Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыАдаптационная программа для обучаемых 5 А класса МАОУ СОШ №11

Адаптационная программа для обучаемых 5 А класса МАОУ СОШ №11

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Адаптационная программа

для обучаемых 5 А класса

МАОУ СОШ №11

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Составитель:

                                                                       классный руководитель                                                                  

                                                                   Шустова Наталья  Валерьевна                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Североуральск

2014

 

Пояснительная записка

 

         Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

         Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

v неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;

v нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

v повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

 

         5-ый класс – это переход из начальной в среднюю школу, и из-за смены структуры, содержания обучения у обучающихся происходят изменения психологического и деятельностного характера:

v Возрастает состояние стресса

v Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам

v Кабинетная система и много учителей-предметников

v Сложность адаптации к учителям

v Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности  Переутомление

v Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке

v Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.

Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников.

 

Цели адаптационной программы:

 

 

·        организация  учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

·        предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-го класса;

·        сохранение здоровья и эмоционального благополучия обучаемых.

 

      Задачи:

 

1.Изучение классного коллектива.

2.Знакомство с родительским коллективом.

3.Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

4.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

5.Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

 

      Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.

 

 

 

 

 

План мероприятий по адаптационному периоду.

 

Направления работы

сроки

содержание

Организационная работа

сентябрь-октябрь

1.     Ознакомление с нормативно-правовыми документами.

2.     Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

3.     Изучение социальных условий, составление социального паспорта класса.

4.     Изучение медицинских карт учащихся. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся совместно с медработником.

Работа с педагогами

В течение года

1.     Анализ первых впечатлений учителей-предметников.

2.     Посещение уроков.

3.     Выявление проблем и путей их решения.

Работа с обучающимися

сентябрь-октябрь

 

 

 

октябрь

 

 

октябрь-ноябрь

 

октябрь

 

 

 

ноябрь

 

 

первое полугодие

 

 

в течение года

1.     Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, гардероба.

2.     Наблюдение поведенческих особенностей на переменах и уроках.

3.     Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование.

4.     Оценка уровня учебной мотивации (Приложение 1).

5.     Диагностика мотивационной сферы (Приложение 2).

6.     Диагностика учебных затруднений (Приложение 2).

7.     Диагностика включённости и эмоционального благополучия в образовательном процессе (Приложение 3).

8.     Диагностика межличностных отношений (метод социометрии).

9.     Проведение классных мероприятий, способствующих адаптации (Приложение 4).

Работа с родителями

сентябрь

 

 

в течение года

 

 

в течение года

1.     Родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников»

2.     Анкетирование родителей (Приложение 5).

3.     Индивидуальные консультации и беседы по вопросу адаптации.

4.     Организация встреч с учителями- предметниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 1.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.)

 

1. Тебе нравится в школе или не очень? (нравиться — не очень - не нравиться).

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).

4. Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравиться - бывает по-разному - нравиться).

5. Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? ( не хотел бы- не знаю- хотел бы).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?(не хотел бы- не знаю - хотел бы).

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? (часто – редко - не рассказываю).

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий учитель? (не хотел бы - точно не знаю — хотел бы).

9. У тебя в классе много друзей? (много - мало - нет друзей).

10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся - не очень - не нравятся).

 

 

         Обработка и интерпретация: Для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена система бальных оценок.

3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;

1 балл - нейтральные оценки;

0 баллов - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.

         Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации.

          На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 25-30 баллов - высокая школьная мотивация. 20-24 балла - нормальная школьная мотивация. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.10-14 баллов - низкая школьная мотивация. ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.[5]

 

Самооценка школьника

(Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)

 

         Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

         Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других – как переживаемая ценность «Я». Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими.

         Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

         Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых /начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми/ привлекли к этой методике большое внимание.

         Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих – справа, мать и отца, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.

         Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком круге находится ваша фотография?

         Интерпретация: 1, 2, - завышенная самооценка; 3, 4, 5 – адекватная; 6, 7, 8 – заниженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

                                                                                                  Приложение 2                                                                                                                                    Диагностика мотивационной сферы

Анкетирование учащихся

1.Тебе нравится в школе или нет?

·                     Не нравится.

·                     Нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

·                     Хочу остаться дома.

·                     По-разному бывает.

·                     Иду с радостью.

3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?

·                     Не знаю.

·                     Остался бы дома.

·                     Пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

·                     Не нравится.

·                     Бывает по-разному.

·                     Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

·                     Да.

·                     Не хотел бы.

·                     Не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?

·                     Хотел бы.

·                     Не хотел бы.

·                     Не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

·                     Часто.

·                     Редко.

·                     Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

·                     Точно не знаю.

·                     Не хотел бы.

·                     Хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

·                     Мало.

·                     Много.

·                     Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

·                     Нравятся.

·                     Не очень.

·                     Не нравятся.

Обработка результатов.

За положительное отношение к учебе – 3 балла.

За выбор нейтрального ответа – 1 балл.

За отрицательный ответ – 0 баллов.

25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

 

Диагностика №1.

«Ранжирование»

 Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в пятом классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностика №2.

«Краски»

Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                                                                                 Приложение 3.

Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе

         Важными условиями развития учащихся, их успешности в обучении являются степень включенности, вовлеченности в учебу, эмоциональное благополучие. Включенность позволяет ребенку развивать дальше свои способности и обеспечивает более высокую ступень его развития, определяет качество его деятельности, степень ответственности. Познавательная мотивация учащихся лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации. Способность ребенка включаться в учебную деятельность значимо влияет на становление таких особенностей поведения, как ответственность личности, ответственное выполнение задания, самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность,  инициативность.
        
Под термином «эмоциональное благополучие» мы понимаем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, защищенность в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. 

^ Включенность в учебный процесс определяется следующими показателями:

- ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания;

- он способен сконцентрироваться – ничто не может сбить, отвлечь от деятельности;

- ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие - либо задания; 

- ребенок пытается как можно лучше выполнить задание, мобилизует свои способности и навыки; 

- любая деятельность выполняется ребенком с включением интенсивной умственной деятельности.

Состояние эмоционального благополучия учащихся включает в себя: 

открытость, восприимчивость к окружающему миру;

адекватность реакций; 

желание все исследовать;

быстрая адаптация к новым условиям;

ребенок энергичен;

при встрече с новыми задачами может взять на себя риск;

ребенок чувствует себя «как рыба в воде». 


Анкета «Включенность и эмоциональное благополучие»

^ Фамилия, имя____________________________ Класс _________________


Предметы


Как я учусь


Интересно ли 

мне учиться


Как я себя

чувствую?










Самоанализ успеваемости:

Я учусь всегда хорошо – уровень А
Я чаще всего учусь хорошо – уровень В
Я учусь иногда хорошо, а иногда плохо – уровень С
Я чаще всего плохо учусь – уровень Д
Я всегда учусь плохо – уровень Е

Самоанализ включенности

Мне всегда интересно на уроке – уровень А
Мне чаще интересно на уроке – уровень В
Мне иногда интересно, а иногда нет – уровень С
Мне чаще неинтересно – уровень Д
Мне всегда скучно на уроке – уровень Е

Самоанализ эмоционального самочувствия

Я всегда хорошо себя чувствую на уроке – уровень А
Я чаще хорошо себя чувствую – уровень В
Я иногда себя хорошо чувствую, а иногда нет – уровень С
Я чаще себя чувствую плохо – уровень Д
Я чаще плохо себя чувствую – уровень Е

^ Анализ полученных результатов: данные, полученные в ходе диагностики, рассматриваются в уровнях: 



^ Вариант ответа


Уровень 


А


Высокий


В


Выше среднего


С


Средний


Д


Ниже среднего


Е


Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 4.

«Мы – пятиклассники»

(адаптационные классные часы)

 

Занятие 1. Пятый класс: что нового?(1 вариант)

 

Цели. Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

 

Задачи. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

 

Материалы. Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы. Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч. Лист А3 с рисунком портфеля.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Упражнение «Имя и цветок».

Принятие правил.

 

Работа по теме

Упражнение «Продолжи фразу»

         На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс. Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...». Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет?

         Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

 

Упражнение «Те, кто»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь»

Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут). Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

 

 Обсуждение

· Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

· Чьи записи тебя удивили?

· Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

 · Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

· О ком ты узнал что-нибудь новое?

 

Анализ занятия (обратная связь)

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.

Домашнее задание. Подумай и запиши дома, какие качества для тебя являются важными в людях, которые тебя окружают (не больше 10 вариантов)

 

 

Занятие 1. Пятый класс: что нового?(2 вариант)

 

Необходимые материалы:

бумага для записей и для рисования, (желательно не только белая, но и цветная), ватман, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей.

 

Ход занятия

1. Вступление (цель — создание условий для понимания ребятами целей работы). Ведущий говорит о целях этого цикла классных часов. Затем класс делится на несколько групп. Задача: найти и записать как можно больше отличий пятого класса от начальной школы. Затем организуется шуточное соревнование, все тветы детей фиксируются на доске.

 

2. «Благодарность начальной школе» (цель — поддержка расставания с начальной школой). Каждый выбирает для себя листок бумаги того или иного цвета, вырезает из него любую фигуру. На заготовленном листе нужно продолжить фразу: «Начальная школа, спасибо за...». Готовые листочки подписываются и приклеиваются на общий лист ватмана, озаглавленный «Начальная школа, спасибо за...». Желательно, чтобы этот лист после классного часа ребята показали своим предыдущим учителям. Если кому-то трудно придумать продолжение фразы, это, скорее всего, симптом, свидетельствующий о негативном школьном опыте. Ребенку нужно помочь сформулировать ответ, пусть даже не самый конструктивный.

 

3. Рисунок (цель — осознание различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я в начальной школе», «Я в средней школе» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал, после того, как рисунок показан классу. Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведущего — поддержать рисование.

 

4. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий подводит итог занятия, обобщая рисунки ребят и их высказывания.

 

 

 

Занятие 2. Правила школьной жизни

 

Необходимые материалы: текст Устава школы (несколько экземпляров), текст «Правил для пятиклассника», выработанных на семинаре для учителей, бумага для записей, бланк грамоты.

 

 Ход занятия

1. Вступление (цель — закрепление результатов прошлого занятия, введение в тему). Ведущий напоминает о результатах прошлого занятия, подчеркивая основные отличия пятиклассника от ученика начальной школы, затем называет тему занятия. Проговариваются основные «Правила пятиклассника» («Кто помнит? Перечисли те!»), непонятные правила (если таковые остались) обсуждаются. Отдельно можно обсудить спорные ситуации: например, на уроке с места вставать нельзя, а если упала ручка и закатилась под соседнюю парту? Обсуждается, зачем нужны такие правила поведения. Чтение Устава школы (цель — введение в правила школьной жизни). Ведущий зачитывает «взрослый документ» — Устав школы, комментируя непонятные места примерами. Прочитанный Устав вывешивается в классном кабинете.

 

2. «Сложные вопросы» (цель — закрепление представлений об Уставе школы). Класс делится на подгруппы, каждая из которых получает лист с Уставом школы, бумагу для записей и задание: при думать три сложный вопроса «Как вести себя, если...». Готовые вопросы задаются команде-сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ (чтобы не было недоразумений, он записывается на том же черновике, что и ответ). За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске). Имена детей из команды-победителя вписываются в грамоту, которая остается в классном уголке. Если задание понятно не всем, нужно объяснить его на примере (проще всего — на примере правил дорожного движения: «Тебе нужно перейти дорогу, ты очень торопишься, горит красный, но машин рядом нет»).

 

3. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, напоминая, зачем нужны все правила школьной жизни.

 

 

Занятие 3. Наш класс

 

Необходимые материалы: бумага для рисования (небольшие листочки), ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей, лист ватмана с нарисованным на нем деревом (желательно не елкой, которая обычно устойчиво ассоциируется с Новым годом), скотч.

 

 Ход занятия

Вступление (цель — введение в тему). Ведущий кратко напоминает о том, что получилось на первом занятии: одно из изменений в жизни пятиклассника — изменение класса (для кого-то появление новеньких, а для кого-то — переход в новый класс).

1. «С добрым утром!» (цель — закрепление представлений об именах одноклассников). Ведущий называет какую-нибудь букву. Те, чье имя начинается на эту букву, встают и хором произносят: «С добрым утром!» («Добрый день!»). Если класс серьезно обновился, можно предложить желающим попробовать назвать по именам всех присутствующих.

2. Создание портрета класса (цель — формирование сплоченности повышение ценности личности каждого учащегося). Каждый получает задание: изобразить то, что может расти на «Дереве» (лист, плод, цветок), вырезать по контуру из бумаги. На изображении нужно написать свое имя, а также одно качество, которым автор может быть полезен своему классу (например «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю»). Готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал автор. Автор комментирует свою работу, озвучивая написанное на ней. Необходимо пресекать попытки вербальной агрессии. Детям, которые затрудняются назвать свою сильную сторону, может потребоваться помощь ведущего.

3.Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко обобщает результаты занятия, подчеркивая, что в классе множество хороших ребят, которые много знают и умеют. «Дерево» остается в классном уголке.

 

 

Занятие 4. Наши учителя

Необходимые материалы: карточки с названиями учебных предметов, именами и отчествами (отдельно), магниты и магнитная доска (можно заменить скотчем), бумага для записей, ватман, маркер.

 

Ход занятия

1. Вступление (цель — введение в тему). Ведущий напоминает о том, что на первом занятии получилось такое важное отличие пятиклассника от ученика начальной школы, как необходимость учиться у многих абсолютно разных учителей. Их так много, что запомнить, кого как зовут, получается не сразу!

 

2. «Чему нас учат? Кто нас учит?» (цель — актуализация школьного опыта). Класс делится на три группы, каждая садится в кружок и получает стопку карточек: первая — с названиями учебных предметов — «правильных» (те, которые сейчас есть в расписании) и «неправильных» (из начальной школы — письмо, природоведение и т. д., из старшей школы — химия, правоведение и т. д.); вторая — с именами, среди которые есть имена учителей, третья — с отчествами.

Задача — отобрать «правильные» карточки (если имена или отчества учителей повторяются, нужно предупредить детей о том, что одно имя или отчество может встречаться несколько раз, и тогда нужно выбрать из стопки несколько одинаковых карточек). «Неправильные карточки» возвращаются ведущему. Затем первая группа называет предмет, вторая — имя, третья — отчество соответствующего учителя. Безошибочный вариант крепится на доске. Если у какой-то группы возникают ошибки, ведущему важно подбодрить детей, объяснив, что сразу запомнить столько учителей трудно, и со временем это получится у всех. Если возникают ошибки (прежде всего, в том случае, если первая группа назвала не все предметы), ведущий обращается к помощи класса, и только в случае неверного ответа сам помогает детям.

 

3. «Наши учителя» (цель — формирование и закрепление положительного отношения к учителям). Организуется работа в малых группах, каждая из которых получает задание написать на листе бумаги хотя бы по одному качеству каждого учителя, которое им в нем нравится. Результаты фиксируются на общем плакате, озаглавленном «Наши учителя». Некоторым группам понадобится помощь. Желательно, чтобы после занятия дети смогли познакомить с плакатом своих учителей.

 

4. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что ребятам, судя по всему, очень повезло с учителями — у них столько хороших качеств!

 

Занятие 5. Школьные предметы

 

 Необходимые материалы: бумага для записей.

Ход занятия

1. Вступление (цель — введение в тему). Ведущий кратко напоминает о том, что на первом занятии было отмечено увеличение количества учебных предметов. Кто-нибудь может их перечислить? Предметы выписываются на доске в столбик. Ребята переписывают их на свои листочки.

2. «Рейтинг предметов» (цель — рефлексия своего отношения к учебным предметам). На листочке необходимо оценить предметы по степени сложности: несложные — «солнышком», сложные — каким-то другим значком (о значках предварительно договариваются, их рисуют на доске). Когда индивидуальная работа завершена, каждый предмет обсуждается, около него на доске выставляется общеклассный значок, оценивающий его трудность. В итоге получается общий рейтинг. Рейтинг формируется поднятием рук по типу голосования

3.«Необитаемый остров» (цель — создание условий для формирования и поддержания учебной мотивации). Класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание: рассказать, зачем может понадобиться тот или иной предмет, если человек вдруг окажется один на необитаемом острове. Ведущий сам раздает задания группам, выбирая те предметы, которые в рейтинге оказались самими сложными. Результаты работы обсуждаются. Отдельным группам может понадобиться помощь ведущего.

4. Подведение итогов (цель — обобщение). Ведущий кратко подводит итоги занятия, подчеркивая, что даже самые трудные предметы очень важны и нужны, и надо стараться их выучить.

 

Занятие 6. Мир эмоций

 

Цели: познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.

Материалы. Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение на внимание «Что ты услышал?» Ведущий проводит опрос учащихся по кругу, обсуждается эмоциональный опыт учащихся, анализируются чувства и жизненные ситуации (они записываются на доске).

Работа по теме

Игра «Угадай эмоцию»

Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

 Упражнение «Фигуры эмоций» Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Игра «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Игра «Изобрази эмоцию» Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция. Упражнение «Поставь балл эмоции» На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий. Затем идет обсуждение и делается вывод.

Анализ занятия.

Ведущий задает вопросы для обсуждения: Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни? Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно?

Домашнее задание. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями. Запишите свои способы владения эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение 5.

Анкета для родителей (оценка уровня школьной адаптации).

 

Уважаемые родители пятиклассников! Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

 

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

    неохотно

    без особой охоты

    охотно

    с радостью

    затрудняюсь ответить

 

2. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу?

Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

засыпает с трудом, долго не может заснуть, хотя очень устал

внезапно просыпается ночью, плачет

разговаривает во сне

просыпается с трудом

утром сонный и вялый

недержание мочи

плохой аппетит вялый, уставший,

раздражительный, перевозбужденный после школы

беспричинные боли в животе

частые головные боли

болел в сентябре-октябре

стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия

наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук и т.п. ведет себя как маленький, несоответственно возрасту

другие изменения___________________________________________________

 

3. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

да

нет

4. Опишите режим дня Вашего ребенка:

 встает в ____

посещает группу продленного дня с________до_________

из школы возвращается самостоятельно в _____________

из школы ребенка забирает______________в___________

 посещает дополнительные занятия, кружки, секции____________________________________________ ________________ раз в неделю делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________

делает уроки дома с_________до__________

гуляет с___________до____________

смотрит телевизор с__________до___________

играет с______________до______________

ложится спать в ___________________

Ваш ребенок имеет отдельную комнату______

Имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

 

5. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда

довольно часто

затрудняюсь ответить

 

6. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления

положительных и отрицательных примерно поровну

в основном положительные впечатления.

 

7. Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто

бывает, но редко

такого практически не бывает

затрудняюсь ответить

 

8. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

довольно часто

бывает, но редко

такого практически не бывает

затрудняюсь ответить

 

 9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

да

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да нет

затрудняюсь ответить

 

10. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Адаптационная программа для обучаемых 5 А класса МАОУ СОШ №11"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Адаптационная программа

для обучаемых 5 А класса

МАОУ СОШ №11

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Составитель:

                                                                       классный руководитель                                                                  

                                                                  Шустова Наталья  Валерьевна                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Североуральск

2014

 

Пояснительная записка

 

         Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

         Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

         Критерии школьной дезадаптации:

v    неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;

v    нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

v    повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").

 

         5-ый класс – это переход из начальной в среднюю школу, и из-за смены структуры, содержания обучения у обучающихся происходят изменения психологического и деятельностного характера:

v    Возрастает состояние стресса

v    Увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам

v    Кабинетная система и много учителей-предметников

v    Сложность адаптации к учителям

v    Анонимность впервые месяцы способствует негативным проявлениям личности  Переутомление

v    Многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке

v    Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.

Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников.

 

Цели адаптационной программы:

 

 

·        организация  учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

·        предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-го класса;

·        сохранение здоровья и эмоционального благополучия обучаемых.

 

      Задачи:

 

1.Изучение классного коллектива.

2.Знакомство с родительским коллективом.

3.Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

4.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

5.Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

 

      Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.

 

 

 

 

 

План мероприятий по адаптационному периоду.

 

Направления работы

сроки

содержание

Организационная работа

сентябрь-октябрь

1.     Ознакомление с нормативно-правовыми документами.

2.     Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

3.     Изучение социальных условий, составление социального паспорта класса.

4.     Изучение медицинских карт учащихся. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся совместно с медработником.

Работа с педагогами

В течение года

1.     Анализ первых впечатлений учителей-предметников.

2.     Посещение уроков.

3.     Выявление проблем и путей их решения.

Работа с обучающимися

сентябрь-октябрь

 

 

 

октябрь

 

 

октябрь-ноябрь

 

октябрь

 

 

 

ноябрь

 

 

первое полугодие

 

 

в течение года

1.     Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, гардероба.

2.     Наблюдение поведенческих особенностей на переменах и уроках.

3.     Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование.

4.     Оценка уровня учебной мотивации (Приложение 1).

5.     Диагностика мотивационной сферы (Приложение 2).

6.     Диагностика учебных затруднений (Приложение 2).

7.     Диагностика включённости и эмоционального благополучия в образовательном процессе (Приложение 3).

8.     Диагностика межличностных отношений (метод социометрии).

9.     Проведение классных мероприятий, способствующих адаптации (Приложение 4).

Работа с родителями

сентябрь

 

 

в течение года

 

 

в течение года

1.     Родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников»

2.     Анкетирование родителей (Приложение 5).

3.     Индивидуальные консультации и беседы по вопросу адаптации.

4.     Организация встреч с учителями- предметниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Приложение 1.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.)

 

1. Тебе нравится в школе или не очень? (нравиться — не очень - не нравиться).

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).

4. Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравиться - бывает по-разному - нравиться).

5. Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? ( не хотел бы- не знаю- хотел бы).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?(не хотел бы- не знаю - хотел бы).

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? (часто – редко - не рассказываю).

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий учитель? (не хотел бы - точно не знаю — хотел бы).

9. У тебя в классе много друзей? (много - мало - нет друзей).

10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся - не очень - не нравятся).

 

 

         Обработка и интерпретация: Для возможности дифференцировки детей по уровня школьной мотивации введена система бальных оценок.

3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;

1 балл - нейтральные оценки;

0 баллов - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.

         Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации.

          На основании различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 25-30 баллов - высокая школьная мотивация. 20-24 балла - нормальная школьная мотивация. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.10-14 баллов - низкая школьная мотивация. ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.[5]

 

Самооценка школьника

(Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г)

 

         Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

         Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других – как переживаемая ценность «Я». Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими.

         Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

         Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых /начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми/ привлекли к этой методике большое внимание.

         Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих – справа, мать и отца, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.

         Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком круге находится ваша фотография?

         Интерпретация: 1, 2, - завышенная самооценка; 3, 4, 5 – адекватная; 6, 7, 8 – заниженная самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

                                                                                                  Приложение 2                                                                                                                                    Диагностика мотивационной сферы

Анкетирование учащихся

1.Тебе нравится в школе или нет?

·                     Не нравится.

·                     Нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

·                     Хочу остаться дома.

·                     По-разному бывает.

·                     Иду с радостью.

3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?

·                     Не знаю.

·                     Остался бы дома.

·                     Пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

·                     Не нравится.

·                     Бывает по-разному.

·                     Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

·                     Да.

·                     Не хотел бы.

·                     Не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?

·                     Хотел бы.

·                     Не хотел бы.

·                     Не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

·                     Часто.

·                     Редко.

·                     Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

·                     Точно не знаю.

·                     Не хотел бы.

·                     Хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

·                     Мало.

·                     Много.

·                     Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

·                     Нравятся.

·                     Не очень.

·                     Не нравятся.

Обработка результатов.

За положительное отношение к учебе – 3 балла.

За выбор нейтрального ответа – 1 балл.

За отрицательный ответ – 0 баллов.

25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

 

Диагностика №1.

«Ранжирование»

 Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в пятом классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностика №2.

«Краски»

Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                         Приложение 3. Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе

         Важными условиями развития учащихся, их успешности в обучении являются степень включенности, вовлеченности в учебу, эмоциональное благополучие. Включенность позволяет ребенку развивать дальше свои способности и обеспечивает более высокую ступень его развития, определяет качество его деятельности, степень ответственности. Познавательная мотивация учащихся лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации. Способность ребенка включаться в учебную деятельность значимо влияет на становление таких особенностей поведения, как ответственность личности, ответственное выполнение задания, самоконтроль, целеустремленность, дисциплинированность,  инициативность.
        
Под термином «эмоциональное благополучие» мы понимаем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, защищенность в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. 

^ Включенность в учебный процесс определяется следующими показателями:

- ребенку интересно учиться, он с удовольствием выполняет задания;

- он способен сконцентрироваться – ничто не может сбить, отвлечь от деятельности;

- ребенок может длительно заниматься одним и тем же делом, выполнять какие - либо задания; 

- ребенок пытается как можно лучше выполнить задание, мобилизует свои способности и навыки; 

- люб

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 407
    • DOCX 169 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ШУСТОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ШУСТОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
    ШУСТОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 756688
    • Всего материалов: 59

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 98 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек