Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы« Сказка ложь, да в ней намёк!» (Путешествие по поляне сказок)

« Сказка ложь, да в ней намёк!» (Путешествие по поляне сказок)

Скачать материал

« Сказка ложь, да в ней намёк!»

(Путешествие по поляне сказок)

 

Цель: формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости.

Содержание проблемы:

- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

- формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях. 

Предполагаемый результат:

-приобретение опыта  доброго общения с товарищами;

-проявление сильных добрых сторон характера;

-возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки 

Универсальные действия данного занятия:

-равноправно общаться, считаясь с интересами других;   

 

1. Вступительное слово о «Поляне сказок»

     Дорогие друзья, мы рады приветствовать Вас на «Поляне сказок». На нашей Поляне сказочные герои — гостеприимные хозяева и настоящие друзья для наших посетителей. Находится наша удивительная «Поляна сказок» на территории Кубраковской основной школы, на солнечной стороне.

      Поляна быстро превратилась в любимое место отдыха детей. Неудивительно, что сегодня многие взрослые приводят к нам своих детей и даже внуков. Но если взрослые вспоминают на «Поляне сказок» свое детство, то нынешняя детвора сама с удовольствием знакомится с героями любимых сказок и мультфильмов. И в этом помогут наши экскурсоводы, которые с удовольствием проведут Вас и ваших деток по миру сказок нашей Поляны.

       Надо сказать, что мы постарались сделать своих сказочных героев узнаваемыми даже для самых маленьких. Нередко именно образ того или иного сказочного героя, увиденный в далеком детстве на Поляне, становится для человека самым родным и близким на всю жизнь.

      Гуляя по нашей Поляне, каждый посетитель невольно ловит себя на мысли, что он  в настоящем сказочном лесу. Вот только создан этот лес человеческими руками, где каждый кустик, каждое деревце или цветок растут именно там, где им положено по сюжету той или иной сказки. Естественным украшением экспозиции служат цветники и клумбы.

 

2. Вступительное слово о сказках.

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).

А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.

1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).

2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).

3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).

4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).

5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу  задом).

6. «Растёт не по дням…(а по часам).

          Со сказками вы знакомы с раннего детства.
- Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
-  А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
- Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
- Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

3. Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

 

4. Е.Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени"

Цель: Показать нравственные качества человека;

 

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами узнаем из сказки   “Сказка о потерянном времени”, которую написал Евгений Шварц.  Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

 

- Вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?
      Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
-  Какое же несчастье их объединило?
   “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик? (Это был Петя Зубов).

- А как это произошло?
- Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал? (“Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться….)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?  

( Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…

- А какое ещё произведение о людырях вы читали? («Кот и лодыри» С.Маршака)

- Эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?
- А почему их не могут ничему выучить? (Потому, что человек должен сам этого хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень)

- Скажите, а что ребятам помогло стать опять школьниками? (То, что они нашли друг друга, объединились, и, наконец – то научились ценить и экономить время)

Пословицы и поговорки к «Сказке о потерянном времени»

Делу время, а потехе час (Основное время должно быть посвящено работе).

День да ночь – сутки прочь (Бесцельное существование, однообразно прожитое время). Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)…

- Какими словами автор заканчивает свой рассказ? ( “Они- то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

Пословицы и поговорки.

Два века никто не живёт. Дважды молоду не бывать. Вчерашний день не воротишь.

 

5. Сказки А. С. Пушкина

Цель: закрепить знание детьми сказок и стихотворений А.С. Пушкина

 

А.С. Пушкин – это имя известно во всем мире. А.С. Пушкин – замечательный, гениальный поэт и писатель. Его стихи и сказки очаровывают и детей и взрослых.

 

Игра «Узнай сказку» (отгадать по отрывку из сказки)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(сказка о царе Салтане)

 

И царевна к ним сошла,

Честь хозяевам отдала

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть и звана не была

(сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

 

Вот неделя, другая проходит

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к старухе старика посылает:

«Воротись, поклонися рыбке

Не хочу быть столбовою дворянкой

А хочу быть вольною царицей»

(сказка о рыбаке и рыбке)

 

«И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!» («Сказка о Золотом петушке»)

 

 

- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».)

- Полное название «Сказки о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»)

- Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

- Какое было последнее желание вредной старухи? ( стать владычицей морской)

- От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( от Чародея)

- В какой сказке присутствует число 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане»)

- В кого первый раз превратился князь Гвидон? ( в комара)

- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом

Белка там живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра- чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

1. В каком доме жила белочка? – В хрустальном.

2. Из чего скорлупки у белочки? – Из золота.

3. Что за ядра в скорлупках у белочки? – Чистый изумруд.

 

- Я ученый мудрый кот! У меня полно хлопот.

Коль направо я пойду – звонку песню заведу.

А налево поверну – сказки сказывать начну.

Отвечайте без подсказки, все ли дети любят сказки?

Кто меня узнал? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире!

Я ведь совершенно необычный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот?  

-- В какой сказке мне пришлось выручать своего лучшего друга Петушка из когтей коварной лисы? («Кот, петух и лиса»»).

-- В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда, словно мышку проглотил? (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

-- В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне Простоквашино и даже завел себе корову? (Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино»).

 

6. Сказка «Гуси-лебеди»

Цель: Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству ;

 

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

(Гуси - лебеди).

 

 Сказка в стихах  оказалось сложным делом использовать словосочетание «гуси-лебеди», поэтому в этом тексте допускается некоторая вольность в изложении, сделав акцент на художественные детали,  но сохраняя главное, идею. Ведь волшебное яблочко наливается соками изнутри...

ГУСИ – ЛЕБЕДИ
Эхо русской народной сказки

Как  за  темными  лесами  да  за  горными  долами
Жили  стаи  лебедей,  злобных  хищников  гусей.
Гуси  деток  воровали, что  из  дому  убегали.
Уносили  за  леса,  где  гремит  небес  гроза.

А  в  одном  селенье  жили  брат  с  сестрою  и  дружили.
Раным-рано  их  отец  говорил:  -  Вот  под  конец
Дня  рабочего  вернусь я.  Вы  играйте.  Ну,  а  гуси
Да  не  тронут  вас  крылом.  Как  летят  -  бегите  в дом!

Только  гуси  налетают,  дети  тут  же  убегают.
Гуси  прочь  -  они  опять  на  лужайку,  поиграть.
Но  однажды  так случилось,  что  сестрёнка  отлучилась.
И  один  малышка  брат  заигрался  возле  врат…

Вдруг  на  небе  потемнело  и  угрозой заревело.
Дики  гуси  тучей  сели,  следом  с  братцем  улетели!
Понесли  его  за  кручи,  за  леса,  за  чёрны  тучи,
За  невидимые  горы, на  неведомы  просторы.

Прибежала  тут  сестрёнка, златовласая  Алёнка,
А  братишки  не  видать…  Стала  плакать,  призывать:
- Брат,  Иванушка,  ты  где?  Отзовись, хоть  вдалеке!
Но…  не  слышно  ничего.  Все  вокруг  пустым–пусто.

((()))

И  сестрица  побежала  вслед  за  стаей  лебедей,
Злобных  хищников  гусей,  и дорогой  причитала:
- Что  я  батюшке  скажу, как  вернётся  он  домой…
Спросит  -  где  сынишка  мой? Что  отцу  я  покажу…

Гуси  скрылись  за  лесами,  а  вокруг  уже  тёмно.
Сил  бежать - уж  нет  давно. Солнце  село  за горами.
И  осталася  в  лесу до  утра  Аленка  спать.
А  наутро  уж  опять…  в  путь:  -  Я  братика  спасу!

Видит,  Яблонька  стоит в  диких  яблочках  лесных.
Из-под  веточек  густых  древо  тихо  говорит:
- Слушай, милая,  меня.  Я  скажу,  где  братец  твой,
Коли  груз  стряхнешь  ты  мой.  Скушай  яблочко,  дитя!

А Алёнушка  в  ответ:  -  Стану  ль  кислое  я  есть,
Коль  у  батюшки  не  счесть  сладких  яблочек?  Уж,  нет.
Вот,  бежит, куда не  знает,  а  пред  нею  Печь  стоит,
И  Алёнке  говорит, да тихохонько  вздыхает:

-  Слушай,  девочка,  дружок! Я  сто  лет  уж  здесь  стою,
Растопи  меня,  молю.  Испеки  же  пирожок!
Да  поешь  тогда  моих  пирожков,  и  будет  дело.
Но  она  не  захотела  есть  несдобных  да  ржаных…

- Стану ль  я  ржаные  есть  ради  слова  твоего!
У  отца  же  моего  и  пшеничных-то    не  счесть!
Ничего  ей  не  сказала  Печь на  это  и  вздохнула.
А  Алёнка  повернула,  прямо  к  Речке  побежала.

- Речка,  Реченька! Скажи,  гуси – лебеди  куда
Понесли  ещё  вчера  братца?  Путь  мне  укажи!
Речка  ей  тотчас  в  ответ:  -  Я  молочная  Река.
Вот  кисельны  берега.  Ты  поешь  меня.  -  Ну,  нет!

Знай, у  батюшки  вкуснее  и  кисель,  и  молоко.
- Что ж  пришла так  далеко?  Возвращайся  поскорее…
- Я  за  братиком  спешу,  гуси  братика  украли,
Да  и  скрылись  за  лесами.  Помоги  найти,  прошу!

Снова  Речка  говорит:  -  Ты  поешь меня,  а  там
Помогу  обоим  вам!  -  А  Алёнушка  молчит…
Делать нечего,  она  пьёт  молочную  водицу,
Видя  в ней  себя  -  сестрицу.  Ест  кисельны  берега.

И  тогда  уже  спешит  вместе  с  Речкой  до гусей,
Вороватых  лебедей.  Видит,  братец…  сладко  спит!
И  Алёнка  вмиг  схватила  братца  и  опять  к  Реке:
- Помоги  ещё  раз  мне!  -  и  водицы  вновь  отпила.

Речка  тихо понесла  как  в  ладье  сестру  и  брата,
И  успела до  заката на  родимые  брега.
- Вот,  спасибо,  Речка – мать!  Дальше  знаю  я  дорогу
До  родимого  порогу. -  Недалёко нам  бежать…

Вдруг  за ними  шум  да  гам!  Гуси  видно  спохватились,
Да  в  погоню–то  пустились  по  лесам  и  по  долам…
Вот,  они  уж  настигают,  небо  крыльями  закрыли!
Брат  с  сестрёнкою  застыли  и  в  отчаяние  рыдают.

Вдруг,  откуда  ни  возьмись,  Печка–печенька  стоит,
Да  как  прежде  говорит:  -  Ну,  Алёнка, потрудись!
Быстро  сделала сестра   всё,  что  Печка  говорила.
Та  их  с  братцем  и  укрыла,  от  гусей  и  сберегла…

Ну,  а  гуси  подлетали,  да  крылами  все  махали,
И  кричали  всё  над  речкой,  да  летали по-над печкой:
Ничего  не  оказалось,  что  им  издали  мерцалось.
Пошумели,  погалдели,  да  и  к дому  полетели.

Дальше  бросились  бежать  брат с  сестрою  по дороге,
Вспоминая  о  подмоге.  Ноги  стали  уставать…
Гуси – лебеди, меж  тем,  покружились,  покружились,
И  назад  все  воротились.  Настигают  вот  совсем!

Но,  откуда ни возьмись,  дичка  Яблонька  стоит,
И  как  прежде  говорит…  Дети  за  руки  взялись,

Да  стряхнули урожай,  так  как  Яблонька  просила.
Та  их  дичкой  угостила  и сказала:  -  Полезай

Ты,  Иванушка,  к верхушке,  ты, Аленка  -  в  середину.
Спрячу  вас  я, не  покину.  Не  заметят  и  лягушки!
Так  и  сделали  они.  Гуси  лебеди  летали,
Помахали,  поискали  -  никого,  кусты одни.

Так  ни  с  чем  и  улетели.  А  детишки–то  потом
Прибежали  прямо  в  дом,  разом  в  двери  залетели!
Да  в  объятия  к  отцу,  что,  страдая  день  и ночь,
Звал  Иванушку  и дочь.  Всё  к счастливому  концу.

С  той  поры  они  опять  жили  дружно, не  тужили,
Да  с  соседями  дружили,  и  ходили  в  лес  гулять.

 

7. Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик"

 

Цель: Воспитание милосердия и отзывчивости.

- Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? А почему он называется «семицветик»? (потому, что у него семь цветов). Кто автор сказки «Цветик-семицветик»? (В.Катаев)
Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик»

- Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания?
(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.)

- Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В. Катаева "Цветик-семицветик"? (розового)

- В каких ещё сказках упоминаются цветы?

- В сказке П. Бажова "Каменный цветок"  (Данило-мастер изваял из малахита дурман обыкновенный)

- В сказке С.Аксакова «Аленький цветочек? Хозяин цветка Зверь лесной чудо морское)

 - В сказке Р. Киплинга "Маугли"? (Багира называла "Красным Цветком" -  огонь

- В сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (Аромат маков усыпил Элли, Тотошку и Льва)

- В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" (Садовники красили

    розы на большом кусте у входа в сад Королевы...)

- В сказке Г. Х. Андерсена  «Дюймовочка» (Лепесток розы служил одеялом Дюймовочке )

- В сказке   Г. Х. Андерсена  "Цветы маленькой Иды" ( Голубые фиалки танцевали на  балу с гиацинтами и крокусами)

- В сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев". (Мачеха отправила свою падчерицу под  Новый год за подснежниками)

 

8. Русская народная сказка «Курочка ряба».

 

Цель: Учить сочувствию к ближним.

 

Курочка Ряба - коротенькая сказка для самых маленьких детей.

«Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям.  

Сказка про курочку Рябу на самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Это образец "цепочной" сказки (это когда одно действие вызывает цепь событий).
В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Саратовская обл.

«Дорогое яичко»


Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!"
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, поподья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко.
А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!"
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.

«Курочка рябушка»


Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за
мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, N 1.)


Вологодская обл.

«Был старик, да старуха»


Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались:
"Что же сделалось?" Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)


Украинский сюжет
Черниговская обл.

«Курица Ряба»


Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды!
Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

 

9. Русские народные сказки.

«Колобок»

 

Сказка учит что убегать от взрослых нельзя, это опасно, разговаривать с незнакомыми тоже нельзя, и тем более идти с ними куда-то.

 

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (Колобок)

Кто из нас, независимо от возраста, не знаком со сказкой о непоседливом Колобке?

Сказка « Репка»

 

Сказка Репка – небольшая сказка для детей младшего возраста. Смысл сказки Репка, показать, что любую проблему легче решить сообща, чем в одиночки, и даже вклад самых маленьких в общее дело, приносит пользу. Сказка Репка полезна для детей как пример добрых семейных взаимоотношения.

 

Как у деда в огороде

Чудо овощ уродился

Всей семьёй, при всём народе

Урожай собрать дед решился

До сих пор бы собирали

Если б мышку не позвали                  (« Репка»)

 

Сказка «Теремок»

 

Сказка «Теремок»сказка для самых маленьких детей. Учит детей дружбе и гостеприимству.

Стоял домик расписной, 
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.
Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?
(«Теремок»)

 

-Сосчитай героев сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»

- Какие слова в ней чаще всего повторяются?

"Репка" - 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Слова: - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут - вытянуть не могут".

"Колобок" - 7 героев (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Слова : - я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду.

 "Теремок" - 8 героев (муха, комар - пискун, мышка - погрызуха, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь). Слова: - Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Я, муха-горюха. Я, комар-пискун. Я мышка-погрызуха. Я, лягушка-квакушка. Я, заюнок-кривоног, по горке скок. Я, лиса - при беседе краса. Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто? Я вам всем пригнетыш.

 

1. В каком, государстве жили герои многих русских сказках? Тридевятом или же тридесятом

2. Кто, в конце концов, скушал Колобка? (Лиса);

3. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

4. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? (Три (Голодными остались Заяц, Волк и Медведь.)

5. Назовите место рождения Колобка? (Печь)

6. Что в русской народной сказке дед не смог сделать с репкой в одиночку? (Вытянуть)

7. Что спрашивали звери в сказке "Теремок" прежде чем войти туда? (Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?)

 

10. Г.Х.Андерсен.“Дюймовочка”

Цель: Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

 

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла

 

Сказка о крохотной Дюймовочке очень лирична, проникнута горячим сочувствием автора злоключениям героини. Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и ее противным сынком — «точь-в-точь мамашей» ; это и ирония над кротом. «У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари бога за такого мужа» — так рассказывает о нем мышь Дюймовочке. Как всякая добрая сказка, история завершилась благополучно — девочка стала женой маленького короля эльфов. Сказочное приключение окончилось так, как и должно окончиться: безобразное и комическое высмеяно, а прекрасному и возвышенному достался счастливый удел.

 

- Почему Дюймовочке дали такое имя? (Потому что она была ростом с дюйм)
- Где все лето жила Дюймовочка? (под большим листом лопуха)

- Кого нашла Дюймовочка в подземной галерее, которую прорыл Крот между своей норой и норой Полевой мыши? (Ласточку)

- Как Ласточка отблагодарила Дюймовочку за то, что та спасла ей жизнь? (перенесла Дюймовочку в теплую страну)

 

11. В.М.Гаршин Сказка «Лягушка-путешественница»


Цель:
   Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.

 

Вот вам дети по стреле:
И стреляйте на заре.
Где стрела-то упадет
Там и счастье ваше ждет.
По какой сказке сделана эта реклама?
(В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)

  1. Как жилось лягушки в болоте? “Наслаждалась теплым, мелким дождиком”
  2. Почему она решилась отправиться в дальние края? “Что такое юг?”
  3. Удалось ли путешествие?
  4. Когда лягушка забыла об осторожности? Почему?

12. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

 

Цель: воспитывать нравственные черты характера.

 

Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить.
(Кот в сапогах)

 

Сказка Кот в сапогах  Шарля Перро рассказывает о коте, который достался одному из братьев в наследство от отца. Вначале молодой человек был не очень доволен, однако потом благодаря хитрости и преданности кота, он получил даже больше того, о чем мечтал.

1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)
2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)
3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика)
4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)
5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)
6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "« Сказка ложь, да в ней намёк!» (Путешествие по поляне сказок)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

« Сказка ложь, да в ней намёк!»

(Путешествие по поляне сказок)

 

Цель: формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости.

Содержание проблемы:

- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

- формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях. 

Предполагаемый результат:

-приобретение опыта  доброго общения с товарищами;

-проявление сильных добрых сторон характера;

-возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки 

Универсальные действия данного занятия:

-равноправно общаться, считаясь с интересами других;   

 

1. Вступительное слово о «Поляне сказок»

     Дорогие друзья, мы рады приветствовать Вас на «Поляне сказок». На нашей Поляне сказочные герои — гостеприимные хозяева и настоящие друзья для наших посетителей. Находится наша удивительная «Поляна сказок» на территории Кубраковской основной школы, на солнечной стороне.

      Поляна быстро превратилась в любимое место отдыха детей. Неудивительно, что сегодня многие взрослые приводят к нам своих детей и даже внуков. Но если взрослые вспоминают на «Поляне сказок» свое детство, то нынешняя детвора сама с удовольствием знакомится с героями любимых сказок и мультфильмов. И в этом помогут наши экскурсоводы, которые с удовольствием проведут Вас и ваших деток по миру сказок нашей Поляны.

       Надо сказать, что мы постарались сделать своих сказочных героев узнаваемыми даже для самых маленьких. Нередко именно образ того или иного сказочного героя, увиденный в далеком детстве на Поляне, становится для человека самым родным и близким на всю жизнь.

      Гуляя по нашей Поляне, каждый посетитель невольно ловит себя на мысли, что он  в настоящем сказочном лесу. Вот только создан этот лес человеческими руками, где каждый кустик, каждое деревце или цветок растут именно там, где им положено по сюжету той или иной сказки. Естественным украшением экспозиции служат цветники и клумбы.

 

2. Вступительное слово о сказках.

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).

А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.

1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).

2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).

3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).

4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).

5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу  задом).

6. «Растёт не по дням…(а по часам).

          Со сказками вы знакомы с раннего детства.
- Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
-  А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
- Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
- Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

3. Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)

 

4. Е.Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени"

Цель: Показать нравственные качества человека;

 

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами узнаем из сказки   “Сказка о потерянном времени”, которую написал Евгений Шварц.  Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

 

- Вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?
      Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
-  Какое же несчастье их объединило?
   “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик? (Это был Петя Зубов).

- А как это произошло?
- Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал? (“Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться….)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?  

( Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…

- А какое ещё произведение о людырях вы читали? («Кот и лодыри» С.Маршака)

- Эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?
- А почему их не могут ничему выучить? (Потому, что человек должен сам этого хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень)

- Скажите, а что ребятам помогло стать опять школьниками? (То, что они нашли друг друга, объединились, и, наконец – то научились ценить и экономить время)

Пословицы и поговорки к «Сказке о потерянном времени»

Делу время, а потехе час (Основное время должно быть посвящено работе).

День да ночь – сутки прочь (Бесцельное существование, однообразно прожитое время). Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)…

- Какими словами автор заканчивает свой рассказ? ( “Они- то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

Пословицы и поговорки.

Два века никто не живёт. Дважды молоду не бывать. Вчерашний день не воротишь.

 

5. Сказки А. С. Пушкина

Цель: закрепить знание детьми сказок и стихотворений А.С. Пушкина

 

А.С. Пушкин – это имя известно во всем мире. А.С. Пушкин – замечательный, гениальный поэт и писатель. Его стихи и сказки очаровывают и детей и взрослых.

 

Игра «Узнай сказку» (отгадать по отрывку из сказки)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

(сказка о царе Салтане)

 

И царевна к ним сошла,

Честь хозяевам отдала

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть и звана не была

(сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

 

Вот неделя, другая проходит

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к старухе старика посылает:

«Воротись, поклонися рыбке

Не хочу быть столбовою дворянкой

А хочу быть вольною царицей»

(сказка о рыбаке и рыбке)

 

«И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!» («Сказка о Золотом петушке»)

 

 

- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».)

- Полное название «Сказки о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде»)

- Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

- Какое было последнее желание вредной старухи? ( стать владычицей морской)

- От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( от Чародея)

- В какой сказке присутствует число 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе Салтане»)

- В кого первый раз превратился князь Гвидон? ( в комара)

- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом

Белка там живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра- чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

1. В каком доме жила белочка? – В хрустальном.

2. Из чего скорлупки у белочки? – Из золота.

3. Что за ядра в скорлупках у белочки? – Чистый изумруд.

 

- Я ученый мудрый кот! У меня полно хлопот.

Коль направо я пойду – звонку песню заведу.

А налево поверну – сказки сказывать начну.

Отвечайте без подсказки, все ли дети любят сказки?

Кто меня узнал? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире!

Я ведь совершенно необычный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот?  

-- В какой сказке мне пришлось выручать своего лучшего друга Петушка из когтей коварной лисы? («Кот, петух и лиса»»).

-- В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда, словно мышку проглотил? (Ш.Перро «Кот в сапогах»).

-- В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне Простоквашино и даже завел себе корову? (Э.Успенский «Каникулы в Простоквашино»).

 

6. Сказка «Гуси-лебеди»

Цель: Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству ;

 

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

(Гуси - лебеди).

 

 Сказка в стихах  оказалось сложным делом использовать словосочетание «гуси-лебеди», поэтому в этом тексте допускается некоторая вольность в изложении, сделав акцент на художественные детали,  но сохраняя главное, идею. Ведь волшебное яблочко наливается соками изнутри...

ГУСИ – ЛЕБЕДИ
Эхо русской народной сказки

Как  за  темными  лесами  да  за  горными  долами
Жили  стаи  лебедей,  злобных  хищников  гусей.
Гуси  деток  воровали, что  из  дому  убегали.
Уносили  за  леса,  где  гремит  небес  гроза.

А  в  одном  селенье  жили  брат  с  сестрою  и  дружили.
Раным-рано  их  отец  говорил:  -  Вот  под  конец
Дня  рабочего  вернусь я.  Вы  играйте.  Ну,  а  гуси
Да  не  тронут  вас  крылом.  Как  летят  -  бегите  в дом!

Только  гуси  налетают,  дети  тут  же  убегают.
Гуси  прочь  -  они  опять  на  лужайку,  поиграть.
Но  однажды  так случилось,  что  сестрёнка  отлучилась.
И  один  малышка  брат  заигрался  возле  врат…

Вдруг  на  небе  потемнело  и  угрозой заревело.
Дики  гуси  тучей  сели,  следом  с  братцем  улетели!
Понесли  его  за  кручи,  за  леса,  за  чёрны  тучи,
За  невидимые  горы, на  неведомы  просторы.

Прибежала  тут  сестрёнка, златовласая  Алёнка,
А  братишки  не  видать…  Стала  плакать,  призывать:
- Брат,  Иванушка,  ты  где?  Отзовись, хоть  вдалеке!
Но…  не  слышно  ничего.  Все  вокруг  пустым–пусто.

((()))

И  сестрица  побежала  вслед  за  стаей  лебедей,
Злобных  хищников  гусей,  и дорогой  причитала:
- Что  я  батюшке  скажу, как  вернётся  он  домой…
Спросит  -  где  сынишка  мой? Что  отцу  я  покажу…

Гуси  скрылись  за  лесами,  а  вокруг  уже  тёмно.
Сил  бежать - уж  нет  давно. Солнце  село  за горами.
И  осталася  в  лесу до  утра  Аленка  спать.
А  наутро  уж  опять…  в  путь:  -  Я  братика  спасу!

Видит,  Яблонька  стоит в  диких  яблочках  лесных.
Из-под  веточек  густых  древо  тихо  говорит:
- Слушай, милая,  меня.  Я  скажу,  где  братец  твой,
Коли  груз  стряхнешь  ты  мой.  Скушай  яблочко,  дитя!

А Алёнушка  в  ответ:  -  Стану  ль  кислое  я  есть,
Коль  у  батюшки  не  счесть  сладких  яблочек?  Уж,  нет.
Вот,  бежит, куда не  знает,  а  пред  нею  Печь  стоит,
И  Алёнке  говорит, да тихохонько  вздыхает:

-  Слушай,  девочка,  дружок! Я  сто  лет  уж  здесь  стою,
Растопи  меня,  молю.  Испеки  же  пирожок!
Да  поешь  тогда  моих  пирожков,  и  будет  дело.
Но  она  не  захотела  есть  несдобных  да  ржаных…

- Стану ль  я  ржаные  есть  ради  слова  твоего!
У  отца  же  моего  и  пшеничных-то    не  счесть!
Ничего  ей  не  сказала  Печь на  это  и  вздохнула.
А  Алёнка  повернула,  прямо  к  Речке  побежала.

- Речка,  Реченька! Скажи,  гуси – лебеди  куда
Понесли  ещё  вчера  братца?  Путь  мне  укажи!
Речка  ей  тотчас  в  ответ:  -  Я  молочная  Река.
Вот  кисельны  берега.  Ты  поешь  меня.  -  Ну,  нет!

Знай, у  батюшки  вкуснее  и  кисель,  и  молоко.
- Что ж  пришла так  далеко?  Возвращайся  поскорее…
- Я  за  братиком  спешу,  гуси  братика  украли,
Да  и  скрылись  за  лесами.  Помоги  найти,  прошу!

Снова  Речка  говорит:  -  Ты  поешь меня,  а  там
Помогу  обоим  вам!  -  А  Алёнушка  молчит…
Делать нечего,  она  пьёт  молочную  водицу,
Видя  в ней  себя  -  сестрицу.  Ест  кисельны  берега.

И  тогда  уже  спешит  вместе  с  Речкой  до гусей,
Вороватых  лебедей.  Видит,  братец…  сладко  спит!
И  Алёнка  вмиг  схватила  братца  и  опять  к  Реке:
- Помоги  ещё  раз  мне!  -  и  водицы  вновь  отпила.

Речка  тихо понесла  как  в  ладье  сестру  и  брата,
И  успела до  заката на  родимые  брега.
- Вот,  спасибо,  Речка – мать!  Дальше  знаю  я  дорогу
До  родимого  порогу. -  Недалёко нам  бежать…

Вдруг  за ними  шум  да  гам!  Гуси  видно  спохватились,
Да  в  погоню–то  пустились  по  лесам  и  по  долам…
Вот,  они  уж  настигают,  небо  крыльями  закрыли!
Брат  с  сестрёнкою  застыли  и  в  отчаяние  рыдают.

Вдруг,  откуда  ни  возьмись,  Печка–печенька  стоит,
Да  как  прежде  говорит:  -  Ну,  Алёнка, потрудись!
Быстро  сделала сестра   всё,  что  Печка  говорила.
Та  их  с  братцем  и  укрыла,  от  гусей  и  сберегла…

Ну,  а  гуси  подлетали,  да  крылами  все  махали,
И  кричали  всё  над  речкой,  да  летали по-над печкой:
Ничего  не  оказалось,  что  им  издали  мерцалось.
Пошумели,  погалдели,  да  и  к дому  полетели.

Дальше  бросились  бежать  брат с  сестрою  по дороге,
Вспоминая  о  подмоге.  Ноги  стали  уставать…
Гуси – лебеди, меж  тем,  покружились,  покружились,
И  назад  все  воротились.  Настигают  вот  совсем!

Но,  откуда ни возьмись,  дичка  Яблонька  стоит,
И  как  прежде  говорит…  Дети  за  руки  взялись,

Да  стряхнули урожай,  так  как  Яблонька  просила.
Та  их  дичкой  угостила  и сказала:  -  Полезай

Ты,  Иванушка,  к верхушке,  ты, Аленка  -  в  середину.
Спрячу  вас  я, не  покину.  Не  заметят  и  лягушки!
Так  и  сделали  они.  Гуси  лебеди  летали,
Помахали,  поискали  -  никого,  кусты одни.

Так  ни  с  чем  и  улетели.  А  детишки–то  потом
Прибежали  прямо  в  дом,  разом  в  двери  залетели!
Да  в  объятия  к  отцу,  что,  страдая  день  и ночь,
Звал  Иванушку  и дочь.  Всё  к счастливому  концу.

С  той  поры  они  опять  жили  дружно, не  тужили,
Да  с  соседями  дружили,  и  ходили  в  лес  гулять.

 

7. Сказка В. Катаева "Цветик-семицветик"

 

Цель: Воспитание милосердия и отзывчивости.

- Ребята, вы узнали этот цветок? Как он называется? А почему он называется «семицветик»? (потому, что у него семь цветов). Кто автор сказки «Цветик-семицветик»? (В.Катаев)
Ребята, а теперь вместе с Женей мы отправимся в путешествие по сказке «Цветик – семицветик»

- Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания?
(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.)

- Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В. Катаева "Цветик-семицветик"? (розового)

- В каких ещё сказках упоминаются цветы?

- В сказке П. Бажова "Каменный цветок"  (Данило-мастер изваял из малахита дурман обыкновенный)

- В сказке С.Аксакова «Аленький цветочек? Хозяин цветка Зверь лесной чудо морское)

 - В сказке Р. Киплинга "Маугли"? (Багира называла "Красным Цветком" - огонь

- В сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (Аромат маков усыпил Элли, Тотошку и Льва)

- В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" (Садовники красили

    розы на большом кусте у входа в сад Королевы...)

- В сказке Г. Х. Андерсена  «Дюймовочка» (Лепесток розы служил одеялом Дюймовочке )

- В сказке   Г. Х. Андерсена  "Цветы маленькой Иды" ( Голубые фиалки танцевали на  балу с гиацинтами и крокусами)

- В сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев". (Мачеха отправила свою падчерицу под  Новый год за подснежниками)

 

8. Русская народная сказка «Курочка ряба».

 

Цель: Учить сочувствию к ближним.

 

Курочка Ряба - коротенькая сказка для самых маленьких детей.

«Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям.  

Сказка про курочку Рябу на самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Это образец "цепочной" сказки (это когда одно действие вызывает цепь событий).
В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Саратовская обл.

«Дорогое яичко»


Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!"
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, поподья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко.
А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!"
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.

«Курочка рябушка»


Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за
мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, N 1.)


Вологодская обл.

«Был старик, да старуха»


Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались:
"Что же сделалось?" Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)


Украинский сюжет
Черниговская обл.

«Курица Ряба»


Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды!
Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

 

9. Русские народные сказки.

«Колобок»

 

Сказка учит что убегать от взрослых нельзя, это опасно, разговаривать с незнакомыми тоже нельзя, и тем более идти с ними куда-то.

 

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (Колобок)

Кто из нас, независимо от возраста, не знаком со сказкой о непоседливом Колобке?

Сказка « Репка»

 

Сказка Репка – небольшая сказка для детей младшего возраста. Смысл сказки Репка, показать, что любую проблему легче решить сообща, чем в одиночки, и даже вклад самых маленьких в общее дело, приносит пользу. Сказка Репка полезна для детей как пример добрых семейных взаимоотношения.

 

Как у деда в огороде

Чудо овощ уродился

Всей семьёй, при всём народе

Урожай собрать дед решился

До сих пор бы собирали

Если б мышку не позвали                  (« Репка»)

 

Сказка «Теремок»

 

Сказка «Теремок» – сказка для самых маленьких детей. Учит детей дружбе и гостеприимству.

Стоял домик расписной, 
Ох, красивый он какой!
В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.
Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,
Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?
(«Теремок»)

 

-Сосчитай героев сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»

- Какие слова в ней чаще всего повторяются?

"Репка" - 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Слова: - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут - вытянуть не могут".

"Колобок" - 7 героев (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Слова : - я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду.

 "Теремок" - 8 героев (муха, комар - пискун, мышка - погрызуха, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).Слова: - Чей домок-теремок? Кто в тереме живет? Я, муха-горюха. Я, комар-пискун. Я мышка-погрызуха. Я, лягушка-квакушка. Я, заюнок-кривоног, по горке скок. Я, лиса - при беседе краса. Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто? Я вам всем пригнетыш.

 

1. В каком, государстве жили герои многих русских сказках?Тридевятом или же тридесятом

2. Кто, в конце концов, скушал Колобка? (Лиса);

3. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

4. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? (Три (Голодными остались Заяц, Волк и Медведь.)

5. Назовите место рождения Колобка? (Печь)

6. Что в русской народной сказке дед не смог сделать с репкой в одиночку? (Вытянуть)

7. Что спрашивали звери в сказке "Теремок" прежде чем войти туда? (Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?)

 

10. Г.Х.Андерсен.“Дюймовочка”

Цель: Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

 

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла

 

Сказка о крохотной Дюймовочке очень лирична, проникнута горячим сочувствием автора злоключениям героини. Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и ее противным сынком — «точь-в-точь мамашей» ; это и ирония над кротом. «У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто! Благодари бога за такого мужа» — так рассказывает о нем мышь Дюймовочке. Как всякая добрая сказка, история завершилась благополучно — девочка стала женой маленького короля эльфов. Сказочное приключение окончилось так, как и должно окончиться: безобразное и комическое высмеяно, а прекрасному и возвышенному достался счастливый удел.

 

- Почему Дюймовочке дали такое имя? (Потому что она была ростом с дюйм)
- Где все лето жила Дюймовочка? (под большим листом лопуха)

- Кого нашла Дюймовочка в подземной галерее, которую прорыл Крот между своей норой и норой Полевой мыши? (Ласточку)

- Как Ласточка отблагодарила Дюймовочку за то, что та спасла ей жизнь? (перенесла Дюймовочку в теплую страну)

 

11. В.М.Гаршин Сказка «Лягушка-путешественница»


Цель:   Воспитание бережного отношения к природе; взаимовыручки.

 

Вот вам дети по стреле:
И стреляйте на заре.
Где стрела-то упадет
Там и счастье ваше ждет.
По какой сказке сделана эта реклама?
(В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)

  1. Как жилось лягушки в болоте? “Наслаждалась теплым, мелким дождиком”
  2. Почему она решилась отправиться в дальние края? “Что такое юг?”
  3. Удалось ли путешествие?
  4. Когда лягушка забыла об осторожности? Почему?

12. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

 

Цель: воспитывать нравственные черты характера.

 

Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить.
(Кот в сапогах)

 

Сказка Кот в сапогах  Шарля Перро рассказывает о коте, который достался одному из братьев в наследство от отца. Вначале молодой человек был не очень доволен, однако потом благодаря хитрости и преданности кота, он получил даже больше того, о чем мечтал.

1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)
2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)
3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика)
4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)
5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)
6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 512 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 669
    • DOCX 107 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мерко Ольга Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мерко Ольга Григорьевна
    Мерко Ольга Григорьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6172
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 393 человека из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 211 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов