Значение игры в
развитии младших школьников
В последнее время в педагогике, так
же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и
методов работы, в частности все более широкое распространение получают
различного рода игры.
Внедрение в практику игровых
методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных
на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений
между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня
культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью
повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к
изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро
переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного
развития является система образования в целом, и начальное образование как этап
обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и
навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного
материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших
школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого
материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не
способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня
количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может
являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в
использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых
представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти
игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко
использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения
игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна
природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное
внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но
способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его
взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с
помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений.
"Игра, есть потребность
растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка,
тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки,
развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.", - писала
Н.К. Крупская.
Там же она указывала на возможность
расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи
игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного и младшего
школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба,
игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру
ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) -
это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий
жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической
игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой,
Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой,
А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во
всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась
структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими
играми.
Эта работа представляет собой
анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов
обучения.
- В игре ребенок делает открытия
того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у
школьников необходимо использовать и направлять в целях решения
определенных образовательных задач. Игра будет являться средством
воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре,
педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства,
на сознание, на волю и на поведение в целом.
- Игра имеет социальную и
историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер
игры, её виды и структура определяется обществом.
- Дидактические игры широко
используются на различных уроках в начальной школе
Эффективность применения
дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих
педагогов и психологов.
Игровая деятельность – это особая
сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других
целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и
духовных сил.
Природа создала детские игры для
всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми
видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и
познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр:
познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение,
музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные
игры.
Принято различать два основных
типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми
правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических,
познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие
интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу
относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах
поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир
не летает в кабине летчика.
Подвижные игры—важнейшее
средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда
требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение
условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные
особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий,
коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в
непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном
воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи,
ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые
игры (иногда
их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка.
Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо
отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые,
игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские игры и игры с
элементами труда.
Компьютерные игры
имеют
преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые
способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты
совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и
неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные
сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного
поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать
штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.
Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения
эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно
направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть
агрессивными и жестокими.
Дидактические игры
различаются
по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям
и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Часто
игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному
воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию
математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с
дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры,
псевдосюжетные игры.
Можно выделить несколько типов
дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы
(игры-диалоги).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.