Главная / Музыка / Значение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности

Значение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности

Значение фольклора в формировании основ национальной культуры

и гражданской идентичности

Н.В.Фирулина

Муниципальное образовательное учереждение

средняя общеобразовательная школа №70

с углублённым изучением отдельных предметов


Федеральный государственный общеобразовательный стандарт одним из результатов освоения основной программы в предметной области Искусство (раздел Музыка) определяет сформированность музыкальной культуры учащихся, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Основной задачей реализации содержания предметной программы должно быть развитие способностей к художественно-ценностному, эмоциональному восприятию произведений искусства.

Искусство является одной из областей культуры, поэтому кажется очевидным, что изучение художественного наследия, занятия каким-либо видом искусства способствует повышению культурного уровня людей. Но процесс формирования личностной культуры слишком сложен, чтобы решаться простыми и прямолинейными способами.

Неоднозначность взаимодействие культуры и искусства отчётливо видно на примере музыки. В нашей повседневной жизни она стала постоянным, порой агрессивным, фоном. Привычная картина – молодые люди с наушниками, но произведения, что они слушают, изготовлены по рецептам шлягеров.

Что же можно и должно противопоставить потоку современной эстрадной музыки? Пожалуй, именно народное искусство поможет заложить основы национальной культуры, будет способствовать развитию художественного вкуса детей. Песня, созданная народом, исключительно демократична и истинно прекрасна. К сожалению, звучит она сегодня всё реже и реже.

Учащимся третьих, четвёртых классов школы №70 было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с бытованием народной музыки в семье и в обществе.

Опрос показал, что помнят и передают внукам любовь к родной песне лишь люди старшего поколения. И, главным образом, система общего и дополнительного образования старается заполнить возникшие досадные пробелы.

Программа по музыке для третьего класса (авторы В.О. Усачёва, Л.В.Школяр) содержит главу «Едем в фольклорную экспедицию». В неё включены рассказы-воспоминания, пожелания «жить песней», фразы о «разноголосице музыкальных культур России», но явно ощущается недостаток конкретных примеров. Поэтому и возникло желание дополнить и углубить этот раздел, приобщить детей к народному искусству различных регионов России.

Уроки, посвящённые северному фольклору, знакомят учеников с заонежскими былинами, вологодскими колядками, наигрышами пинежских гусляров. Народная песня неразрывно связана с обрядовым действом, костюмом, атрибутами, поэтому слушание и исполнение народных напевов сопровождается развёрнутым видеорядом. Ученики рассматривают изумительные узоры вологодских кружев и холмогорской резьбы по кости, формы, роспись каргопольских игрушек и архангельских пряников. Характерные интонации, манеру исполнения ребята подмечают в выступлениях Северного народного хора. Все эти впечатления складываются в яркий и целостный образ, который оставляет глубокий след в культурной памяти детей. По такому же принципу разработаны занятия, рассказывающие о народном искусстве южных областей России.

Заключительный раздел темы отводится на изучение фольклора Нижегородского края. Раскинувшись от таёжных до степных районов, во всю ширь волжских просторов, земля нижегородская вобрала северные и южные, средне-русские и поволжские традиции. Поэтому данные занятия проводятся как уроки-обобщения. Сравнивая напевы нижегородской былины об Илье Муромце и северной былины о Вольге и Микуле, ритмический рисунок хороводных песен «А мы просо сеяли» и воронежской «Уж мы сеяли, сеяли ленок» ученики находят сходство и различия в интонационном строе народных песен. Включённые в занятия видеофрагменты позволяют сравнивать строгость северного народного костюма и оригинальную яркость нарядов из Полхова Майдана, полюбоваться изделиями балахнинских кружевниц, хохломских и городецких художников.

Знаменитая трудовая песня «Дубинушка», записанная в Нижегородской губернии, даёт возможность познакомить детей с именами выдающихся земляков: М.А.Балакирева и Ф.И.Шаляпина, с картинами Репина, Верещагина, Саврасова.

Работа над этой темой находит поддержку у учителей начальных классов Полученные на уроках музыки знания, яркие впечатления ученики используют при выполнении творческих заданий. На уроках изобразительного искусства и технологии ребята фантазируют узоры расписных пряников, рисуют эскизы народных костюмов. Выученные обрядовые песни, объединённые сценарием, исполняются на внеклассном мероприятии – празднике «Рождественские колядки»

При разработке данных уроков использовались работы нижегородских фольклористов Н.Д.Бордюг, К.Е.Кореповой, Н.С. Харлова и др., записи выступлений нижегородских фольклорных ансамблей «Свети цвет», «Берегиня», «Синий лён».



Список литературы



  1. Балакирев М.А. Русские народные песни. – М.,1959.


  1. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской

области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.


  1. Дмитреева С.И. Фольклор и народное искусство Европейского Севера. – М.,1988.


  1. Лядов А.К. Русские народные песни. – М.,1979.


  1. Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. – «Речь», Санкт-Петербург,2002.


  1. Назарова Л.Д. Введение в песенный фольклор. Орёл: Ключик , 2000.


  1. Нижегородские хороводы. // Составление, вступительная статья и комментарии К.Е. Кореповой. – Горький, 1989.


  1. Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области. – Н.Новгород, 1992.


  1. Русское народное музыкальное творчество. «Музыка», М., 1973.

  2. Фольклор в школе.// Всероссийское музыкальное общество. М.,1991

Значение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности
  • Музыка
Описание:

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт   одним из результатов освоения основной   программы в предметной области Искусство (раздел Музыка) определяет сформированность музыкальной культуры учащихся, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Основной задачей реализации содержания предметной программы  должно быть развитие способностей к художественно-ценностному, эмоциональному восприятию произведений искусства.

 

     Искусство является одной из областей культуры, поэтому кажется   очевидным, что изучение художественного наследия, занятия каким-либо видом искусства  способствует повышению культурного уровня людей. Но процесс формирования личностной культуры слишком сложен, чтобы решаться простыми и прямолинейными способами.

Автор Фирулина Наталия Всеволодовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 17801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓