Главная / Русский язык и литература / "Значение глагола в речи"

"Значение глагола в речи"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

на тему:

« Значение глагола в речи»



Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи


Задачи: Показать роль глаголов в языке и речи. Обогатить речь глаголами наиболее употребительных лексико - семантических групп (в частности движения, речи, чувства, звучания)

Совершенствовать знания учащихся о частях

речи, о главных членах предложения.

Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.

Развивать связную устную речь учащихся

посредством полных ответов на вопросы.

Развивать мыслительные операции в ходе

выполнения упражнений, при работе с

таблицами.

Приобщать детей к устному народному

творчеству посредством внедрения загадок,

скороговорок.

Способствовать воспитанию бережного

отношения к природе, любви к русскому

языку.


Оборудование: учебники, таблица «Части речи», карточки





Ход урока

1. Организационный момент.


Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.

Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.


Настроение стало похоже на солнышко?

Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.


2. Сообщение темы урока.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что сделает, расскажет:

Чертит, пишет или поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … !

- о какой части речи это стихотворение?

3. Проверка домашнего задания.

1. Какие части речи мы знаем?

2. Какая часть речи называется существительным?

3. Какая часть речи называется прилагательным?

4. Какая часть речи называется местоимением?

5. Какая часть речи называется глаголом?


Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут.

4. Работа по теме урока.


1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова « Парус»

В последнем четверостишье найдите глаголы. Прочитайте стихотворение без них.

Какой вывод можно сделать? (смысл не понятен)

Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.


Тема нашего путешествия: «Значение глагола в речи».


И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.

Откройте «Дневник путешествия», запишите число, тему урока.

Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.

2. Глаголы движения

Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.


Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие. По-другому их называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.

1. Словарная работа.

Отгадайте загадки

1 ) Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух –

И в воду – плюх!

(Лягушка)

Напишем это слово в тетрадь с комментированием

2) Маленький мальчишка в сером армячишке.

По дворам шныряет

Крохи собирает. (Воробей)

3) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи (Собака)

Запомните написание этих слов.

Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т. е. «оживим» эти предметы. Составим предложение.

Например: Воробей скачет по асфальту

Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)

Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.

Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.

Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:

Физкультминутка

Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.

Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите,

Потянитесь, распрямитесь,

Поморгайте, улыбнитесь.

Быть хорошими старайтесь

И за дело принимайтесь.


Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения ?

Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.

Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

3. Глаголы речи

Следующее облако – глаголы речи.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие.

Говорить

Шепнуть

Закричать

Сообщить

Возразить

Стирать Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?

Давайте запишем их.

Послушаем отрывок из сказки А. С. Пушкина. Постарайтесь услышать глаголы речи. («Сказка о мёртвой царевне…»

Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.


4. Глаголы труда

Следующее облако – глаголы труда.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.

Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»

(работа по карточкам)

Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены предметы. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняются с помощью этих предметов. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.

Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.

Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?


Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.


Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.


  1. Глаголы звучания

Следующее облако – глаголы звучания


Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.

Работа со скороговоркой

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы

Вставить буквы, объяснить их написание. Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.

Найти глаголы. Это глагол звучания.

Работа с пословицей

Как аукнется, так и откликнется

Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.


  1. Глаголы цвета

Следующее облачко – глаголы цвета

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Глаголы цвета найти и написать.

Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.


Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.


  1. Глаголы чувства

Следующее облако – глаголы чувства

Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.


О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.

От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске)

Запишем в тетради.

Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?


Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.

Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.




Работа по учебнику

Упражнение 175

Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.


V Домашнее задание.

Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.

VI Оценки. Итог урока.


Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К. Паустовского

«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».






























ГКС(К) ОУ РМ «Поводимовская школа — интернат»









hello_html_78e274f1.gif



















Провела Паняева М. А.



2012г.

"Значение глагола в речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

       Конспект урока по русскому языку в 8 классе

                                     на тему:

« Значение глагола в речи»

 

 

Цель урока:    Раскрыть значения глагола в речи

 

       Задачи:  Показать роль глаголов в языке и речи. Обогатить речь глаголами наиболее употребительных лексико - семантических групп (в частности движения, речи, чувства, звучания)

Совершенствовать знания учащихся о частях

речи, о главных членах предложения.

Продолжать формировать умение находить         глагол и определять его  значение. 

                        Развивать связную устную речь учащихся 

                        посредством полных ответов на вопросы.

                        Развивать мыслительные операции в ходе

                        выполнения упражнений, при работе с

                        таблицами.

                       Приобщать детей к устному народному

                       творчеству посредством внедрения загадок,

                       скороговорок.

                       Способствовать воспитанию бережного

                       отношения к природе, любви к русскому

                       языку.

 

      Оборудование: учебники, таблица «Части речи»,       карточки

 

                       

 

 

Автор Кумышгалыева Дина Джпрылгагановна
Дата добавления 13.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1894
Номер материала 57910
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓