Главная / Начальные классы / Звуки [д], [д']. Буквы д, Д

Звуки [д], [д']. Буквы д, Д

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Санаторная школа-интернат р.п. Межевой









Обучение грамоте

Урок

«Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

1 класс







Учитель начальных классов:

Цыплухина Инна Викторовна















2014 – 2015 учебный год

Тип урока: изучение нового материала, с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

УМК «Школа России»

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, таблица «Театр фонетики», звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, презентация, слоговые таблицы для чтения, раздаточные карточки, оценочные листы, «Лента букв», пословицы и поговорки о доме, рисунки с изображением дома, костюм бабушки, изображения домов народов мира.

Пропедевтика: однокоренные слова.

Цели урока:

  • Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с буквами Д,д, учить характеризовать звуки, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, расширять кругозор;

  • Совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения;

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других народов.

Формирование УУД:

  • Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

  • Познавательные УУД: выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации), работа с текстом и иллюстрациями, перечитывание текста с разными задачами, формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов.

  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

  • Регулятивные УУД: умение оценивать свою учебную деятельность.



Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций , чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Ход урока:

Включение в учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

С каким настроением вы пришли на урок? Давайте поиграем в игру «Мир вокруг тебя»

1. 1. Назовите лишнюю букву А и н ы у о

2. н Л т р м

3. мА ми мо мы ку

4. та те ты то ту (найди слоги, которые обозначают слова)

2. Гадюка или уж? Какая из змей неядовитая? В отгадке – первый звук гласный.

3. Пулька или Булька? Как звали охотничью собаку, которая отправилась в путешествие на воздушном шаре вместе с Незнайкой? ( в кличке собаки 2 звука согласных звонких )

4. Семь или восемь? Сколько лет было мальчику – с пальчику? (первый звук в отгадке мягкий)



Дети называют, обосновывают ответы

Познавательные: группировка и классификация изученных букв, умение сопоставлять, анализировать звуки и буквы.



Актуализация знаний

Прочитайте пословицы, объясните их смысл

  • Все дороги ведут к дому.

  • Только трудом держится дом.

  • Дома и стены помогают.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Дом невелик, да лежать не велит.

  •  Горе тому, кто непорядком живет в дому.










Дети делают вывод: дом это добро. Он охраняет от бед. От холода и дождя. В нём люди живут, работают. Отдыхают. Дом – это целый мир, это большое добро, его нужно беречь.

Умение работать с пословицами, объяснять их смысл.



Определение темы урока детьми

О чём будем говорить на уроке? Дом можно нарисовать. А как обозначить его словом?

С какими звуками мы сегодня будем работать?





Как вы это определили?

Хорошо читающие дети выкладывают на наборном полотне слово – дом –



В начале слова -дом- услышали новый звук.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.






Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

Из каких букв состоит слово -дом-? А почему они появились в этом слове? Именно эти буквы, а не другие? Вот как сказала мудрая бабушка Ульяна, которая живёт в деревне и всё знает.





















На что похожи буквы?





























Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.





Назовите только первый звук.





(Вывешиваем картинку с изображением деревенского дома)

Назовите человека, изображённого сидящим на рисунке)



Прочитайте звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук.





Назовите только первый звук.



Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?





(Работа с «Театром Фонетики») Дайте характеристику звукам«[д], [д’]»

Произнесите оба звука. Чем они отличаются?

Работа с иллюстрацией. «Деревенский дом» (Рис.3) Назовите слова, в которых один звук мягкий, а в других твёрдый.



Д, О, М



Ребёнок переодетый в бабушку Ульяну:

-В слове ДОМ все буквы со смыслом. Я ведь, милые мои, слова, умные да красивые, как ягоды собираю. Где услышу слово хорошее, хвать его – и в кошелку, в голову свою….Много доброго за свою жизнь насобирала. Вот и слово ДОМ. Вроде простое, а ведь каждая буковка в нём великий смысл имеет.



Буква – Д - похожа на строение, дом. (Рис.1)

Буква - О - это круг, хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это твоя семья. Возьмётесь вы руки, встанете кольцом, вот и получится буква – О –

Буква – М - похожа на ограду – забор. (Рис.2) Дом надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь что получилось? Слово -ДОМ-





Дети читают звуковую модель слова «дом», называя каждый звук (хором).



Акцентированно произносят первый звук [д] (хором пропевают).







Дедушка





Дети читают звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук (хором).



Акцентированно произносят первый звук [д’] (хором).



Дети называют: «[д], [д’]» (хором).





Это согласные звуки. Они оба звонкие, один твёрдый, другой – мягкий (хором).







Работа в парах.

1 вариант: диван, дедушка, холодильник, сердечко, будильник.

2 вариант: календарь, сковорода, дым, дорожка, ведро, дверь, дедушка, борода, подоконник..






Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.











































































































Коммуникативные: работа в парах.




Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (д), (д') на письме обозначаются буквой Д, д. Знакомство с буквой: работа с конвертом – конструирование печатных букв Д,д

Звуки мы выделили, что дальше?











Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё.






















Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице учебника). Нам нужно найти её в Алфавите (Не на плакате, а в учебнике!).



Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите в учебнике показывают соседу по парте.








Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).








Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели, чтение по слогам и орфоэпически

Буквы мы научились распознавать, что будем делать дальше?



Заполни таблицу. Найди слово.









Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале (ад, да, дя)









Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?

















Работа в микрогруппах. Работа с текстом (на карточках) Теперь потренируемся выделять новые звуки из различных слов в тексте. Подчеркни синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый звук [д] и зелёным карандашом, обозначающий мягкий звук[д’]

Учиться читать слоги и слова.









Индивидуальная работа.


а

и

о

у

е

д












Ид



Ад

Да

Дя

Од

До

Дё

Ыд

Ды

Ди

Уд

Ду

Дю

Ед


Де







Дети отвечают: «Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’]».





Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.



Познавательные УУД (логические):

- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого - твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).







Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках

Попробуйте объяснить записи справа от буквы.






Дети объясняют: «Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.


Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).




Твои новые слова

Если сможешь – объясни значение слов: изба, дом, хата, терем, хатка.

















Подбери к слову - дом – родственные слова. Объясни свой выбор

Карточки – подсказки:

Изба – русский деревянный, крестьянский дом.

Хата – крестьянский дом в украинской, белорусской деревнях.

Хатка – небольшая хата.

Терем – богатый дом Древней Руси в виде башни или с башенками.



Дом, домик, домище, домашний, домовой, домовничать

Личностные умение выражать собственное мнение об объекте.





Познавательные УУД целенаправленно пополнять свой словарный запас.



Упражнение в чтении текста, развитие речи.



Прочитайте текст, придумайте заголовок, ответьте на вопросы

    1. Где стоит дом?

    2. Что делала мама?

    3. Как зовут кошку?



Как нужно относиться к своему дому?











Учим стих

Возле реки стоит дом. В доме тепло. Мама встала рано. Она спела нам песенку. Марина налила Мурке молока. Кис – кис, вот молоко. Всем весело!

Индивидуальные ответы детей (бережно, с любовью, доброжелательно, быть гостеприимным, охранять свой дом, быть хозяйственным, соблюдать порядок и чистоту и т.д)



Д – домик аккуратный.

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская буква – Д – труба печная.


Личностные УУД:

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в этом тексте – проблема трудолюбия).

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):

- работа с текстом. перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).




Задания на интерактивном листе

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель предлагает работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .

Дети отбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].

Познавательные УУД: сбор, анализ и оценка информации: поиск нужных характеристик звуков.

Коммуникативные: работа в парах.




Пополнение словарного запаса

Как называют свои дома люди других национальных культур?

Ответы подготовленных заранее детей



Вигвам - Северная Америка



Киргизия - юрта



(презентации выполненные детьми)




Познавательные: поиск информации в библиотеке, Интернете.



Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Что узнали о звуке [д] ?

- Научились ли вы читать слова с этой буквой?

- Что нового унесёте с урока?

- Как мы должны относиться к своему дому?

-Какое задание было трудным?

- Какая помощь тебе нужна при подготовке к следующему уроку?

Д /з нарисовать свой дом, составить устно рассказ о своём доме.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.




Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

? затрудняюсь

! нужна помощь

Проверил(а)

Я сам(а)


Сосед(ка)


1.

Работа с пословицами




2.

Выделение звука в словах




3.

Конструирование печатной буквы




4.

Звуко – буквенный анализ слов




5.

Чтение слогов и слов в столбике




6.

Определение мягкого и твёрдого звуков




7.

Работа с текстом
































Приложение

E:\DCIM\119MSDCF\DSC00875.JPG





Рисунок 1





E:\DCIM\119MSDCF\DSC00877.JPG

Рисунок 2







E:\DCIM\119MSDCF\DSC00883.JPG

Рисунок 3

Звуки [д], [д']. Буквы д, Д
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока "Звуки [д], [д']. Буквы д, Д" разработан для 1 класса. Использовался на уроке Обучение грамоте с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Данный урок применялся в условиях санаторной школы-интерната. Урок содержит иллюстративный материал, который демонстрировался через мультимедиапроектор. Все рисунки собраны в Приложении.

При подготовке к уроку, ученики выполнили задание: создание презентации в среде MS Office PowerPount на тему "Жилища разных стран и народов". Созданные презентации также использовались мною на уроке.

Урок проводился с элементами театрализации.

По ходу урока учащиеся заполняли таблицу, которая была использована для рефлексии.

Автор Цыплухина Инна Викторовна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 577
Номер материала 56262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓