Главная / Физкультура / ЗОЖ и его компоненты

ЗОЖ и его компоненты

1


Лhello_html_6118ba3c.jpgуцык Владимир Петрович,

учитель физической культуры

I квалификационная категория,

стаж работы 20 лет.

МОУ гимназия №2 г.Сургут.

ЗОЖ и его компоненты

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

Указанная цель перекликается с темой гимназии №2: «Формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе универсального образования через общечеловеческие ценности» и раскрывается в единстве трех взаимосвязанных компонентов:

  • образовательного – формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

  • воспитательного – воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;

  • развивающего развитие у обучающихся физических качеств и стремления к здоровому образу жизни на основе личностно-ориентированного подхода.


Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  • распорядок дня

  • рациональное питание

  • режим сна

  • искоренение вредных привычек,

  • оптимальный двигательный режим,

  • плодотворный труд,

  • личную гигиену.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Установлено, что школьники, систематически посещающие уроки физкультуры, занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физическая культура — составная часть общей культуры. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивную, коммуникативную, организаторскую и познавательную.

В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому нужно развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Строя педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных учеников, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений).

Я стараюсь увеличить двигательную плотность и эффективность занятий по физической культуре.

Для себя я выработал следующие правила общения:

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и у кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй свои действия;
– будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело.
Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования.

Я, как учитель стараюсь формировать саморазвивающуюся и самореализующуюся личность на уроках физической культуры и ОФК. Воспитывать ценностные ориентаций на ЗОЖ, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

Чтобы это реализовать, необходимо решить следующие задачи:

  • формирование познавательного интереса учащихся к занятиям
    физической культурой и спортом;

  • развитие физических способностей у учащихся;

  • воспитание личности, способной к самостоятельной творческой
    деятельности.

Для решения поставленных задач в нашей гимназии созданы хорошие условия. Имеются спортивный зал, гимнастический зал, зал коррекции. В игровом зале имеется необходимое оборудование для занятий: баскетбольные щиты с кольцами, как основные, так и тренировочные. В игровом зале разметки нанесены по стандартам игровых баскетбольных и волейбольных площадок, что способствует лучшему освоению учебной программы.

Спортивные залы для гимнастики оборудованы зеркалами, наличие которых важно для проведения занятий. Имеются необходимые крепления для установки гимнастического оборудования, а также закрепленные гимнастические лестницы. Полноценным занятиям физической культурой, решению важных задач физического воспитания и успешному прохождению разделов школьной программы способствует и наличие необходимого спортивного инвентаря.

В своей работе для успешного решения задач и реализации поставленной цели использую разнообразные формы деятельности.

Основная форма - это урок. Качество урока в немалой мере обусловлено качеством заблаговременной подготовки, которая в себя включает: проектирование урока, практическую подготовку участников (приготовление преподавателя, его помощников, домашние задания учащихся), подготовку технических и других условий.

Очевидно, что лишь хорошо построив урок « в голове», можно хорошо построить его и на практике. Моделирование урока предполагает и включает в качестве важнейшего своего слагаемого постановку урочных задач. Проектируя урок, необходимо прежде всего, исходя из крупной цели, реалистично наметить тот вклад, который должен быть сделан в рамках данного урока.

Для его успешного проведения стараюсь использовать словесные методы (рассказ, описание, объяснение), методы наглядного восприятия (демонстрация учителем или способным учащимся тех или иных упражнений), а также и разные формы работы на уроке: фронтальная, поточная, групповая, круговая и индивидуальная (при изучении и выполнении физических упражнений).

При проведении уроков для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой широко использую «соревновательно-игровой» метод, он предоставляет возможность большинство физически трудных упражнений выполнять легко, играя и соревнуясь. Это позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а учебные занятия сделать более интересными.

Работаю над созданием компилятивной программы по ОФК, которая будет содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Мhello_html_4b0152f6.gif
ною, регулярно проводилась диагностика на выявление мотивации обучающихся. Так, учащимся была предложена анкета на тему «Мотивация к занятиям физической культурой и спортом» для учащихся 8-11-х классов.


На вопросы анкеты ответили учащихся нашей гимназии. Вывод: из учащихся старшего звена выпускных классов активное отношение к своей мотивационной сфере в области физической культуры и спорта в среднем имеют 80%, т.е. для 80% учащихся урок физической культуры является любимым уроком и это очень радует.

Конечно же, без понимания руководством необходимости создания условий для педагогической деятельности, без помощи администрации, качество условий моей деятельности было бы намного ниже.


«Образование – это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто».

Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием. Учитель создает для этого условия.

Миссия – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности (с учетом факторов социальной среды).

Важнейшая задача всех образовательных институтов – научить ребенка тому, чтобы он стал субъектом образования своей личности, а не объектом.

Способы оценки результатов и качества образования.

Существуют количественные и качественные методы оценивания.

Количественные – предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения (темп чтения по числу слов в минуту, темп письма и т.д.)

Примерная методика оценки результатов образования:

  • определяется номенклатура уровней – высокий, низкий, средний и реальный, допустимый и т.д.

  • отбирается набор показателей, характеризующий определенный уровень, этот набор должен удовлетворять полноты, целостности, достоверности и т.д., т.е. должен быть проверен в исследовательско-эксперементальном режиме.

Пример: Методика оценки результата качества знаний учащихся по В.П.Симонову.

Для постоянного отслеживания за состоянием ученика введено понятие «мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности и педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Это помогает корректировать свою работу на уроках в разных классах. Применять деференцированный подход.

Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют здесь и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. Во внеурочное время я провожу тренировочные занятия по волейболу для желающих и более способных учащихся.

Тренировки имеют не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде

всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе

осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах, осенью в традиционном туристическом слете. В походах. В военно- полевых сборах с учащимися 10 классов.

Проведение Дней здоровья в гимназии №2 стало традицией и включает в себя разные формы работы.
Внеурочные мероприятий у нас в гимназии разные: беседы педагогов, массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров, спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций.

При составлении плана внеурочных мероприятий и при разработке положения о соревнованиях часто привлекаются сами школьники, что дает им возможность проявить творческие способности и активность.
Педагогически очень эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности в движении к здоровому образу жизни.
В проведении физультурно-спортивных мероприятий с классом ведущее место обычно занимают подвижные игры. Они активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. В занятиях играми необходимо следить за оптимальными нагрузками, не допуская переутомления детей.
Проведение Дня здоровья в гимназии №2 является важной составной частью системы приобщения детей к физической культуре и спорту, а значит

основная задача, которую учителя физической культуры гимназии №2 ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.

Проведено исследование в определении отношения к физкультуре и спорту. Исследование проводилось с целью определения отношения к ФК и С учащихся гимназии №2 при помощи анкеты.


1. Часто ли Вы испытываете усталость после уроков (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) постоянно;

б) довольно часто;

в) время от времени;

г) довольно редко

д) практически никогда.

hello_html_m534a160.gif


2.Для того чтобы уменьшить усталость Вы предпочитаете

а) чтение

б) прогулки

в) сон

г) медпрепараты

д) слушание музыки

е) занятия физкультурой (бег. гимнастика, аэробика я т.п.)

ж) другой род активной деятельности (указать его)

з) что еще?

hello_html_m43bf6742.gif

3. Как вы относитесь к своему здоровью (отметить только один пункт)

а) не забочусь о нем, пока не почувствую недомогание;

б) забочусь о своем здоровье, стремлюсь сохранить или улучшить eго.



hello_html_m46a27f80.gif


4.Какие формы заботы Вам импонируют более всего

а) качественное питание

б) занятия физкультурой

в) активный отдых;

г) систематическое посещение спортивных мероприятий и спортивных секций.

hello_html_4d7677cd.gif



5. Оцените состояние своего здоровья (подчеркните соответствующий вариант ответа):

а) абсолютно здоров (здорова),

б) здоровье вполне хорошее;

в) здоровье удовлетворительное;

г) не могу похвастаться своим здоровьем;

д) здоровье плохое.


hello_html_2d299a7e.gif


6. Каково Ваше отношение к занятиям физической культурой и спортом (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) считаю необходимым, занимаюсь;

б) считаю необходимым, систематически заниматься не могу в силу несобранно­сти и лени;

в) считаю необходимым, но нет условий для занятий;

г) считаю необходимым, но мешают другие дела;

д) не вижу необходимости s занятиях физической культурой и спорту.

hello_html_m13ea3b82.gif


7.. Если в Вашем режиме дня не нашлось времени для занятия физкультурой, то на это повлияло (можно сделать несколько выборов):

а) запрет врача;

б) нехватка времени

в) лень


hello_html_1da99a97.gif





8..Если бы у Вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать раз­личные спортивные мероприятия и принимать в них участие?

а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

hello_html_25e020e3.gif

9.Занимаюсь физической культурой и спортом, потому что эти занятия помогают (можно дать несколько ответов):

а) восстановить силы после занятий;

б) улучшить свое физическое развитие

в)ощутить приятные переживание и возбуждение:

г) овладеть спортивными умениями и навыками;

hello_html_m399d78ef.gif











10.Считате ли вы организацию спортивных праздников, туристических слетов, уроков физкультуры и ОФК хорошей.

hello_html_3384289d.gif

11.Удовлетворены ли вы организацией учебного процесса.

hello_html_m4c8aa0a2.gif

12.Удовлетворены ли вы стилем и методом преподавания урока физкультуры.


hello_html_2dacac82.gif

13. Способствуют ли уроки физической культуры и ОФК укреплению физического и психического здоровья.

hello_html_m4c184bb7.gif



Проведя данное исследование, мы выявили отношение учащихся гимназии №2 к занятиям ФК и С. Объективно рассуждая, можно сделать вывод, что отношение к занятиям ФК и С и собственно к своему здоровью у учащихся гимназии №2 на высоком уровне. Физической культуре и спорту большинство учащихся уделяет большое значение, так как они понимают, что это единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым и, конечно же, счастливым.

Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь ребенка различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.

У каждого преподавателя есть какие-то пробелы и аспекты деятельности, нуждающиеся в коррекции. Есть они у меня.

В течение всего времени работы приходится оценивать качество условий деятельности и трудиться над собственным методическим комплексом, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут лучше способствовать достижению поставленных целей и будут соответствовать процессу «высокого качества», а именно:

  • формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей;

  • успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

  • создавать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников;

  • сообщать учащимся организацию учебной деятельности в ходе урока;

  • обсуждать с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели ), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,

что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

  • стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.


Хочется, чтобы в каждой семье были традиции физического воспитания. Я считаю, что это должно привести к укреплению здоровья и к утверждению в нашем обществе здорового образа жизни. Я прививаю учащимся любовь к занятиям физической культурой и спортом на своих занятиях, мне кажется, что у меня это получается.

Список использованной литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

2. Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. - М, 1989г.

3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г.

4. Выдрин В.М. “Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры” - М. 1986г.

5. Гриненко М.Ф. С помощью движений. - М, 1984г.

6. Иванченко В.А. “Секреты вашей бодрости” - Мн., 1998

7. Ильин Е.П. “Психология физического воспитания.” - М., Просвещение 1987г. ч

8. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - с.

9. Карташов Ю.М. “Сюрпризы оздоровительного бега” - М., ФиС - 1983г.

10. Крючкова В.А. Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. - М, 1987г.

11. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуге,1982. - 599 с.

12. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М, 1982г.

13. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - С.-П, 1998г.

14. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 1985г.

15. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.

16. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М, 1979г.

17. Шедлов И.В. Физическое совершенство - духовное богатство. – Киев, 1985г.



ЗОЖ и его компоненты
  • Физкультура
Описание:

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

            Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

 

        Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

Автор Луцык Владимир Петрович
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 935
Номер материала 6375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓