Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыА.С.Пушкин «Станционный смотритель».Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Скачать материал

Урок  русской словесности  в 6 классе

учитель СШ № 63 г. Астаны

 Зайдильдинова Айсулу Жумашевна

Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы  «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

Тип урока: урок анализ художественного произведения

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.

Ход урока

I.Организационный момент

II.  Проверка знаний учащихся.

1. Фронтальный опрос.

ü Творчество какого писателя мы изучаем?

ü Какую повесть прочитали на прошлом уроке?

ü С чего начинается повесть «Станционный смотритель»?(чтение фрагмента повести)

ü Что обозначало слово «Станция» во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

(Сообщение учащегося заранее подготовленного «Дорожный быт пушкинской поры»)

Обобщение

- Что по вашему , тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое  дает Пушкин.(унижение, бесправие,беззащитность)

ü Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя П. Вяземского? (Чина  «губернский регистратор » нет горькая ирония автора )

2. Постановка темы, задач урока.

– Имя станционного смотрителя - Самсон Вырин  - образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов  известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом тракте , умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин.  Кто виноват в этом Дуня или он сам?Сегодня на уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ повести  «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных особенностях  произведения, проследим историю жизни главных героев повести. Выясним, в  чем же заключается трагедия Самсона  Вырина. Ответим на главный вопрос , какой нравственный урок даёт нам Пушкин?

III. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.

1.     Работа над композиционными особенностями текста.

Аналитическая беседа

Определяем, что текст можно разделить на три части. (группа литературоведы )

·        1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным  и его красавицей дочерью.

·        2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.

·        3 часть  - литератор узнал о смерти станционного смотрителя  и дальнейшей жизни его дочери.

2.     Работа над текстом повести (Текстологи)

Ваша задача  - внимательно вглядеться  в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.

·        Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече?

("Вижу как теперь , самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)

·        Как выглядело жилище станционного смотрителя?

·        Как относился Самсон Вырин к дочери?

·        Какой была Дуня?

·        Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь   «маленького человека» кажется ему счастливой?

·        Да, ребята, у них была семья

Ассоциация со словом  «семья»

              Делаем вывод:

 Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.

-Давайте вспомним, что такое притча?

 

3.     А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?

Давайте эту историю пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История блудного сына

1.  «… Старик отпускает беспокойного юношу…»

2. «…изображено развратное поведение молодого человека…»

3. «…в лице раскаяние…»

«…в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу…»

          4.«…возвращается к отцу стоит на коленях…»

·        А что было под каждой картинкой ?

·        Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?

·        Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести «Притчу о блудном сыне»? Это как – то касается Дуни и ее отца? Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).

Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.

·        Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй)

Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора  на забытую богом станцию.

Ищем цитаты ответы.

·        Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?

Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

·        Как изменилось его жилище ?

·        Чем вызваны были эти перемены? О Ком спросил автор Самсона?

·        Записи в тетради выход на понятие -  антитеза.

Делаем вывод? Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого  - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История Дуни

1.     «…Дуня со станции отправилась с гусаром…»

2.      «…прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей…»

3.     «…одетая со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского»

4.     «…легла здесь (на могилу отца ) и лежала долго…»

Перед вами репродукция Венециана «Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?

Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать : «Прости!».

Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца.

·        А как вы думаете,  простил бы отец Дуню?

·        Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою).

·        Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься  об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями).

·        Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)

·        Найдите в повести  «Станционный  смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.(«Авось,- думал смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою»).

Синквейн    (родительская) любовь

Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?

·        Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)

Рефлексия

Y. Проверка правильности решения проблемы. Рефлексия.

Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это:

1.      Любить их истинно и чистосердечно.

2.      Говорить о родителях  уважительно.

3.      Вставать перед ними.                                           

4.      Стоять перед сидящими родителями.

5.      Предоставлять им лучшее место.

6.      Не перебивать  родителей в разговоре и не говорить  одновременно с ними.

7.      Не начинать никакого  дела без согласия на то родителей.

8.      Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.

Итог урока

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

-Как вы думаете, актуально ли это произведение в наши дни?

- Чем оно актуально? (прослушивание криминальной хроники по бродяжничеству)

- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок (высказывания на слайде):

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

Домашнее задание:  написать эссе на тему:

- Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  русской словесности  в 6 классе

учитель СШ № 63 г. Астаны

 Зайдильдинова Айсулу Жумашевна

Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы  «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 952 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 493
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 1156
    • DOCX 29.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иманбаева Баян Есиркеповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иманбаева Баян Есиркеповна
    Иманбаева Баян Есиркеповна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 15495
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 700 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе