Главная / Русский язык и литература / Звуки и буквы 6 класс

Звуки и буквы 6 класс


Тема урока: Повторение раздела «Звуки и буквы».

Цель урока: Научить детей правильному употреблению в речи звуков и букв русского языка.

Задачи:

1.Образовательная: формирование у школьников умения и навыков применения в повседневной жизни звуков и букв русского языка.

2.Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, повышение функциональной гра-

мотности учащихся.

3.Воспитательная: привитие интереса к русскому языку, умения работать в команде.

Наглядность урока: карточки с заданиями по теме «Звуки и буквы».

Методы урока: частично-поисковый.

Тип урока: урок-соревнование.

Ход урока

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята! По вашим улыбающимся лицам я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь с таким настроением вы уйдёте с урока. Сегодня у нас в гостях

учителя нашей школы, которые пришли специально посмотреть и послушать вас. С тех пор, как мы

встретились с вами, прошло чуть больше месяца. Сегодня итоговый урок по теме «Звуки и бук-

вы». Кто больше знает? Кто лучше всех произносит и пишет? Кто быстрее и дружнее отвечает? Кто не подведёт команду? Видите, как много задач нам ставит учебная игра.

А сейчас каждый ряд должен составить из этих букв слово, которое станет названием команды:

у, к, в, ы, б (буквы)

и, с, л, г, о (слоги)

и, у, в, к, з (звуки)

Разминка

II. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)

Вспомните греческое слово-отгадку:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом не – молчат,

Нам загадки говорят, (Алфавит)

Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:

Сколько в русском языке гласных звуков?

( 6 )

Сколько в русском языке гласных букв?

( 10 )

Сколько в русском языке согласных звуков? ( 36 )

Сколько в русском языке согласных букв?

( 21 )

Какие буквы не обозначают звук?

( ь, ъ )

«Выбери меня»

III. Задание команде “Буквы»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями жи, ши.

Задание команде “Слоги»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями ча, ща.

Задание команде “Звуки»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями чу, щу.

«Кто больше»

IV. Задание команде “Буквы»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Дом – том и т. д.

Задание команде “Слоги»:

Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Ток – сок и т. д.

Задание команде “Звуки»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Гора – кора и т. д.

«Четвёртый – лишний»

V. Задание команде “Буквы»: Найти лишнее слово.

Суп зуб лев подъезд

Серп дуб плов съёмка

Клуб сноп сев бульон

Тулуп лоб шеф объезд

Задание команде “Слоги»: Найти лишнее слово.

Круг динамик город доход

Плуг лётчик отряд халат

Друг берег букет виноград

Волк лук сад поход

Задание команде “Звуки»: Найти лишнее слово.

Шоссе жёлтый парашют цирк

Шофёр жёсткий жюри циркач

Шоколад жёлудь журнал цыплёнок

Шёлк жонглёр брошюра циркуль

Одним словом

VI. Задание команде «Буквы»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги чу, щу.

Обрубок дерева – чурка

Прикрывать глаза от света – щуриться

Хищная рыба – щука

Задание команде «Слоги»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги жи, ши.

Часть тела человека – живот

Она даётся человеку один раз – жизнь

То же, что и автомобиль – машина

Задание команде «Звуки»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги ча, ща.

Пастух овечьих стад – чабан

Ароматный напиток – чай

Очень густой лес – чаща


«Метаграмма»

VII.Задание команде «Буквы»:

Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

(карта – парта)

Задание команде «Слоги»: Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

Меня ты напрасно не ценишь,

Тебя я насытить смогу,

Но если у на е ты сменишь,

Я по деревьям поскачу.

(булка – белка)

Задание команде «Звуки»:

Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(соль – моль)

«Напиши согласную»

VIII. Вставить пропущенные буквы: Мне очень нравится жира…(в, ф),

Высокий рост и добрый нра…(в, ф )

Б. Заходер.

Может это старый де…(д, т)

Ста четырнадцати лет.

С. Михалков.

Правда, дети, я хоро…(ж, ш)

На большой мешок похо..(ж, ш)

С. Маршак.

«Допиши буквы»

IX. Составить слово:

-оро- -

-оро- -

-оро- -

(ворона, сорока, корова)

«Подобрать проверочные слова»

X. Вставить пропущенные буквы:

Сле…(д, т), бере…(г, к), кру…(г, к), сугро…(б, п), моро…(з, с), при…(з, с), овра…(г, к),

лоша…(дь, ть), ду…(б, п), зу…(б, п).

«Собери в две корзины»

XI. Напиши правильно ж или ш:

Ча…ка, ло…ка, кни…ка, бума…ка, кры…ка, кру…ка, руба…ка, игру…ка, поду…ка, фла…ки,

пиро…ки.

«Наборщик»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

XII. Из этих букв составить слово – гоусардвотс. Подсказка: его синоним – страна.

(Государство)

Из этого слова составьте другие. Кто больше?

(Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сад, суд, удар, удав, утро, дог, дрова, дорога, род, рот, вода)

XIII. Итоги урока. В результате бескомпромиссной борьбы команды набрали одинаковое количест-

во баллов. Боевая ничья! Победила дружба!

Домашнее задание: упражнение 3. $10.




















Звуки и буквы 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Повторение раздела «Звуки и буквы».

Цель урока: Научить детей правильному употреблению в речи звуков и букв русского языка.

Задачи:

1.Образовательная: формирование у школьников умения и навыков применения в повседневной жизни звуков и букв русского языка.

2.Развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, повышение функциональной гра-

мотности учащихся.

3.Воспитательная: привитие интереса к русскому языку, умения работать в команде.

Наглядность урока: карточки с заданиями по теме «Звуки и буквы».

Методы урока: частично-поисковый.

Тип урока: урок-соревнование.

Ход урока

1.Организационный момент. Здравствуйте ребята! По вашим улыбающимся лицам я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь с таким настроением вы уйдёте с урока. Сегодня у нас в гостях

учителя нашей школы, которые пришли специально посмотреть и послушать вас. С тех пор, как мы

встретились с вами, прошло чуть больше месяца. Сегодня итоговый урок по теме «Звуки и бук-

вы». Кто больше знает? Кто лучше всех произносит и пишет? Кто быстрее и дружнее отвечает? Кто не подведёт команду? Видите, как много задач нам ставит учебная игра.

А сейчас каждый ряд должен составить из этих букв слово, которое станет названием команды:

у, к, в, ы, б (буквы)

и, с, л, г, о (слоги)

и, у, в, к, з (звуки)

Разминка

II. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Азбука)

Вспомните греческое слово-отгадку:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом не – молчат,

Нам загадки говорят, (Алфавит)

Кто быстрее всех ответит на эти вопросы:

Сколько в русском языке гласных звуков?

( 6 )

Сколько в русском языке гласных букв?

( 10 )

Сколько в русском языке согласных звуков? ( 36 )

Сколько в русском языке согласных букв?

( 21 )

Какие буквы не обозначают звук?

( ь, ъ )

«Выбери меня»

III. Задание команде “Буквы»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями жи, ши.

Задание команде “Слоги»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями ча, ща.

Задание команде “Звуки»:

Подбирая слоги, записанные в круг, составьте слова с сочетаниями чу, щу.

«Кто больше»

IV. Задание команде “Буквы»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Дом – том и т. д.

Задание команде “Слоги»:

Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Ток – сок и т. д.

Задание команде “Звуки»: Изменить в слове тот или иной звук так, чтобы получилось новое слово.

Гора – кора и т. д.

«Четвёртый – лишний»

V. Задание команде “Буквы»: Найти лишнее слово.

Суп зуб лев подъезд

Серп дуб плов съёмка

Клуб сноп сев бульон

Тулуп лоб шеф объезд

Задание команде “Слоги»: Найти лишнее слово.

Круг динамик город доход

Плуг лётчик отряд халат

Друг берег букет виноград

Волк лук сад поход

Задание команде “Звуки»: Найти лишнее слово.

Шоссе жёлтый парашют цирк

Шофёр жёсткий жюри циркач

Шоколад жёлудь журнал цыплёнок

Шёлк жонглёр брошюра циркуль

Одним словом

VI. Задание команде «Буквы»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги чу, щу.

Обрубок дерева – чурка

Прикрывать глаза от света – щуриться

Хищная рыба – щука

Задание команде «Слоги»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги жи, ши.

Часть тела человека – живот

Она даётся человеку один раз – жизнь

То же, что и автомобиль – машина

Задание команде «Звуки»:

Замените сочетание слов синонимами. имеющими слоги ча, ща.

Пастух овечьих стад – чабан

Ароматный напиток – чай

Очень густой лес – чаща

«Метаграмма»

VII.Задание команде «Буквы»:

Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

С к я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

(карта – парта)

Задание команде «Слоги»: Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

Меня ты напрасно не ценишь,

Тебя я насытить смогу,

Но если у на е ты сменишь,

Я по деревьям поскачу.

(булка – белка)

Задание команде «Звуки»:

Из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, составьте новое слово.

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(соль – моль)

«Напиши согласную»

VIII. Вставить пропущенные буквы: Мне очень нравится жира…(в, ф),

Высокий рост и добрый нра…(в, ф )

Б. Заходер.

Может это старый де…(д, т)

Ста четырнадцати лет.

С. Михалков.

Правда, дети, я хоро…(ж, ш)

На большой мешок похо..(ж, ш)

С. Маршак.

«Допиши буквы»

IX. Составить слово:

-оро- -

-оро- -

-оро- -

(ворона, сорока, корова)

«Подобрать проверочные слова»

X. Вставить пропущенные буквы:

Сле…(д, т), бере…(г, к), кру…(г, к), сугро…(б, п), моро…(з, с), при…(з, с), овра…(г, к),

лоша…(дь, ть), ду…(б, п), зу…(б, п).

«Собери в две корзины»

XI. Напиши правильно ж или ш:

Ча…ка, ло…ка, кни…ка, бума…ка, кры…ка, кру…ка, руба…ка, игру…ка, поду…ка, фла…ки,

пиро…ки.

«Наборщик»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

XII. Из этих букв составить слово – гоусардвотс. Подсказка: его синоним – страна.

(Государство)

Из этого слова составьте другие. Кто больше?

(Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сад, суд, удар, удав, утро, дог, дрова, дорога, род, рот, вода)

XIII. Итоги урока. В результате бескомпромиссной борьбы команды набрали одинаковое количест-

во баллов. Боевая ничья! Победила дружба!

Домашнее задание: упражнение 3. $10.

Автор Тасыбаева Ляззат Советовна
Дата добавления 19.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 539
Номер материала MA-063958
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓