Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы.доклад по теме "МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

.доклад по теме "МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

Скачать материал

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Агибалова Лариса Павловна

учитель истории МОУ СОШ № 24

 г. Старый Оскол 

 

В последнее десятилетие стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Является ли такая потребность скоропроходящей модой или отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение, на мой взгляд, ближе к истине, и вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в развитии детей одаренных, творческих будет только нарастать. И нам важно разобраться подробнее, как  можно развить одаренность в условиях школы.

 Бытует мнение, что одаренный ребенок в общеобразовательной школе – неудобное явление. Поэтому школа, чаще всего о нем вспоминает, когда ей надо предоставить неординарную работу на очередной конкурс. Да и обвинять за это школу не стоит. Она массовая, поточная, средняя, в прямом смысле этого слова. Ее функции иные. И только школа адаптированной модели может создать условия развития одаренного ребенка.

Для этого ей необходимо решить следующие задачи:

1)           Разработать систему выявления одаренных детей (это работа психолога)

2)           Спланировать систему подготовки кадров высокого уровня компетентности.

3)           организовать условия для поддержания развития одаренного ребенка.

Принято считать, что для развития одаренности и творческих способностей школьников нужно включать их в исследовательскую деятельность. Думаю, что этого недостаточно. Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

1)           исследовательская деятельность (как творческий вид познания)

2)           соответственно творческая деятельность (проектная, конструктивная), когда создается новый продукт.

 Надо стремиться, чтобы школьники, в том числе и одаренные, овладели обоими видами творчества. И этому творчеству необходимо учить. В своей практике, прежде чем перейти к исследованию, я использую проблемное обучение и исследовательские игры. Постановка проблемных вопросов, позволяет не только заинтересовать учащихся данным материалом, но и вырабатывает умение анализировать, включаясь в поиск ответа.

  Например: Объясните, почему первые патентные бюро появились в России почти на 200 лет позже, чем в Англии? или почему ни помещики, ни государство не были заинтересованы в  научно-технических открытиях в России XVIIXVIII в.в.? Исследовательские игры создают широкие возможности для творчества. Я обычно использую их до того, как будет освещена очередная проблема, даю задание в течение 5-8 минут изложить своё понимание проблемы, и сравнить их с тем, что даёт учитель, а потом проанализировать, какие взгляды совпадают и в чём различия.

Практикой доказано, что научиться грамотно производить исследования может любой человек.

А начинать нужно с творческих работ. Сюда можно отнести творческие сочинения, описания, на заданную тему, критические заметки.

Вторым шагом становятся правильно выполненные реферативные работы. Подготовка хорошего исторического образа – задача довольно сложная. Автор должен обработать большое количество монографий, документов, статей, где содержится материал по определённой теме. Грамотный исторический обзор может использоваться в исследовательской работе, как отдельная глава.

 Исследовательская работа. Этот тип работы содержит обязательные элементы:

1.Тема исследования. Она может формироваться  и предлагаться как учителем в рамках программы, профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, так и самими учащимися, которые выбирают тему, ориентируясь на собственные интересы. Чаще всего темы исследования относятся к практическому вопросу, актуальному для практической жизни.

Заявленная тема не должна охватывать чрезмерно большой материал, который нельзя изложить в 20-40 страницах.

Лучше выбрать тему, недостаточно изученную или новый взгляд на дискуссионную тему, которая не имеет однозначных заключений.

 Например, тема «Россия и английская буржуазная революция», будет чрезмерно широкой, а лучше взять более узкую тему: «Влияние английской буржуазной революции на русско-английские торговые связи во второй половине  XVII века».

2. Затем необходимо сформулировать задачи, где исследователь должен чётко указать для чего проводилась работа, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые становятся в задачах, должны быть грамотными и предполагать конкретные этапы работы.

3.Школьник должен ознакомиться с трудами учёных, исследовавших выбранную им тему, использовать справочники, учебники, статьи, монографии, оригинальные источники, документы. Результатом данного этапа работы могут стать конспекты и выписки из изученных работ.

4. Формирование рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза является отправной точкой исследования, подтверждаемой или опровергаемой в ходе теоретических рассуждений и приведенных фактов. Рабочую гипотезу поможет сформулировать научный руководитель.

5.Экпериментальная часть работы.

Экспериментальная часть работы направлена на проверку рабочей гипотезы. Здесь необходимо овладеть методикой научных исследований, проявить дотошность и аккуратность в проведении эксперимента и создании научных описаний, точных, многократно повторенных. Иногда в работе используются фото-кино - видеосъемка.

После проведенного исследования осуществляется подсчет количественных показателей и их обобщение. Большую объективность дают работе статистические данные  оформленные в виде таблиц, диаграмм, схем.

6. Оформление работы.

Результаты выполненных исследований должны быть оформлены соответствующим образом. Существуют специальные стандарты требований к оформлению научной работы. Научная работа должна содержать:

Введение, Основную часть, Заключение, Список использованных источников или литературы, Приложение ,Оглавление

Для исследователя очень важно иметь возможность выступить с докладом перед аудиторией, где он может не только показать обширные знания по данной теме, но и отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования и ответить на множество очень каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина.

Список использованной литературы:

Поддьяков А. Н.

Исследовательское поведение, интеллект и творчество//  Исследовательская работа школьников. 2002  №2 с.29-42

Савенков А. И.  Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//   Исследовательская работа школьников. 2004. №1 с.22-32

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ под редакцией кандидата психологических наук А.С. Обухова. Москва, 2006. с.3

Харитонов Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ Народное Образование, 2001..

 

  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ".доклад по теме "МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последнее десятилетие стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Является ли такая потребность скоропроходящей модой или отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение, на мой взгляд, ближе к истине, и вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в развитии детей одаренных, творческих будет только нарастать. И нам важно разобраться подробнее, как  можно развить одаренность в условиях школы.

 Бытует мнение, что одаренный ребенок в общеобразовательной школе – неудобное явление. Поэтому школа, чаще всего о нем вспоминает, когда ей надо предоставить неординарную работу на очередной конкурс. Да и обвинять за это школу не стоит. Она массовая, поточная, средняя, в прямом смысле этого слова. Ее функции иные. И только школа адаптированной модели может создать условия развития одаренного ребенка.

Для этого ей необходимо решить следующие задачи:

1)           Разработать систему выявления одаренных детей (это работа психолога)

2)           Спланировать систему подготовки кадров высокого уровня компетентности.

3)           организовать условия для поддержания развития одаренного ребенка.

Принято считать, что для развития одаренности и творческих способностей школьников нужно включать их в исследовательскую деятельность. Думаю, что этого недостаточно. Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

1)           исследовательская деятельность (как творческий вид познания)

2)           соответственно творческая деятельность (проектная, конструктивная), когда создается новый продукт.

 Надо стремиться, чтобы школьники, в том числе и одаренные, овладели обоими видами творчества. И этому творчеству необходимо учить. В своей практике, прежде чем перейти к исследованию, я использую проблемное обучение и исследовательские игры. Постановка проблемных вопросов, позволяет не только заинтересовать учащихся данным материалом, но и вырабатывает умение анализировать, включаясь в поиск ответа.

  Например: Объясните, почему первые патентные бюро появились в России почти на 200 лет позже, чем в Англии? или почему ни помещики, ни государство не были заинтересованы в  научно-технических открытиях в России XVIIXVIII в.в.? Исследовательские игры создают широкие возможности для творчества. Я обычно использую их до того, как будет освещена очередная проблема, даю задание в течение 5-8 минут изложить своё понимание проблемы, и сравнить их с тем, что даёт учитель, а потом проанализировать, какие взгляды совпадают и в чём различия.

Практикой доказано, что научиться грамотно производить исследования может любой человек.

А начинать нужно с творческих работ. Сюда можно отнести творческие сочинения, описания, на заданную тему, критические заметки.

Вторым шагом становятся правильно выполненные реферативные работы. Подготовка хорошего исторического образа – задача довольно сложная. Автор должен обработать большое количество монографий, документов, статей, где содержится материал по определённой теме. Грамотный исторический обзор может использоваться в исследовательской работе, как отдельная глава.

 Исследовательская работа. Этот тип работы содержит обязательные элементы:

1.Тема исследования. Она может формироваться  и предлагаться как учителем в рамках программы, профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, так и самими учащимися, которые выбирают тему, ориентируясь на собственные интересы. Чаще всего темы исследования относятся к практическому вопросу, актуальному для практической жизни.

Заявленная тема не должна охватывать чрезмерно большой материал, который нельзя изложить в 20-40 страницах.

Лучше выбрать тему, недостаточно изученную или новый взгляд на дискуссионную тему, которая не имеет однозначных заключений.

 Например, тема «Россия и английская буржуазная революция», будет чрезмерно широкой, а лучше взять более узкую тему: «Влияние английской буржуазной революции на русско-английские торговые связи во второй половине  XVII века».

2. Затем необходимо сформулировать задачи, где исследователь должен чётко указать для чего проводилась работа, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые становятся в задачах, должны быть грамотными и предполагать конкретные этапы работы.

3.Школьник должен ознакомиться с трудами учёных, исследовавших выбранную им тему, использовать справочники, учебники, статьи, монографии, оригинальные источники, документы. Результатом данного этапа работы могут стать конспекты и выписки из изученных работ.

4. Формирование рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза является отправной точкой исследования, подтверждаемой или опровергаемой в ходе теоретических рассуждений и приведенных фактов. Рабочую гипотезу поможет сформулировать научный руководитель.

5.Экпериментальная часть работы.

Экспериментальная часть работы направлена на проверку рабочей гипотезы. Здесь необходимо овладеть методикой научных исследований, проявить дотошность и аккуратность в проведении эксперимента и создании научных описаний, точных, многократно повторенных. Иногда в работе используются фото-кино - видеосъемка.

После проведенного исследования осуществляется подсчет количественных показателей и их обобщение. Большую объективность дают работе статистические данные  оформленные в виде таблиц, диаграмм, схем.

6. Оформление работы.

Результаты выполненных исследований должны быть оформлены соответствующим образом. Существуют специальные стандарты требований к оформлению научной работы. Научная работа должна содержать:

Введение, Основную часть, Заключение, Список использованных источников или литературы, Приложение ,Оглавление

Для исследователя очень важно иметь возможность выступить с докладом перед аудиторией, где он может не только показать обширные знания по данной теме, но и отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования и ответить на множество очень каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина.

Список использованной литературы:

Поддьяков А. Н.

Исследовательское поведение, интеллект и творчество//  Исследовательская работа школьников. 2002  №2 с.29-42

Савенков А. И.  Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//   Исследовательская работа школьников. 2004. №1 с.22-32

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ под редакцией кандидата психологических наук А.С. Обухова. Москва, 2006. с.3

Харитонов Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ Народное Образование, 2001..

 

  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 246
    • DOCX 44.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Агибалова Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Агибалова Лариса Павловна
    Агибалова Лариса Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8077
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 218 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 551 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе