АДАПТАЦИЯ
ПЯТИКЛАССНИКОВ
К
НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ
Тетеря
Т.П.
Коммунальное
государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – лицей № 7»
государственного
учреждения «Отдел образования города Семей ВКО»
Любые
переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход
учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как
пройдет процесс адаптация, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Задача учителей и родителей – разобраться, что происходит с детьми, что их
волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую
реальную помощь можно оказать ребенку.
Подростковый
возраст (10-15 лет) – период бурного роста и развития организма. Начало его
перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, гормоны которого
стимулируют рост тканей, происходит интенсивный рост тела. Идет половое
созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в
частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность, вспыльчивость.
Подростковый
возраст иногда называют трудным. Это утверждение верно и неверно. Верно, что
усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные
трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый
возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к
самостоятельности во всем.
Некоторые
психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности,
которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате
осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Подросток – это
ребенок, становящийся взрослым.
В
5-ом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема
адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в
широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два
спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно о
психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо
приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних
(кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными
учителями, усвоение новых предметов).
Следует
заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к
обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к
переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия
«готовность к обучению в средней школе»:
·
Сформированность
основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного
материала.
·
Новообразования
младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.
·
Качественно
иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Переход
ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства
– стабильным периодом развития в жизни ребенка. Одни пятиклассники гордятся
тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие
переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой
период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся
робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят
снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными,
иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины
плохой адаптации в 5-м классе:
1.
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их
учитывать и выполнять.
2.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить
пятиклассников пользоваться справочниками, словарями, а также научить
спрашивать о значении незнакомых слов у взрослых.
3.Чувство
одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не
удается уделять всем необходимое внимание.
Все
переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому
родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом
периоде их школьной жизни.
Необходимо
на родительских собраниях обсудить вопрос «Психологические проблемы адаптации
пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1.
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом
классе.
2.
Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации
ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья,
его ближайшее окружение.
3.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера,
его успеваемости в начальной школе.
4.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в
учебные и внеучебные контакты.
5.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в
организме и психологическим климатом в классном коллективе.
6.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем
больше трудностей у ребенка в школе).
Также
необходимо приглашать на собрания специалистов лечебных заведений, психологов,
которые познакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с
изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание на следующие
моменты:
·
изменение
режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и
умственной нагрузки;
·
быстрое
физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
·
изменения
в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью
Большая
роль отводится в этот период работе с родителями.
Рекомендации
для родителей
Первое
условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное
проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком
после прошедшего школьного дня.
- Обязательное
знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость
физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в
присутствии других людей.
- Исключение таких
мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет
темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему
интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и
жестокость.
- Предоставление
ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля
за его учебной деятельностью.
- Поощрение
ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.
Известный
педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила,
которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни
среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
· Не отнимай
чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай,
пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без
причины.
· Зовут играть –
иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
· Играй честно, не
подводи своих товарищей.
·Не дразни никого,
не канючь, не выпрашивай ничего
· Из – за отметок
не плачь, будь гордым.
· Не ябедничай и не
наговаривай ни на кого.
· Старайся быть
аккуратным.
· Почаще говори:
давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не
лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей,
учителей, друзей!
Литература
1.
Матейчик З. Родители и дети. М., 1992
2.
Классному руководителю о воспитательной системе класса / под редакцией Е.Н.
Степанова. М.,2000.
3.Гиппенрейтер
Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.