Инфоурок Математика Другие методич. материалыАбитуриентский час по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Абитуриентский час по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Скачать материал

Абитуриентский час по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель: повторение формул для вычисления п-го элемента и суммы п первых элементов прогрессий, умение применять их при решении.

Задачи:

 1)  обучающие:  зная формулы для вычисления п-го элемента прогрессий, выражать остальные элементы; повторить определение среднего арифметического и среднего пропорционального и их применение в прогрессиях; в нестандартных задачах уметь определять вид прогрессии и умение работать с тестами для задач, связанных с прогрессиями;

2) воспитывающие: самостоятельность, умение работать в коллективе, активность;

3)  развивающие: умение работать с тестами, логическое мышление.

Тип урока: урок повторения пройденного.

Наглядный материал: таблицы с формулами п-го элемента прогрессий и исходные из них, формулы суммы п первых элементов (ученики сами называют формулы, для каждой прогрессии отдельные плакаты); на каждом столе раздаточный материал с тестами.

                                             Ход занятия:

1)      Анализ тестов по данной теме, сделанный учениками по последнему лицейскому тестированию: из 12 сделавших анализ своей работы, только у троих не было проблем с прогрессиями. Каждый тест обязательно содержит задание на прогрессию.

         Проблемный вопрос: при каких m    2m-3  будет четвертым элементом  арифметической  прогрессии: 

                                                  

2)      На двух плакатах с помощью учеников восстановить формулы по прогрессиям:

     А)     Повторение формул п-го элемента  прогрессий и исходные из них:

      для а.п.       ,

      где   (разность прогрессии) и d > 0 прогр. возраст.; d < 0 прогр. убыв.

      для г.п.       , причем, если n-1 – четное число, то ± q;

                                                                                    если n-1 – нечетное число, то q;

       (знаменатель прогрессии) и q > 1 прогр. возраст.;   прогр. убыв.

 

среднее арифметическое и среднее пропорциональное для элементов прогрессий:

            

Задания  № 2, 6, 9, 11, 3, 4 из предложенных (ученики находят сами)

      В)    Повторение формул суммы п первых элементов прогрессий:

для а. п.        известны     и   

                     ; если известны  

для  г. п.       , если известны  ;п   и

                      , если известны 

для бесконечно убывающей г. п.    , где  .

 3)   Решение:   задания можно разделить на следующие виды по степени решения:

I.  непосредственное применение формул, рассмотренных ранее (причем некоторые задания решаются частично, а последующие ответы подбираются в соответствии с уже полученным)  задания № 8, 12, 13, 5 из предложенных (ученики находят сами)

II.  решение с применением свойств предложенных чисел по условию, определив элементы каких прогрессий нам даны  -   задания № 10, 7, 17 из предложенных (ученики выбирают сами)

III.              применение свойств прогрессий для решения задач и уравнений – задания

           № 16, 14, 20, 18, 19 из предложенных (ученики выбирают сами);

IV.                замена членов одной прогрессии на любые числа и результат – получается другая прогрессия – задания № 15, 1 (ученики выбирают сами).

 

 

      А

     В

     С

     D

    Е

1.

Найти а. п., если известно, что сумма первых 10 ее членов равна 300, а первый, второй и пятый члены кроме того, образуют геометрическую прогрессию

=30

d = 0

=30

d = 0  и

=3

d =6

= 5

d = 4 

= 3

d = 0 

= 25

d = 2 

2.

В а.п. найти  , если 

 

  4

 

  3

 

 -2

 

-  5

 

  -3

3.

Сумма трех первых членов г.п.  56, а сумма трех последующих - 7. Найти произведение третьего и четвертого членов.

  

 

    48

 

 

  56

 

 

 

   64

 

 

   32

 

 

   40

4.

Знаменатель г.п.  , а четвертый член  , сумма всех ее членов равна  Найти число членов.

 

 

 

 

   5

 

 

 

 

    4

 

 

 

 

   2

 

 

 

 

   3

 

 

 

 

   7

5.

Сумма третьего и девятого членов а. п. равна 8. Найти сумму первых одиннадцати членов.

 

   77

 

  66

 

  44

 

   8

 

  88

6.

Найти знаменатель г. п, если

 

 -2

 

  -3

 

  -9

 

  2

 

 3

7.

Найти сумму всех натуральных двузначных чисел, кратных 5.

 

  945

 

 990

 

  1050

 

  840

 

  1100

8.

В г. п. 5 положительных членов, первый из которых 1,5 и последний 24. Найти знаменатель и их сумму.

-

 

 2; 46,5

9.

Найти первый член и разность а. п. ,если

 

5 и 3

13 и

   2

 

4 и 3

 

-3 и 4

 

 3 и 4

10.

Черепаха ползла к реке 4 часа, причем за каждый следующий час всего затраченного времени она проползала вдвое меньшее расстояние, чем в предыдущий. Какое расстояние проползла черепаха за первый час, если она всего преодолела 90 м?

 

 

 

 

  24 м

 

 

 

 

  28 м

 

 

 

 

   40 м

 

 

 

 

 48 м

 

 

 

 

  30 м

11

Сумма третьего и пятого членов а. п. 30, разность между шестым и первым  20. Найти сумму первых 8 членов этой прогрессии.

 

 

   119

 

 

  153

 

 

   102

 

 

   160

 

 

  136

12

Найти три первых члена бескон. г. п. со знаменателем , сумма которой 6, а сумма 5 первых членов 

1;

3;

6; 3;

 

4; 2; 1

13

Сумма п  первых членов г. п.выражается формулой: . Найти

 

12 и

 

3

 

8 и 3

 

8 и -3

 

6 и -3

 

6 и 3

14

  Найти сумму 19 первых членов а. п., если

 

 938

 

532

 

 1064

 

2128

 

1094

15

Три числа, третье из которых 12, образуют г. п. Если вместо 12 взять 9, то три числа составят а. п. Найти эти числа.

 

27; 18; 12

27; 18; 12 и

3; 6; 12

 

2; 12

 

3; 12

3; 6; 12 и

2;12

16

Некоторые числа встречаются в обеих а.п. 17; 21;… и 16; 21;… Найти сумму первых 100 чисел, встречающихся в обеих прогрессиях.

 

100100

 

100010

 

110100

 

100110

 

101100

17

Вычислить

 

-4848

 

-2323

 

-2525

-5050

-4040

18

Найти сумму 20 первых членов а.п.: 5; 2; -1; -4;…

-235

-470

670

-250

-256

19

Найти число членов г. п., в которой

 

6

 

5

 

4

 

7

 

 8

20

Является ли число 299 общим членом следующих двух а. п.:  5; 8; 11; … и 3; 7; 11; …; если «да», то укажите его номер в каждой из прогрессий

Да

99 и 75

Да

96 и 73

Да

95 и 77

нет

Да

98 и 74

 

 

                                  Тестированные задания:

1)      Найти арифметическую прогрессию, если известно, что сумма первых 10 ее членов равна 300, а первый, второй и пятый члены кроме того, образуют геометрическую прогрессию. *

2)      В арифметической прогрессии  найти  , если  *

3)      Является ли число 299 общим членом следующих двух арифметических прогрессий:  5; 8; 11; … и 3; 7; 11; …; если «да», то укажите его номер в каждой из прогрессий. *

4)      Геометрическая прогрессия состоит из 12 членов. Сумма первых четырех членов равна 1440, а сумма следующих четырех равна 90. Найти сумму последних четырех членов этой прогрессии.

5)      В геометрической прогрессии с положительными членами  Найти

6)      В арифметической прогрессии известны пятый (-150) и шестой (-147) члены. Найти количество отрицательных членов данной прогрессии. *

7)      Найти число членов геометрической прогрессии, в которой *

8)      Найти сумму 20 первых членов а.п.: 5; 2; -1; -4;… *

9)      Вычислить сумму:  *

10)  Второй член убывающей геометрической прогрессии равен , а сумма первого и третьего ее членов равна  Найти произведение четвертого и членов прогрессии.

11)  Сумма первого и четвертого членов арифметической прогрессии равна 2, а ее пятый член больше третьего на 3. Найти сумму десяти ее первых членов.

12)  Некоторые числа встречаются в обеих арифметических прогрессиях 17; 21;… и 16; 21;… Найти сумму первых 100 чисел, встречающихся в обеих прогрессиях. *

13)   Три числа, третье из которых 12, образуют геометрическую прогрессию. Если вместо 12 взять 9, то три числа составят арифметическую прогрессию. Найти эти числа. *

14)  Найти сумму 19 первых членов арифметической прогрессии, если *

15)  Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 13, а их произведение равно 27. Вычислить сумму первых 5 членов этой прогрессии.

16)  Сумма п  первых членов геометрической прогрессии выражается формулой: . Найти *

17)  Найти три первых члена бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем , сумма которой равна 6, а сумма 5 первых членов равна *

18)  Сумма третьего и пятого членов арифметической прогрессии равна 30, разность между шестым и первым равна 20. Найти сумму первых 8 членов этой

прогрессии. *

19)  Сумма четвертого и шестого членов арифметической прогрессии равна 14. Найти сумму первых 10 членов этой прогрессии.

20)  Черепаха ползла к реке 4 часа, причем за каждый следующий час всего затраченного времени она проползала вдвое меньшее расстояние, чем в предыдущий. Какое расстояние проползла черепаха за первый час, если она всего преодолела 90 м? *

21)  Найти первый член и разность а. п. ,если *

22)  В геометрической прогрессии 5 положительных членов, первый из которых 1,5 и последний 24. Найти знаменатель и их сумму. *

23)  Найти сумму всех натуральных двузначных чисел, кратных 5. *

24)  В г. п.  Найти первый и п –ый элемент прогрессии.

25)  Найти знаменатель геометрической прогрессии, если *

26)  Сумма третьего и девятого членов арифметической прогрессии равна 8. Найти сумму первых одиннадцати членов этой прогрессии. *

27)  Три числа образуют возрастающую геометрическую прогрессию. Если среднее из них удвоить, то получится арифметическая прогрессия. Найти знаменатель прогрессии.

28)  Знаменатель геометрической прогрессии равен , а четвертый член этой прогрессии равен , сумма всех ее членов равна  Найти число членов прогрессии. *

29)  Сумма трех первых членов геометрической прогрессии равна 56, а сумма трех последующих ее членов равна 7. Найти произведение третьего и четвертого членов этой прогрессии.*

4)  Итог занятия.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Абитуриентский час по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: повторение формул для вычисления п-го элемента и суммы п первых элементов прогрессий, умение применять их при решении.

Задачи:

1) обучающие: зная формулы для вычисления п-го элемента прогрессий, выражать остальные элементы; повторить определение среднего арифметического и среднего пропорционального и их применение в прогрессиях; в нестандартных задачах уметь определять вид прогрессии и умение работать с тестами для задач, связанных с прогрессиями;

2) воспитывающие: самостоятельность, умение работать в коллективе, активность;

3) развивающие: умение работать с тестами, логическое мышление.

Тип урока: урок повторения пройденного.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1245
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 546
    • DOCX 194 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коржева Алла Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коржева Алла Витальевна
    Коржева Алла Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3006
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 061 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек