Муниципальное
казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –
специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII
вида № 9
Адаптированная
рабочая
программа для индивидуального обучения на дому
Предмет:
«Чтение
и развитие речи»
Мысковский
городской округ 2014-2015.
Адаптированная образовательная рабочая
программа основного общего образования «Чтение», 5 «И» класс разработана
Мурашкиной Г.Г. для использования в индивидуальном обучении на дому.
Адаптированная образовательная рабочая
программа основного общего образования «Чтение», 5 и класс разработана на
основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой,
Москва «Просвещение», 2013 г. и в соответствии с требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010
г.).
Структура адаптированной рабочей программы:
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного
предмета, курса.
3) Описание места учебного предмета,
курса в учебном плане.
4) Содержание учебного предмета,
курса.
5) Тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности.
6) Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса.
7) Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса.
1. Пояснительная
записка
Адаптированная основная образовательная
программа (АООП) обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной
отсталости. Данная образовательная программа, адаптированная для обучения категории
обучающихся с учётом особенностей из психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и адаптацию в
социуме.
Адаптированная образовательная рабочая
программа основного общего образования «Чтение», 5 «И» класс разработана,
Наприенко Оксаной Александровной, учителем первой квалификационной категории,
в соответствии с ФГОС общего образованиядля обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью
умственной отсталости, с учётом примерной адаптированной основной
образовательной программы.
Нормативно - правовую базу разработки АООП
обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости составляют:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»
№273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203
–ФЗ);
Федеральный Государственный стандарт
начального общего образования для обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью
умственной отсталости;
Нормативно- методические документы
Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области
коррекционного образования,
Адаптированная основная образовательная
программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью, и в соответствии с уставом и положением МКОУ СКОШ VIII
вида.
Важнейшие задачи образования в школе VIII вида: формирование предметных и универсальных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание
умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных
задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения
всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий
значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и
использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами.
Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и
выражений. Языковые средства часто оказываются несформированными. Внимание у
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом привлекается,
отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания
препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой
мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно
сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем,
при целенаправленной планомерной коррекционно- педагогической работе у
обучающихся формируются элементарные представления об окружающей
действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений
в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения,
либо формирование заново.
Общемоторное развитие, как правило,
нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения
замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных
физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие
сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей
с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость
движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с
нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.
Значительная часть детей с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие
нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В
таких случаях речь идет о тяжелых и множе ственны х наруш ениях развития (ТМНР)
В связи с выраженными нарушениями и (или)
искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия,
мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие
абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие
чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента
различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы
определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с
неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно
регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко
вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении
вызываются недоразвитием мотивационно - потребностной сферы обучающихся с
умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если
возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Полноценный навык чтения характеризуется
следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и
осознанностью. Процесс формирования каждого качества у обучающихся с ОВЗ
достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте:
дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы,
недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти
с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают
большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием,
признаком. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение
произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные
работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического
строя речи, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к
тому, что дети с ОВЗ читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют,
заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряет
строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников
массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной
(коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое
сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.
Уроки чтения и развития речи являются
действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания
умственно отсталых учащихся.
Уроки чтения и развития речи способствуют
развитию связной, устной речи детей.
Главная задача уроков чтения и развития
речи —выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и
сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения и
развития речи в специальной школе VIII вида выполняют функцию коррекционной направленности. Например у
обучающихся, с ОВЗ исправляется произношение, становится более стабильным
внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического
мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи
событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в
большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия,
активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения
монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.
Таким образом, чтение и развитие речи
является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ
тяжёлой и глубокой формой умственной отсталости.
2.Общая
характеристика учебного предмета
Обучающиеся с ОВЗ тяжёлой и глубокой
степенью умственной отсталости с большим трудом овладевают грамотой, т.е.
первоначальными навыками чтения и письма. Это объясняется особенностями самого
русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а также недоразвитием
познавательной деятельности детей, её высших психических функций - анализа и
синтеза, сравнения и обобщения, а также отдельных психофизических компонентов,
сохранность которых обеспечивает полноценный процесс обучения и развития.
Обучение чтению обучающихся, воспитанников
с нарушениями ведется звуковым аналитико-синтетическим методом, однако его
применение при обучении этих детей имеет свою специфику.
Одной из особенностей применения этого
метода является то, что в процессе обучения осуществляется коррекция самой
аналитико-синтетической деятельности и отдельных психофизических функций, т.к.
используются специфические методы и приемы обучения, имеющие коррекционный
характер, меры индивидуальной и групповой коррекции.
Обучение чтению начинается с усвоения
звуков, т.е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в
разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.
Также тщательно, как и звуки, изучаются
буквы, а затем устанавливается соотношение между звуком и буквой.
Основным приемом обучения чтению (слиянию
букв в слоги) является чтение «по следам анализа». Важными, используемыми при
обучении выступают приемы - чтение по подобию, с предварительной подготовкой;
по аналогии, путем преобразования, наращивания, изменения формы слова и другие,
соответствующие той или иной группе звуков.
Задачи:
1.Воспитание у обучающихся интереса к
чтению как к процессу.
2. Формирование у обучающихся навыков
сознательного чтения: читать доступный для понимания текст в слух, шёпотом, а
затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать
героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
3. Развитие у обучающихся умения общаться
на уроке чтения и развития речи с педагогом: отвечать на вопросы учителя,
делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к
тексту словесные картинки, обсуждать предполагаемый ответ и др.
На уроках чтения и развития речи следует
учитывать степень обучаемости, уровень утомляемости, осуществлять
индивидуально личностный подход к обучающемуся ребёнку.
Конечная цель обучения
предмету чтение и развитие речи заключается в том, чтобы научить обучающегося
читать несложный текст, ответить на вопросы педагога, эмпатично откликаться на
прочитанное, сопереживать героям.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение предмета чтение и развитие
речи в индивидуальном обучении в 5 «И» классе отводится 2 часа в неделю,
всего – 68 часов.
4. Содержание учебного
предмета, курса
Чтение произведений устного
народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от
рассказа. Рассказы , стихотворения русских и зарубежных классиков, современных
детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их
взаимоотношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об
интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и др.
Техника чтения.
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами
двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, по слоговое
чтение орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами:
всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение
с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения,
восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого
(гордость, грусть, удивление, обида и т.д.) Выделение ремарок автора,
подсказывающих тон голоса и темп речи ( мальчик затараторил, радостно
воскликнул, удивлённо произнёс и др.) . Чтение по ролям и драматизация
отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание
произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление,
элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев.
Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под
руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо.
Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом).
Собственная оценка событий и персонажей с опорой на собственный опыт и вопросы
учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнивание произведений,
одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи ( добро побеждает
зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтоб
поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с
заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе.
Сравнивание прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися
непонятных для низ слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь
учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся)
Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий изданных
учителем.
Развитие речи. Составление
собственного рассказа по заглавию или иллюстрациям к произведению. Сравнение
рассказа, придуманного обучающимися , и рассказа, написанного автором. Подобный
пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих
этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, по
«скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная
работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть
героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный
пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение
детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги,
ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ
отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о
прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Повторение материала 4-го класса.
Переход к чтению целыми словами.
Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной
азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Чтение коротких, сюжетно завершенных
текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно
подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.
Элементы выборочного чтения. Нахождение
в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.
Закрепление навыков правильного чтения
с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.
Заучивание отрывков из произведений
С. Маршак «Сентябрь»
М. Ивенсон «Листопад»
С. Маршак «Ноябрь»
В. Бромловская «Бабушкины руки»
О. Высоцкая «Первое мая»
С. Маршак «Июнь»
Региональный компонент: (15часов)
Составление коротких предложений о
Кузбассе; 5ч.
Составление коротких предложений о
природе Кузбасса; 5ч.
Составление предложений по схеме о родном
крае; 5ч.
5. Тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности.
Тематика.
|
|
Здравствуй школа
|
10ч.
|
Люби всё живое
|
10ч.
|
Учимся трудиться
|
10ч.
|
Славная осень
|
8 ч.
|
Что такое хорошо…
|
25ч.
|
Народные сказки
|
10ч.
|
Вот пришли морозы – и зима настала…
|
21ч.
|
Смешные истории
|
11ч.
|
Весна в окно стучится...
|
20ч.
|
Внеклассное чтение.
|
1ч
|
Итого:
Региональный компонент
|
136ч.
15ч.
|
Виды учебной деятельности:
Уроки изучения нового: 98 ч.
Урок игра: 3
Урок викторина: 4
Уроки закрепления изученного материала: 26
ч.
Внеклассное чтение: 1ч.
Урок наблюдения: 4
6. Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Эффективность преподавания во многом
зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения.
Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса
является кабинетная система.
Школьный учебный кабинет – это
единая, органически связанная система учебного оборудования по предмету,
смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с
требованиями научной организации труда как учителя, так и учащихся и обеспечивающая
достаточно высокий уровень преподавания. Таким образом, кабинет начального
звена представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на
которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь
учебно-воспитательный процесс. Вопрос организации данного кабинета в
специальной (коррекционной) школе VIII вида не получил освещения в специальной
литературе, поэтому учителя испытывают в этом значительные трудности. Кабинет –
это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя.
Кабинет «Среднего звена»
соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
- Количество рабочих мест для
обучающихся соответствует вместимости кабинета (согласно СанПиН
2.4.2.2821-10 п.5.1) 6 рабочих мест.
- Каждый обучающийся обеспечен рабочим
местом в соответствии с его ростом (п. 5.1)
- Для подбора учебной мебели
соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка,
которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в
виде полос (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
- В кабинетах используются различные
виды ученической мебели: парты- 4 шт., стулья – 8 шт, шкафы – 2 шт,
школьная доска- 1 шт (п. 5.3).
- Ученическая мебель изготовлена из
материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать
росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики (согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
- При оборудовании учебных помещений
соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
п.5.6)
- Кабинет имеет естественное освещение
в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному,
искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
п.7.1.)
- В кабинете используется ТСО: компьютер,
проектор. (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
Оборудование кабинета включает в себя:
Дидактичесий материал: «Игра слоги», «Игра
Слова»
Программа обеспечивается УМК:
Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение:
учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: изд. Просвещение , 2013.
7. Планируемые результаты изучения
учебного предмета
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст
вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного
по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по
оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5- 7
коротких стихотворений перед обучающимися класса.
Критерии оценки
Оценка
|
% выполнения
заданий
|
Удовлетворительно
|
35-50 %
|
Хорошо
|
50-65%
|
Очень
хорошо
|
Свыше
65%
|
Используемая литература
1. ФГОС начального общего образования Утв.
Приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373.
2. Федеральный закон «Об образовании»
(последняя редакция)
3. Положение о Рабочей программе
муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида
№9
4. Федеральный Государственный стандарт
начального общего образования.
5. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №
189 г. Москва Об утверждении СанПин 2.4.2.2821– 10 «Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях.
6. Программа Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы /
под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
7. Аксёнова А.К.Методика обучения русскому
языку в (коррекционной) школе: Учеб.для студ. Дефектол. Фак. Педвузов.-М.:
изд.центр ВЛАДОС, 2000, 320с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.