Значение фольклора в формировании
основ национальной культуры
и гражданской идентичности
Н.В.Фирулина
Муниципальное образовательное
учереждение
средняя общеобразовательная школа
№70
с углублённым изучением отдельных
предметов
Федеральный государственный
общеобразовательный стандарт одним из результатов освоения основной программы
в предметной области Искусство (раздел Музыка) определяет
сформированность музыкальной культуры учащихся, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края. Основной задачей реализации содержания предметной
программы должно быть развитие способностей к художественно-ценностному,
эмоциональному восприятию произведений искусства.
Искусство является одной из областей
культуры, поэтому кажется очевидным, что изучение художественного наследия,
занятия каким-либо видом искусства способствует повышению культурного уровня
людей. Но процесс формирования личностной культуры слишком сложен, чтобы
решаться простыми и прямолинейными способами.
Неоднозначность взаимодействие культуры и
искусства отчётливо видно на примере музыки. В нашей повседневной жизни она
стала постоянным, порой агрессивным, фоном. Привычная картина – молодые люди с
наушниками, но произведения, что они слушают, изготовлены по рецептам шлягеров.
Что же можно и должно
противопоставить потоку современной эстрадной музыки? Пожалуй, именно
народное искусство поможет заложить основы национальной культуры, будет
способствовать развитию художественного вкуса детей. Песня, созданная народом, исключительно
демократична и истинно прекрасна. К сожалению, звучит она сегодня всё реже и
реже.
Учащимся третьих, четвёртых классов школы №70
было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с бытованием народной
музыки в семье и в обществе.
Опрос показал, что помнят и передают внукам
любовь к родной песне лишь люди старшего поколения. И, главным образом,
система общего и дополнительного образования старается заполнить возникшие
досадные пробелы.
Программа по музыке для третьего класса (авторы
В.О. Усачёва, Л.В.Школяр) содержит главу «Едем в фольклорную экспедицию». В неё
включены рассказы-воспоминания, пожелания «жить песней», фразы о «разноголосице
музыкальных культур России», но явно ощущается недостаток конкретных примеров.
Поэтому и возникло желание дополнить и углубить этот раздел, приобщить детей к
народному искусству различных регионов России.
Уроки, посвящённые северному фольклору,
знакомят учеников с заонежскими былинами, вологодскими колядками, наигрышами
пинежских гусляров. Народная песня неразрывно связана с обрядовым действом,
костюмом, атрибутами, поэтому слушание и исполнение народных напевов
сопровождается развёрнутым видеорядом. Ученики рассматривают изумительные узоры
вологодских кружев и холмогорской резьбы по кости, формы, роспись каргопольских
игрушек и архангельских пряников. Характерные интонации, манеру исполнения
ребята подмечают в выступлениях Северного народного хора. Все эти впечатления
складываются в яркий и целостный образ, который оставляет глубокий след в
культурной памяти детей. По такому же принципу разработаны занятия,
рассказывающие о народном искусстве южных областей России.
Заключительный раздел темы отводится на
изучение фольклора Нижегородского края. Раскинувшись от таёжных до степных
районов, во всю ширь волжских просторов, земля нижегородская вобрала северные и
южные, средне-русские и поволжские традиции. Поэтому данные занятия проводятся
как уроки-обобщения. Сравнивая напевы нижегородской былины об Илье Муромце и
северной былины о Вольге и Микуле, ритмический рисунок хороводных песен «А мы
просо сеяли» и воронежской «Уж мы сеяли, сеяли ленок» ученики находят сходство
и различия в интонационном строе народных песен. Включённые в занятия видеофрагменты
позволяют сравнивать строгость северного народного костюма и оригинальную
яркость нарядов из Полхова Майдана, полюбоваться изделиями балахнинских
кружевниц, хохломских и городецких художников.
Знаменитая трудовая песня «Дубинушка»,
записанная в Нижегородской губернии, даёт возможность познакомить детей с
именами выдающихся земляков: М.А.Балакирева и Ф.И.Шаляпина, с картинами Репина,
Верещагина, Саврасова.
Работа над этой темой находит поддержку у
учителей начальных классов Полученные на уроках музыки знания, яркие
впечатления ученики используют при выполнении творческих заданий. На уроках
изобразительного искусства и технологии ребята фантазируют узоры расписных
пряников, рисуют эскизы народных костюмов. Выученные обрядовые песни,
объединённые сценарием, исполняются на внеклассном мероприятии – празднике
«Рождественские колядки»
При разработке данных уроков использовались
работы нижегородских фольклористов Н.Д.Бордюг, К.Е.Кореповой, Н.С. Харлова и
др., записи выступлений нижегородских фольклорных ансамблей «Свети цвет»,
«Берегиня», «Синий лён».
Список литературы
1.
Балакирев
М.А. Русские народные песни. – М.,1959.
2.
Бордюг
Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской
области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.
3.
Дмитреева
С.И. Фольклор и народное искусство Европейского Севера. – М.,1988.
4.
Лядов
А.К. Русские народные песни. – М.,1979.
5.
Назарова
Л. Д. Фольклорная арт-терапия. – «Речь», Санкт-Петербург,2002.
6.
Назарова
Л.Д. Введение в песенный фольклор. Орёл: Ключик , 2000.
7.
Нижегородские
хороводы. // Составление, вступительная статья
и комментарии К.Е. Кореповой. – Горький, 1989.
8.
Русские
народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. – Н.Новгород, 1992.
9. Русское
народное музыкальное творчество. «Музыка», М., 1973.
10.
Фольклор в школе.// Всероссийское музыкальное общество. М.,1991
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.