Конспект урока биологии в 10 классе.
Учитель Дергачева В.В.
Тема урока «Генетика пола».
Место урока:
Раздел 3 «Организм». Шестой урок по теме «Генетика – наука о
наследственности и изменчивости».
Цель урока:
продолжить формирование генетического мышления.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся знания о
генетическом определении пола у человека и других организмов, о
наследовании признаков, сцепленных с полом у человека (на примерах
дальтонизма и гемофилии у человека)
- научить школьников правильно
объяснять причины приблизительно равной вероятности рождения мальчика
или девочки
-сформировать у старшеклассников
познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с
генетикой пола.
Тип урока: урок
формирования новых знаний.
Форма организации учебной
деятельности: Работа с информацией, представленной
на учебном диске.
Этапы урока:
1. Организационный.
2. Актуализация
прежних знаний. Выявление опорных знаний.
3. Формирование
и усвоение новых знаний.
4. Заключительный.
Ход урока:
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Продолжительность
(мин.)
|
1. Организация готовности учащихся. Создание
рабочей обстановки. Объявление темы и плана урока. Постановка цели
перед учащимися.
|
Готовятся. Слушают.
|
2
|
2. Задает задания по пройденной теме.
Требует выполнять задания письменно
на листочках. Задания см. в приложении №1.
Собирает выполненные задания.
Совместно с учащимися проверяет
выполнение задания.
|
Письменно, на листочках выполняют три
задания.
|
10
|
3. Объясняет новую информацию, используя
фрагменты диска (электронного пособия к учебнику) После каждого
учебного фрагмента задает задание. Перечень заданий см. в приложении
№2.
Для закрепления пройденного
использует вопросы открытого теста, представленные на последнем
фрагменте. Проверяет ответы вместе с учащимися.
|
Выполняют задания устно.
Записывают ключевые моменты по ходу
объяснения.
Отвечают устно с места или у доски.
Отвечают с помощью компьютера
учителя.
Решают задания, представленные на
диске.
Обращаются к учебнику.
При закреплении материала урока
выполняют тест с помощью компьютера учителя.
|
30
|
4. Подводит итоги.
Оценивает. Задает Д.З.
|
Записывают Д.З.
|
3
|
Основные понятия темы.
Аутосомы.
Половые хромосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Наследование,
сцепленное с полом. Гемофилия. Дальтонизм.
Требования к уровню подготовки.
Должны знать:
основные понятия
темы,
хромосомное
определение пола у человека,
цитологические
основы рождения особей разного пола,
гены,
расположенные в половых хромосомах,
причины и
цитологические основы заболеваний гемофилии и дальтонизма.
Должны уметь:
объяснять
причину равной вероятности рождения мальчиков и девочек,
определять
гомогаметный и гетерогаметный пол организмов,
объяснять основы
наследования гемофилии и дальтонизма.
1. Задания для
этапа актуализации:
Задания
приведены в Приложении №1.
Правильные
ответы подчеркнуты.
2.Вопросы для
этапа 3. Формирование и усвоение новых знаний.
Смотри
Приложение №2
3. Этап №4. Заключительный.
Домашнее задание: Составить
генетическую задачу на наследование признаков, сцепленных с полом.
Решить её.
Персональное задание (успевающему
ученику):
Написать сообщение или составить
презентацию по теме «Аномалии половых хромосом у человека».
Приложение
№2.
Вопросы и задания к просмотренным на диске
фрагментам.
1-ый фрагмент. Запишите сколько у человека аутосом и половых хромосом.
Ответ: Аутосом 44, половых 2
2-ой фрагмент. Запишите генотипы женщины и мужчины.
Ответ: генотип женщины ХХ, генотип
мужчины ХУ
3-ий фрагмент. Запишите возможность рождения девочек и мальчиков в %
отношении.
Запишите
на доске и в тетрадях гаметы, которые образуют самцы
млекопитающих.
Ответ: Соотношение рожденных девочек и
мальчиков 50% на 50%.
Самцы образуют гаметы Х
и У, а самки Х и Х.
4-ый фрагмент. Определите какой пол является у кроликов гетерогаметным . А у
бабочки?
Ответ: У кроликов гетерогаметный пол
- мужской. У бабочек – женский.
5-ый фрагмент. Задание на диске. Определите, какой пол является гомогаметным,
а какой
гетерогаметным,
состав гамет, пол и название зигот. Объект – человек.
6-ый фрагмент. Задание на диске. Определите, какой пол является
гомогаметным, а какой
гетерогаметным, состав гамет, пол и название зигот. Объект – страус.
7-ой фрагмент. Объясните понятие «наследование, сцепленное с полом».
8-ой фрагмент. Какие гены расположены в У хромосоме? Какие гены расположены
в Х
хромосоме?
Ответ: В У – хромосоме расположены гены,
отвечающие за дифференцировку половых желез, раннего облысения,
повышенную волосатость ушей, развитие перепонок между пальцами ног. В Х
– хромосоме находятся гены, определяющие свертываемость крови, влияющие
на размер и форму зубов, развитие дальтонизма, атрофию зрительного
нерва и другие.
9-ый фрагмент. Ознакомительно.
10-ый фрагмент. Цитологические основы наследования гемофилии.
11-ый фрагмент. Задание на диске. Наследование дальтонизма. Определите
возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся в браке здоровой по
цветовому ощущению женщины (гомозигота) с мужчиной дальтоником. Известно,
что ген, отвечающий за цветовое ощущение, сцеплен с Х – хромосомой и
признак нормального зрения является доминантным - D, а
признак дальтонизма – рецессивным - d. Сделайте
цитологическую запись.
12-ый фрагмент. Тест «Генетика пола» для закрепления пройденного материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.