Главная / Музыка / Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский

Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский

Урок искусства (музыки) для 5 класса

Разработала и провела: Шаймарданова Алёна Яковлевна, учитель музыки.

Тема урока: Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский.

Цель урока: Сопоставление героически- эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и изобразительном искусстве.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Развивать эстетический вкус, творческую активность.

  4. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах

Тип урока: интегрированный.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, колонки, синтезатор, баян.

Оборудование для детей: тетради по музыке, ручки.

Ход урока:

I.


Оргмомент.

- Звонкий звонок, опять на урок (Пение под аккомпанемент синтезатора)


II.

Музыкальная разминка.

А) работа над дикцией

Ли-ли-ли, ли-ли-ли Утром в школу мы пришли (Пение под аккомпанемент синтезатора)

Нужно себя похвалить.

Б) Я пою - хорошо пою (Пение под аккомпанемент синтезатора)

III.

Изучение нового материала

А) Беседа

- Наш голосок отдохнет, а мы перейдем к нашему уроку.

Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский». Слайд 1

- Как вы думаете, что такое прошлое?

- А что такое настоящее?

+ что происходит у нас сейчас.

- Сегодня окунемся в прошлое и вернемся в наше настоящее время. А поможет нам в этом произведение великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева «Кантата Александр Невский». Слайд 2

- Что такое кантата? Слайд 3

- Кантата- многочастное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, посвящённое какому-нибудь выдающемуся человеку или событию.

«Кантата Александр Невский» написал С.С.Прокофьев Слайд 4

+Сергей Сергеевич Прокофьев.

- Молодцы.

- Как вы думаете, кто изображен на слайде? Слайд 5

+ Александр Невский.

- Какие исторические события с ним связаны вы узнаете из рассказа.

Б) Рассказ ученика об Александре Невском: Слайд 6

+ С историей Новгородской Руси связано имя Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро-Суздальского князя. В 1240г. в устье реки Невы высадилось шведское войско. Вёл русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов - несколько тысяч. Применив смекалку, Князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве, князя Александра стали величать Александром Невским.

Вскоре после этой победы Александру пришлось защищать Новгород уже от немецких рыцарей – крестоносцев. Главное сражение с ливонскими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера. Летописцы назвали эту битву ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ. Победы в Невской битве и Ледовом побоище надолго избавили Север Руси от вражеских набегов.

В) Прослушивание

- С.С. Прокофьев опираясь на эти исторические события написал кантату. Сейчас я даю вам прослушать фрагмент, но перед этим хочу дать задание: послушайте его внимательно и скажите, какова она по характеру? Сколько в ней частей? И какие они эти части? Похожи они между собой или нет?

Слушание «Кантата Александр Невский»

По характеру: бодро, мужественно, призывающе.

Частей 3:1- Вставайте люди, русские…

2- На Руси большой не бывать врагу…

3 – как бы повторение 1 части и закрепление мысли.

1 и 3 одинаковые, а 2 часть является контрастом, она медленная и протяжная.

Г) Исполнение «Кантата Александр Невский»

- Давайте мы попробуем исполнить эти 3 части. Мы знаем, что 1 и 3 часть у нас одинаковые, а средняя часть у нас другая. Сейчас мы с вами пропоем 1 и 3 часть. Скажите главные слова этой части. Слайд 7

+ Вставайте люди русские…(Пение под аккомпанемент баяна)

- послушайте, как я пою.

- теперь, поем все вместе

- Скажите главные слова 2 части. Слайд 8

+ На земле родной не бывать врагу……(Пение под аккомпанемент баяна)

- послушайте, как я пою.

- теперь поем все вместе

- Итак, мы с вами разыграли сюжет. Сколько частей в «Кантате Александр Невский».

+ 3

Д) Рассказ Слайд 9

- К теме А.Невский обращались не только композиторы и музыканты, а также был создан фильм великого режиссера Сергея Эйзенштейна.

Просмотр отрывка фильма.


Е) Беседа по картине

- Обратите внимание на слайд. Здесь вы увидите картину художника Павла Корина «Александр Невский»

Слайд 10

- Что необычного в этой картине?

- Из скольких частей она состоит? (3 части)

Триптих (от греч. - сложенный втрое) - произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. Слайд 11

- Как вы думаете, кто изображен на центральной части? Слайд 12

+

- Могучая фигура воина. Что держит он в руках?

+ меч

- Следующая картина «Северная баллада» Кто изображен на этой картине? Слайд 13

+женщина и воин

- Что держит в руках воин?

+ меч

- На этой картине стоят женщина и воин. У воина в одной руке меч, а другая протянута, как стена. А на заднем плане лес стоит стеной, как будто она стала на защиту своей родины, своей земли.

- Следующая картина «Старинный сказ» Слайд 14

- Кто там нарисован?

+

- Кто такие сказатели?

+ Это те люди, которые передают из уст в уста.

- Кто нарисовал эти картины?

+ Павел Корин. Слайд 15

IV.

Обобщение. Рефлексия

А сейчас повторим , что вы узнали на нашем уроке.

ВОПРОСЫ:

  1. Кто такой Александр Невский? (Полководец)

  2. Кто написал кантату «Александр Невский»? (С.С. Прокофьев)

  3. Что такое кантата? (многочастное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, посвящённое какому-нибудь выдающемуся человеку или событию)

  4. Сколько частей в кантате? (3)

  5. Напишите главные слова 1 части. (Вставайте люди, русские…)

2части (На Руси большой не бывать врагу…)

  1. Кто создал фильм «Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн)

  2. Что такое триптих? (от греч. – сложенный втрое) –произведение искусства из трёх картин, рисунков, рельефов, объединённых общей идеей или темой.

  3. Сколько частей в триптихе? (3)

  4. Напишите название картин: 1 – «Александр Невский»

2 – «Северная баллада»

3 – «Старинный сказ»

Кто нарисовал эти картины? (Павел Корин)

V.

Разучивание новой песни

А) Беседа

- Вот мы с вами вспомнили прошлое, и пришли к настоящему.

- Что такое патриотизм и любовь к нашей родине?

+ не продашь и будешь защищать

- А в наше время кто защищает нашу землю?

+ Сами, армия

- А в армии кто служит?

+ Солдаты

- Солдатами могут быть и девочки и мальчики.

Б) Прослушивание

- Сейчас мы прослушаем песню, которая называется «Будущий солдат», а потом мы с вами ее разучим.

Задание: послушать характер произведения.

Прослушивание песни «Будущий солдат»

- Какое произведение по характеру?

+ торжественное, мужественное, веселое, призывает к чему-то.

Будущий солдат
1 Россия огромная страна
В ней армия отважна и сильна
Мальчишки смелые растут
И вовремя на помощь ей придут
Припев:
Мы только немного подрастем
Мы в армию российскую пойдем
Мы будем доблестно служить
И Родиной мы будем дорожить
2 Мальчишка – будущий солдат
И хода нет ему назад
Мальчишка – будущий герой
И за друзей всегда горой
Припев: тот же

В) Исполнение по строчке (Пение под минусовку )

Г) Исполнение 1 куплета

Д) Исполнение припева

Е) Исполнение всей песни стоя. После 2 куплета шагаем.

VI.

Подведение итога. Оценивание.

VII.

Выход из класса

- Звонкий звонок, окончен урок (Пение под аккомпанемент синтезатора)


Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский
  • Музыка
Описание:

Конспект интегрированногоурока по музыке и изобразительному искусству на тему "Звать через прошлое к настоящему.                        

Александр Невский" Предназначена для начинающих учителей музыки.

                                  

Автор Шаймарданова Алёна Яковлевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1680
Номер материала 33315
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓