ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Физическая культура»
составлена для ученика 3 класса Садырова Азата Маратовича, которому на
основании ПМПК рекомендовано обучение по программе коррекции (ЗПР 7 вид
вариант 1).
Рабочая
программа разработана на основе:
1.Федерального
Закона РФ «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Требований
федерального государственного образовательного Стандарта НОО (п. 12.4);
3. Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)– М.Просвещение, 2010
г.(Стандарты второго поколения).
4. Примерной
основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа
(сост. Е.С.Савинов).—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. п.5.2.6 —
(Стандарты второго поколения).
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012
г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ
от 5 марта 2004 г. № 1089» и Приказа Министерства образования и науки РФ
от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004
г. № 1312».
6. Приказа Министерства образования и
науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования РФ от 5 марта 2004
г. № 1089».
7. Планируемых результатов
начального общего образования.
8. Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 года «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 201 и на основании приказа Министерства
образования и науки России №576 от 08.06.2015год
9. На основании примерного
учебного плана 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на
2017-18 учебный год №71 от 31.08. 2017 года.
10. Учебный план
образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год.
11. Локальный акт
общеобразовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей
программы).
12. Авторской
программы В.И.Ляха "Физическая культура" (Рабочие программы.
Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы)М. : "Просвещение",
2012 год
Для работы в 3 классе
выбран учебно-методический комплекс «Школа России».
Цели и задачи учебного
предмета "Физическая культура"
Цель: содействие всестороннему развитию
личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения)
осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих
основных задач:
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных
(кондиционных и координационных) способностей;
Задачи физического воспитания учащихся
1—4 классов:
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности.
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика
плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка
устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений,
равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования
движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных,
скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
двигательных способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и
инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физически ми упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе -
формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательно го отношения к
товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических
упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти,
мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика учебного
предмета "Физическая культура"
Содержание программного материала состоит из двух основных
частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ
физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом
обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от
того, чем хотел бы молодой чело век заниматься в будущем. Базовый компонент,
иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта
общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от
региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Предлагаемая программа характеризуется
направленностью:
• на
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся,
материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные
пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом
учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• на
реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением
учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной
активности учащихся;
• на
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и
умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• на
достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала
на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
• на
усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в
ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня,
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»
(информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре»
соответствует основным направлениям развития познавательной активности
человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о
человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с
представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах
организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической
подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и
укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно
важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных
видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Описание места учебного
предмета "Физическая культура"
На
изучение учебного предмета "Физическая культура" в третьем классе
отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Учебно - тематический
план (3 часа в неделю)
(Ввиду особенностей физического развития
учащегося, раздел «Лыжные гонки» исключён из программы, а время, отводимое на
его прохождение, внесено в раздел «Знания о физической культуре» и «Подвижные
и спортивные игры»).
№
|
Разделы и темы
|
Кол-во часов
|
|
|
1
|
Знания о физической культуре
|
14
|
2
|
Способы физкультурной деятельности
|
В процессе урока
|
3
|
Физическое совершенствование:
- гимнастика с основами акробатики
- легкая атлетика
- лыжные гонки
- подвижные и спортивные игры
|
29
25
0
34
|
|
|
|
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
"Физическая культура"
Базовым результатом образования в области физической
культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной
деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию
личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции)
выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно
проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки
предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе
начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность,
выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную
деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной,
эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется
здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы
познавательной и предметной деятельности.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета "Физическая культура"
В
соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа для 3 класса
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по физической культуре.
Личностные
результаты
Ø формирование
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;
Ø формирование
уважительного отношения к культуре других народов;
Ø развитие
мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение
социальной роли обучающего;
Ø развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ø развитие
навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Ø развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Ø формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Ø формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ø Метапредметные
результаты
Ø овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
Ø формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
Ø определение
общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Ø готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
Ø овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Ø овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами.
Предметные
результаты
Ø формирование
первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
Ø овладение
умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
Ø формирование
навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост,масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
Требования
к уровню подготовки учащихся к концу 3-ого года обучения.
В результате
освоения программного материала ученик получит знания:
Ø по
разделу «Знания о физической культуре» — выполнять
организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке
физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), рассказывать
о скелете, внутренних органах, мышечной и кровеносной системе человека, об
органах чувств, объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с
мячом, что такое осанка и методы сохранения правильной осанки, что такое
гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, приема пищи и соблюдения
питьевого режима, правила спортивной игры волейбол;
Ø по
разделу «Гимнастика с элементами акробатики» — выполнять строевые упражнения
(строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну, две и три шеренги),
выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами и
кружочками, с массажными мячами, с обручами, с гимнастической палкой, с
гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом,
разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую
разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки, выполнять упражнения на
внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты (прямой
и продольные), отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягиваться на
низкой перекладине из виса лежа согнувшись, запоминать временные отрезки,
выполнять перекаты, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие,
кувырок назад, проходить станции круговой тренировки, лазать и перелезать по
гимнастической стенке, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на
лопатках, выполнять упражнения на гимнастическом бревне, лазать по наклонной
гимнастической скамейке, выполнять вращение обруча;
Ø по
разделу «Легкая атлетика» — технике высокого старта, технике метания мешочка
(мяча) на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег
Зх 10 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать на мячах-хопах,
бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди»,
«из-за головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу
препятствий;
Ø по
разделу «Подвижные и спортивные игры» — давать пас ногами и руками, выполнять
передачи мяча через волейбольную сетку различными способами, вводить мяч из-за
боковой, выполнять броски и ловлю мяча различными способами, выполнять
футбольные упражнения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, в движении,
правой и левой рукой, участвовать в эстафетах, бросать мяч в баскетбольное
кольцо различными способами, играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с
мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки — дай руку», «Прерванные
пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее»,
«Вышибалы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с
мячом», «Перестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель»,
«Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешочком на голове», «Мяч
в туннеле», «Парашютисты», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая
линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы
через сетку», «Штурм», «Ловишка на хопах», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба
за мяч», «Вызов», «Командные хвостики», «Круговая охота», «Флаг на башне»,
«Марш с закрытыми глазами», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол,
гандбол).
Ø демонстрировать
уровень физической подготовленности
Содержание
программы учебного предмета "Физическая культура"
Знания
о физической культуре
Физическая
культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие,
соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая
нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма (обливание, душ).
Способы
физкультурной деятельности
Освоение
комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных
физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и
совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных
сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение
элементарных соревнований.
Физическое
совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения:
кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на
спине.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с
прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами
акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше»,
«Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»:
«Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту»,
«Метатели».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по
неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной
до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение
мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал —
садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные
передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг
стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с
места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу
двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая
подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения
на развитие основных физических качеств.
Критерии и нормы оценки знаний
обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются
индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные
возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие,
которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в
основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие,
которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого
ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при
выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в
цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения
упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые
искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за
качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено
не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если
допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных
выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если
упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых
ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится
лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики,
при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки,
метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество,
длину, высоту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.