«
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики для
развития математической речи учащихся начальных классов школы VIII
вида».
1.Я
работала в школе VIII вида для
обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Развитие
речи у школьников с нарушением интеллекта одна из важнейших задач, которая
решается специальной(коррекционной) школой VIII
вида в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание
к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных
нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у
учащихся специальной(коррекционной) школы познавательные возможности,
совершенствуем психические функции. От того, насколько будет сформирована речь
школьников с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения ими материала
всех учебных предметов, в том числе математики.
О важности развития математической речи у младших школьников говорится в
Федеральном государственном стандарте начального общего образования: « В
результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть основами
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, приобрести необходимые вычислительные навыки».
В программе
специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида под редакцией И.М.Бгажноковой уделено большое внимание развитию
математической речи у учащихся с нарушением интеллекта.
Математика в школе VIII вида является
одним из основных предметов. В процессе обучения математики развивается речь
учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями
их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный
словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических действий или
заданий. Все это требует от ученика больше осознанности своей деятельности, их
действия приобретают обобщенный характер, что имеет огромное значение для
коррекции недостатков мышления учащихся с нарушением интеллекта.
На начало 2 класса
90% учащихся моего класса не ориентировались в математической терминологии; 80%
учащихся не могли комментировать свою деятельность и давать полный словесный
отчет о решении задачи. Поэтому одним из направлений в моей работе было
развитие математической речи у детей с нарушением интеллекта.
2
.В работе с детьми с нарушением интеллекта я
знакомилась с трудами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, которые говорили, что: «
обучение детей надо строить на том, что дети уже знают и умеют, а учитель
строит свою тактику с учетом перспективы развития (шаг за шагом) от простого к
сложному». Математическое развитие детей с нарушением интеллекта требует
пристального внимания ( Л.С.Цветкова). Учащиеся испытывают затруднения в
использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической
деятельности. Причиной этого является отсутствие «гибкости ума»(В.В.Эк), в
отрыве математической терминологии от конкретных представлений, реальных
образов, объектов. Например, учащиеся не представляют себе реально таких
единиц измерения, как километр и килограмм, а некоторое сходство в их звучании
приводит к их уподоблению. Под математической речью понимают правильное
употребление математических терминов, знание, где и в каком месте можно
применять эти термины( В.Н.Худяков). К математическим терминам относят слова,
служащие для наименования понятий о числе, основных величинах, а также для
обозначения элементов алгебраической и геометрической пропедевтики.
Основные критерии, по которым оценивается развитие математической речи у
учащихся с нарушением интеллекта:
- звуковая сторона
речи;
- словарная работа
с математическими терминами;
- культура
математической речи;
- связная
математическая речь.
Изучение математического языка, знакомство
с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно
в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком
математики. Исследователями установлено ( В.В.Соколова, Дж.Икрамов),что
«овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у
ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим
психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и
создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в
постоянную поисковую деятельность существенно гумманизируют начальное
образование. М.Монтессори выделяла следующие требования к коррекционным
упражнениям:
- упражнения должны иметь связь с реальной деятельностью, иметь осознаваемую
ребенком цель;
- упражнения должны предъявляться с постепенным возрастанием сложности;
- начальные упражнения по развитию сенсорных и элементарных практических
навыков должны содержать возможные «механизмы контроля» допускаемых
ошибок;
- материал для упражнений должен быть привлекательным, иметь цветовую
кодировку.
Систематическое использование таких упражнений создает условия для развития у
детей познавательного интереса, формирует стремления ребенка к размышлению и
поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможности своей
интеллектуальности. Тем самым создает необходимые личностные и интеллектуальные
предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах
образования.(Е.П.Плешакова)
3.Новым
направлением в моей деятельности для коррекции и развития математической речи
учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики использую определенные
приемы работы:
1)Работа над звуковой стороной речи
сводится к формированию правильного произношения и употребления математических
терминов. Использование этого приема особенно важно в школах VIII
вида, т.к. среди учащихся много детей с нарушением фонематической стороны
речи.
При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички-карточки с этими
словами, обращая внимание учащихся на их произношение и написание.
Ежедневно в ходе устного опроса давать
детям упражнения, содержащие задания на употребление математических терминов,
что способствует формированию потребности в их использовании:
а) прочитай слова, соблюдая ударение( килограмм, сантиметр, сложить, вычислить,
количество, дециметр и т.п.);
б)прочитать выражение, используя математические термины
(20+10)-5, (83-47):4, 69-42:6.
в) прочитать выражение разными способами:
36+18, 72:12, 59-6, 17х3
г) прочитать:
прибавить к числу 86, вычесть из числа
347, к числу 46 прибавить 24
д) прочитать: прибавить к 86, вычесть из 87, к 62 прибавить 36
е) пример 25-12 Коля прочитал так : « Из двадцать пять вычесть двенадцать».
Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж
неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить
кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать
выражения, используя математические термины.
2).Словарная работа с
математическими терминами- понимание и умение объяснять значение математических
терминов, усвоение их правильного написания и формирование умения составлять
связное высказывание. В связи с тем, что у учащихся с нарушением интеллекта
наблюдаются серьезные недостатки в лексике( ограниченность и бедность
словарного запаса, неправильное понимание и неточное использование слов),
особое внимание уделяется словарной работе.
а) упражнения на объяснение значений
математических терминов:
- объяснить значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число,
произведение чисел;
- математическое выражение 18х3 Сережа
прочитал так : «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение?
б) задания на применение терминов(
правильное и неправильное):
- выполнив действие 18+2, Наташа ответила: « У меня получилось 20, я сосчитала
правильно.» Правильно ли она сказала?
- определи верно или неверно данное высказывание:
произведение 8и3 равно 21
первый множитель равен 6, второй множитель равен 3, тогда произведение равно 18
произведение 5 и 3 меньше произведения 7 и 2
сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3;
в) упражнения на правильное написание терминов:
- запиши слова, вставив пропущенные буквы:
нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое,
к..личество,ра..ность;
- исправить ошибку в записи слов:
« слажить», «дилить», «вычеслить».
г) упражнения на составление правильных связных высказываний:
- вставь пропущенные слова: « Если соединить два числа… знаком, то получится
числовое…»
-какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?
сумму 18 и 16 уменьшили на 2
к 18 прибавили частное 16 и 2
сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки
правил и определений.
д) упражнения на умение записывать математические выражения по названиям
компонентов арифметических действий:
- запиши с помощью цифр и знаков действий выражения:
сумма двадцати девяти и тридцати семи;
разность шестидесяти четырех и девятнадцати;
- запиши выражение и найди его значение:
к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти
девяти;
из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.
- определить, что больше:
сумма 30 и 10 или разность 40 и 10
разность 26 и 16 или сумма 4 и 8
3).Формирование культуры математической речи- устранение ошибок, речевых
недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный
порядок слов в предложении:
а) упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
- устранить математические ошибки в тексте: « Чтобы найти неизвестное число в
выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;
- Какие ошибки допустил Коля «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9»
б) упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие
же, как на уроках чтениях, только используется математический материал:
- устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос « Как
сложить числа 25 и 8?» был таким : « К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3.
Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить
первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3,
т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33.
4).Развитие связной математической речи. Одним из сложных этапов
работы по коррекции и развитию речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках
математики является развитие связной математической речи, т.к. именно здесь
учащимся приходится концентрировать свое внимание на отдельных словах, их
сочетании для образования логически выстроенных предложениях:
а)Составьте текст, используя набор карточек со словами:
чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить,
первый, число, на , множитель, число, на второй, и , полученное, умножить,
множитель;
4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24,=, 8х3,=.
б) Прочитать данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное
объяснение:
« Значит, 48:12=4. Это число 4.Разделить 48 на 12 значит найти такое число,
которое при умножении на 12 дает 48».
Работать над коррекцией и развитием речи
учащихся с нарушением интеллекта следует в системе, только при этом условии
удается сформировать у них соответствующие умения.
Развитие математической речи будет происходить эффективно при определенной
последовательности педагогической работы, в основе которой лежит логика
усвоения речевого материала, его неоднократного восприятия, многократного
воспроизведения, самостоятельного использования усвоенного материала в речевых
ситуациях.
4.Использование
на каждом уроке математики данных заданий привели к тому, что к концу 2 класса
учащиеся стали правильно произносить и употреблять математические термины;
объяснять значение математических терминов, правильно их читать и писать; меньше
стали делать ошибок при чтении математических текстов ; пополнился словарный
запас.
На конец 2 класса :
70% учащихся ориентируются в математической терминологии;
60% учащихся могут комментировать свою деятельность;
70% учащихся могут давать полный словесный отчет о решенной задаче.
В 3 классе эта работа продолжается, результаты улучшаются: уже 85% учащихся
владеют математической терминологией; 70% учащихся могут комментировать свою
деятельность.
5.Данный
опыт по применению заданий на развитие математической речи у детей с нарушением
интеллекта может быть рекомендован учителям начальных классов, воспитателям
ГПД, родителям.
Наибольший интерес для них представляют такие материалы, как :
- набор заданий и упражнений;
- наглядность;
-специальные карточки;
- карты-схемы;
- конспекты уроков;
- учебно-методическое планирование.
Данный опыт был
представлен на школьном МО и получил одобрение коллег.
Полноценная речь
ребенка-это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию
его как личности, а в конечном итоге- способ достижения лучшей социальной
адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности,
речь влияет на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному
овладению профессии- трудовым навыкам, что также в значительной степени улучшает
его жизненные успехи.
Литература
1.Выготский Л.С. Основы дефектологии / М.:
ТХТ,1989
2.Икрамов Дж. Математическая культура школьника/ Ташкент: Укитувчи,1981
3. Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р.Лурия-М.: Изд-во Москв.ун-та,1979
4.МонтессориМ.Дети-другие/Со вступительной статьей и комментариями
К.Е.СумнительногоИ.Д.Карапуз.:М.2004
5.Математика.1-4 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения/авт.-сост.
Е.П.Плешакова.- Волгоград: Учитель,2009
4.Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 0-4 классы.- 2-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2008
5.Соколова В.В. Культура речи и культура общения./М.: Просвещение,1995
6.Худяков В.Н.Организационно-педагогические проблемы формирования
математической культуры у учащихся профессиональных учебных
заведений./В.Н.Худяков- Челябинск:Челябинский филиал ин-та
проф.образования,1994
7.Цветкова Л.С. Нейропсихология
счета,письма,чтения./Л.С.Цветкова.М.:-Воронеж,2000
8.Эк В.В.Обучение математике учащихся младших классов специальных(коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида: пособие для учителя / В.В.Эк.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2005
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.