Урок
русской словесности в 6 классе
учитель
СШ № 63 г. Астаны
Зайдильдинова
Айсулу Жумашевна
Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный
смотритель».
Герои произведения «Станционный
смотритель». Трагедия Самсона Вырина.
Цель урока:
Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой
темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки
работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа
художественного текста.
Развивающие:
развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся;
совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать
эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение
к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Тип урока: урок
анализ художественного произведения
Оборудование:
портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка знаний
учащихся.
1. Фронтальный опрос.
ü Творчество
какого писателя мы изучаем?
ü Какую
повесть прочитали на прошлом уроке?
ü С
чего начинается повесть «Станционный смотритель»?(чтение фрагмента повести)
ü Что
обозначало слово «Станция» во времена Пушкина? Кого называли станционным
смотрителем? Что входило в его обязанности?
(Сообщение учащегося
заранее подготовленного «Дорожный быт пушкинской поры»)
Обобщение
- Что по вашему , тяжелее
всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому
описанию, которое дает Пушкин.(унижение, бесправие,беззащитность)
ü Обратите
внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с
пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя П. Вяземского?
(Чина «губернский регистратор » нет горькая ирония автора )
2. Постановка темы, задач урока.
– Имя станционного смотрителя -
Самсон Вырин - образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных
документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет
служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом тракте , умер с
горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом Дуня или он сам?Сегодня
на уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ
повести «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных
особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести.
Выясним, в чем же заключается трагедия Самсона Вырина. Ответим на главный
вопрос , какой нравственный урок даёт нам Пушкин?
III.
Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.
1. Работа
над композиционными особенностями текста.
Аналитическая беседа
Определяем, что текст можно разделить на
три части. (группа литературоведы )
·
1 часть – встреча автора с Самсоном
Выриным и его красавицей дочерью.
·
2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе
Дуни.
·
3 часть - литератор узнал о смерти
станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.
2. Работа
над текстом повести (Текстологи)
Ваша задача - внимательно
вглядеться в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания,
разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.
·
Каким предстал Самсон Вырин перед автором
в первой встрече?
("Вижу
как теперь , самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его
длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)
·
Как выглядело жилище станционного
смотрителя?
·
Как относился Самсон Вырин к дочери?
·
Какой была Дуня?
·
Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь
«маленького человека» кажется ему счастливой?
·
Да, ребята, у них была семья
Ассоциация со словом «семья»
Делаем вывод:
Рядом со станционным смотрителем живет
маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и
преданность, что цены не имеет.
-Давайте вспомним, что такое притча?
3. А
что за история представлена в картинках, украшающих комнату?
Давайте эту историю
пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу
беседы.
История блудного сына
1. «… Старик
отпускает беспокойного юношу…»
2. «…изображено
развратное поведение молодого человека…»
3. «…в лице раскаяние…»
«…в рубище пасет свиней и
разделяет с ними трапезу…»
4.«…возвращается к отцу стоит на
коленях…»
·
А что было под каждой картинкой ?
·
Какая меткая пушкинская характеристика
бросается в глаза?
·
Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в
сюжет повести «Притчу о блудном сыне»? Это как – то касается Дуни и ее отца?
Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба
уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня
была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не
получила прощения, и тем горше ее слезы).
Образ
Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.
·
Какой поступок девушки нагнетает чувство
тревоги? (Поцелуй)
Прошло три года.
Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.
Ищем
цитаты ответы.
·
Найдите в повести другой портрет этого
героя. Что изменилось в этом портрете?
(«Это
был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать
мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого
лица, на сгорбленную спину – не мог надивиться, как три или четыре года могли
превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
·
Как изменилось его жилище ?
·
Чем вызваны были эти перемены? О Ком
спросил автор Самсона?
·
Записи в тетради выход на понятие - антитеза.
Делаем
вывод? Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что
солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь
другого - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой.
Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.
Запись
тезисов по ходу беседы.
История
Дуни
1. «…Дуня
со станции отправилась с гусаром…»
2. «…прекрасная
барыня ехала в карете в шесть лошадей…»
3. «…одетая
со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского»
4. «…легла
здесь (на могилу отца ) и лежала долго…»
Перед вами репродукция Венециана
«Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение
блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?
Делаем вывод: раскаяние
Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было
сказать : «Прости!».
Дочь вернулась слишком
поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской
смерти. Дуня предала отца.
·
А как вы думаете, простил бы отец Дуню?
·
Какую очень важную библейскую заповедь
нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою).
·
Над чем заставляет задуматься ее судьба?
(Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки
перед самыми близкими нам людьми - родителями).
·
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна
дискуссия)
·
Найдите в повести «Станционный смотритель»
цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.(«Авось,- думал
смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою»).
Синквейн
(родительская) любовь
Родительская любовь беспредельна. Это мы
видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская
любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?
·
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна
дискуссия)
Рефлексия
Y.
Проверка правильности решения проблемы. Рефлексия.
Запишем в тетрадях:
«Почитать родителей – это:
1. Любить их истинно и чистосердечно.
2. Говорить о родителях уважительно.
3. Вставать перед ними.
4. Стоять перед сидящими родителями.
5. Предоставлять им лучшее место.
6. Не перебивать родителей в разговоре и не говорить
одновременно с ними.
7. Не начинать никакого дела без согласия на то родителей.
8. Не делать ничего, что может повредить
доброму имени родителей и за что им будет стыдно.
Итог урока
Именно
доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С.
Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает
им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает
о возможных ошибках.
-Как вы думаете,
актуально ли это произведение в наши дни?
- Чем оно
актуально? (прослушивание криминальной хроники по бродяжничеству)
- Что вы унесете
сегодня с урока? Над чем задумались?
- Каким
высказыванием вы бы закончили урок (высказывания на слайде):
«Я
не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как
вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
Будьте добры и
отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Домашнее задание: написать эссе на тему:
- Виноваты ли герои Пушкина друг перед
другом? Если да, то в чем?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.