Главная / Русский язык и литература / Знаки препинания и их роль в письменной речи

Знаки препинания и их роль в письменной речи



Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

(завершение, разделение, выделение).


Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.


Задачи: - дать понятие о роли знаков

препинания в письменной речи;

- формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

- развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

препинания;

- развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности;

- воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.


Ход урока:

1.Организационный момент:

- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать русский язык. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.


2.Актуализация знаний.


1.Самодиктант.

Ребята. Придумайте и запишите предложения по схемам. Сделайте синтаксический разбор одного предложения по выбору.


Светит яркое солнце. (Слайд 1)


Ты пойдешь в кино?


Как хорошо в лесу зимой!


- Хорошо. Молодцы! Теперь взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, поставьте оценки.

- Поменяйтесь снова тетрадями. Посмотрим, какие предложения у вас получились.

3. Формулирование темы и целей урока

- Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

- О чем идет речь в четверостишии?



(Знаки препинания)

- Что это за неприметные значки?

(Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие) (Слайд2)

- Почему они требуют почтения? Какова их роль в письменной речи?

(Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной)

- Следовательно, роль знаков препинания очень важна в письменной речи.

- Какова тема урока?

Запись темы: Знаки препинания и их роль в письменной речи. (на доске)


4. Изучение нового материала


1) Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?


вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело (Слайд 3)


- Какая проблема перед нами возникла?


ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания? (на доске)

Можно ли без них обойтись?


- Давайте расставим знаки препинания.

(Слайд 4)

(… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

-Запишите в тетрадь.

2) Работа с таблицей.


- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

Знаки препинания

Какую роль выполняют




1- знаки препинания

2-какую роль выполняют на письме?


-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

(. ? ! …)

- Какую роль выполняют на письме?

( завершения) (на доске)

- Когда ставятся эти знаки препинания?

(В конце предложения)






- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте.

(Слайд 5)

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

По И.С.Тургеневу «Голуби»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(; : ,)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Разделение) (на доске)

- Какие смысловые отрезки они разделяют?

(однородные члены предложения, части сложного предложения)


- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем тексте.

(Слайд 6)

Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

По В.П.Астафьеву. «Последний поклон.»


- Какие знаки препинания вы выписали?

(кавычки, две запятые)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Выделение) (на доске)

- Какие смысловые отрезки они выделяют?

(Вводные слова, обращение, прямая речь)


Физминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем.

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

3) Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи.

- Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения).

- Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

1 ряд- со знаками препинания завершения;

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.






- Проверим, что у вас получилось?

4) Развитие устной речи учащихся.

- Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».


( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. )


5. Подведение итогов.


- Вам понравился урок?

Что понравилось?

- На какие группы делятся все знаки препинания?

( Завершение-

Разделение-

Выделение-

- Зачем нужны знаки препинания?

-Можно ли без них обойтись?

- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

(слайд 7)

Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая - разделительный знак)


Набежали мрачные тучи. (Точка- знак завершения)


Старый бор, кажется, затих. (Две запятые- выделительный знак.)

Выставление оценок

6. Домашнее задание. (Слайд 8)

Упр. 290, творческое задание: придумать стихотворение или сказку о роли знаков препинания на письме.


(Слайд 9)












МОУ СОШ № 2 п.Спирово









УМК «Школа 2100»

Урок русского языка в 5-м классе по теме:

«Знаки препинания и их роль в письменной речи»

(Завершение, разделение, выделение)



Подготовила

учитель русского языка Галимович С.В.

Знаки препинания и их роль в письменной речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе УМК "Школа 2100"Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.Задачи: 1.дать понятие о  роли знаков препинания в письменной речи;2.формировать пунктуационную грамотность обучающихся;3.развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; 4.развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности;5.воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.(Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. ) 

Автор Галимович Светлана Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1690
Номер материала 40841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓