Главная / Музыка / Значение занятий по музыкальному фольклору

Значение занятий по музыкальному фольклору

БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»





Надежда Сергеевна Горбунова


Значение занятий по музыкальному фольклору

Мир народной музыки окружает ребенка с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в основной раздел народного творчества.

Это хороводные песни, припевки, считалки, песенки-игры, заклички, загадки, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях – труде, семье, дружбе, любви к Родине.

Осмысление детьми жизненных явлений, освоение окружающей действительности невозможно без игр, песен. Игровой музыкальный фольклор необходимо рассматривать как одно из средств воспитания детей, в основе которого лежит народная педагогика. Объединяя колыбельные, детские, игровые, лирические, исторические хороводные песни и попевки, музыкальный фольклор становится для ребенка уроком истории, ознакомлением с краеведением, родной речью, уроком познания психологии человеческих отношений, так как музыкальный фольклор – это совокупность жанров народного творчества.

В играх или игровых песнях отражаются национальные традиции, представления человека о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, творческой выдумки, находчивости.

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. И эти чувства помогает формировать музыка.

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека средствами музыки. В музыке заложен огромный потенциал для оздоровления ребенка и внутреннего развития состояния его души. Музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.

Таким образом, основная цель приобщения учащихся к музыкальному фольклору – это формирование у них познавательного интереса к быту и традициям своего народа через историческую память, воспитание любви к малой и большой Родине; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.

Цель обусловливает следующие задачи:

  • приобщать учащихся к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор;

  • формировать гражданские позиции через изучение истории родного края, культуры быта и традиций;

  • развивать практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;

  • развивать творческую активность учащихся, формировать музыкальные способности.


Основные направления обучения детей народному пению:

  1. Подготовительный период. Составление плана общей работы, определение репертуара.

  2. Психологическая подготовка. Учитель – ученик, ученик – учитель – родители.

  3. Ознакомление с народной музыкой. Детский музыкальный фольклор.

  4. Развитие навыков пения без сопровождения.

  5. Музыкально-образовательная работа. Слушание образцов классической и современной музыки, доступной для восприятия детьми.

  6. Общая и индивидуальная музыкальная, вокально-хоровая подготовка.

  7. Участие в общих мероприятиях, народных праздниках, выступлениях на концертах.

Занятия строятся так, чтобы ребенок почувствовал себя не только в роли обучающего, но и самостоятельно действующей личностью. Дети знакомятся с песенным и литературным жанрами фольклора (сказки, пословицы, скороговорки и т.п.), а также имеют возможность для собственного сочинительства.

Главное содержание занятий детского музыкального фольклора состовляет пение. Желательно придерживаться такой установки: «Пой как говоришь, а говори на распев».

В основе народного пения лежит речевое интонирование, поэтому занятия надо начинать с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Они учатся проговаривать свое имя четко, внятно, «всей грудью», а затем пропевать его. Для выработки единой звуковой позиции при произношении гласных, а также для развития дикции используются малые формы устного народного творчества – дразнилки, скороговорки и т.п. Чтобы пение было без принуждения, можно проводить музыкальные игры: «Как у дяди Трифона», «Летели две птички» и др. Музыкальные игры активизируют, раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности. На занятиях устанавливается неформальная обстановка, которая способствует развитию коллективного творчества, проявлению сотрудничества и заинтересованности. Самоотдачи и самовыражения.

В работе с детьми младшей группы большое значение имеет обучение пению «с голоса», когда дети как бы подстраиваются к пению учителя, сверстников. Многие дети поют не чисто. Это чаще объясняется не отсутствием слуха и голоса, а тем, что они плохо открывают рот и неправильно берут дыхание. Пение учителя, а также воспроизведение интонации «с голоса» помогают добиться чистого интонирования. С этой целью хорошо провести упражнение «Пойми звук» (проводится с мячом). Дети встают полукругом, учитель перед ними с мячом. Он бросает кому-либо из детей мяч, пропевая его имя. Ребенок, поймав мяч, повторяет интонацию. Затем он молча возвращает мяч учителю, бросив его двумя руками.

На первых занятиях разучиваются песни типа «Баба сеяла горох», в которых движения сопровождаются произнесением текста нараспев и решается проблема «пение-движение-декламация».

Естественно, что хорошо подобранный материал должен соответствовать интересам учащихся. Успехом пользуются у детей веселые, подвижные песни-игры, песни-сказки, песни-танцы: «Черный баран», «Как на печке на приплечке», «Заинька во садочке», «Ой некуда заиньке выскочить» и т.п.

Музыкальный фольклор используется в разных формах: урок-беседа, урок-игра, драматизация. Основные приемы – доступность объяснения, систематичность, последовательность в изложении материала.

Важное место уделяется работе над певческой интонацией, формированию эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера. Дети учатся понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Приобретенные знания с успехом используются детьми при проведении традиционных народных праздников.

В организации обучения детей следует учитывать синкретичность музыкального фольклора - соединение в нем пения, слова, движения, т.е. можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности – импровизации:

* поэтического текста;

* движения в играх, танцах;

* музыкального текста.

Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям.

Ритмические хлопки, притопы в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой.

Эмоциональность в проведении занятий формирует у детей творческую активность, у них появляется способность слышать свои неточности при воспроизведении мелодии, т. е. способность к анализу, обобщению, умению делать выводы .

Интегрированный характер обучения предусматривает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний, полученных на других занятиях во второй половине дня.

Занятия по детскому музыкальному фольклору проводятся 2 раза в неделю. Происходит сочетание практического обучения с музыкально- дидактическими подвижными играми, позволяющими продолжать занятия этим видом деятельности во внеурочное время. Закрепление знаний осуществляется в процессе участия младших школьников в народных календарных праздниках.

Ниже приводятся примерные конспекты занятий по музыкальному фольклору, которые могут быть использованы в кружковой работе, в школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла.





Значение занятий по музыкальному фольклору
  • Музыка
Описание:

 В  работе рассматриваются основные термины и понятия фольклора, особенности вокально-хоровой работы, определяются основные концепции народной педагогики, даются практические рекомендации по формированию навыков музыкального интонирования у детей разных возрастов.

 

 Данная работа появилась в результате изучения теоретической литературы и собственного практического опыта. В нее включены четкие методические рекомендации и разнообразные упражнения с большим спектром обучающих задач, поэтому можно говорить об их практической направленности, универсальности и широких возможностях использования в сельских и городских школах.

 Данный материал, безусловно, обладает практической значимостью.

 

Автор Дмитриев Михаил Владимирович
Дата добавления 12.03.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 699
Номер материала 57898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓