Творческая мастерская
Изготовление народной игрушки – куклы-закрутки
(нетрадиционная техника)
Цель: научить самостоятельно изготавливать тряпичные
куклы-закрутки
Задачи:
·
способствовать развитию
эмоционально-эстетического восприятия;
·
дать знания о значение традиционной куклы
– закрутки в современном обществе;
·
развивать коммуникативные навыки;
·
способствовать расширению кругозора у
детей;
·
способствовать развитию интереса к истории
своей станы, ее традициям, культуре.
Материал и оборудование:
выставка кукол в народных костюмах, иллюстрации с изображением обрядовых кукол,
слайды, тряпичная кукла-закрутка, образцы тканей.
Ход
беседы-рассказа
Воспитатель начинает свой рассказ с
демонстрации куклы-закрутки:
К
вам пришла я не одна,
Со
мной помощница моя –
Куколка
– красавица, красная девица.
Куколка
– красавица, чудо мастерица!
О
куклах – закрутках сейчас вам расскажу.
А
если вам понравится, - как сделать подскажу
Известно
всем, в старинной деревушке
Была
закрутка – самая любимая игрушка!
Много
о жизни предков можно узнать у кукол.
Педагог предлагает детям рассмотреть
куклу, потрогать ее, почувствовать ее легкость, мягкость тканей.
Кукол
делали во все времена. До того как появились обрабатывающие инструменты, люди
брали камень или кусок дерева, формой похожие на человечка, и играли с ними.
(Показ иллюстрации). Наибольшей любовью пользовались простенькие
импровизированные куклы. Их "заигрывали” до дыр, вот почему до потомков
дошли единичные экземпляры.
Кукла до ее современного вида
претерпела множество превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из
бумажной массы — папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока,
наконец, не появилась мягкая и прочная резина. (Показ иллюстраций или
слайдов)
Но куклы не всегда были игрушками. С древних
времен куклы являлись оберегами, им приписывали различные волшебные свойства:
они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья,
помочь хорошему урожаю. При изготовлении таких кукол не использовали колющие и
режущие предметы, т.к. будущая кукла должна была стать другом и помощником
человеку. Тряпочки и нитки для кукол надо было рвать, а не резать. Для
некоторых кукол использовали целые куски изношенной одежды, насыщенной энергией
конкретного человека. (Показ иллюстраций или слайдов)
Когда кукла мастерилась, то всегда
загадывали – для чего или для кого она предназначалась.
Если для благополучия и достатка в
семьях – то ей давали в руки мешочки с ароматными травами и копеечками. (Показ
иллюстраций или слайдов)
Если для утешения дочки, то на куклу
вешали сладости и тесемочки-обереги. (Показ иллюстраций или слайдов)
В разных областях кукол делали по-разному
и использовали в разных обрядах: Кукла Масленица, Коляда и Крестец, Купава,
Покосница, Рябинка, Младенчики, Старички-Лесовички, Стригунки, Куватки,
Любава, Скрутки, Свертки, Ангелочки и многие-многие другие разновидности. (Показ
иллюстраций или слайдов)
Каждая кукла
имела свою символику.
Дородная «Баба
Берегиня» с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия
в доме. В нее вкладывали шерсть, зерно, копеечку - чтобы было тепло в доме.
(Иллюстрация или слайд)
Куклу «Любаву» с тесемочками располагали
над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в
жилище темным силам. (Иллюстрация или слайд)
Расплачется ребенок, закапризничает - на
помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями. (Иллюстрация или
слайд)
«Куклы - Куватки» предназначались для
самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца. (Иллюстрация или
слайд)
В
каждом деревенском доме над печью вывешивали 12 кукол – оберегов, которые
оберегали семью от зла, всякой нечисти и болезней. Каждый год тряпичные фигурки
меняли на новые.
Вспомните, какое отношение было к
игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать
намеренно куклу, выбросить. Мастер, создавая ее, передавал своему творению
часть души. Все же делалось вручную, конкретному ребенку, в единственном
экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и
спутником, но и оберегом.
Куклы выступали в роли надежного помощника
и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных
кукол - закруток. Они служили оберегами жилища, сна, хозяйства.
Куклы были безликими, им не рисовали
лицо. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без
лица, она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его
души, добрых пожеланий, тепла.
В старину считалось хорошей приметой передавать куклы по наследству.
Известно
всем, что в русской деревушке
Была
закрутка – самая любимая игрушка!
Я
знаю, в юности прабабушка моя
В
такие куклы с удовольствием играла.
И
девушка, похожей на себя,
Обычно
куколку такую создавала.
В
закрутки – куклы до замужества играли;
Они
и чуткий сон детей оберегали
И
благосостоянье приносили для народа,
И
символом считались продолженья рода.
И
пусть безликими закрутки – куклы были
Они
оберегали всю семью, хранили
И
право стать невестой та имела,
Что
сотню кукол сшить себе сумела.
Вопросы к детям:
·
Знаете ли вы, в какие
народные игрушки играли ваши родители, дедушки, бабушки? Сохранились ли у вас
дома старинные куклы?
·
Какие игрушки вы мастерите
сами?
·
Посещали ли вы музеи и
выставки народного творчества?
·
Что нового вы узнали,
ребята?
·
Как вы думаете, зачем нам,
современным людям, знать о куклах русской старины?
Затем педагог предлагает детям
рассмотреть современных кукол в народных костюмах, кукол в нарядных платьях,
размещенных на выставке кукол в группе, сравнить их со старинными куклами.
Сегодня мы узнала с вами историю
создания кукол, их предназначение и важность для людей. А теперь давайте
сравним кукол-закруток с современными куклами. Конечно, современная кукла
нарядней, красивее, чем ее тряпичная или соломенная предшественница. Но в
самодельной кукле отражаются самые лучшие черты человека, который ее смастерил
– доброта, дружелюбие, нежность. Вы хотите сами смастерить такую куклу?
Наша
куколка грустит:
Не
с кем хоровод водить.
Сделаем
подружек ей.
Кукле
будет веселей!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.