Пояснительная записка к рабочей
программе по литературному чтению.
Адаптированная
рабочая программа по литературному чтению 6 класса для детей с нарушением
интеллекта для общеобразовательной школы построена на основе базовой
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида, допущенной
Министерством образования Российской Федерации под ред. В.В.Воронковой (М.:
Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2001 г.). Учебник под ред. И.М. Бгжанковой, Е.С.
Погостиной « Чтение 6 класс» М.: Просвещение 2006 г. Рабочая программа
рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часа в год.
Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный
предмет «Литературное чтение» занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную
область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи
обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому
воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки
самостоятельной деятельности. На чтении, кроме
совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных
произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся их мышлению.
Школьник учится отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных
героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
С учетом
того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием
социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное
решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на
основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся
осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
ЦЕЛЬ: развитие
речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление
и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
Ø формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Ø
развивать
полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
Ø
развивать
умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения,
а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев
произведения
Ø
нравственно-эстетическое
и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной
литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного
поведения человека в обществе)
Поставленные
задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально
развивающихся сверстников.
Основные направления коррекционной работы:
·
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
и закономерности;
·
совершенствование навыков
связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
·
коррекция недостатков
развития познавательной деятельности;
·
развитие артикуляционной
моторики;
·
формирование умения работать
по словесной инструкции, алгоритму;
·
коррекция нарушений
эмоционально-личностной сферы;
·
расширение представлений об
окружающем мире;
·
коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях, умениях, навыках.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы;
полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их
действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения.
Виды
и формы организации учебного процесса
Рассказ,
беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом,
просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание
отрывков произведений в авторском исполнении.
Приемы
и методы технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые;
личностно-ориентированные, ИКТ.
Основными
видами деятельности обучающегося по предмету являются:
·
совершенствование
техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии;
·
выделение
главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью
учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование
своего отношения к действующим лицам;
·
составление
плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений
самостоятельно и с помощью учителя;
·
пересказ
содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста;
·
заучивание
наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
В
программе предусмотрены виды контроля:
-контрольные
работы;
-внеклассное
чтение;
-работа
по развитию речи.
Особенности
классного коллектива
В 6 классе с нарушением интеллекта в
2014-2015 учебном году обучается 2 человека (один учащийся имеет средний
уровень усвоения материала, а другой- низкий). Ученики понимают фронтальное объяснение учителя, один учащийся неплохо
запоминает изученный материал, пересказывает, отвечает на вопросы по
тексту, но без помощи иногда затрудняется сделать выводы и обобщения. Другой учащийся нуждается в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в
определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Темп работы учащихся низкий. Самостоятельный
анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, с основными
требованиями программы справляется лишь один учащийся. Техника чтения в норме у
одного учащегося.
Содержание
программы учебного курса
Рассказы,
статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из
художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о
борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном
отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки
чтения
Сознательное,
правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтение «про себя»
Выделение
главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера
действующих лиц.
Разбор
содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;
подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью
учителя слов, данных в переносном значении и образных выражений,
характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление
текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в
некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ
прочитанного по плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное
чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить
отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание
стихотворений наизусть.
Внеклассное
чтение.
Систематическое
чтение детской художественной литературы. Детских газет и журналов. Ведение
дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение
прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ
содержания прочитанного, название главных действующих лиц. Выявление своего к
ним отношения.
Устное
народное творчество — коллективное творчество народа.
Произведения
о родной природе.
Рассказы
о далёком прошлом России.
Рассказы
о животных.
Рассказы,
раскрывающие внутренний мир человека.
Рассказы
о великих людях, прославивших Россию.
Юмористические произведения
разных жанров.
Художественные произведения зарубежных авторов различных
жанров.
Внеклассное чтение.
Основные
требования к умениям учащихся
Учащиеся
должны уметь:
ü Читать
вслух осознанно, правильно, выразительно;
ü читать
«про себя»;
ü выделять
главную мысль произведения;
ü определять
основные черты характера действующих лиц;
ü пересказывать
текст по плану и выборочно.
Учащиеся
должны знать:
ü наизусть 8
стихотворений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.