Адаптация первоклассника
к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные
требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному
обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или
приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника.
Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со
сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.
Многие родители полагают, что, научив
своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили
будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем.
Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в
полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе
подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с
учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему
так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.
Адаптация первоклассника включает два
основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно,
готовность к школьному обучению предполагает не только формирование
определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент
подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего
возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям
относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее
состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:
- уровень нервно-психического и
физического развития;
- показатели функционирования основных
систем организма;
- уровень противодействия организма
неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей
исследователи выделяют 5 групп детей:
Первая группа – психическое и физическое
развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и
системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс
поступает лишь 20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные
нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в
хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические
заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят
из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют
обучаться в общей школе.
По состоянию здоровья ребенка, можно
предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо
обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.
Родителям, необходимо помнить, что для
многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья,
противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного
дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям.
Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и
нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает
установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые
признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и
усвоении школьной программы.
Психологическая готовность к обучению в
школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы
(навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и
произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в
соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент
(развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической
готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника»,
что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных
намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой
компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно
считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее,
прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал
перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к
ее достижению встречаются препятствия.
Как могут выглядеть трудности, которые
сразу заметны родителям и учителям. Привожу небольшой перечень основных
проблем:
- потребность в постоянной опоре на
подсказку или совместное выполнение уроков;
- сложность в понимании домашнего
задания и алгоритме его выполнения;
- частая отвлекаемость внимания при
выполнении домашнего задания;
- неспособность управлять своим
поведением на уроках, переменах;
- трудности в общении с
одноклассниками, учителями;
- сложность в запоминании материала,
даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть
содержания и т.д.);
- выполнение домашнего задания занимает
пол дня;
- самостоятельное чтение вызывает
недовольство и нежелание;
- ребенок быстро утомляется в процессе
выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает
зевать, жаловаться на головную боль и др.)
- ухудшается самочувствие, снижается
активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.
С подобными проявлениями, необходимо
обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.
К сожалению, о психологической готовности
ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться
родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку - посетить кабинет
психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых
рекомендаций.
Развитие каждого конкретного ребенка к
периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является
нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не
учитывают индивидуальность. Поэтому психолог, дает рекомендации родителям по
сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении,
формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной
подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так,
как хотелось бы к школе. Если вы получите информацию – сможете своевременно
принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не
допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые
проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В
норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни.
Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация
чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые
предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и
медицинскими аспектами.
Как показывает опыт, многие проблемы можно
предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на
себе. С этой целью необходимо:
1. Провести
диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному
обучению;
2. Определить
факторы риска школьной дезадаптации;
3. Получить
рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей
и в случае необходимости - психолога.
Старайтесь использовать все ресурсы для
оказания поддержки и помощи будущему первокласснику.
Как определить, успешно ли ребенок адаптировался к школе и
адаптировался ли он вообще? Стоит ориентироваться на следующие признаки:
1. Ребенку нравится в школе, он каждый вечер с радостью складывает
школьный пенал, учебники и тетрадки в ранец, каждое утро с удовольствием
встает.
2. Малыш довольно легко справляется со школьной программой. Если
ребенок при обучении испытывает какие-либо затруднения, родители ни в коем
случае не должны критиковать сына или дочь за медлительность, не должны
сравнивать ребенка с другими детьми. Очень важна поддержка и посильная помощь.
3. Ребенок уверен в своих силах, и возникающие трудности не
приводят его в отчаяние. Он спокойно просит вашей помощи, но только после того
как было предпринято несколько попыток справиться с задачей самостоятельно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.