Инфоурок География Другие методич. материалы25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»

25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»

Скачать материал

 

Российская Федерация

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»Логотип


 

 

Сценарий вечера памяти, посвященного   25-й годовщине  вывода

 Советских войск из Афганистана

"Время уходит - память остается»

 

 

 

 

Автор: Клабукова Валентина Ивановна, воспитатель группы интерната Новопортовской школы-интерната

 

 

с. Новый Порт

-2014-

 

Аннотация

Методическая разработка Сценарий вечера памяти, посвященного   25-й годовщине  вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается» может использоваться в  качестве основы для подготовки мероприятий, посвящённых событиям жестокой геополитической войны. Данная разработка выдержана по всем правилам исполнения и очередности ритуалов  мероприятий военно-патриотической направленности: Почетный караул у макета Вечного Огня, проведение минуты молчания и возложения гирлянды под звук Метронома.  Данное мероприятие содержит материал об историческом прошлом и настоящем нашей страны, о героизме и подвиге солдат страны, округа, оно показывает сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб солдат.

 Мероприятия по данной разработке можно проводить с учащимися 8-11 классов. 

Введение

Формированию патриотических чувств и воспитанию гражданственности у подрастающего поколения способствуют мероприятия с исполнением   ритуалов. Воинские и патриотические  ритуалы  характеризуются,  прежде  всего,  эмоциональностью, торжественной строгостью, красотой и величественностью. Отдавая почести историческим событиям, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Поэтому важно грамотно исполнять торжественные ритуалы.   

         У времени есть своя память  история. И потому мир  никогда не забывает о  трагедиях,   потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа была афганская война, которая продолжалась    9 лет, 1 месяц и 18 дней.  Война, унёсшая 14 427 жизней, через которую прошло в общей сложности  620 тысяч человек, и которая стала одной из мощных предпосылок к коренному изменению геополитической ситуации во всём мире.

 

Техническое оснащение мероприятия:

1.     Макет Вечного Огня;

2.     Гирлянды, гвоздики для возложения;

3.     ПК, проектор;

4.     Озвучивание (микрофоны, музыкальное сопровождение, «Минута молчания», мелодия на возложение, песни, соответствующие тематике литературно-музыкальной композиции)

     5. Презентация по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Логотип

  • воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа, которая вершится реальными людьми, живущими рядом с нами.

Задачи:

1. Сформировать представление о влиянии афганской войны на историю.

2. Показать сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб русских солдат;

3. На примерах воинского мужества и героизма, опыта службы офицеров запаса российских вооруженных сил воспитывать уважение подрастающего поколения к профессии военного, к воинской чести и долгу.

Целевая аудитория: воспитанники группы 9-11 классов.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Афганистан».

Оформление: Летящие журавли ввысь, надпись «Время уходит - память остается», «15 февраля - День воинов-интернационалистов», макет вечного огня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня у нас особенный день! 15 февраля –  День памяти воинов-интернационалистов России. Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск, покинула территорию Афганистана. В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов.

1-ведущий:
27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии произошла революция. Новая власть уничтожила деспотический королевский режим и начала строить новую жизнь. Однако новая жизнь  в Афганистане не устраивала правительство Пакистана и Ирака, они,  при помощи США развернули  подрывную деятельность. Руководство Афганистана обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Все эти события происходили на наших южных рубежах, практически на границе. И Советский Союз решил оказать поддержку Афганистану.

2-ведущий: 25 декабря 1979 года в 15.00 часов в Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации был высажен десант. Советские войска вошли в Афганистан. Началась эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто!  (Отрывок из фильма «Афганская война»)

Ведущий: Более девяти лет продолжалась война -  страшная, жестокая...

Помолитесь за нас, родные, 
даже если не верите в Бога, 
чтобы мы возвратились живые, 
чтобы нас не скрутила дорога. 
Сколько нам предстоит быть в разлуке – 
мы не знаем, гадать не умеем. 
Вы ж гадалкам подставите руки, 
суевернее став и сильнее. 
Если что – отпевать не спешите. 
Может быть, ошибутся пророки. 
И вы нас обязательно ждите, 
даже если на всё выйдут сроки

Ведущий:  Они, рискуя собственной жизнью, спасали афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершали подвиги, достойные славы своего Отечества.

    Наша молодость была недлинной,

Покрывалась ранней сединой,

Нашу молодость рвало на минах,

Заливало афганскою войной.

Наша молодость неслась тараном,

Сокрушить душманский самолет,

Чтоб огонь ослабить ураганный,

Падала на вражий пулемет.

Ведущая: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю.

Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Ведущий: По данным военного комиссариата Ямала, из  округа в Афганистан для прохождения службы были направлены 1267 человек. Сегодня в автономном округе проживают  1870  человек, участвовавших в афганской войне. Награждены орденами и медалями 229 человек. При исполнении служебного долга в Афганистане погибли шесть ямальцев. Это рядовые Геннадий Ядне (1965 -1985) из Ямальского района, Олег Кельчин (1958-1981) из Приуральского района и Шамиль Анваров (1963-1982) из Салехарда, младшие сержанты Александр Гребнев (1957-1982) из Надыма, Владимир Орел (1966-1985) из города Лабытнанги и Геннадий Хайданов (1966-1985) из Ноябрьска.

Ведущий:

Я меняю седьмой экипаж –
Каково воевать на чужбине!
Наш вчерашний к душманам вояж
Завершился на вражеской мине.

Мой механик-водитель спокоен
И, раненье не приняв в расчёт,
Четверых вынес нас с поля боя,
Задыхаясь, шептал: «Пронесёт».
Он за пятым пошёл «на ура»,
Дай-то бог ему вынести ношу,
Но ударили враз снайпера.
Словно в «яблочко», в сердце Алёши.
Он лежал у меня на руках,
Как моя неизбывная рана,
На прощанье три слова сказал:
«Мужики, сберегите гитару...»
Что ж, гитара теперь - сирота
На гвозде в нашей ротной каптёрке,
И хозяин не тот, да и песня не та,
И в казарме пустует галерка.
Только раз выпадает нам жизнь,
И второй мы взаймы не одолжим,
Но от пули соседа прикрыть
Кто-то должен в бою, кто-то должен.
Ночь придется в афганском краю
Мне со смертью венчаться на пару,
Я Алёши слова повторю: «Мужики, сберегите гитару...»

(Песня «Афганистан»)

Ведущий 5: Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Неприметные в гряде почты конверты. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно-же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными по сути людьми...

(Песня «Письмо Матери»)

Я постоянно над вопросом мучаюсь

И все никак не нахожу ответ,

Но почему от нас уходит лучшие?

Уходят в мир потерь и страшных бед.

Ведущий: Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.

Ведущий: Чёрным, зловещим крылом ударяли в окна матерей похоронки. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщин один миг! Ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка. 
До сих пор ждут своих любимых несостоявшиеся невесты….
Танец  «Афганский вальс»

 

Ведущий:
15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Ведущий:

Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

Ведущий: 
Профессионально и мужественно выполняли свой долг военные, гражданские и политические советники, офицеры разведки, армейские штабники и замполиты, партийные и комсомольские работники, учителя и врачи, агрономы и архитекторы, геологи и связисты, журналисты и строители. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести.

Ведущий: По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли
14 433 военнослужащих и 
20 гражданских лиц погибшими,
298 пропавших без вести, 
54 тысячи раненых 
416 тысяч больных (болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности) 

Ведущий:
в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. (Песня «Память»).

Воспитатель:
15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».

Прислушайтесь, люди, 
Пожалуйста, тише ! 
Вдали отгремела война. 
Минута молчанья. 
Погибших мальчишек 
Чтит в эту минуту страна. 
Чтит павших героев, 
Чтит русских «афганцев», 
Тускнеет эмаль орденов. 
Прислушайтесь, люди, 
Пожалуйста, тише! 
Они вас услышат без слов…

(Минута молчания. Звучит метроном)

Воспитатель: На сегодняшний день более 270 участников боевых действий в Афганистане 70-80-х годов  числятся пропавшими без вести в странах СНГ и Балтии. Их разыскивают в Афганистане, Пакистане, США - они могут быть в плену, они могут быть похоронены.  У нас  в России создан при помощи всех стран СНГ Банк крови для идентификации погибших воинов-афганцев. Этот банк уже насчитывает более 200 образцов от членов их семей из различных уголков бывшего Союза..

Представители Комитета по делам воинов-интернационалистов рассказывают, что в течение длительного времени в Афганистан, Пакистан и другие государства региона совершались десятки поездок. Сотрудники Комитета провели эксгумацию останков из более 15 захоронений военнослужащих. Останки доставлены в Россию для проведения медицинской экспертизы. К настоящему времени в результате сложных исследований идентифицированы пять человек, в том числе трое — в 2012 году. Поиск воинов продолжается..и каждый  в нашей стране знает, что пока не найден последний солдат этой войны - мы  не можем спокойно

жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песня «Разве это было зря»

Воспитатель: Мы благодарны всем кто пришел на этот вечер - памяти посвященный 25-годовщине вывода войск из Афганистана. Большое спасибо за внимание!

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Батурин Е. Народное сопротивление: [стихи об Афганистане]/Е. Батурин//Наркомат. - 2005. - № 22. – С. 75.

2.     Беликов С. Я служил в Афганистане: стихи / С. Беликов//Дон. – 1989. - № 1. – С.5

3.     Булушев П. Афганский реквием: стихи / П. Булушев//Звезда. – 1989. - № 7. – С. 3.

4.     Верстаков В. «Я позабыл афганскую войну»: [стихи] / В. Верстаков//Родина. – 1999. - № 2. – С. 89.

5.     Кублановский Д. Долгое путешествие: стихи / Д. Кублановский//Новый мир. – 2001. - № 7. – С. 35 – 40.

6.     Куценко В. Раскаленный камень. Стихотворение / В. Куценко// Родина. – 1999. - № 2. - С. 88.

7.     Павлов А. В. Афганский дневник: [локальные и вооруженные конфликты ХХ века] / А. В. Павлов // Военно-исторический журнал. – 2005. - № 3. – С. 41 – 45.

8.     Фотоальбом о десантниках в Афганистане и Чечне / [С. Г. Галицкий]. – СПб.: ПИРС, 2008. – 123 с.: цв. ил.

 

Электронные ресурсы:

1.      http://afgan (История Афганистана и Афганской войны).

2.     http://afgan /vet/stihi.htm (Стихи, проза, воспоминания об Афганистане).

 

Сценарии:

1.     Алексина Е. Ю. Музыкально-историческая композиция «Афганистан – боль в моей судьбе»: [сценарий]/Е. Ю. Алексина//Преподавание истории в школе. – 2003. - № 10. – С. 39 – 44.

2.     Пашканова Н. А. Живая память. Встреча, посвященная 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и др. «горячих точках» / Н. А. Пашканова // Классный руководитель. – 2006. - № 1. – С. 22 – 30.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:

  • воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа, которая вершится реальными людьми, живущими рядом с нами.

Задачи:

1. Сформировать представление о влиянии афганской войны на историю.

2. Показать сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб русских солдат;

3. На примерах воинского мужества и героизма, опыта службы офицеров запаса российских вооруженных сил воспитывать уважение подрастающего поколения к профессии военного, к воинской чести и долгу.

Целевая аудитория: воспитанники группы 9-11 классов.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Афганистан».

Оформление: Летящие журавли ввысь, надпись «Время уходит - память остается», «15 февраля - День воинов-интернационалистов», макет вечного огня.

Время: 45 минут

Место проведения: Актовый зал

Метод: Литературно-музыкальная композиция

Возрастная категория: воспитанники 6-11 классов

 

 

Планируемые результаты занятия:    

  Личностные: воспитывать воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа.                                                                                                             Метапредметные: развивать умения анализировать,  обобщать и делать самостоятельные выводы;  развивать устную речь воспитанников, коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Развивать творческие, познавательные возможности детей.                                                                                                                Предметные: обогащать представления о важных исторических событиях нашей страны, способствовать осознанию  воспитанниками  долга перед старшим поколением нашей страны.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (при подготовке к мероприятию)

Литературно-музыкальная композиция была поставлена на должном методическом и организационном уровне с использованием различных приемов (музыкальные, театральные, литературные), что сопутствовало достижению цели.

Занятие построено в рамках реализации темы самообразования: «Перспектива развития личностных универсальных действий в патриотическом воспитании»

   Данное занятие соответствует календарно-тематическому планированию.  Занятие построено с учётом дидактических принципов традиционной системы обучения с элементами развивающего обучения, с использованием личностно-ориентированного подхода.   На протяжении всего занятия прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех воспитанников, в том числе и самых слабых.

В ходе подготовки к  мероприятию были реализованы принципы разностороннего развивающего воздействия (ребята самостоятельно добывали информацию из разных источников, репетировали, рисовали, создавали презентацию), была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес детей к данному мероприятию, что подкреплялось высокой организованностью и дисциплинированностью. В ходе подготовки и проведения мероприятия были использованы элементы следующих педагогических технологий:

·        информационно- коммуникационной технологии;

·        исследовательской,   проблемно-поисковой;

·        коммуникативной (дискуссионной);

·        личностно-ориентированной;

·        воспитательной;

·        рефлексивной;

·        деятельностной;

При подготовке к мероприятию был использован индивидуальный и групповой метод, личный пример.

Для достижения целей занятия были использованы ТСО. Воспитанники под моим руководством делали монтаж презентации, вставляя кадры из художественных и документальных фильмов об Афганской войне, в библиотеке брали художественную и документальную литературу по этой теме, сканировали фото, письма с  войны, отбирали стихотворения и песни. Я научила ребят увидеть  это событие через мир литературы, кино, документов, писем, воспоминаний фронтовиков.

В ходе мероприятия был установлен хороший эмоциональный контакт между участниками мероприятия  его организаторами и зрителями.

В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники получили возможность научиться:

  • Осуществлять поиск информации;
  • Строить речевое высказывание в устной форме;
  • Осуществлять анализ предлагаемых объектов;
  • Приобретать устойчивые нормы - образцы нравственного поведения;
  • Совершенствовать  творческие способности;
  • Формировать свое историческое мировоззрение;
  • Продуктивно  сотрудничать со сверстниками,  взрослыми в подготовке  и проведении мероприятия;
  • Формировать свою готовность к служению Отечеству, его защите.

Считаю, что цель данного мероприятия достигнута в полном объеме.

 

                

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии
  • Учебник: «География (базовый уровень)», Максаковский В.П.
  • Тема: 3. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)
Рейтинг: 5 из 5
  • 06.10.2020
  • 600
  • 22
«География (базовый уровень)», Максаковский В.П.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 441
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Клабукова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Клабукова Валентина Ивановна
    Клабукова Валентина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 25455
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 143 человека

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек