточность
формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих
признаков второстепенными;
·
ошибки
при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены
деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов,
оптические и др.);
·
ошибки,
вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного
прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета);
·
ошибки
в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
·
нерациональный
метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа
(нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
·
нерациональные
методы работы со справочной и другой литературой;
·
неумение
решать задачи в общем виде.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.