Инфоурок Обществознание Другие методич. материалы« Люди гибнут за металл…» урок экономики

« Люди гибнут за металл…» урок экономики

Скачать материал

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЦЕНАРИЙ УРОКА                                                                                                                                 3

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1.            Накопительная система оценивания.                                                                                         8

2.            Лабиринт.                                                                                                                                      9

3.            Инструктивная карта урока.                                                                                                      10

4.            Формы инфляции.                                                                                                                       14

5.            Ожидаемые ответы учащихся.                                                                                                   15

6.            Зависимость между уровнем развития государства и формой инфляции.                            19

7.            «Крылатые» выражения о деньгах.                                                                                           20

8.            Педагогические методы и приемы, использованные на уроке.                                  22

9.            Эффективность накопительной системы оценивания.                                             24

                     РЕЦЕНЗИЯ                                                                                                                                                 25

СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ                                                                                   26

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                           28

 

 

Сценарий урока.

 

« Люди гибнут за металл…»

« Фауст» Ш. Гуно

 

Урок   экономики для 10 кл.  (по базовый   уровень   (учебник - И. Липсица)   или 11 кл. (профильный уровень образования  (учебник -  С.И. Иванова)    по теме: «Инфляция».

 

      Не существует более хитрого,

 а вместе с тем более верного способа

 свергнуть существующий общественный строй,

 чем обесценивание денег.

Джеймс Кейнс

Цели урока:   

Образовательные  цели:

  • обобщение знаний по теме  инфляция, ее  виды;
  • углубление знаний о воздействии инфляции на экономику и социальную сферу страны;
  • применение круга методов борьбы с инфляцией;
  • выявление уровня  освоенности полученных знаний.

Развивающие цели:

·          формирование навыков групповой работы;

·         развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные цели:

·         овладение  коммуникативными  навыками;

·         воспитание умений адаптироваться  к жизни в различных условиях.

Раздаточный материал:

·         бланк  накопительной системы оценивания;

·         лабиринт;

·         инструктивная карта;

·         « крылатые» высказывание о деньгах и инфляции.

      Оформление доски:

·         тема урока;

·         система координат для построения графика (4 шт.)

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор и экран, колонки.

Программное обеспечение: Microsof Power Point.

Использование ИКТ при подготовке и проведении урока:

Мультимедийный ряд  сформирован на основе  презентации в среде приложения Microsoft Power Point из пакета MsOffice 2003.    

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:

Усвоение учащимися знаний:

      Знать сущность инфляции, ее причины и видов.

      Иметь представление о последствиях инфляции и различных концепциях антиинфляционной политики.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:

      Уметь определять виды и уровень инфляции.

      Осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации.

      Сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки явлений, процессов.

      Анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, таблица, диаграммы, аудиовизуальный ряд);

      Критически осмысливать социальную, политическую и экономическую информацию;

      Определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;

      Убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Тип урока по дидактической цели: обобщающий.

Место проведения: учебная   аудитория.

Время проведения: 45 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

План урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Номер слайда

Приложение

Время в  мин.

1.Организационный момент

 

(2)  Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурные, назовите, пожалуйста, отсутствующих на сегодняшнем уроке. Спасибо.

Сегодня мы работаем  с накопительной системой оценивания.  Оцениваться будут как индивидуальные  ответы, так и работа в группах, каждое задание имеет свое количество балов указанное в бланке, он лежит у вас на парте,  познакомьтесь   с ним  и заполните его.

 

(4) Знакомство с необходимым для работы материалом.

 

(1)[1]    1

(3)         1

2

2.Эмоциональный настрой, мотивация.

 

(6)   Каждый человек относится к деньгам по-своему. Каждая жизненная ситуация накладывает свой отпечаток на это отношение. « Люди гибнут за металл…» А стоит ли? Всегда ли ситуация зависит только от нас? Что можем мы, люди,  сделать?  Что должно делать  или не делать правительство государства?

 

 (5)   2

(звучит музыка)

 

3

3.Определение цели и темы урока.

 

(8) Цель нашего урока:

      обобщить знания по теме инфляция, ее  виды;

      закрепить знания о воздействии инфляции на   экономику и социальную сферу страны;

      применить круг методов борьбы с инфляцией.

 

(7) 3

 

1

4.Актуализация знаний.

 

(9) Вспомним  основной материал по теме. Для этого командам необходимо пройти лабиринт. Принцип лабиринта показан на слайде.

(12) Команды проходят лабиринт

(15) Проверка правильности кода, выставление баллов в накопительный бланк.

 

(10) 4

(13) 5 (1часть слайда: фоном звучит музыка)

(14) 5 (2 часть слайда: код лабиринта)

(11) 2

5

5. Обобщение материала.

 

(16) На сегодняшнем уроке мы попадем с вами в  виртуальные государства с совершенно реальными ситуациями. Я  надеюсь, что ваши знания  помогут вам  с достоинством решить все проблемы.  Возьмите  инструктивные карты урока, выполните задание № 1. Удачи!

 

 (18) Каждая группа рассчитывает темп инфляции для своего государства, изображает расчеты графически на доске, определяет вид  инфляции в  стране.

(21) Проверка правильности  выполнения задания, выставление баллов в накопительный бланк.

 

 (19)    6 (для проверки  правильности выполнения  графического задания)

(17)      3

(Задание № 1)

(20) 4

( для проверки правильности определения вида инфляции)

5

 (22) В следующем задании каждый участник группы должен выбрать себе роль и ответить на вопрос задания №2.

(24)  Выполняют индивидуальное задание.

(27) Проверка правильности  выполнения задания, выставление баллов в накопительный бланк.

 

 (25)     7

( фоном звучит музыка)

(23) 3 (задание№2),

(26) 5 (для проверки правильности ответов учащихся)

на подготовку 3 , общее 13

(28)      Далее вам необходимо предположить причины,    которыми вызвана инфляция. Выполните задание №3.

(31) Называют   причины инфляции в государстве.

 (33) Проверка правильности  выполнения задания, выставление баллов в накопительный бланк.

 

 

 

 

(29) 8 (1 часть слайда)

(32) 8 (2 часть слайда  для проверки правильности подбора причин инфляции)

 

(30)  3

(задание №3)

 

4

(34) Вам нужно разработать комплекс мер антиинфляционной политики. Выполните задание №4.

(37) Называют меры антиинфляционной политики.

(39) Проверка правильности  выполнения задания, выставление баллов в накопительный бланк.

(35) 9 (1 часть слайда)

(38) 9  (2 часть слайда для проверки правильности подобранных мер)

(36)

 3 (задание№4)

4

 (40) К какому типу государств по уровню экономического развития ваше государство относится?  Выполните задание №5.

 

(42)  Предполагают уровень развития государства.

 

(44) Проверка правильности  выполнения задания, выставление баллов в накопительный бланк.

 

(41)

3 (задание №5)

(43)

 6 (для проверки правильности ответов)

2

6. Рефлексия.

 

(45) Какую роль выполняют деньги для государства?  Выполните задание №6. Разрешается использовать высказывания,  предложенные вам как вспомогательный материал (высказывания лежат у вас на парте). Выберите  одно из них.

(48) В каком государстве Вы стремились  бы жить?

(47) Выполняют задание №6.

(49) Выставление баллов в накопительный бланк.

 

(46) 3 (Задание №6), 7

 

4

7. Подведение итогов.

 

(51) Итак, давать однозначной оценки инфляции, как чисто негативного явления, нельзя. Нормальная (ползучая) инфляция полезна для государства, так как стимулирует развитие экономики, не принося  отрицательных изменений в социальную и политическую жизнь страны.  Методы регулирования инфляции хорошо отработаны в мировой практике, но чудодейственных лекарств нет , просто не существует. Каждая страна выбирает свои пути решения этой проблемы.

(52)Выставление отметок.

(50)  10

(53) 11 (звучит музыка)

 

2

Приложение  1.

Накопительная система оценивания.

 Фамилия, имя ученика_____________________________________

Государство _____________________________

 

ВИД РАБОТЫ

Лабиринт

Определение вида инфляции

«Исполнение роли»

Причины инфляции

Анти

инфляционная политика

Уровень эконом. развития

«Крылатое» выражение

Оценка за урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

(баллы)

 

3

 

3

 

3

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

«5» - 21 – 19 баллов;

«4» - 18 – 16 баллов;

«3» - 15 -12   баллов.

САМООЦЕНИВАНИЕ

(баллы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накопительная система оценивания.

 Фамилия, имя ученика_____________________________________

Государство _____________________________

 

ВИД РАБОТЫ

Лабиринт

Определение вида инфляции

«Исполнение роли»

Причины инфляции

Анти

инфляционная политика

Уровень эконом. развития

«Крылатое» выражение

Оценка за урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

(баллы)

 

3

 

3

 

3

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

«5» - 21 – 19 баллов;

«4» - 18 – 16 баллов;

«3» - 15 -12   баллов.

САМООЦЕНИВАНИЕ

(баллы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 
Лабиринт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

 

Государство Тюльпания.

 

Задание №1.

 

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике страны.

Таблица 1

Индексы потребительских цен на товары и услуги

 

 

Год

ИПЦ,%

Темп инфляции, %

1999

100

 

1 квартал   2000

101

 

2 квартал   2000

103

 

3 квартал   2000

104

 

4 квартал   2000

105

 

 

1.                                Рассчитать темп инфляции.

2.                                Изобразить график на доске.

3.                                Определить вид  инфляции.

 

Задание № 2.

 Инвестор

             Вкладываете ли Вы инвестиции в экономику страны?

Предприниматель.

Растет ли ваш доход?

 Банкир.

Какой вид кредита Вы выдаете?

Работник.

Растет ли уровень вашей заработной платы?

Социолог.

Какие социальные изменения произошли в вашем государстве за последний период?

 Эксперт.

 Прогноз на будущий год.

Задание №3

 Назовите причины инфляции в вашем государстве.

 

Задание №4.

Выработайте комплекс мер антиинфляционной политики.

 

Задание №5.

К какому типу государств по уровню экономического развития ваше государство относится?

Задание №6.

Какую роль выполняют деньги для государства? 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

 

Государство Магнолия.

 

Задание №1.

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике страны.

Таблица 1

Индексы потребительских цен на товары и услуги

 

Год

ИПЦ,%

Темп инфляции, %

1999

100

 

1 квартал   2000

101

 

2 квартал   2000

104

 

3 квартал   2000

105

 

4 квартал   2000

108

 

 

1.                              Рассчитать темп инфляции.

2.                              Изобразить график на доске.

3.                              Определить вид  инфляции.

 

Задание № 2.

 Инвестор

             Вкладываете ли Вы инвестиции в экономику страны?

Предприниматель.

Растет ли ваш доход?

 Банкир.

Какой вид кредита Вы выдаете?

Работник.

Растет ли уровень вашей заработной платы?

Социолог.

Какие социальные изменения произошли в вашем государстве за последний период?

 Эксперт.

 Прогноз на будущий год.

 

Задание №3

 Назовите причины инфляции в вашем государстве.

 

Задание №4.

Выработайте комплекс мер антиинфляционной политики.

 

Задание №5.

К какому типу государств по уровню экономического развития ваше государство относится?

Задание №6.

Какую роль выполняют деньги для государства? 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

 

Государство Дельфиния.

 

Задание №1.

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике страны.

Таблица 1

Индексы потребительских цен на товары и услуги

 

 

Год

ИПЦ,%

Темп инфляции, %

1999

100

 

1 квартал   2000

116

 

2 квартал   2000

123

 

3 квартал   2000

140

 

4 квартал   2000

158

 

 

1.                                Рассчитать темп инфляции.

2.                                Изобразить график на доске.

3.                                Определить вид  инфляции.

 

Задание № 2.

 Инвестор

             Вкладываете ли Вы инвестиции в экономику страны?

Предприниматель.

Растет ли ваш доход?

 Банкир.

Какой вид кредита Вы выдаете?

Работник.

Растет ли уровень вашей заработной платы?

Социолог.

Какие социальные изменения произошли в вашем государстве за последний период?

 Эксперт.

 Прогноз на будущий год.

 

Задание №3

 Назовите причины инфляции в вашем государстве.

 

Задание №4.

Выработайте комплекс мер антиинфляционной политики.

 

Задание №5.

К какому типу государств по уровню экономического развития ваше государство относится?

Задание №6.

Какую роль выполняют деньги для государства? 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

 

Государство Апельсиния.

 

Задание №1.

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике страны.

Таблица 1

Индексы потребительских цен на товары и услуги

 

 

Год

ИПЦ,%

Темп инфляции, %

1999

100

 

1 квартал   2000

155

 

2 квартал   2000

480

 

3 квартал   2000

970

 

4 квартал   2000

1372

 

 

1.                                Рассчитать темп инфляции.

2.                                Изобразить график на доске.

3.                                Определить вид  инфляции.

 

Задание № 2.

 Инвестор

             Вкладываете ли Вы инвестиции в экономику страны?

Предприниматель.

Растет ли ваш доход?

 Банкир.

 Какой вид кредита Вы выдаете?

Работник.

Растет ли уровень вашей заработной платы?

Социолог.

Какие социальные изменения произошли в вашем государстве за последний период?

 Эксперт.

 Прогноз на будущий год.

 

Задание №3

 Назовите причины инфляции в вашем государстве.

 

Задание №4.

Выработайте комплекс мер антиинфляционной политики.

 

Задание №5.

К какому типу государств по уровню экономического развития ваше государство относится?

Задание №6.

Какую роль выполняют деньги для государства? 

 

 

Приложение 4.

 

 

Формы инфляции.

 

Обычно принято считать, что инфляция представляет со­бой зло, которое разрушающе действует на экономику, ведет к обесценению доходов и сбережений, подрывая тем самым материальное благополучие людей. Отсюда делается вывод, что с инфляцией необходимо в любом случае вести решитель­ную борьбу, любой ценой добиваться стабильных цен. Однако более внимательное рассмотрение того, как влияет инфляция на экономику, показывает, что столь однозначная и категорическая оценка инфляции как чисто негативного явления не всегда оказывается справедливой. Для того чтобы достаточно точно и конкретно установить, как влияет инфляция на эко­номику и благосостояние населения, обратим внимание на то, что имеются определенные ее разновидности. Критерием, который используется при ус­тановлении этих различий, в первую очередь служит именно величина нормы инфляции, т. е. насколько быстро растут цены

Нормальная инфляция

Нормальная («ползучая») инфляция предполагает медлен­ное повышение общего уровня цен, которое не превышает 5% в год .

Умеренная инфляция

Умеренная инфляция происходит, когда среднегодовой уровень цен повышается в пределах 5—10% в год.

Галопирующая инфляция

Галопирующая инфляция происходит, когда среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и более.

Гиперинфляция

Гиперинфляцией считается такой процесс, когда цены повы­шаются ежемесячно в среднем на 50%, что означает повышение цен в течение года более чем на 1000 %.

Дефляция

  Снижение общего уровня цен в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Ожидаемые ответы учащихся.

 

Нормальная инфляция.

 

Нормальная («ползучая») инфляция предполагает медлен­ное повышение общего уровня цен, которое не превышает 5% в год. При такой невысокой норме инфляция, как прави­ло, оказывает благоприятное влияние на экономику. «При слабой инфляции, — полагал лауреат Нобелевской премии П. Самуэлъсон, - колеса промышленности хорошо смазаны и выпуск продукции близок к производственным возможно­стям. Частные инвестиции весьма оживлены, и работы много. Поэтому многие бизнесмены и профсоюзные деятели гово­рят, что небольшая инфляция предпочтительнее небольшой дефляции».

Инвестор.

Рост прибыли в условиях нормальной инфляции выступа­ет существенным стимулом новых инвестиций в расширение производства, в модернизацию оборудования и перехода на новую технологию. В то же время возросшая прибыль — важный источник средств для финансирования новых инвестиций.

Предприниматель.

Выигрыш  фирмы состоит в том, что даже небольшое повышение цен дает достаточно уве­личение прибыли.

Банкир.

Банки выдают ссуды, как на краткосрочный период, так и на долгосрочный период под невысокий процент.

Работник.

 Это приводит к повышению ставок заработной платы, и хотя во многих случаях рост ста­вок заработной платы происходит с некоторым запаздыванием по отношению к росту цен, но в совокупности с ростом занятости он дает общее повышение реального личного дохо­да населения.

Социолог.

Нормальная инфляция приносит известный выигрыш  большей части наемных работников. Рост инвестиций ведет к созданию новых рабочих мест, повышению спроса на рабочую силу и увеличению занятости. Нормальная инфляция не влечет за собой усиле­ния социальной напряженности, увеличения числа забастовок и потерь рабочего времени, вызванных расширением забасто­вочного движения.

Эксперт.

Темп роста цен постоянен. Умеренная инфляция типична для рыночной экономики. Она продолжается длительное время и рассматривается, как нормальное экономическое явление. При этом ожидаемый темп инфляции, как правило, учитывается в коммерческих соглашениях.

 

 

Умеренная инфляция.

 

 

Умеренная инфляция происходит, когда среднегодовой уровень цен повышается в пределах 5—10% в год. Она характерна тем, что не утрачивает того положительного влияния на экономи­ку, которое наблюдалось во время нормальной инфляции.

Инвестор.

Несмотря на некоторое ускорение роста цен, стимулы к ин­вестированию капитала в производство еще сохраняются; это по-прежнему способствует росту занятости, поддержанию достаточно высокого темпа роста ВВП, повышению благосо­стояния нации.

Предприниматель.

Замедление роста реальных доходов ведет к сокращению вложений в производство.

Банкир.

Одним из признаков того, что умеренная инфляция при­ближается к разряду галопирующей, становится замедление роста долгосрочных кредитов. Это естественное следствие от­меченного уже нежелания банков рисковать, предоставляя, деньга на несколько лет, и нежелания фирм брать кредит под высокий процент из опасения того, что цены могут не уско­рить, а замедлить свой рост.

Работник.

Номинальная заработная плата возрастает, однако в своем росте она едва успевает за повышением общего уровня цен в экономике, поэтому реальная заработная плата  работника остается практически неизменной.

Социолог.

Умеренная   инфляция не влечет за собой усиле­ния социальной напряженности, увеличения числа забастовок и потерь рабочего времени, вызванных расширением забасто­вочного движения. Рост занятости, повышение благосостояния нации по-прежнему происходит,  хотя и более медленными темпами.

Эксперт.

При умеренной инфляции зарождаются предпосылки ее негативного влияния на экономику. Эти негативные тенденции становятся заметными, если происхо­дит ускорение инфляционного процесса и норма инфляции повышается, приближаясь к десятипроцентной отметке. Если на этом этапе своего развития инфляция усиливается, то зарождаются те негативные процессы, которые характерны для галопирующей инфляции. Благоприятные свойства нор­мальной инфляции все еще стимулируют инвестиции, со­действуют росту занятости и повышению благосостояния нации. Но уже в этот период зарождаются все те негативные процессы, которые присущи галопирующей инфляции. И по мере того как темп роста цен приближается к показателю последней, ожидания усиливающейся инфляции, удорожа­ние кредита, замедление роста реальных доходов становятся все более явными.

 

 

 

Галопирующая инфляция.

 

Галопирующая инфляция происходит, когда среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и более.

Инвестор.

В условиях галопирующей инфляции меняется значение инфляционных ожиданий, когда предприниматели решают инвестировать капитал в новое строительство и в новое оборудование.  В условиях галопирующей инф­ляции инфляционные ожидания гасят оптимизм бизнесме­нов, делают их осторожными и заставляют воздерживаться от долговременных вложений капитала.

Предприниматель.

 Галопирующая инфляция содержит в себе опасность того, что цены будут расти быстрее, чем размеры номинальной прибыли. А такое соотношение роста цен и прибыли приведет к тому, что реальная прибыль будет сокращаться. Более того, быстрое повышение цен вызовет соответствующее обесценение амортизационных отчислений. А это значит, что деньги, которые возвращаются фирме в виде амортизационных отчислений, не будут возмещать вло­жений капитала в новые заводы и оборудование.

 

Банкир.

Галопирующая инфляция ускоряет рост процентной став­ки. Вследствие общего повышения цен растет номинальная процентная ставка. Если норма инфляции равняется, к при­меру, 25%, то процентная ставка должна быть больше чем 25%, потому что она должна прежде всего возместить обесце­нение денег и, кроме того, обеспечить реальный доход на данный денежный капитал. Дело в том, что галопирующая инфляция содержит в себе весьма реальную опасность ускорения роста цен, ухудшения обшей экономической ситуации и массовых банкротств фирм, в том числе должников банков. А это приводит к убыт­кам банков-кредиторов.

Предоставление долгосрочных кредитов вообще слишком рискованная операция, и банки  ограничатся лишь крат­косрочным кредитом.

Работник.

Галопирующая инфляция сопровождается, как правило, опережающим ростом цен по сравнению с повышением зара­ботной платы. В большинстве случаев повышение заработной платы является реакцией на рост цен. При заключении трудо­вых контрактов фирмы и профсоюзы исходят из того уровня цен, который имеется на момент заключения договора. Возмо­жен и такой вариант, когда в контракте предполагается, что будет продолжаться повышение цен и в будущем. Но в расчет при этом берется темп роста цен, который наблюдался до заключения контракта. В этом случае договор предусматривает повышение заработной платы в будущем, ориентируясь на рост цен в прошлом. Галопирующая же инфляция характерна именно ускорением роста цен. Поэтому хотя она и сопровож­дается повышением номинальной заработной платы, но ре­альная заработная плата в ходе ее развития снижается.

Социолог.

            Поэтому ухудшение благосостояния наемных работников про­исходит и вследствие снижения их реальных доходов, и вследствие роста безработицы, поэтому  возможно обострение социальных конфликтов и политиче­ская нестабильность.

 Эксперт.

Галопирующая инфля­ция, ослабляя стимулы к инвестициям, тормозя технический прогресс и снижая темп роста ВВП, влечет за собой суще­ственное замедление роста занятости и рост безработицы.

Галопирующая инфляция — предшественник гиперинф­ляции. Ее характерная черта состоит не только в том, что темп роста цен уже весьма высок. Теперь происходит полное или почти полное угасание всех тех позитивных моментов, кото­рые формировали здоровый экономический климат в услови­ях нормальной инфляции. Оборотная сторона этого негатив­ного процесса состоит в зарождении и развитии всех тех разрушительных процессов, которые развертываются во всю свою сокрушительную силу при гиперинфляции.

 

Гиперинфляция.

 

Гиперинфляцией считается такой процесс, когда цены повы­шаются ежемесячно в среднем на 50%, что означает повышение цен в течение  долее чем на 1000%.

Когда инфляция достигает столь чудовищных размеров и деньги заметно обесцениваются в течение 1—2 дней, возника­ет явление «бегства от денег».

Инвестор.

Происходит интенсивный отток национального капитала за границу. Стимулы к инвестированию капитала в наци­ональную экономику оказываются парализованы, в результате чего возникает еще одно тяжелое осложнение - - начинается общий спад выпуска продукции. Переплетение сокращения уровня реального ВВП и гиперинфляции представляет собой самую тяжелую форму кризиса экономики - стагфляцию.

 

 

Предприниматель.

После продажи товара предприни­матель стремится немедленно превратить свой доход в любой вид реальных активов — сырье, запасные детали и т.д.

Многие фирмы отказываются принимать деньги за продукцию, кото­рая лежит у них на складе, и предлагают совершить непосред­ственный обмен товара на товар. Обращение товаров при по­средстве денег во все возрастающих масштабах вытесняется бартерными сделками. Ряд фирм, выпускающих потребитель­ские товары, расплачиваются ими со своими наемными работниками. Последним это небезвыгодно, так как они получа­ют не стремительно обесценивающиеся деньги, а растущие в цене материальные активы, которые можно обменять на по­требительские товары, в которых они нуждаются.

Многие фирмы вынуждены сокращать производство или во­обще останавливать его (стагфляция).

 

 

 

 

Банкир.

В условиях «бегства от денег» брать деньги в долг становит­ся бессмысленным. Но и в том случае, если найдутся фирмы или отдельные частные лица, готовые воспользоваться бан­ковским кредитом, предоставление им даже краткосрочного кредита, скажем лишь на один месяц, становится рискован­ной операцией.

Работник.

Домаш­ние хозяйки заработную плату в тот же день расходуют на предметы потребления.

 В таких условиях никто не жела­ет держать денежную наличность в своем кошельке или депо­зит до востребования в банке, так как через 1,5—2 месяца на данную сумму денег можно будет приобрести товаров в два раза меньше, чем сегодня.

Социолог.

Когда цены растут в течение года в сотни раз, резко падает реальная заработная плата, жалованье государственных служа­щих, пенсии; полностью обесцениваются сберегательные вкла­ды населения, государственные ценные бумаги и страховые полисы. Гиперинфляция ведет не только к обнищанию низших слоев населения, но и к разорению среднего класса, являюще­гося основой политической и социальной стабильности в стра­не и ее демократического строя.

Эксперт.

 Многие экономисты, социоло­ги и политологи не без основания считают, что немецкая гиперинфляция 20-х гг. послужила той почвой, на которой за­родился и стал быстро развиваться фашизм.

 

 

 

 

Приложение 6.

 

Зависимость между уровнем развития государства и формой инфляции.

 

 

Нормальная     и  умеренна   инфляции,  характерны,  для государств со стабильной экономикой на фазе экономического роста.

Галопирующая инфляция чаще встречается у стран переходных форм экономики.

Гиперинфляция приводит «к краху»  любую экономическую систему.

 

 

 

Приложение 7.

«Крылатые» выражения о деньгах.

 

Тюльпания.

Деньги для людей умных составляют средства, для глупцов – цель. П. Декурсель

Деньги все могут сделать… нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осел. Ф. Рохас

Деньги – это шестое чувство, позволяющее нам,  насладится пятью остальными. О. Бальзак

Деньги рождают деньги. Томас Фуллер

Не в деньгах счастье, а в отсутствии инфляции. Константин Кушнер

 

Магнолия.

Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой. Ф. Бэкон

Деньги ведь что еж, которого легко словить, но непросто удержать. Клавдий Элиан

Деньги портят человека, а инфляция портит деньги. Борис Крутиер

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умно расходовать их – искусство. Б. Авердах

Платя той же монетой, учти инфляцию. Геннадий Малкин

Когда люди не знают себе цены, начинается инфляция. Борис Крутиер

Единственная вещь, которая не поддается инфляции - это честь. Неизвестный автор

 

 

Дельфиния.

 

От худой монеты не нужно надеяться на приращение. И самый последний нищий при других условиях способен быть первым богачом.

 К. Прутков

Не почитай деньги ни больше ни меньше, чем они того стоят; это хороший слуга и плохой господин. А.Дюма (сын)

Плохая монета вытесняет из обращения хорошую монету. Томас Грешем

Инфляция: быть бедным стоит уже на 20 процентов дороже. Неизвестный автор

Инфляция - единственная форма наказания без законного основания. Фридман Милтон

Девальвация общечеловеческих ценностей усиливает инфляцию. Константин Кушнер

 

 

Апельсиния.

 

Деньги – мышцы войны. Цицерон

Деньги – это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна. В. Белинский

Деньги – благо отрицательное: о них как о здоровье, думаешь только тогда, когда их нет. А. Анушкин

Если сейчас за рубль в Европе почти ничего не дают, то скоро будут давать в морду. Салтыков - Щедрин

Многие потеряли здоровье, пытаясь заработать все деньги, которые можно заработать; а потом потеряли все деньги, пытаясь вернуть здоровье. Неизвестный автор

Инфляция - это когда каждый настолько богат, что никто ничего не может себе позволить. Неизвестный автор

Вечное движение отрицают лишь те, кто никогда не видел гонки цен и зарплат в период инфляции. Жан Делакур

Мешок денег - символ либо бешеного богатства, либо бешеной инфляции. Михаил Мамчич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

Педагогические методы и приемы, использованные на уроке.

 

Прием «Лабиринт» (использован для актуализации знаний)

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

  1. Прием близкий к тестированию.
  2. Игровой момент на уроке.
  3. Возможность использовать прием для:

      изучения новой темы по тексту учебника, атласа и       т.д.;

      первичного закрепления;

      поверки домашнего задания;

      индивидуальной, групповой проверки знаний.

  1. Удобный прием  для проверки базового уровня знаний.

1.                                       

1.Возможно просчитать ходы без знания материала.

2.На обобщающих уроках не рекомендуется ставить в центр проверки знаний, т.к. проверяет больше знания, чем умения и навыки.

Необходимо сделать один вход в лабиринт и несколько выходов.

 

Задание №1.  Решение экономической задачи, построение графика, выбор вида инфляции.

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

1.      Межпредметным связи на уроке.

2.      Рассчитать темп инфляции невозможно без знания формулы.

3.      Анализ информации в разных знаковых системах (таблица, диаграмма).

4.      Взаимосвязь практических умений и теоретических знаний.

5.      Прослеживается сущность инфляции, и ее виды.

6.      Коллективная форма работы.

Правильность построения графика зависит от  расчетов.

В группе должны быть, как слабые по знаниям учащиеся, так и сильные.

 

 

Задание №2 «Выбери себе роль».

 

 Кроме определенного запаса знаний и умений обучающиеся должны приобрести элементарные навыки принятия научно обоснованных решений в разных, нередко экстремальных, ситуациях. Этого не добиться пассивными  методами обучения (чтением текстов, подготовкой рефератов, докладов), выполнением тестом и задач. Прием «Выбери себе роль», является элементом деловой игры, который перед учащимися ставит жизненные задачи, требующие для их решения одновременного применения теоретических знаний и быстрого выполнения практических действий, в зависимости от последствий которые могут произойти  под действием инфляции. Прием «Выбери себе роль» это не только способ ввести ученика в проблему выбора профессии, но и  показать, что знание теории действительно поможет ему в будущем. Данная работа позволяет критически осмысливать социальную, политическую и экономическую информацию

 

Задание №3,4. Определение причин инфляции, разработка антиинфляционных мер.

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

1.      Выдвижение гипотезы.

2.      Выявление причинно-следственных связей.

3.      Сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки явлений, процессов.

4.      Обучает убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения.

5.      Работа с различными концепциями антиинфляционной политики.

6.      Коллективная работа.

Спор о причинах и мерах  антиинфляционной политики может затянуться.

Четко ограничить время дискуссии.

 

Задание №5. Определение государств по типу экономического развития.

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

1.                              Межпредметная связь с географией.

2.                              Коллективная работа.

В курсе географии  тема: «Типы экономических систем» изучается в начале 10 класса.

Повтор темы перед уроком.

 

 

 

Задание №6. Какую роль выполняют деньги для граждан вашего государства? 

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

 Позволяет  определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу.

Проблема выбора.

Ограничение времени и количества высказываний.

 

 

Приложение 9.

                                                  Эффективность накопительной системы оценивания.                                                                                                    

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Хеджирование рисков

1.                              Самоконтроль.

2.                              Осуществление принципа доверия на уроке.

3.                              Отметка выставляется за весь урок, а не за отдельную его часть (каждая  работа отслеживается, а эффективность ее переводится в баллы)

4.                              Обоснованность отметки

( количество набранных баллов)

5.                              Минимальное количество времени затраченного на уроке.

6.                              Оценки получают все.

 

1.                              Обман себя и учителя.

2.                              Невнимание на уроке.

 

 Коллективная и парная работа предполагает дополнительный контроль со стороны учеников.

 

Накопительная система оценивания, проводимая систематически  из урока в урок и  при переходе от одной параллели в другую, позволяет  более точно отслеживать освоенность изученного материала, измерять успешность на каждом этапе  урока, приучает учащихся переводить знания из баллов в  стандартные оценки и наоборот, что   очень важно при выставлении оценок за ЕГЭ.   Бланки накопительной системы могут быть   использованы как статистическая информация  для общей диагностики обученности учащихся, для выявления «проблемных мест» в знаниях ученика и оказания своевременной помощи.

Почему за каждый этап задания 3 балла?  3 балла  учащиеся получают при правильном выполнении задания; 2 , если есть незначительные недочеты или выполнено 2/3 задания;

1 балл предполагает выполнение 1/3 задания; 0 баллов – задание не выполнено.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

1.      Иванов С.И.  Экономика. Основы экономической теории: практикум к учебнику /С.И. Иванов. -  М: Вита-Пресс, 2008. – 330 с.

2.      Липсиц И.А. Экономика: учебник для 9 – 10 кл. общеобразоват. шк. / И.А. Липсиц. - М: Вита-Пресс,  2006. – В 2 кн. Кн.1. – 410с. 

3.      Любимов Л.Л. Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 кл. школ и кл. с углубл.мзуч.экономики / Н.А. Ранеева. – М.: Вита-Пресс ,2004 – 496 с.

4.      Савицкая Е.В.: Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1.пособие для учителя / Е.В. Савицкая. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 447 с.

5.      Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / под ред.

      С.И. Иванова. - М: Вита-Пресс,  2008. – В 2 кн. Кн.2. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]             ( 1)[1]  - последовательность выполнения действий на уроке.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "« Люди гибнут за металл…» урок экономики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Урок экономики для 10 кл. (по базовый уровень (учебник - И. Липсица) или 11 кл. (профильный уровень образования (учебник - С.И. Иванова) по теме: «Инфляция».

 

Не существует более хитрого,

а вместе с тем более верного способа

свергнуть существующий общественный строй,

чем обесценивание денег.

Джеймс Кейнс

Цели урока: Образовательные цели:

  • обобщение знаний по теме инфляция, ее виды;
  • углубление знаний о воздействии инфляции на экономику и социальную сферу страны;
  • применение круга методов борьбы с инфляцией;
  • выявление уровня освоенности полученных знаний.

Развивающие цели:

  • формирование навыков групповой работы;
  • развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные цели:

  • овладение коммуникативными навыками;
  • воспитание умений адаптироваться к жизни в различных условиях.

Раздаточный материал:

  • бланк накопительной системы оценивания;
  • лабиринт;
  • инструктивная карта;
  • « крылатые» высказывание о деньгах и инфляции.

Оформление доски:

  • тема урока;
  • система координат для построения графика (4 шт.)

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор и экран, колонки.

Программное обеспечение: Microsof Power Point.

Использование ИКТ при подготовке и проведении урока:

Мультимедийный ряд сформирован на основе презентации в среде приложения MicrosoftPowerPoint из пакета MsOffice 2003.

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:

Усвоение учащимися знаний:

  • Знать сущность инфляции, ее причины и видов.

  • Иметь представление о последствиях инфляции и различных концепциях антиинфляционной политики.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:

  • Уметь определять виды и уровень инфляции.

  • Осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации.

  • Сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки явлений, процессов.

  • Анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, таблица, диаграммы, аудиовизуальный ряд);

  • Критически осмысливать социальную, политическую и экономическую информацию;

  • Определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;

  • Убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Тип урока по дидактической цели: обобщающий.Место проведения: учебная аудитория.Время проведения: 45 минут.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 710
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 355
    • DOCX 165.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уткина Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Уткина Людмила Алексеевна
    Уткина Людмила Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11111
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 145 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 907 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1358 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 901 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе