- 03.10.2020
- 504
- 6
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В последнее десятилетие стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Является ли такая потребность скоропроходящей модой или отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение, на мой взгляд, ближе к истине, и вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в развитии детей одаренных, творческих будет только нарастать. И нам важно разобраться подробнее, как можно развить одаренность в условиях школы.
Бытует мнение, что одаренный ребенок в общеобразовательной школе – неудобное явление. Поэтому школа, чаще всего о нем вспоминает, когда ей надо предоставить неординарную работу на очередной конкурс. Да и обвинять за это школу не стоит. Она массовая, поточная, средняя, в прямом смысле этого слова. Ее функции иные. И только школа адаптированной модели может создать условия развития одаренного ребенка.
Для этого ей необходимо решить следующие задачи:
1) Разработать систему выявления одаренных детей (это работа психолога)
2) Спланировать систему подготовки кадров высокого уровня компетентности.
3) организовать условия для поддержания развития одаренного ребенка.
Принято считать, что для развития одаренности и творческих способностей школьников нужно включать их в исследовательскую деятельность. Думаю, что этого недостаточно. Можно выделить два аспекта творческой деятельности:
1) исследовательская деятельность (как творческий вид познания)
2) соответственно творческая деятельность (проектная, конструктивная), когда создается новый продукт.
Надо стремиться, чтобы школьники, в том числе и одаренные, овладели обоими видами творчества. И этому творчеству необходимо учить. В своей практике, прежде чем перейти к исследованию, я использую проблемное обучение и исследовательские игры. Постановка проблемных вопросов, позволяет не только заинтересовать учащихся данным материалом, но и вырабатывает умение анализировать, включаясь в поиск ответа.
Например: Объясните, почему первые патентные бюро появились в России почти на 200 лет позже, чем в Англии? или почему ни помещики, ни государство не были заинтересованы в научно-технических открытиях в России XVII – XVIII в.в.? Исследовательские игры создают широкие возможности для творчества. Я обычно использую их до того, как будет освещена очередная проблема, даю задание в течение 5-8 минут изложить своё понимание проблемы, и сравнить их с тем, что даёт учитель, а потом проанализировать, какие взгляды совпадают и в чём различия.
Практикой доказано, что научиться грамотно производить исследования может любой человек.
А начинать нужно с творческих работ. Сюда можно отнести творческие сочинения, описания, на заданную тему, критические заметки.
Вторым шагом становятся правильно выполненные реферативные работы. Подготовка хорошего исторического образа – задача довольно сложная. Автор должен обработать большое количество монографий, документов, статей, где содержится материал по определённой теме. Грамотный исторический обзор может использоваться в исследовательской работе, как отдельная глава.
Исследовательская работа. Этот тип работы содержит обязательные элементы:
1.Тема исследования. Она может формироваться и предлагаться как учителем в рамках программы, профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся, так и самими учащимися, которые выбирают тему, ориентируясь на собственные интересы. Чаще всего темы исследования относятся к практическому вопросу, актуальному для практической жизни.
Заявленная тема не должна охватывать чрезмерно большой материал, который нельзя изложить в 20-40 страницах.
Лучше выбрать тему, недостаточно изученную или новый взгляд на дискуссионную тему, которая не имеет однозначных заключений.
Например, тема «Россия и английская буржуазная революция», будет чрезмерно широкой, а лучше взять более узкую тему: «Влияние английской буржуазной революции на русско-английские торговые связи во второй половине XVII века».
2. Затем необходимо сформулировать задачи, где исследователь должен чётко указать для чего проводилась работа, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые становятся в задачах, должны быть грамотными и предполагать конкретные этапы работы.
3.Школьник должен ознакомиться с трудами учёных, исследовавших выбранную им тему, использовать справочники, учебники, статьи, монографии, оригинальные источники, документы. Результатом данного этапа работы могут стать конспекты и выписки из изученных работ.
4. Формирование рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза является отправной точкой исследования, подтверждаемой или опровергаемой в ходе теоретических рассуждений и приведенных фактов. Рабочую гипотезу поможет сформулировать научный руководитель.
5.Экпериментальная часть работы.
Экспериментальная часть работы направлена на проверку рабочей гипотезы. Здесь необходимо овладеть методикой научных исследований, проявить дотошность и аккуратность в проведении эксперимента и создании научных описаний, точных, многократно повторенных. Иногда в работе используются фото-кино - видеосъемка.
После проведенного исследования осуществляется подсчет количественных показателей и их обобщение. Большую объективность дают работе статистические данные оформленные в виде таблиц, диаграмм, схем.
6. Оформление работы.
Результаты выполненных исследований должны быть оформлены соответствующим образом. Существуют специальные стандарты требований к оформлению научной работы. Научная работа должна содержать:
Введение, Основную часть, Заключение, Список использованных источников или литературы, Приложение ,Оглавление
Для исследователя очень важно иметь возможность выступить с докладом перед аудиторией, где он может не только показать обширные знания по данной теме, но и отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования и ответить на множество очень каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина.
Список использованной литературы:
Поддьяков А. Н.
Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа школьников. 2002 №2 с.29-42
Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// Исследовательская работа школьников. 2004. №1 с.22-32
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ под редакцией кандидата психологических наук А.С. Обухова. Москва, 2006. с.3
Харитонов Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ Народное Образование, 2001..
6 661 964 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Агибалова Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.