Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Знакомьтесь, это я!»
Психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста
2 слайд
Понятие возраста в психологии
Хронологический возраст – продолжительность жизни человека по паспорту; продолжительность времени от момента рождения до настоящего или другого определенного момента времени
3 слайд
Биологический возраст –
совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.)
4 слайд
Социальный возраст –
гражданский статус школьника, учащегося, пенсионера и т.п.
5 слайд
Психологический возраст –
возраст, который связан с понятием психологического времени и определяется тем, как человек сам оценивает свой возраст, определенный уровень развития психики, в который включается:
1. умственный возраст;
2. социальная зрелость;
3. эмоциональная зрелость.
6 слайд
Особенности психологического возраста
измеряется по «внутренней шкале отсчета»;
в некоторых пределах обратим;
может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности;
может иметь психологические кризисы в отдельные периоды.
7 слайд
Условия, движущие силы и механизмы развития
Условия протекания развития:
1. наследственность;
2. среда;
3. обучение и воспитание;
4. активность самого ребенка.
8 слайд
Концепции развития
Диалектико-материалистическая.
Метафизическая.
9 слайд
Движущие силы психического развития –
внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.
10 слайд
Идентификация
(лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.
11 слайд
Обособление
– механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.
12 слайд
Идентификация – социализация.
Обособление – механизм индивидуализации личности.
13 слайд
Ведущая деятельность –
главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе.
14 слайд
Признаки ведущей деятельности
В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
Формируются и перестраиваются отдельные психические функции.
От нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
15 слайд
Структура деятельности
Мотив – деятельность,
цель – действие,
условия осуществления деятельности – операции.
16 слайд
Возрастные новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде.
Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
17 слайд
Периодизация психического развития в различных психологических направлениях
Периодизация П.П. Блонского
- 0-8 мес. – 2,5 года – беззубое детство
- 2,5 – 6,5 лет – детство молочных зубов
- 6,5 и старше – детство постоянных зубов
18 слайд
Психоаналитический подход к развитию личности З.Фрейда
- 0 – 1 – оральная стадия
- 1 – 3 – анальная стадия
- 3 – 5 – фаллическая стадия
- 5 – 12 – латентная стадия
- 12 – 18 – генитальная стадия
19 слайд
Когнитивная теория психического развития Ж.Пиаже
0 – 1,5-2 года – сенсомоторная стадия
2 – 7 лет – дооперационная стадия
2. 7 – 11 лет – стадия конкретных операций
3. От 12 лет – стадия формальных операций
20 слайд
Периодизация личностного развития Э.Эриксона
0 - 1 год – раннее младенчество
1 – 3 года – позднее младенчество (ранний возраст)
3 – 5 лет – возраст игры
5 – 11 лет – среднее детство (школьный возраст)
11 – 20 лет – половая зрелость, подростничество, юность
20 – 25 лет – молодость
26 – 64 года – взрослость
От 65 лет до смерти - старость
21 слайд
Периодизация развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Младенчество (0-1)
Ранний возраст (1-3)
Дошкольный возраст (3-6/7)
Младший школьный возраст (7-10/11)
Подросток (10/11-14/15)
Ранняя юность (14/15-18-25)
Зрелость (после 25)
22 слайд
Новорожденность
Причины кризиса новорожденности:
- физиологические;
- психологические
23 слайд
Характерные особенности периода новорожденности
малое различение сна и бодрствования,
преобладание торможения над возбуждением,
спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная).
24 слайд
Способности новорожденного
набор безусловных рефлексов:
- рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма, в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения;
- защитных рефлексов;
- ориентировочных рефлексов;
- атавистических рефлексов.
25 слайд
Комплекс оживления –
эмоционально – двигательная реакция на появление значимого взрослого, проявляющаяся в движениях рук и ног, улыбке, звуках и слуховом и зрительном сосредоточении.
26 слайд
Критерии перехода к младенчеству
медицинские;
психологические;
физиологические.
27 слайд
Младенчество
Ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослым.
28 слайд
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
1. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого.
2. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение.
3. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту.
4. Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве.
29 слайд
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
5. Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется.
6. Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание).
7. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких.
8. Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя.
30 слайд
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
9. Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную игрушку; берет мелкие предметы двумя пальцами.
10. Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»; вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами.
11. Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; подражательные движения перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела.
12. Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению.
31 слайд
Развитие двигательной сферы на первом году жизни
1. Лежа на животе, кратковременно приподнимает голову.
2. Лежа на животе — удерживает голову, в вертикальном положении — непостоянно.
3. Лежа на животе — опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову.
4 Лежа на животе — опирается на согнутые под прямым углом предплечья; лежа на спине — при тракции за руки приподнимает голову; поворачивается со спины на бок
32 слайд
Развитие двигательной сферы на первом году жизни
5. Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; на спине — при потягивании за руки тянется за руками, уверенно поворачивается со спины на бок.
6. Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; лежа на спине — при потягивании за руки садится; поворачивается со спины на живот.
7. Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки; ползает на животе; стоит при поддержке; поворачивается с живота на спину.
8 Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки; ухватившись за опору, становится на колени.
33 слайд
Развитие двигательной сферы на первом году жизни
9. Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами; встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки.
10. Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой.
11. Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры.
12 Ходит без поддержки, приседает и встает.
34 слайд
Развитие речи
Гукание
Гуление
Лепет
35 слайд
Развитие речи
К концу 1 года – понимает 10-20 слов.
Сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.
36 слайд
Новообразования младенческого возраста
Элементарные формы восприятия и мышления.
Первые самостоятельные шаги, слова.
Активная потребность в познании окружающего мира.
37 слайд
Кризис первого года жизни
Внешние проявления:
У ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
38 слайд
Кризис первого года жизни
Внутренние причины: Нарастания противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
39 слайд
Главное приобретение переходного возраста – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
•Хронологический возраст – это продолжительность жизни человека по паспорту; продолжительность времени от момента рождения до настоящего или другого определенного момента времениБиологический возраст - это совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.)
6 663 617 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бучкова Валентина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.