Главная / Начальные классы / Зона арктических пустынь. Урок

Зона арктических пустынь. Урок

Урок разработала Перевощикова О.Н.,

учитель начальных классов ГБОУ школы №469


Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России»


Тема: «Зона арктических пустынь»


Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).

- познакомить со значением природы данной зоны для человека, её использование.

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать речь, логическое мышление.

Воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий растений.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит отрывок из песни «Где-то на белом свете…»

Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

Как вы думаете, где это? Что нам для путешествия понадобится? (Ответы детей). Конечно, нам нужны будут знания.


2. Заочная иллюстрированная экскурсия.

Слайд № 1

Арктический растительный и животный мир уникален. Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Слайд № 2

Для глобального биоразнообразия регион имеет колоссальное значение. Некоторые животные и растения встречаются только в Арктике.

Слайд № 3

Климат высоких широт подходит для формирования многообразия отдельно взятых видов флоры и фауны. Например, в Арктике сосредоточены 25% видов отряда лососеобразных рыб, почти 12% видов лишайников, 6% видов мхов.

Слайд № 4

Особенность современной флоры и фауны Арктики в неравномерном распределении видов и резком изменении числа представителей при смене природных зон. Так на полуострове Таймыр, при продвижении на 700 км к северу, число видов растений сокращается в 4 раза, птиц - в 7 раз, жуков - в 15 раз.

Слайд № 5

Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

Слайд № 6

Растительный мир отличается смешением арктических и относительно южных (американских и азиатских) растений, реликтовыми видами. В континентальных районах на южных склонах Чукотки попадаются степные участки. Ученые выдвинули предположение, что все Заполярье было покрыто степями во времена мамонта и шерстистого носорога. Самые богатые регионы Арктики с точки зрения флоры - это побережье полуострова Чукотка и остров Врангеля, который является самым северным объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. 40 видов растений и животных, населяющих остров, не встречаются больше нигде на земле.

Слайды № 7-11

В Арктике долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: в основном мхи и лишайники.

Растительный покров Арктики представлен злаками, осокой, полярными маками, кустарничками - ивняками, карликовыми березками, лишайниками, печеночниками, мхами (знаменитый олений мох - ягель). Не иначе как аномалией биоразнообразия считают Чаусскую губу у побережья Чукотки с ее зарослями морской капусты и богатой фауной, к которой относятся реликты теплых периодов прошлых веков.

Растения Арктики - это основа жизни животных и человека. В пищу употребляют арктическую морошку, сыроежки, лечебные травы и даже лишайники. В Исландии издавна готовили муку и выпекали хлеб из лишайника Центрария. Он является естественным показателем чистоты окружающей среды, лидирует по содержанию витаминов, микроэлементов, полисахаридов и различных лишайниковых кислот.

Слайды № 12-14

Северный олень – одно из самых красивых животных Севера и главное животное в жизни коренных малочисленных народов. Для кочевников северный олень - это мясо, молоко, шкуры, панты - все, что позволяет адаптироваться при экстремально низких температурах. 100 граммов оленины - равно суточной потребности человека в витаминах и гарантия от цинги. Оленина, оленья печень и кровь спасает при авитаминозах, нарушении обмена веществ и малокровии.

Оленей человек одомашнил примерно тысячу лет назад, и оленеводство стало традиционным занятием многих коренных народов. При этом, в Северной Америке олень так и не был одомашнен, коренные жители континента предпочитали охотиться на американского оленя — карибу.

Самая многочисленная популяция домашних северных оленей обитает в Ямало-ненецком автономном округе, здесь выпасается 665 000 этих животных.

Белый медведь - самый крупный наземный хищник нашей планеты. Медведь превосходно плавает и ныряет, заплывает в открытое море на десятки километров. Быстро передвигается по льду. Ведет одиночный образ жизни, но иногда встречаются группы из 2-5 зверей; несколько медведей могут собираться около крупной падали.

Песцы — промысловые пушные звери, которых иногда называют полярными лисицами. По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Распространены песцы по всей тундре: к северу — до побережья океана и к югу — до северной границы леса.

Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые (точнее, темные). Белый песец становится чисто-белым только зимой, а к лету у него на спине и лопатках появляются крестообразно расположенные темные полосы, за которые он получил название «крестовик». Голубой песец и зимой и летом сплошь темный. Белые волосы внутри содержат воздух и создают хорошую изоляцию зимой, сохраняя тепло, подобно тому, как воздух между двумя рамами в домах не дает охлаждаться жилому помещению. Темные волосы голубого песца не имеют этого преимущества, зато у него более густой подшерсток. Вот почему в пушном промысле голубые песцы ценятся выше не только из-за красоты меха, но и из-за его плотности. Особенно это относится к голубым песцам с Командорских островов.

У песцов подошвы лап сплошь покрыты щеткой жестких волос, не исключая пальцев и пяток. Это защитное приспособление против отмораживания лап при передвижении по плотному снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, что также предохраняет их от охлаждения во время сильных морозов.

Традиционным для коренных народов Арктики является пушной промысел, так как арктический регион - это среда обитания песцов.

Важным звеном во всех пищевых цепочках являются грызуны. Арктические хомяки лемминги в день поедают в полтора раза больше пищи, чем весят сами. В зависимости от кормовой обеспеченности численность леммингов меняется год от года: от распространения на огромные территории до почти полного вымирания.

Слайды № 15-17

В Арктике сосредоточена половина видов береговых птиц мира, они являются важным связующим звеном между морскими и береговыми экосистемами. Арктическое побережье немыслимо без «птичьих базаров», самые массовые колонии у глупышей, чаек-моевок, чистиков, беринговых бакланов, толстоклювых кайр, бургомистров, полярных крачек.

В короткий летний период вдоль береговой линии Северного Ледовитого океана гнездятся 280 видов птичьего населения. Сотни тысяч птиц редких и обычных видов, вырастив потомство, разлетаются в Европу, Африку, Азию и даже Антарктиду. К примеру, Таймыр считается колыбелью ежегодной миграции гусеобразных птиц и куликов. Арктику населяют 80% мировой популяции белых гусей, их самая большая колония гнездится на о. Врангеля. В Северной Якутии обитает одна из самых редких птиц на Земле – стерх, или белый журавль.

Слайды № 18-22

Представители морских видов млекопитающих стали символами Арктики. Но в результате бесконтрольной хозяйственной деятельности человека, некоторые виды были полностью истреблены. Например, стеллерова корова за 27 лет, с момента открытия этого вида в 1741 году, была полностью выловлена. Первоначальная оценка, которую Стеллер дал численности популяции была такой: «их невозможно сосчитать, они бесчисленны».

Главным символом Арктики считаются белые медведи. В регионе насчитывается 19 популяций белого медведя, численность которых составляет порядка 22 тысяч особей. Они ведут полуводный образ жизни, ключевыми участками суши для размножения белых медведей являются северное побережье Чукотки, Земля Франца-Иосифа, Мыс Желания на Новой Земле. На территории заповедника «Остров Врангеля» находится около 400 родовых берлог, поэтому его называют «родильным домом» медведя.

Белые медведи охотятся на ластоногих, главным образом, на кольчатую нерпу, морского зайца и гренландского тюленя. Выходят на сушу при­брежных зон островов и материка, охотятся на детенышей моржей, поедают также выбросы моря, падаль, рыбу, птиц и их яйца, реже - гры­зунов, ягоды, мхи и лишайники. Беременные самки залегают в берлоги, которые устраивают на суше с октября до марта-апреля. В выводках обычно 1-3, чаще 1-2 детеныша. До двухлетнего возраста они остаются с медведицей. Максимальная продолжительность жизни белого медведя - 25-30 лет, редко больше.

В России белый медведь постоянно обитает на пространстве от Земли Франца Иосифа и Новой Земли до Чукотки. На плавающих льдах иногда достигает Камчатки. Отмечены далекие заходы вглубь материка (до 500 км по реке Енисей). Южная граница области обитания совпадает с кромкой дрейфующих льдов. При таянии и разрушении льда медведи перемещаются к северной границе Арктического бассейна. С началом устойчивого ледообразования звери начинают обратную миграцию на юг.

Также на острове находятся крупнейшие в Арктике береговые лежбища моржа. И это единственное место, где животным не угрожает опасность. Охота на белого медведя запрещена с 1956 года, но коренное население Канады, Гренландии имеет лицензии, которые выкупают браконьеры. По оценкам ученых заповедника, таким образом ежегодно истребляют 300-350 медведей.

Традиционный объект охоты эскимосов - моржи. В пищу идут мясо и ласты моржа, клыки и кости служат для изготовления инструментов. Жир используется для обогрева и освещения жилищ. Мяса и жира от одного кита хватает, чтобы накормить целый поселок.

Браконьеры истребили множество моржей ради бивней и китов в погоне за китовым усом, который, как известно, использовался для производства корсетов. Популяции китообразных: белуха, нарвал, гренландский кит, серый кит - постоянно балансируют на грани исчезновения. Эти морские млекопитающие, а также ластоногие: моржи и тюлени - занесены в Красную книгу России.

Нарвал – довольно крупное животное. В длину некоторые представители этого вида достигают 5 метров. Обычная же длина колеблется в пределах 4 метров. Вес самца составляет полторы тонны. Самки весят от 900 кг до тонны. У этого млекопитающего почему-то нет спинного плавника. В наличии имеются только боковые плавники и мощный хвост. Голова у нарвала круглая, на ней рельефно выделяется лобный бугор. Рот расположен низко и очень маленький. Брюхо млекопитающего светлого цвета. Спина и голова значительно темнее. Вся верхняя часть тела покрыта серовато-бурыми пятнами разного размера, делающими спину и голову ещё более тёмными. Глаза небольшие, глубоко утопленные, с активно циркулирующей внутриглазной жидкостью. То есть они полностью приспособлены к суровым арктическим условиям, да к тому же ещё и наделены острым зрением.

Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана.

Слайд № 23

Самая крупная медуза во всем мировом океане, арктическая цианея приобрела широкую известность благодаря рассказу «Львиная грива» Артура Конан Дойля, в котором рассказывалось о мучительной смерти одного из героев, вызванной встречей с арктической цианеей.

На самом же деле слухи о ее смертельной опасности для человека слишком преувеличены. Арктическая цианея не только не может стать причиной летального исхода, но даже не в состоянии нанести здоровью человека сколько-нибудь серьезный ущерб. Самые страшные последствия контакта с этой медузой – зудящая сыпь и, в некоторых случаях, аллергическая реакция. Все это успешно лечится компрессами с уксусом.

Тем не менее, арктические цианеи – очень интересные морские создания. Начнем с того, что живут цианеи в чрезвычайно суровых климатических условиях. Их можно встретить в водах Северного Ледовитого океана и в северных районах Тихого океана в самые холодные зимние месяцы. Они редко опускаются ниже сорок второго градуса северной широты и полностью отсутствуют в водах южного полушария.

Арктические цианеи могут достигать поистине огромных размеров. Это не только самые крупные из всех медуз, но и самые большие животные в мире. Диаметр одной из медуз, найденной в 1870 году у побережья штата Массачусетс, превышал два метра, а длина щупалец достигала тридцати шести метров. Считается, что колокол цианеи может вырасти до двух с половиной метров в диаметре, а щупальца – до сорока пяти метров в длину. Это намного превышает размеры синего кита, самого крупного животного на планете.

Чем севернее обитает арктическая цианея, тем она крупнее. Самыми внушительными размерами обладают медузы, живущие в самых холодных районах Северного Ледовитого океана.

Слайды № 24-27

Традиционные занятия — охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура ненцев претерпели существенные изменения. Большинство ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище — разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища — оленье мясо, рыба.

Слайд № 28

По мнению ученых Центра биологического разнообразия США, глобальное потепление климата несет серьезную опасность животным Арктики и грозит им «голодной смертью». В 2010 году исследователи забили тревогу, связав с изменением климата угрозу исчезновения 17 видов арктических животных. Первые в списке - белые медведи. Исследования показали, что если весной льды тают на неделю раньше, белый медведь худеет на 10 кг, это приводит к нехватке молока для выкармливания медвежат.

В зоне риска, по мнению ученых, находятся песцы, четыре вида китов (серый, гренландский, белуха и нарвал), овцебыки, тихоокеанские моржи, карибу, крылоногие моллюски, некоторые виды тюленей и морских птиц.

При увеличении градуса арктических вод планктон откочевывает к северу, рыба меняет свой миграционный маршрут, кольчатая нерпа, оставшись без пищи, уходит дальше, а она является добычей для белового медведя, который находится на вершине пищевой цепи. Птицы, прилетающие к местам гнездования, не узнают преждевременно оттаявших берегов. Ученые опасаются, что животные останутся без кормовой базы. Вся пищевая цепь – от планктона до белых медведей – неразрывно связана с наличием морского льда.

Слайд № 29




3. Первичное закрепление.

- Давайте вместе заполним обобщающую таблицу, заполнив свободные графы.

Арктика – это …

Географическое положение


Освещённость


Растительный и животный мир


Деятельность человека



- Проверка:

Арктика – это царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещённость

полярный день и полярная ночь,

северное сияние

Растительный и животный мир

лишайники, мхи, полярный мак, планктон, рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

научные станции

Северный морской путь

рыболовный промысел

охота


4. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение по п.3 и п.4 заполненной таблицы.


Слайд № 30


Литература:

  1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. – М.: ВАКО, 2012.

  2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.


7


Зона арктических пустынь. Урок
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России»

 

Тема: «Зона арктических пустынь»

 

Цели урока:  сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).

- познакомить со значением природы данной зоны для человека, её использование.

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать речь, логическое мышление.

Воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта природных зон, гербарий растений.

Автор Перевощикова Ольга Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1229
Номер материала 35665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓