Элективный
курс «Введение в геометрию» 6 класс
«Внеурочная деятельность»
Выполнила: Трифонова Надежда Викторовна
Учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Сургута
Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность обучающихся предполагает решение познавательных, увлекательных и
интересных задач, способных привить интерес к предмету, развить логику
мышления, воображения, способность думать и принимать решения в нестандартных
ситуациях. Внеурочная работа создаёт условия для неформального общения
учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую
направленность. Мною был выбран курс «Введение в геометрию» для учеников 6
класса как пропедевтика и подготовка детей к основному курсу геометрии 7
класса. И это не случайно, поскольку геометрия помогает детям приобрести
знаний о пространстве, формирует умения описывать объекты окружающего мира,
развивает пространственное воображение, интуицию, логику мышления.
Курс «Введение в геометрию» основан на
базе основных документов:
1.
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования.
2.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по алгебре,
рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ,
лицеев и гимназий, созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта М. Просвещение 2011, и авторской программе «Математика 5-11 кл.» Г.М.
Кузнецова, Н.Г. Миндюк, от 2010 года, вариативная
часть.
3.
Программа составлена на основе материалов книг авторов: Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.:
«Учитель»,2010.-143с ; Фарков А.В.
Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. –
(Школьные олимпиады); Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго
поколения); Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.
Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго
поколения).
Программа базируется на
системно-деятельностном подходе. Он создает основу для самостоятельного
успешного усвоения учащимися новых знаний, компетенций, умений, видов и
способов деятельности. Программа формирует такие качества ученика как
креативность (логика мышления, гибкость ума, умение отстоять свою позицию),
коммуникативность (общение в неформальной обстановке). Позволяет сформировать у
учеников такие способности, как: моделирование (создавать алгоритм, уметь
выделять главное); целеполагание (умение поставить цель и достичь её);
рефлексия (умение анализировать, видеть трудности, ошибки, радоваться своим
успехам и удачам своих товарищей); коммуникативность (умение отстаивать свою
точку зрения, принимать мнение других); инициативность (искать несколько путей
и способов решения) Данные способности развивают УУД детей, что является
важнейшей задачей современной школы.
Программа обусловлена ее
методологической значимостью: знания и умения приобретённые в ходе реализации
программы (развитие интеллекта и пространственного мышления) могут дать толчок
для организации исследовательской деятельности в будущем, воспитывает математическую
грамотность школьника.
В соответствии с требованиями
образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится
к научно-познавательной деятельности. Программа позволит раскрыть и реализовать
познавательные способности ученика, развить его творческие возможности, что
даст возможность воспитать успешного гражданина нашего общества и страны в
целом.
В ходе реализации программы дети
расширят свой кругозор о геометрии как науки, познакомятся с учёными
геометрами, в ходе решения математических задач разовьют логику мышления,
познавательный интерес, умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку
зрения, ИКТ- компетенции.
Цель программы:
знакомство
с геометрией как с наукой; формирование геометрической грамотности, упорства в
достижении цели, трудолюбия, любознательности; развитие пространственного
воображения и логического мышления; приобретение умений ясно и точно излагать
свою точку зрения, проводить доказательство и обосновывать своё решение, развитие
навыков самостоятельной и исследовательской работы.
Задачи
программы:
-
прививать интерес к геометрии как к науки, расширить знания, необходимые для
продолжения обучения в старшей школе,
применения
в повседневной жизни; развитие познавательного интереса;
-
развивать вариативное и образное мышление; способствовать
развитию математического мышления учащихся
-
способствовать формированию геометрической интуиции, усвоить геометрическую
терминологию и символику;
-
формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, устный счёт).
- сформировать навыки самостоятельной работы, работы малых группах; сформировать
навыки работы со справочной
литературой, компьютером;
- сформировать
навыки исследовательской работы;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
Информационная
справка об особенностях реализации УТП в 2014- 2015 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы
|
2014-2015 (1 год)
|
Год обучения
|
первый
|
Возраст обучающихся
|
11-12 лет, 6 класс
|
Учёт возрастных особенностей
|
необходимо
на занятиях проводить физкультминутки, математические игры, создавать игровые
ситуации.
|
Количество часов в неделю
|
1 час в неделю, продолжительностью 40 минут
|
Общее количество в год
|
35 недель, 35 часов.
|
При
подготовке к занятиям использовать энциклопедии, справочники, интернет, СМИ и
т. д. Также можно привлекать родителей, в профессии которых требуются знания
геометрии, увлеченных учащихся старших классов, историко-математического
материала (с целью знакомства с прошлым и настоящим науки), решение жизненных
задач, связанных с потребностями практической деятельности человека.
Планируемые
результаты освоения программы
Курс «Введение в геометрию» даёт условия
для развития личности учащегося, активизирует познавательную деятельность. Планируемые
результаты освоения программы включают следующие направления: формирование
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных,
познавательных), опыт проектной деятельности , навыки работы с информацией , учебную
и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, положительное отношение к
урокам математики, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, формирование умения видеть
геометрическую задачу в окружающей жизни, развитие пространственных
представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических
построений, усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а
также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о
них для решения простейших геометрических и практических задач.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие
методы активного обучения.
Формы
контроля
В
технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который
представляет обучающимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый
материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные
работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой
итогового контроля после изучения каждого раздела может стать проверочная
работа в виде практической работы, собеседования, реферата, проекта, тестовой
работы. Лучшие исследовательские
работы предоставляем на школьный «День науки». По количеству решенных задач
выстраивается рейтинговая таблица. Участие в различных математических
соревнованиях повышает самоконтроль учащихся, усиливает познавательную
деятельность.
Учебно-тематический
план на 2014- 2015 учебный год
№
|
тема
|
Количество
часов
|
|
|
|
Теоретическая
часть
|
Практическая
часть
|
Всего
часов
|
1
|
Геометрические фигуры
|
2
|
7
|
9
|
2
|
Головоломки
|
4
|
10
|
14
|
3
|
Симметрия
|
2
|
5
|
7
|
4
|
Координатная плоскость
|
1
|
2
|
3
|
5
|
Заключение
|
-
|
2
|
2
|
итого
|
|
9часов
|
26часов
|
35 часов
|
Программа кружка по геометрии поможет
школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады,
международной игры «Кенгуру», «Зимних интеллектуальных игр» и других предметных
олимпиад.
ситуациями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема урока
|
Дата
по плану
|
Дата
фактически
|
Освоение предметных знаний
(формирование базовых понятий, умений, навыков)
|
Формирование универсальных учебных
действий
|
Образовательный
продукт
|
Формы контроля
/ Тип занятия
(педагог.
технологии)/
|
Цифровые
образовательные ресурсы
|
1.
1.
|
Вводное
занятие. История возникновения геометрии
|
|
|
Знать: Правила
техники безопасности на занятиях, историю возникновения и развития
геометрии, правила составления ребусов.
Уметь:
Решать задачи.
Точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и
символику
|
Познавательные:
-структурирование знаний;
-рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Личностные:
смыслообразование, то есть установление учащимся связи между
целью учебной деятельности и ее результатом
- готовность
и способность учащихся к саморазвитию
-овладение геометрическим языком, развитие умения
использовать его для описания предметов окружающего мира
|
Просмотр презентации; разбор математических ребусов;
составление математических ребусов.
Пр.
работа «Собери звезду»
|
Проблемные
задания;
проверка составленных ребусов.
/ занятие- спектакль
(обучение в сотрудничестве, игры) /
|
http://illusion.turist.by/main/index/
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
2.
2.
|
Геометрические
фигуры на плоскости
Биографическая миниатюра. Пифагор (ок.570г.-ок.500г.
до н.э.)
|
|
|
Знать: биографию
Пифагора. Простейшие геометрические фигуры: точка прямая отрезок луч,
плоскость.
Уметь:
Строить геометрические фигуры с помощью
приборов на нелинованной бумаге, выполнять чертежи от руки
|
Просмотр презентации;
сообщения по теме
|
Тест
/Занятие –
викторина
(технологии
критического мышления «Карусель», «Галерея»)/
|
3.
3.
|
Геометрические
фигуры на плоскости
Биографическая миниатюра. Архимед (287-212гг.до
н.э.)
|
|
|
Знать:
биографию Архимеда. Виды углов, понятие биссектрисы угла, вертикальные и
смежные углы
Уметь:
Обозначать углы, измерять и изображать угол
заданной величины, классифицировать.
|
Познавательные:
-выдвигать
гипотезы, осуществлять их проверку,
-пользоваться
библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска учебной информации
об объектах.
Регулятивные:
-
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение. Коммуникативные:
-
научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и
координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение
общих задач группы;
- учет способностей различного ролевого поведения –
лидер, подчиненный).
Личностные:
умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей)
с точки зрения общепринятых норм и ценностей
-развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений
|
Исследовать числовые
закономерности. Просмотр
презентации; составление задач на разрезание фигур;
|
Проблемные
задания, упражнения.
Зачёт по
задачам.
Проверка составленных задач.
/Урок
сообщения новых знаний
(технологии критического мышления «Корзина»
идеи, понятия, имена)/
|
http://illusion.turist.by/main/index/
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
4.
4.
|
Многоугольники.
Оригами.
|
|
|
Знать: виды
многоугольников :четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник и его
виды.
Уметь:
Строить многоугольники; изготавливать по
описанию фигуры оригами
|
Математический конструктор
|
Зачёт
по задачам;
Обсуждение работы над проектом.
Накопительная
система оценивания (портфолио)
/ Урок
систематизации изученного материала
(
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, «Кубик»)/
|
5.
5.
|
Пространственные геометрические фигуры Логические
задачи (табличный метод).
|
|
|
Знать: виды
многогранников: прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, цилиндр, конус.
Знать табличный способ решения логических задач
Уметь: изготавливать модели простейших многогранников.
Решать логические задачи, состоящих из двух множеств
табличным способом.
|
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
- верно использовать в речи термины
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
- находить в тексте требуемую информацию
Личностные:
готовность
и способность учащихся к саморазвитию; мотивация деятельности
-развитие
пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков
геометрических построений
|
Просмотр презентации; Обсуждение решения задач
табличным методом. творческая
мастерская по изготовлению многогранников
|
Просмотр изготовленных моделей простейших многогранников.
/ Урок сообщения
новых знаний
( ИКТ, технология критического
мышления, составление кластера)/
|
http://illusion.turist.by/main/index/
|
6.
6.
|
Геометрические
величины.
Игры, поиск выигрышной стратегии.
|
|
|
Знать: единицы
измерения длины, площади, объёма
понятие математической игры, понятие
позиции, выигрышной стратегии.
- Уметь:
применять выигрышную стратегию
|
Работа в группах, в парах.
Поиск выигрышной стратегии
|
викторина
для учащихся
/ Урок
систематизации изученного материала
(
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, «Кубик»)/
|
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
7.
7.
|
Разрезание и складывание плоских фигур. Пентамино.
|
|
|
Знать: методы
решения задач на разрезания, знать понятие «Пентамино»
- Уметь: решать
задачи на разрезание, развивать логическое мышление
|
Познавательные:
-осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
Личностные:
умение самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей)
-усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их
свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять
систематические знания о них для решения простейших геометрических и
практических задач
|
Решение задач. Практическая работа.
Работа в группах, в парах.
|
Проверка решенных задач
Накопительная
система оценивания портфолио)
/
занятия
самостоятельного поиска знаний
(ИКТ,
технология проблемного обучения)
|
http://www.math.ru
|
8.
8.
|
Разрезание
и складывание плоских фигур. Пентамино.
|
|
|
Знать: методы
решения задач на разрезания, знать понятие «Пентамино»
- Уметь: решать
задачи на разрезание, развивать логическое мышление
|
Просмотр
презентации; обсуждение решения задач методом оценки.
|
Защита
творческих заданий, проектов.
Накопительная
система оценивания (портфолио)
/Урок
закрепления знаний
(ИКТ, обучение в сотрудничестве)/
|
9.
9.
|
Точки и
ломанные.
Уникурсальные кривые (фигуры).
|
|
|
Знать:
взаимное расположение точек на прямой, уникурсальные кривые
- Уметь: решать
задачи с использованием чертежа,
чертить, не отрывая карандаша от
бумаги.
|
Познавательные:
-структурирование знаний;
-рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные:
-самооценка на
основе критериев успешности этой деятельности;
-навыки сотрудничества
в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
доброжелательность и отзывчивость
|
|
викторины
для учащихся
/ Урок
сообщения новых знаний
(игровые технологии, групповые
формы работы )/
|
http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
|
10.
10.
|
Сложи
квадрат. Геометрия Гулливера. Танаграм.
|
|
|
Знать: каким
образом нужно провести прямые для решения задач, историю возникновения танаграм
- Уметь: путём
проб отыскивать верное решение, собирать фигуры танаграм
|
Решение задач, практическая работа
|
Выполненных проектов, творческих работ
/ Занятие – фантазия.
Игровые технологии. Работа в парах/
|
11.
|
Упражнения
со спичками. Биографическая миниатюра. П.Ферма (1601-1665.)
|
|
|
Знать:
биографию и вклад П.Ферма в геометрию, приёмы и правила решения задач со
спичками.
Уметь: решать задачи со спичками, практическим
путём уметь предвидеть как перекладывая спички добиться нужного результата.
|
Познавательные:
-формирование умения обобщать (от
частичного к целому), составлять алгоритм математических действий
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
-учитывать установленные правила в плане
решения и контроля способа решения ; работа по алгоритму
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
Личностные:
умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей)
с точки зрения общепринятых норм и ценностей
|
Разгадывание математического фокуса, составление
математических фокусов.
|
Зачёт по задачам;
конкурс на лучший математический фокус.
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии
|
http://www.matematika-na.ru/6class/index.php
|
12.
|
Отрезок. Графики. Лабиринты (метод проб и ошибок,
зачёркивание тупиков, правило одной руки)
|
|
|
Знать: методы
выходов из лабиринтов: метод проб и ошибок, зачёркивание
тупиков, правило одной руки
- Уметь: решать
задачи на нахождение чисел по их сумме, используя отрезки
|
Решение задач.
|
Самостоятельная работа.
/ Урок систематизации изученного
материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы /
|
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
13.
|
Задачи с возможными жизненными ситуациями.
Биографическая миниатюра. И. Ньютон (1643-1723)
|
|
|
Знать:
биографию и вклад . И. Ньютон в геометрию , геометрические фигуры и
нестандартные способы нахождения их площадей и объёмов
Уметь:
Находить способы решения задач с
возможными жизненными ситуациями
|
Познавательные:
-осуществлять синтез как составления
целого из частей
-обобщать
-моделирование;
-синтез – составление целого из частей
Регулятивные:
--выдвигать
гипотезы, осуществлять их проверку,
-пользоваться
библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска учебной информации
об объектах
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
Личностные:
- смыслообразование, то есть установление учащимся связи между
целью учебной деятельности и ее результатом
-усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их
свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять
систематические знания о них для решения простейших геометрических и
практических задач
|
Просмотр презентации. Обсуждение решения задач
обратным ходом
|
Проектно-исследовательская деятельность Обсуждение
работы над проектом.
|
http://www.matematika-na.ru/6class/index.php
|
14.
|
Площади комбинированных фигур. Происхождение
математических знаков.
|
|
|
Знать:
нахождение площади прямоугольника, квадрата, знать
историю происхождения математических знаков
Уметь:
находить площади фигур с опорой на знание площади
прямоугольника
|
Решение задач.
|
Лист с вопросами по саморефлексии деятельности
/Комбинированное занятие/
|
: http://mat.1september.ru
|
15.
|
Равные фигуры. Деление треугольника на равные части.
Биографическая миниатюра. Л.Ф. Магницкий (1669-1739)
.
|
|
|
Знать: понятие «равные
фигуры», биографию и вклад Л.Ф. Магницкого в математику
Уметь:
Решать задачи на построение равных фигур, применяя
элементы исследования.
|
Рисование на клетчатой бумаге.
|
Викторина для учащихся
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии /
|
http://summercamp.ru
|
16.
|
Комбинированные фигуры. Вычисление площади
комбинированной фигуры. Из истории интересных чисел. Число П
|
|
|
Знать:
Способы для нахождения площади комбинированных
фигур, познакомиться с трапецией и параллелограммом, историю происхождения и
значение числа П
Уметь:
Решать задачи на вычисление площади фигур.
|
|
Выполненных проектов, творческих работ
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии /
|
http://summercamp.ru
|
17.
|
Конструирование фигур из прямоугольных
параллелепипедов. Вычисление объёмов этих фигур. Биографическая миниатюра.
П.Л.Чебышев (1821-1894)
|
|
|
Знать: формулы
вычисления объёмов тел и площадей их поверхностей, способ нахождения объёмов
твёрдых тел без применения формул. Биографию и вклад П.Л.Чебышева в
математику
- Уметь:
находить объёмы и площади поверхности фигур, находить объёмы и площади поверхности
используя развёртки
прямоугольного параллелепипеда.
|
Сообщение уч-ся), презентация
|
Защита
творческих заданий, проектов.
|
: http://mat.1september.ru
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
18.
|
Мозаики. Головоломки Сома.
|
|
|
Знать: понятие
«мозаика»
- Уметь: выполнять
мозаичные рисунки
|
Решение задач.
Практическая работа.
|
практические и творческие работы
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии
|
http://summercamp.ru
|
19.
|
Полимино
|
|
|
Знать: понятие
«полимино» и их типы; познакомиться с гексамино
- Уметь: играть
в игры связанные с полимино
|
Решение задач.
Практическая работа.
|
практические и творческие работы
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии
|
: http://mat.1september.ru
|
20.
|
Иллюзии зрения
|
|
|
Знать: понятие
«геометрического зрения»
- Уметь: развивать
«геометрическое зрение»
|
Познавательные:
-моделирование; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные:
-оценка; выделение и осознание учащимися того, что
уже усвоено и того, что еще нужно усвоить;
-осознание качества и уровня усвоения; коррекция
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль
Личностные:
-самооценка
на основе критериев успешности этой деятельности;
-навыки
сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
-этические
чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость
|
Решение занимательных геометрических задач. Обсуждение
работы над проектом.
|
Проектно-исследовательская деятельность
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии /
|
http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
|
21.
|
Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и
разрезания.
|
|
|
Знать: как
вычисляются объёмы тел, состоящие из прямоугольных параллелепипедов; иметь
представление о комбинаторной геометрии
- Уметь: решать
задачи на комбинаторную геометрию
|
Презентация.
Практическая работа.
|
Выполненных проектов, творческих работ
Накопительная
система оценивания (портфолио)
|
http://www.matematika-na.ru/6class/index.php
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
22.
|
Введение в топологию. Лист Мёбиуса
|
|
|
Знать: понятие
«топологии», иметь представление о листе Мёбиуса
- Уметь: решать
топологические задачи
|
|
Изготовление листа Мёбиуса
Лист с вопросами по саморефлексии деятельности
|
23.
|
Зашифрованная переписка.
Принцип Дирихле
|
|
|
Знать: вид шифровки способом
решётки ; познакомиться с
Уметь:
|
Личностные:
-развивать логическое мышление
Познавательные:
-действие самоконтроля и самооценки
процесса и результата деятельности;
-моделирование
Регулятивные:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном коррекции
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
|
Просмотр презентации; обсуждение
решения задач на применение принципа Дирихле.
|
Зачёт по задачам.
Обсуждение работы над проектом.
|
http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
|
24.
|
Осевая симметрия.
|
|
|
Знать: понятие
равенство фигур. Определение фигур, обладающих осью симметрии
Уметь: строить симметричные фигуры относительно оси; использование
осевой симметрии в жизни человека
|
Личностные:
-развитие умений
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
-формирование
умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни
Познавательные:
-действие самоконтроля и самооценки процесса
и результата деятельности;
-моделирование
Регулятивные:
-контролировать
и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Коммуникативные:
-осуществлять
взаимный контроль
|
Сообщение уч-ся (применение симметрии)
Проблемные задания,
зачёт по задачам
|
Конкурс на лучшее изображение осевой симметрии.
Накопительная система оценивания (портфолио)
|
http://www.math.ru
http://summercamp.ru
|
25.
|
Центральная симметрия.
|
|
|
Знать: определение
фигур, обладающих центром симметрии; представление о центре симметрии прямоугольника
Уметь: строить центрально-симметричные
фигуры;
использовать
центральную симметрию в жизни человека.
|
Карточки- задания на изображения фигур. Решение
задач.
|
конкурс на лучшее изображение центральной симметрии
Накопительная
система оценивания (портфолио)
|
26.
|
Симметрия вокруг нас (парковое занятие).
|
|
|
Знать:
Уметь:
|
Познавательные:
-выбор наиболее эффективного способа
решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные:
-самостоятельно оценивать правильность
действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действий
Коммуникативные:
-управлять поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка его действий
Личностные:
-развитие умений
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических
проблем, и представлять ее в понятной форме;
-формирование
умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни
|
Симметрия в природе.
Практическая работа.
|
Проектно-исследовательская
деятельность
Защита
творческих заданий, проектов.
/Занятие- практикум/
|
http://www.matematika-na.ru/6class/index.php
http://summercamp.ru
|
27.
|
Орнаменты и бордюры
|
|
|
Знать: Понятие
«орнамент», «бордюр»
Уметь: Выполнять
орнаменты, бордюры
|
Сообщение
уч-ся (орнаменты), презентация. Орнамент в народном художественном
ремесле. Орнаменты и узоры.
|
Практическое
применении геометрии (изображение орнамента)
Накопительная
система оценивания (портфолио)
|
28.
|
Орнаменты и бордюры
|
|
|
Знать: общее представление о центральной, осевой симметрии,
параллельном переносе; новые способы построения орнамента
Уметь: уметь строить орнамент
|
Изобразить
орнамент народов севера
|
Конкурс
орнаментов народов севера
Накопительная
система оценивания (портфолио)
/Занятие- практикум/
|
29.
|
Секреты квадрата и куба
|
|
|
Знать: понятие развёртки; метод трёх проекций для изображения для изображения
объёмных тел
Уметь: представлять с помощью развёрток , куда раскраску граней и
наоборот; раскрашивать развёртку согласно условиям
|
Просмотр презентации; Обсуждение решения задач на раскрашивания
развёрток.
|
Решение задач.
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии /
|
30.
|
Мозаики Эшера. Задачи на «смеси и сплавы».
|
|
|
Знать:
Решение задач на «смеси и сплавы», состав
числа, переход от переменных, обозначающих разряд числа к самому числу
Уметь:
показать решение таких задач с помощью
таблицы.
|
Зачёт по задачам; Обсуждение работы над проектом.
|
Обучающая самостоятельная работа, тесты
/ Комбинированное занятие
Игровые технологии /
|
http://www.matematika-na.ru/6class/index.php
|
31.
|
Координатная плоскость
|
|
|
Знать: название осей координат, их взаимное
расположение, координатные четверти
Уметь: строить точки по заданным координатам
|
Познавательные:
-построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и
того, что еще неизвестно
Личностные:
- умение самостоятельно определять
и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей)
-формирование умения изображать геометрические фигуры на
бумаге
Коммуникативные:
--формирование умения видеть
геометрическую задачу в окружающей жизни
|
Карточки – задания.
Построение фигур по точкам.
|
Накопительная
система оценивания (портфолио)
/Урок
сообщения новых знаний
(
ИКТ, технология проблемного обучения)
|
32.
|
Координатная плоскость.
|
|
|
Знать: название осей координат, их взаимное
расположение, координатные четверти
Уметь: находить точки по заданным координатам
|
Презентация
Самостоятельное фантазирование фигур на плоскости
игра «Расшифруй»
|
Конкурс
фигур на плоскости.
/Урок
систематизации изученного материала (ИКТ, метод проектов, групповые формы
работы)/
|
http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
|
33.
|
Координатная плоскость.
|
|
|
Знать: название осей координат, их взаимное
расположение, координатные четверти
Уметь: работать на компьютере, правильно наносить координаты на
координатную плоскость
|
Построение фигур на координатной плоскости с помощью
компьютера.
|
Проектно-исследовательская
деятельность Выполненных проектов, творческих работ
Накопительная
система оценивания портфолио)
/Комбинированный
урок
Возможно
применение всех технологий /
|
34.
|
Геометрия вокруг нас.
|
|
|
|
Познавательные:
-построение логической цепи
рассуждений; -поиск и выделение необходимой
информации;
-выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и
того, что еще неизвестно
Личностные:
- умение самостоятельно определять
и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей)
Коммуникативные:
-управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его
действий
|
Выпуск газеты.
Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.
»
|
Проект
«Ох, уж эта геометрия Итоговый зачёт по задачам;
Защита
творческих заданий, проектов.
/
Урок систематизации изученного материала
( ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве)/
|
http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
|
35.
|
Игра «Геометрический лабиринт».
Заключительный урок.
|
|
|
Знать: знать правила игры
Уметь: показать накопленные знания и умения, проявить себя
|
Игра-конкурс
|
Конкурс
знаний, умений и творчества
Портфолио
(обучение в сотрудничестве, групповые формы
работы ,технологии критического мышления)
|
Методические пособия:
1.Фотин И.В. Введение в геометрию 6
класс-В.: «Учитель»,2010.-143с.
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго
поколения).
3. Формирование
универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.
Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго
поколения).
Литература для учителя:
1. Горский, В. А. Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.
А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2011. –
(Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.
В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго
поколения).
3. Григорьев, Д. В. Программы
внеурочной деятельности. Художественное
творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011
4. Панчищина, В. А. О концепции
и содержании экспериментальной программы «Геометрия для младших школьников» :
вводный курс геометрии / В. А. Панчищина. – Томск : Томский государственный
университет, 1998.
5. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования /
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,
2011. – (Стандарты второго поколения).
6.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. :
Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Литература для учащихся:
1. Гарднер, М.
Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер
; сокр. пер. с англ. В. С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. – М. : Наука,
1978.
2. Шарыгин, И. Ф. Задачи на
смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф.
Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006
3. Шарыгин, И. Ф. Наглядная
геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин,
Л. Н. Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010
4. Рабинович, Е. М. Геометрия.
7–9 классы. Задачи и упражнения на готовых чертежах : пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / Е. М. Рабинович. – М. : Илекса, 2010
5.
Едуш, О. Ю. Геометрия. 7 класс. Подсказки на каждый день / О. Ю.
Едуш. – М. : Владос, 2001.
Интернет-ресурсы.
1. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности
школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим
доступа : www.school-collection.edu.ru
3. Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999,
2003, 2004. – Режим доступа : http://mat.1september.ru
4. Методики игровой педагогики. – Режим доступа : http://summercamp.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
6.
Физкультпаузы на уроках и
дома. – Режим доступа : http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
Оборудование.
1. Набор геометрических фигур;
2. Компьютер, мультимедийный проетор, магнитофон; 3. Таблицы по геометрии для 7
класса;
4.Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию; 5.Подборка ЦОР; 6. Плакаты с
игровыми
ситуациями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.