Главная / Русский язык и литература / Знакомый и незнакомый Пушкин (для студентов общеобразовательной подготовки).

Знакомый и незнакомый Пушкин (для студентов общеобразовательной подготовки).

12


Знакомый и незнакомый Пушкин.

(Жизнь и творчество А.С.Пушкина. Лирика).


Ход урока


Организационный момент - постановка целей и задач урока.

Цели:

1) обучающие:

-систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;

-научить анализировать, продолжить формирование и совершенствование навыка выразительного чтения;

-совершенствовать навыки монологического высказывания;

-обучать приёмам анализа текста лирического произведения;

-продолжить формирование понятия о многогранности творчества Пушкина.

2) развивающие:

-способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление;

-способствовать развитию творческих возможностей учащихся.

3) воспитывающие:

-создать необходимый эмоциональный настрой;

-пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина;

-воспитывать бережное отношение к наследию поэта;

-воспитывать внимательное отношение к тексту лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

Задача: сделать свои маленькие открытия и узнать тайны творчества А.С.Пушкина.

Сверхзадача: воспитывать умение быть талантливым читателем, потребность в анализе художественного текста

2. Вступительное слово преподавателя: (на фоне музыки Петра Чайковского «Осень»)

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Вы уже догадались, о ком эти строки А.Ахматовой?

Да, сегодня мы будем говорить о Пушкине. Тем более что за окном осень - любимое время года поэта. И музыка Чайковского, которую вы слышите, тоже называется «Осень».

В жизнь каждого из нас Пушкин вошел по-разному. Ко многим из нас он пришел вместе со сказками о царе Салтане, о спящей царевне и семи богатырях, стихами об осени и зиме.

Поневоле думаешь, а как же люди жили до него - без его “чудного мгновенья”, “звезды пленительного счастья”, мы и сами сегодня не осознаем, насколько пропитаны Пушкиным, его стихами, пусть даже искаженными нашей памятью. Если бы было больше времени, чтоб перечитать заново его стихи, прозу, мы бы легче воспринимали несовершенный мир.

Каждое новое поколение изучает Пушкина, боготворит его или отвергает. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина. А знание жизни поэта помогает понять его произведения.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.

Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.

Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны творчества Пушкина – задача нашего урока. В конце занятия мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

О Пушкине вы знаете, но, надеюсь, что сегодня на уроке вы откроете его для себя заново.

М.Цветаева писала: «Есть три Пушкина:

Пушкин — очами любящих (друзей, женщин, стихолюбов). Пушкин - очами любопытствующих (всех тех, кто последнюю сплетню ловивших едва ли не жаднее, чем его последний стих), Пушкин — очами судящих (государь, полиция…), и, наконец, Пушкин – очами будущего - нас».

У каждого из нас свой Пушкин, т.е. своё восприятие поэта.

II. Актуализация опорных знаний.

Каждый год на уроках литературы вы открывали какую-то страницу жизни Пушкина, узнавали о его творчестве, его окружении, его времени.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

(Устные ответы учащихся.)

-Может быть, вспомните любимые строчки из произведений Александра Сергеевича?

-Вам было дано задание подобрать эпиграф, связанный с именем Пушкина. Кто справился с этой работой? (выслушать).

III. Введение нового материала.

а) Рассказ об А.С.Пушкине

СЛАЙД 13. (план рассказа)

(Историографы дают исторические справки по каждому периоду жизни поэта, учащиеся записывают основные события каждого периода жизни поэта).

СЛАЙД 14.

  1. Детство (1799 – 1811) (Под музыку Ф.Шопена «Ноктюрн»)

Родился в Москве.

СЛАЙД 15.

Отец Сергей Львович принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду; увлекался литературой, собрал большую библиотеку, легко писал стихи и по – французски, и по – русски. Но особенно блистал талантами завязывать литературные знакомства и играть в любительских спектаклях. Пушкины часто принимали у себя видных литераторов: Карамзина, Жуковского. Именно Жуковский оказал большое внимание на формирование таланта поэта.

Мать- Надежда Осиповна - была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность. Кроме сыновей, у них была и дочь Ольга.

Пушкин рос задумчивым, рассеянным, что вызывало недоумение у родителей. Эти черты свидетельствовали о ранней сосредоточенности мальчика, о его полном погружении в поэтический мир.

Впоследствии всё изменилось: он стал живым, шаловливым ребёнком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Домашнее воспитание было обычным для большинства дворянских семей, которые имели достаток и жили в Петербурге и в Москве. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по - французски. И детям дали французское образование, пригласив гувернанток и гувернёров.

До трёх лет Пушкин не говорил по-русски и не знал русского языка.

Его первыми учителями родного языка были: бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, няня (крепостная Арина Родионовна Яковлева (1758-1828), она жила в их семье с 1792 г., дядька (слуга) Никита Козлов (1778- не раньше 1851), который прошёл с ним весь жизненный путь.

Интересно, что в год рождения Пушкина Арина Родионовна получила «вольную», т.е перестала быть крепостной и могла жить там, где хотела, но она отказалась от предложенной ей вольной, осталась у Пушкиных и вынянчила всех их детей.

Пушкин любил няню за доброту и ласку, за ее умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлеченно, что казалось, она сама их и сочиняет. С удовольствием и наслаждением слушал ее Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чем слышал от няни.

Стихи, посвящённые ей: строки в «Евгении Онегине», «Няне», «Вновь я посетил...», «Зимний вечер».

  1. Лицей (1811 – 1817). ВИДЕОФИЛЬМ.

  2. Петербург (1817 – 1820). Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность. Пушкин вступил в новую пору своей жизни. Известные литераторы прочили ему поэтическую славу.

После окончания Лицея – служба в Коллегии иностранных дел. Служба не обременяла его. Он сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг молодёжи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин читал политические стихи, зная, что его поймут. Позже, в 1819 г., стал посещать кружок, связанный с декабристами. На собрании обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к: 1) необходимости ограничить монархию, 2) уничтожить крепостное право.

Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», первая поэма- «Руслан и Людмила» (1820).

  1. Южная ссылка (1820- 1824)

Гроза разразилась внезапно. Александр I упрекает директора Лицея в том, что бывший его выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» (т.е.призывающими к восстанию) и приказывает арестовать Пушкина. Даже генерал – губернатор, которому было поручено это сделать, просил царя простить Пушкина. Но царь был неумолим. Он колебался, куда сослать Пушкина - в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья хлопотали, чтобы облегчить участь поэта. Наконец царь уступил: Пушкин был отправлен в южные губернии.

На Кавказе увидел простых, гордых, сильных духом людей, и ему показалось, что каждый здесь поступает только по своей воле.

В это время возникает пушкинский романтизм, в котором неудовлетворённость российской действительностью совмещается с личным порывом к свободе.

Стихотворения: «Погасло дневное светило…»

Поэмы: «Кавказский пленник», «Цыганы».

  1. Михайловское (1824- 1826).

Чтение по учебнику Обернихиной Г.А., с.41.

-Зачем Пушкин приехал в Михайловское?

-Как вспоминал Пушкин о жизни в Михайловском?

- Какие произведения были написаны в этот период?

Всё время с ним была няня. Долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала ему сказки и напевала народные песни.

Первоначальное творчество глубоко печально. Но весной 1825 г. настроение поэта меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен (благодаря друзьям: Пущину, Дельвигу, которые посетили его, и неустанному труду).

В декабре 1825 г. он, ссыльный, решил тайно уехать из имения навестить своих друзей- декабристов. Едет в Тригорское проститься Осиповыми. Дорогу перебегает заяц. На обратном пути –снова заяц. А в воротах своей усадьбы- священник (это тоже считалось дурным знаком). Плохие приметы беспокоят Пушкина. Вдруг кучер заболевает горячкой. Поездку пришлось отложить. Если бы ничего не помешало, то 14 декабря (по старому стилю) он был бы с друзьями на Сенатской площади (Петербург). Он узнал о разгроме декабристов. Ужаснулся приговору. Среди приговорённых - его знакомые и друзья. Немало стихов посвятил он декабристам.

  1. После ссылки (1826 – 1830).

1826 г.- приказ явиться в Москву, где короновался на царство Николай I. Между ними – устное соглашение: Пушкин обещал воздерживаться от публичной критики правительства. Царю, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами.

Царь вызвался быть его единственным цензором. Вскоре оказалось, что контроль Николая I не освобождает его от обычной цензуры: письма его просматривались, свободные поездки не разрешались, он не имел прав публично читать свои рукописи.

Стихотворения: «Во глубине сибирских руд…», « Арион», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

  1. Болдинская осень (1830).

Ещё весной 1829 г. Пушкин получил согласие на брак с Натальей Гончаровой. В 1830 г. приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но пробыл там вместо 1 месяца 3: началась эпидемия холеры.

Вынужденное пребывание в Болдино отмечено невиданным взлётом творчества.

Пушкин встретил Н. Гончарову, когда ей было 16 лет, и сразу был покорён: «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва стали замечать в свете. Я полюбил её, голова моя закружилась».

Он добивался её руки и сердца больше двух лет и твёрдо решил, что если не она, то никакая другая не станет его женой. До женитьбы он писал её: «А душу твою люблю более лица твоего» и «Жёнка моя прелесть не по одной наружности».

Родные Натальи Николаевны не так-то легко согласились отдать её за неблагонадёжного и небогатого поэта.

Они обвенчались в 1831 г. в Москве. Во время венчания они меняются кольцами. Кольцо Пушкина падает, катится по ковру. Он наклоняется поднять его, и свеча в его руке гаснет, а с аналоя, который он задел, падает крест и Евангелие. Смертельная бледность покрывает его лицо.

Они прожили 6 лет.

  1. Последние годы жизни (1831 – 1837).

Последние годы жизни Пушкин были самыми сложными для него. Поэт видел, что дела ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила очень дорого. Материальное положение стало катастрофическим. В это время на него клеветали в журналах, писали об упадке таланта, унижали его достоинство, писали, что он уже не в состоянии написать что-то серьёзное. Травля началась. Пушкин принял вызов. Правительство напоминало ему о своём недоверии. Светское общество не могло простить ему гениальности.

Одним из тех к кому Пушкин испытывал неприязнь, был Дантес, который стал ухаживать за Натальей Николаевной. Пушкин вызвал его на дуэль.

27 января 1837 года под Петербургом, состоялась дуэль, на которой Пушкин был ранен в живот. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Умирая, он сказал жене: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур 2 года, а потом выходи замуж за порядочного человека». Два года она носила траур одежды и всю жизнь траур сердца. И только через 7 лет вышла замуж.

Итоги этапа урока.

Тест

1. Укажите годы жизни А.С.Пушкина:

1. 1799 -1837 гг.

2. 1800 – 1825 гг.

3. 1789 – 1835 гг.

2.Укажите, кто из литературных деятелей оказал большое влияние на формирование таланта А.С.Пушкина:

1. А.А. Дельвиг

2. М.Ю.Лермонтов

3. В.А.Жуковский

3. А.С.Пушкин родился:

1. в Москве

2. в Петербурге

3. на Кавказе

4. Первые учителя русского языка у А.С.Пушкина (Отметьте лишнее).

1. бабушка

2. родители

3. няня

4. слуга Никита Козлов

5. В лицейской лирике А.С.Пушкина преобладают темы:

1. политические

2. любовные

3. пейзажные

6. Причина первой ссылки Пушкина:

1. ссора с царём

2. политические стихи

3. участие в дуэли

7.Место второй ссылки Пушкина:

1. Кавказ

2. Михайловское

3. Соловецкий монастырь

8. Самый плодотворный период в творчестве А.С.Пушкина:

1. южная ссылка

2. Болдинская осень

3. одиночество в Михайловском

Устно:

9. Какое образование получил А.С.Пушкин?

10. Когда Пушкин получил признание как поэт? (В Лицее)

11. Любимый учитель в Лицее? (Куницын)

12. Куда был определён на службу после Лицея? (В Коллегию иностранных дел)

б) Основные темы лирики Пушкина.

-Вспомните, каковы главные темы пушкинской лирики? (Назначение поэта и поэзии, любовь и дружба, русская природа, философские размышления о жизни, вольнолюбивая лирика).

Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом».

Основные темы лирики Пушкина.

  1. Вольнолюбивая лирика (Чтение по учебнику Обернихиной Г. А., стр.35-36).

– Что значит вольнолюбивая лирика? (В вольнолюбивой лирике звучит идея свободы, слышен голос против рабства, тирании).

-Когда появляются первые стихи на эту тему? (В лицее)

-Какие стихотворения принадлежат к вольнолюбивой лирике? («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня».

  1. Русская природа (пейзажная лирика).

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания. На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
Пейзажная лирика Пушкина разнообразна. По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике раскрывались с новой, неизвестной стороны.

Невозможно перечислить стихотворения на эту тему, т.к. во многих стихах он вводит описание природы. Это и стихотворение «Осень» («…Унылая пора, очей очарованье…»), «Зимнее утро»,

«Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Через описания пейзажей русской природы поэт раскрывал читателю частичку своей души, свои мысли, чувства, переживания.

  1. Дружба.

Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.

На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: «Дельвигу», «Пущину», «Разлука», «19 октября». Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, «священного союза», как, например, в послании «В альбом Пущину», написанном в 1817 году:
...но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!

-Что для Пушкина значит дружба?

4. Любовная лирика – это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Любовь - источник вдохновения. Любовная лирика Пушкина приобретает высокую искренность и задушевность.

В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:
...мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются — и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..
Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:
Но ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение «Мадонна», в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал,

Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

-Что отличает отношение Пушкина к любви?

-Что для него любовь?

-Меняется ли отношение пушкинского героя к любви со временем?

-Кульминацией этой темы можно назвать какое стихотворение?

5. О поэте и поэзии.

Эта тема проходит через всё творчество Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легко писать», но уж если писать, то только хорошие.

Но для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, нужна воля Бога. В стихотворении «Пророк» он пишет:
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Таким образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Это стихотворение было написано Пушкиным после расправы с декабристами, в 1826 году.

В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении «Памятник», где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

-В чём видит Пушкин назначение поэта и поэзии?

-А в стихотворении «Пророк»?

-Как вы понимаете эти строки?

  1. Философская лирика.

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдём всё: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движение человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Стихотворение «Вновь я посетил…» (1835) - в нём звучит тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего. Стихотворение Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. «В Михайловском нашёл я всё по- старому, кроме того, что нет уже в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

-О чём философская лирика?

Творческая мастерская.

Мы знаем, как красивы пушкинские стихотворения! И хочется разгадать секрет их впечатляющей силы.

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.

Стихотворение... Какие ассоциации это слово вызывает? (поэт, строфа, художник слова)

Да, творить стихи – это настоящее искусство. Кажется, поэтическое вдохновение не покидало Пушкина.

(Преподаватель открывает книгу, в ней - засохший цветок.)

-Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?

У Пушкина есть стихотворение «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце!»

Звучит стихотворение в исполнении Т.Дорониной (аудиозапись).

(У студентов - распечатка стихотворения)

/-пауза

//-логическое ударение)

Цветок// засохший, / безуханный,/

Забытый в книге вижу я;//

И вот уже мечтою странной/

Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//

И долго ль цвел?/ и сорван / кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //

Или разлуки роковой, //

Иль одинокого гулянья //

В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?

И нынче где их уголок? ///

Или уже они увяли,//

Как сей неведомый цветок? //

В этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.

-Какие мысли посетили вас, когда вы слушали стихотворение?

-На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?

Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.
Лирический герой начал размышлять:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

Почему этот цветок был сорван и засушен?
В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял «в тиши полей, в тени лесной» и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок — память о своей любви. И где они сейчас живут — в этом городе или уехали далеко-далеко?
Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара — они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

-Каким вы представляете себе поэта, пишущего эти строки?

-Почему поэт называет рождающиеся чувства «странными»?

-Чем вы объясните сравнение, которое использует поэт в последней строке стихотворения?

Словарная работа

-Какие эпитеты использует Пушкин в описании цветка?

- Что значит безуханный?

-Героя волнует только сам цветок?

-Почему в стихотворении так много вопросительных предложений?

-Изменилось ли настроение поэта от начала к финалу стихотворения?

-Как будете читать?

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, глубины.

Выразительное чтение стихотворения.

-К какой теме можно отнести это стихотворение?

Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

IV. Самостоятельная работа студентов.

Анализ стихотворения «Няне» (распечатки –на столах).

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . . (1826)

Анализ стихотворения.

-Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

-Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

-Каким настроением пронизано это стихотворение?

-Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

1. Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

2. Представляется няня, сидящая у окна и поминутно

вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

3. Кажется, няня подошла к воротам и

напряженно смотрит вдаль.


То чудится тебе…

4. Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.




Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Составьте связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения


2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

  • Стихотворение посвящено…

  • Тема стихотворения …

  • В стихотворении описывается…

  • поэт изображает…

  • перед читателем возникает образ…

  • переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

  • Автор выражает…

3. Настроение стихотворения

  • В стихотворении… царит настроение…

  • Стихотворение…пронизано…настроением…

  • Настроение этого стихотворения…

  • Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение)

Г) Как звучит стихотворение?

  • Стихотворение можно разделить на ..части…

  • Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

  • Строки рисуют…

  • Мне видится…

  • Для создания настроения автор использует…

  • С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

  • В стихотворении мы словно слышим звуки…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

  • В стихотворении автор выражает мысль о…

  • Основная мысль стихотворения…

  • Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения.

  • Читая стихотворение, я восхищался…

  • Меня взволновало…

  • остаются в памяти…

V. Рефлексия.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока, к эпиграфу «Пушкин-это всегда открытие и всегда тайна».

-Какие открытия вы сделали?

-Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

-Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

-Что вам особенно понравилось, а что, может быть, не понравилось?

-Что вас удивило, показалось необычным?

Преподаватель: чем старше вы будете, тем больше тайн откроете. Поэт П. Антокольский сказал:

«…Если Пушкин приходит к нам в детстве, то мы к нему по-настоящему приходим лишь с годами».

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание.

  1. Подготовить пересказ лекции.

  2. Внеаудиторная самостоятельная работа. Создание презентации «Лицейские друзья А.С.Пушкина».

  3. Внеаудиторная самостоятельная работа для желающих:

а) Иллюстрации к любимым пушкинским произведениям.

б) Кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина.

в) Создание собственных стихотворений.

VIII. Заключительное слово преподавателя. (На фоне музыки Ф.Шопена»Вальс»)

Вот и подошел к концу наш разговор о Пушкине. Мы расстаемся с творчеством поэта, но для того, чтобы вернуться к нему вновь. Вернуться, встав взрослее, чтобы стать мудрее. Мы будем перечитывать вновь его творения, по–новому понимая их, открывая для себя что – то новое в уже хорошо известном. Вернемся, наконец, просто для того, чтобы открыть пушкинский мир поэзии и прозы своим детям.

В чем пушкинского гения основа,

И в чем его прозренья хороши?..

В свободном изъяснении души

Естественной раскованностью слова.

И если воспринять его готова

Твоя душа, - не опоздай, спеши

Поймать его и в творческой тиши

Своей судьбой его наполнить снова.

Что из того, что лжепророки лживы?

Извечная поэзия с тобой

За жизнь и честь ведет смертельный бой.

И мир живет. Пока в том мире живы

Твоей души прекрасные порывы,

Оплаченные пушкинской судьбой. (Михаил Дудин)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вересаев В.В. В 4-х т. Т. 2, 3 / под ред. Н.А. Самохвалова. – М.: Правда, 1990. – 559 с.

2. Цветаева М. Мой Пушкин. – М.: Советский писатель,1981. – С. 224.

3. Коровин, В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве: Учеб. пособ. для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В.И. Коровин. – 6-е изд. – М.: Рус. слово-PC, 2007. – 88 с: ил.

4. Литература. Учебник для студ. средних проф. учеб. завед. — 6-е изд., стер. / Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова. – М.: Академия, 2010. – 656 с.

5. Издательский дом «Первое сентября» / Фестиваль педагогических идей. Режим доступа URL http://festival.1september.ru/








Знакомый и незнакомый Пушкин (для студентов общеобразовательной подготовки).
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Цели:

1) обучающие:

-систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;

-научить анализировать, продолжить формирование и совершенствование навыка выразительного чтения;

-совершенствовать навыки монологического высказывания;

-обучать приёмам анализа текста лирического произведения;

-продолжить формирование понятия о многогранности творчества Пушкина.

2) развивающие:

-способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление;

-способствовать развитию творческих возможностей учащихся.

3)  воспитывающие:

-создать необходимый эмоциональный настрой;

-пробудить  интерес к творчеству А.С.Пушкина;

-воспитывать  бережное отношение к наследию поэта;

-воспитывать внимательное отношение к тексту лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

 

Автор Остроухова Людмила Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 737
Номер материала 22178
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓