Инфоурок Биология Другие методич. материалы10 кл. Генетика пола.

10 кл. Генетика пола.

Скачать материал

Конспект  урока  биологии  в  10 классе.

Учитель  Дергачева  В.В.

Тема  урока  «Генетика  пола».

 

Место  урока:  Раздел 3  «Организм».  Шестой  урок  по  теме «Генетика – наука  о

                                                                                    наследственности  и  изменчивости».

Цель  урока:  продолжить  формирование  генетического  мышления.

Задачи  урока:

- сформировать  у  учащихся  знания  о  генетическом  определении  пола  у  человека  и  других  организмов, о  наследовании  признаков, сцепленных  с  полом  у  человека (на  примерах  дальтонизма  и  гемофилии  у  человека)

- научить  школьников  правильно  объяснять  причины  приблизительно  равной  вероятности  рождения  мальчика  или  девочки

-сформировать  у  старшеклассников  познавательный  интерес  к  изучению  научных  проблем, связанных  с  генетикой  пола.

 

Тип  урока:  урок  формирования  новых  знаний.

Форма  организации  учебной деятельности:  Работа  с  информацией, представленной  на  учебном  диске.

Этапы  урока:  1. Организационный.

                            2. Актуализация   прежних  знаний. Выявление  опорных  знаний.

                            3. Формирование  и  усвоение  новых  знаний.

                            4. Заключительный.

 

Ход  урока:

 

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Продолжительность  (мин.)

1. Организация  готовности  учащихся. Создание  рабочей  обстановки. Объявление  темы  и  плана урока.  Постановка  цели перед  учащимися.

Готовятся. Слушают.

2

2. Задает  задания  по пройденной  теме.

Требует  выполнять  задания  письменно  на  листочках.   Задания см. в  приложении №1.

Собирает  выполненные  задания.

Совместно  с  учащимися проверяет  выполнение  задания.

Письменно, на листочках  выполняют  три  задания.

 

10

3. Объясняет  новую  информацию, используя  фрагменты  диска (электронного  пособия  к  учебнику) После  каждого  учебного  фрагмента    задает   задание. Перечень  заданий  см. в  приложении №2.

Для  закрепления  пройденного  использует  вопросы открытого  теста, представленные  на  последнем  фрагменте.  Проверяет  ответы  вместе  с  учащимися. 

Выполняют  задания  устно.

Записывают  ключевые  моменты  по  ходу  объяснения.

Отвечают  устно  с  места  или  у  доски.

Отвечают  с  помощью  компьютера  учителя.

Решают  задания, представленные  на  диске.

Обращаются  к  учебнику.

При  закреплении  материала  урока  выполняют  тест  с  помощью  компьютера  учителя.

 

30

4. Подводит  итоги.

Оценивает. Задает  Д.З.

 Записывают  Д.З.

3

 

 

Основные  понятия  темы.

 

Аутосомы.   Половые  хромосомы.  Гетерогаметный  пол.  Гомогаметный  пол.  Наследование, сцепленное  с  полом.  Гемофилия.  Дальтонизм.

 

 

Требования  к  уровню  подготовки.

 

Должны  знать:

основные  понятия  темы,

хромосомное  определение  пола  у  человека,

цитологические  основы  рождения  особей  разного  пола,

гены, расположенные  в  половых  хромосомах,

 причины  и  цитологические  основы  заболеваний  гемофилии  и  дальтонизма.

 

Должны  уметь:

 объяснять  причину  равной  вероятности  рождения  мальчиков  и  девочек,

 определять  гомогаметный  и  гетерогаметный  пол  организмов,

 объяснять  основы  наследования  гемофилии  и  дальтонизма.

 

 

 

 1. Задания  для  этапа  актуализации:

 

Задания  приведены  в  Приложении №1.

Правильные  ответы  подчеркнуты.

 

 

2.Вопросы  для  этапа  3. Формирование  и  усвоение  новых  знаний.

Смотри  Приложение  №2

 

 

3. Этап  №4. Заключительный.

Домашнее  задание:  Составить  генетическую  задачу  на  наследование  признаков, сцепленных  с  полом.  Решить  её.

 

Персональное  задание (успевающему  ученику):

Написать  сообщение  или  составить  презентацию  по  теме  «Аномалии  половых  хромосом  у  человека».

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Вопросы  и  задания  к  просмотренным  на  диске  фрагментам.

 

1-ый  фрагмент. Запишите  сколько  у  человека  аутосом  и  половых  хромосом.

Ответ:  Аутосом  44,  половых  2

 

2-ой  фрагмент. Запишите  генотипы  женщины  и  мужчины.

Ответ:  генотип   женщины  ХХ,  генотип  мужчины  ХУ

 

3-ий  фрагмент. Запишите  возможность  рождения  девочек  и  мальчиков  в  %  отношении.  

                               Запишите  на  доске  и в тетрадях  гаметы, которые  образуют  самцы

                               млекопитающих.

Ответ:  Соотношение  рожденных  девочек  и  мальчиков  50%  на  50%. 

              Самцы  образуют  гаметы  Х  и  У,  а  самки  Х  и  Х.

 

4-ый  фрагмент. Определите  какой  пол  является  у  кроликов  гетерогаметным .  А у  бабочки?

Ответ:  У  кроликов  гетерогаметный  пол  -  мужской.  У  бабочек – женский.

 

5-ый  фрагмент. Задание  на  диске.  Определите, какой  пол  является  гомогаметным,  а какой   

                                гетерогаметным,  состав  гамет,  пол  и  название  зигот.  Объект – человек.

 

6-ый  фрагмент. Задание  на  диске.   Определите, какой  пол  является  гомогаметным,  а какой 

                                гетерогаметным,  состав  гамет,  пол  и  название  зигот.  Объект – страус.

 

7-ой  фрагмент.  Объясните  понятие  «наследование, сцепленное  с  полом».

 

8-ой  фрагмент.  Какие  гены расположены   в  У хромосоме?  Какие  гены  расположены  в  Х

                                 хромосоме?

Ответ: В  У – хромосоме расположены  гены, отвечающие  за  дифференцировку  половых  желез, раннего  облысения, повышенную  волосатость  ушей, развитие  перепонок  между  пальцами  ног.  В  Х – хромосоме  находятся  гены, определяющие  свертываемость  крови, влияющие  на  размер  и  форму  зубов,  развитие  дальтонизма, атрофию  зрительного  нерва  и  другие.

 

9-ый  фрагмент. Ознакомительно.

 

10-ый  фрагмент. Цитологические  основы  наследования  гемофилии.

  

11-ый  фрагмент.  Задание  на  диске.  Наследование  дальтонизма. Определите  возможные  фенотипы  и  генотипы  детей, родившихся  в  браке  здоровой  по  цветовому  ощущению  женщины (гомозигота)  с  мужчиной  дальтоником. Известно, что ген, отвечающий  за  цветовое  ощущение, сцеплен  с  Х – хромосомой  и  признак  нормального  зрения  является  доминантным -  D,  а  признак  дальтонизма – рецессивным -    d.  Сделайте  цитологическую  запись.

 

12-ый  фрагмент.  Тест  «Генетика  пола»   для  закрепления  пройденного  материала.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "10 кл. Генетика пола."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Данный  урок - шестой урок по теме "Генетика - наука о наследственности и изменчивости".

   Задания для этапа АКТУАЛИЗАЦИИ позволяют повторить основные понятия этой трудной для усвоения темы  и  "настроить"  учеников  на понимание материала.

   Эта тема интересна ещё и потому, что  существуют многочисленные  аномалии половых хромосом. Об этом учитель рассказывает на уроке, стимулируя учеников к поиску подобного материала и задавая в разделе "Домашнее  задание" специальный доклад успевающим ученикам.

   Современные технические средства (у меня в кабинете установлен проектор) позволяют  украсить  рассказ учителя и задания для учеников различного рода демонстрациями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 717
    • DOCX 19.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дергачёва Вера Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дергачёва Вера Владимировна
    Дергачёва Вера Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2612
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 395 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе