ЗНАЧЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО
-
НАЛЬНОЙ И
МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л.И
.
Шершнев
(доклад на
Всероссийском совещании
«
Современное
состояние и перспективы развития
курса Основы
безопасности жизнедеятельности
» 19
декабря
2000
года
,
г
.
Москва
,
Академия повышения
квалификации и переподготовки работников образования
)
Уважаемые
участники совещания
!
Рубежное время
проведения нашего мероприятия в канун вступления человечества в
XXI
век и третье
тысячелетие настраивает на осмысление пройденного курсом ОБЖ пути и на
размышления по
поводу его перспектив
.
Основам
безопасности жизнедеятельности в школе
почти
10
лет
.
В зависимости от
того
,
как мы расставим
временные акценты
–
уже
10
лет или
еще только
10
лет
,
во многом будет
зависеть оценка достоинств курса
,
достигнутых резуль
-
татов по его
внедрению в школе
.
К тому же следует
учесть поправки на смутное
,
перелом
-
ное
,
кризисное время
,
переживаемое
Россией
,
со всеми
возникающими отсюда трудностями
и противоречиями в
обществе
,
чрезвычайными
ситуациями социального
,
техногенного и
природного
характера
.
Думается
,
наше главное
достижение в минувший период с введения новой школьной
дисциплины ОБЖ
заключается в том
,
что этот
предмет состоялся
,
что из года в год
под ним
укрепляется
фундамент
в виде
положительного общественного мнения
;
растущего внима
-
ния к нему со
стороны министерства образования
,
Государственной
Думы
,
ряда министерств
и ведомств
;
установления квалификации
учителя безопасности жизнедеятельности
;
создания
первых кафедр
,
факультетов и
курсов по подготовке и переподготовке кадров для работы в
данной сфере
деятельности
;
появления первых
научных трудов
,
целого комплекса
учебных
программ
,
учебников
,
пособий
,
двух регулярно
выходящих специализированных журналов
;
все большего
интереса к курсу ОБЖ со стороны учащихся
.
Мне особенно
хотелось бы под
-
черкнуть
значимость для становления этой новой школьной дисциплины журнала
«
ОБЖ
:
ос
-
новы безопасности
жизни
»,
создателем и
главным редактором которого является присутст
-
вующий на нашем
совещании Смирнов Анатолий Тихонович
.
Определенную роль
в том
,
что курс ОБЖ
устоял
,
удержался в школе
,
на мой взгляд
,
сыг
-
рала его ориентированность
на данном этапе на л
ичную безопасность
.
В известной мере
та
-
кой подход был
обусловлен обстоятельствами
,
связанными с
переходом страны от социа
-
лизма к
капитализму
,
с подавлением
коллективистских начал в общественных отношениях
рыночными и
культивированием индивидуалистических
,
частнособственнических
проявле
-
ний в поведении
человека
.
Ориентация курса
ОБЖ на личную безопасность отвечала также
духу Закона
«
О безопасности
»,
принятому в
1992
году
,
который впервые в
российской исто
-
рии на первое
место поставил обеспечение безопасности личности
,
затем уже
безопасности
общества и
государства
.
Последующий этап
внедрения и развития курса ОБЖ предполагает наряду с нара
-
щиванием внимания
к личной безопасности
,
включение в его
содержание вопросов на
-
циональной и
глобальной безопасности
,
для чего появились
определенные предпосылки
.
Так
,
обозначились
обнадеживающие признаки начала движения страны к выходу из фазы
тотального разрушения
к возрождению и созиданию
.
Происходят
позитивные подвижки в
общественном
сознании
,
отторгающем
навязываемую примитивную веру во всесилие капи
-
тала и в
псевдодемократические буржуазные ценности в качестве основополагающих крите
-
риев жизни и все
больше склоняющемся к национальным
,
подлинно
гуманистическим обще
-
человеческим
ценностям
.
Высшее руководство
страной
,
учитывая
настроения в российском
обществе
,
также начинает
,
хотя и очень робко
и неоднозначно
,
поворачиваться
лицом к за
-
щите национальных
интересов
,
к вопросам
духовности
,
морально-нравственным
устоям на
-
шего народа
,
к теме патриотизма
и любви к Родине
.
При этом и
обществом
,
и высшим руко
-
водством
осознается судьбоносное значение образования для осуществления коренных пре
-
образований в
России
,
чтобы выжить
,
обеспечить
достойную жизнь
,
благополучие и
безо
-
пасность каждого
россиянина
,
высокий статус и
признание лидирующей роли нашей страны
в мировом
сообществе
.
Сегодня мы кровно
заинтересованы в том
,
чтобы
способствовать укреплению позитивных
изменений в
общественном сознании и политике властей
,
приданию им
необратимого харак
-
тера
.
Важнейшим
средством такой поддержки мог бы стать курс ОБЖ
,
если он обретет
вто
-
рое дыхание
и выйдет на
новые позиции
как в системе
образования и воспитания
,
так и в
деле обеспечения
национальной безопасности России
.
Школьная
дисциплина ОБЖ
,
как никакой другой
предмет
,
решает
общенациональные
,
общественные и
государственные задачи по подготовке учащихся к безопасной жизнедея
-
тельности
,
к военной службе и
действиям в условиях чрезвычайных ситуаций
,
воспитывает у
них культуру
безопасного поведения
,
укрепляет их
телесное и духовное здоровье
.
ОБЖ
–
это прямая
взаимосвязь образования и национальной безопасности
.
Бессмысленно вести
речь об
обеспечении национальной безопасности
,
не организовав
обучение основам безопас
-
ности
жизнедеятельности в образовательных учреждениях России
,
а через ОБЖ
–
и всеобуч
населения вопросам
безопасности
.
К нашему
удовлетворению
,
курс ОБЖ внесен в
число основных образовательных об
-
ластей и базовых
предметов
,
по которым будет
осуществляться
12-
летнее обучение в
шко
-
ле
.
Тем самым
определена перспектива целенаправленного налаживания всей системы реа
-
лизации данного
предмета
,
совершенствования
его содержания
,
учебников
,
методик
,
матери
-
ально-технической
базы и
,
наконец
,
самого учителя
.
Сейчас важно
закрепить успех и до
-
биться
,
чтобы ОБЖ прошел
отдельной строкой
в федеральном
базовом учебном плане и
получил
достаточное количество часов во всех классах
.
Курс ОБЖ призван
стать ведущей образовательной областью
,
системообразующим
,
сквозным
,
интегрирующим
предметом
,
имея как
самостоятельную стержневую учеб
-
ную дисциплину
,
так и свои
неотъемлемые компоненты во всех других без исключения
предметах
,
а также во всей
внеурочной и внешкольной работе с учениками
.
Такое го
-
ловное положение
курса определяется его чрезвычайно высоким предназначением
,
связан
-
ным с
формированием у учащихся мировоззренческих
,
идеологических
,
нравственных и
психологических
установок любви к Родине
,
готовности к
защите Отечества
,
к служению
ему своими
талантами и посильным трудом
,
к добродеянию не
по принуждению
,
а по склон
-
ности сердца
,
как того желали в
старину
.
Мы полагаем
,
что
главной целью
образовательной области ОБЖ следует определить
формирование
личности безопасного типа
,
которая не вредит
себе
,
обществу
,
природе
,
способна к
саморазвитию
,
самосохранению
,
самосовершенствованию
в духовном и физиче
-
ском плане
,
имеет общинно-коллективистские
мотивы
,
побуждающие
человека
–
граждани
-
на к
жизнедеятельности в традициях взаимной помощи и исключающие получение им коры
-
сти из затруднений
и слабости окружающих его людей
,
обладает знаниями
,
умениями и на
-
выками самозащиты
и защиты других
,
предвидения
опасных ситуаций и выхода из них с
наименьшими
потерями для себя и окружающих
.
Нами введено
понятие
«тип
»
примени
-
тельно к человеку
,
исходя из
греческого его определения
:
отпечаток
,
форма
,
образец
,
то
есть то
,
что дает
возможность тиражирования
,
массового
воспроизводства и внедрения
.
Мы полагаем
,
что задача
формирования личности безопасного типа может решаться на ин
-
дивидуальном
,
массовом и
планетарном уровнях
.
Выполнение этой
задачи является услови
-
ем создания
общества
безопасного типа
,
государства
безопасного типа
,
мирового сооб
-
щества безопасного
типа
,
что
,
собственно
,
и станет гарантией
выживания человечества
,
его
неуклонного
совершенствования ко всеобщему благу
.
Воспитательная
направленность образовательной области ОБЖ диктует необходимость
,
наряду с
сообразным наполнением собственно предмета необходимыми материалами
,
целе
-
направленно
заниматься методологическим вооружением других предметов
,
корректным и
дозированным
насыщением их проблемами безопасности и способами их решения
.
Думает
-
ся
,
в этом заключена
стратегия
образовательной
области ОБЖ и в этом самая большая ее
сложность
.
Пока интеграция
ОБЖ с другими предметами никак не обеспечена в методиче
-
ском плане
,
нет программ
интегрированных школьных дисциплин и соответствующих учеб
-
ников и учебных
пособий
.
Вместе с тем
,
именно в
проникновении во все предметы
,
во всю
систему обучения и
воспитания
–
жизнеспособность
самой образовательной области ОБЖ
,
если учесть
,
что на
70% – 80%
учащийся
формируется другими предметами
.
По нашему мнению
,
образовательная
область ОБЖ могла бы включать в себя такие
традиционные для
школы предметы
,
как физическая
культура
,
основы военной
служ
-
бы
,
гражданская защита
,
здоровый образ
жизни
,
основы оказания
первой медицинской
помощи
,
а также новый
познавательный мировоззренческий раздел
«
Современные
проблемы личной
,
национальной и
глобальной безопасности и пути их решения
».
По
-
видимому
,
понадобится
большая экспериментальная работа
,
чтобы базовый
предмет ОБЖ
нашел себя
,
сложился в цельный
системный комплекс
,
чтобы создать
модель педагогической
работы по
формированию личности безопасного типа с опорой на него
.
Но ждать ее оконча
-
ния нельзя
.
Следует продолжать
проведение названных разделов ОБЖ
,
совершенствуя одно
-
временно их
содержательную и методическую стороны
.
Со временем опытно
-
экспериментальная
апробация нескольких моделей ОБЖ позволит найти нужную форму
этой новой
школьной дисциплины
.
Если говорить о
содержании
базисного предмета
ОБЖ
,
то в нем видятся
следующие ма
-
гистральные
направления
:
Первое
,
что
,
собственно
,
составляет
сердцевину предмета
,
парадигму движения
к новой
безопасности
XXI
века
, –
это
свобода
наших детей
,
к чему они так
стремятся
,
и их
ответст
-
венность
.
Во имя высших
национальных интересов
,
выживания и
сохранения человечества
люди должны
добровольно ограничить свои права и свободы
.
Формирование
ответственно
-
сти за себя
,
свою семью
,
за свою страну
,
за все
человечество
,
за каждую мысль и
каждый по
-
ступок
–
это одна из
главных задач ОБЖ
.
Следует вспомнить
Гегеля
,
который говорил
: «
Я
только тогда
истинно свободен
,
если и другой
также свободен и мной признается свобод
-
ным
».
То же самое можно
сказать и в отношении безопасности
».
Второе
–
демографическая
безопасность и семейное воспитание
.
Это направление
свя
-
зано с самой
большой опасностью для России
–
угрозой ее
вымирания
,
обезлюдивания
,
не
-
бытия
.
Каждый год нас
становится на миллион меньше
,
несмотря на приток
русских пересе
-
ленцев
,
прибывающих на жительство
в Россию из бывших союзных республик
.
Тенденции к
дальнейшему
ухудшению демографической ситуации сохраняются и могут приобрести не
-
обратимый характер
.
Вырождение
народонаселения России связано прежде всего с духов
-
ным фактором
,
утратой ценностных
ориентиров
,
смысла жизни
,
конечно же
,
с образом жиз
-
ни
,
с социальным
неблагополучием и
,
наконец
,
с целенаправленным
негативным воздейст
-
вием враждебных
сил на демографические процессы в нашей стране
.
На поверхности
лежат
наркомания
,
алкоголизм
,
турберкулез
,
гепатит
,
СПИД
,
травматизм
,
аборты
,
разводы
,
одино
-
чество
, «
безопасный
»
ранний секс
,
валеология
,
планирование семьи
,
секты
,
реклама
,
пре
-
ступность
,
издержки
судебно-тюремной системы
,
стихийные бедствия
и техногенные ката
-
строфы
,
бедность
,
то есть реально
осязаемые нами каждодневно причины
сверхсмертности
населения
.
В этих условиях предмет
ОБЖ призван взять на себя ответственность за воспитание у
школьников
серьезного отношения к жизни
,
к своему здоровью
,
за их духовное
,
интеллекту
-
альное и
физическое развитие
.
Одна из задач
:
вселить в детское
сознание
,
насколько велика
радость
материнства и отцовства
,
что очень важно
иметь большую семью
,
много братьев и
сестер
.
Когда большая
семья
,
ничего не страшно
.
Ребенок
–
это наша охрана
.
Молодых он
защищает от многих
бездумных поступков
,
от алкоголизма
.
Дети
–
опора в старости
.
Госу
-
дарство
,
как мы слышали от
отдельных
«
деятелей
»,
может избавляться
от стариков
,
чтобы
старшее поколение
не было помехой в переустройстве общества
,
чтобы меньше
тратить на
пенсии
.
Только дети их защита
.
С религиозной
точки зрения
,
дети в доме
–
благодать
.
Дети
–
это вопрос номер
один в безопасности
.
Многодетная Россия
–
ее залог
.
И очень важно
,
чтобы
учащиеся
,
заканчивая школу
,
стремились иметь
большую семью
.
И здесь неоценимую
пози
-
тивную роль может
сыграть предмет ОБЖ
.
Третье
–
безопасность
детства
.
Сегодня во много
крат стало больше угроз безопасности
детству
,
чем это было
10
лет назад в
Советской России
.
Изменилась
социальная структура
детства
,
неизмеримо выросли
социальное сиротство
,
детская
преступность
,
детские болезни
.
Дети стали первыми
жертвами проводимых в стране переустройств
,
ухудшившегося
матери
-
ального положения
семей
,
всех негативных
проявлений в обществе
.
В этих условиях
школа
призвана стать
опорной ячейкой общественной системы безопасности и взять на себя
существенную долю
ответственности за безопасность детства
.
Отсюда вытекает и
особая
социальная
значимость новой школьной дисциплины ОБЖ
,
которая
,
по существу
,
выполняет
функции одного из
социальных механизмов обеспечения безопасности детства
,
осуществле
-
ния общественного
патронажа над детьми
.
ОБЖ соединяет в
школе основные субъекты социальной безопасности
–
семьи
,
вла
-
стные структуры
,
правоохранительные
органы
,
военкоматы
,
центры гражданской
защиты
,
учреждения
здравоохранения
,
научные
подразделения
,
общественные
объединения
,
частные
организации
,
средства массовой
информации
.
В рамках
образовательной области ОБЖ учи
-
теля
–
предметники также
используют свой потенциал для решения возникающих у учащих
-
ся проблем
безопасности детства
.
ОБЖ занимается
профилактикой наркозависимости
,
алко
-
голизма
,
табакокурения
,
оберегает от
виктимного
,
предрасположенного
к криминалу
,
пове
-
дения
,
препятствует
доступу в школу деструктивным организациям
.
ОБЖ учит разрешать
межличностные
конфликты
,
что может
пригодится учащимся в налаживании нормальных
отношений со
сверстниками и взрослыми в сложных житейских ситуациях
.
Тем самым ОБЖ
осуществляет
общественную оборону школы и учащихся от проявляющих себя опасностей и
угроз и вносит
свой вклад в обеспечение безопасности детства
.
Четвертое
–
информационная
безопасность
.
Это направление в
содержании ОБЖ дик
-
туется тем
,
что информация
стала новой областью жизнедеятельности для всего человече
-
ского сообщества
,
что роль
информационных факторов является определяющей в цивилиза
-
ционном развитии
,
что борьба за
информационные ресурсы и контроль над основными ин
-
формационными
потоками обостряется и что информационная революция породила новые
опасности и угрозы
как для всего человечества
,
так и для
отдельного человека
.
Положение
об информационной
войне содержится в официальной Доктрине информационной
безопасности
,
утвержденной
Указом Президента РФ
.
Население страны
,
в том числе уча
-
щиеся
,
сталкиваются с
прямой информационной агрессией
.
Враждебная
,
чуждая нам инфор
-
мация внедряется в
детское сознание
.
Под видом свободы
информации в него вносятся ба
-
циллы
саморазложения
,
соблазны
,
подменяются
понятия
,
создаются
вестернизированные
образы российского
«
Вовочки
»
и т.п
.
Задача ОБЖ
–
защитить духовный
мир учащихся от
пагубных
воздействий средств массовой информации
,
помочь им
выработать социальный
иммунитет
,
избирательность
,
умение
ориентироваться в информационных потоках
.
Пятое
–
военная
безопасность
.
Изучение основ
военной службы в школе связано с тем
,
что война является
постоянным спутником человечества
.
Природа войны еще
не открыта
.
Возможно
,
она в природе
человека
.
Войны были
,
есть и будут
,
по крайней мере
,
до тех пор
,
пока человек не
станет личностью безопасного типа
,
общество
–
обществом
безопасного ти
-
па
,
государство
–
государством
безопасного типа
,
мировое сообщество
–
сообществом безо
-
пасного типа
.
Мы привыкли
соотносить войну исключительно с вооруженным противобор
-
ством сторон
.
Вместе с тем
,
как сделал вывод
полтора века назад Клаузевиц
,
война может
менять свое
обличье
.
В ХХ веке Россия
пережила русско-японскую
,
первую мировую
,
граж
-
данскую
,
финскую
,
вторую мировую
,
афганскую войны
,
которые велись
вооруженными си
-
лами
.
Однако она
потерпела самое жестокое поражение в своей истории после татаро
-
монгольского
нашествия в так называемой холодной войне
,
в которой
применялись главным
образом
политические
,
экономические
,
идеологические
,
специальные
средства
.
Россия все
-
гда готовилась к
прошлой войне
,
а потому в каждой
новой войне в первый период она терпе
-
ла поражения
,
что особенно
наглядно проявилось в начале Великой Отечественной войны
.
Думается
,
учащимся следует
объективно рассказать
,
почему Советский
Союз
(
Советская
Россия
),
имея самую мощную
армию в мире
,
так бесславно
проиграл холодную войну и ка
-
кие из этого
следует сделать выводы не только нынешним правителям
,
но и каждому из
них
.
Школьники должны
получить представление о современных войнах
,
чтобы знать
,
к чему на
-
до быть готовыми
.
Им следует
показать
,
что разоружив
Россию
,
ее вероятный
противник в
лице США и НАТО не
только не разоружается
,
а наоборот
,
наращивает военные
приготов
-
ления
.
Только США тратят
на военные цели в
20
раз больше средств
,
чем Россия
.
При этом
американские
вооруженные силы ориентируются на использование новейших технологий и
достижений
информатизации
,
на развертывание
противоракетной обороны
.
США и НАТО
нацелены на
овладение основными энергетическими
,
финансовыми и
информационными ре
-
сурсами мира
,
на мировое
господство
.
Россия оказалась в
центре нового передела мира
,
ны
-
нешних мировых
противоречий
.
А значит военный
вопрос для нее в любом обличье войны
остается
актуальным
.
Подготовка
учащихся к военному делу
–
это слагаемая
военного
вопроса
,
национальной
безопасности России
,
ее выживания
,
самого бытия
.
Одно дело
не желать войны
,
другое дело боязнь
войны
.
Слабость провоцирует
войну
,
готовность к ней
,
как правило
,
исключает войну
.
Преподавание ОБЖ
не должно сеять страхи у учащихся
,
развивать у них
катастрофное сознание
.
Это опасно и для
их здоровья
,
и для самой безо
-
пасности
.
ОБЖ призвано воспитывать
умное бесстрашие на основе знаний
,
а не нагнетания
страстей
.
Тогда будет и
умная безопасность
.
Шестое
–
политическая
безопасность
.
Политика занимает
ключевое место в общей сис
-
теме обеспечения
национальной безопасности
.
Обладая огромным
потенциалом как созида
-
тельного
,
так и
разрушительного свойства
,
она может вести
общество
,
страну или к
процве
-
танию или к их
деградации и гибели
,
в чем мы убедились
на примере Советской России и
современной России
.
Еще в глубокой древности
политику определяли как искусство управления государством
.
Таковой она
осталась и сегодня
.
Школа не может
быть вне политики
,
вне обучения
искусству управления государст
-
вом своих питомцев
.
К сожалению
,
школа ни раньше
,
ни теперь целенаправленно
не зани
-
малась такой
подготовкой и не давала даже азов политической культуры
,
обрекая будущих
государственных
деятелей на невежество и ущербность
.
Именно школа стала
причиной мас
-
совой
аполитичности
,
губительной для
страны и ее граждан
.
Школа вольно или
невольно
способствует тому
,
что к власти
зачастую пробиваются люди серые
,
бездуховные
, «
страшно
далекие от народа
».
Она не готовит
лидеров
,
которые в
перспективе вошли бы во власть для
служения народу и
Отечеству
,
а не ради корысти
.
Поэтому и
оказались в смутное время на
-
верху
«
чикагские мальчики
»,
так много
сделавшие для разрушения России
,
но не нашлось
,
по Достоевскому
, «
умных мальчиков
»,
которые бы спасли
Россию
.
Новая школьная
дисциплина ОБЖ призвана восполнить этот пробел в обучении
и воспи
-
тании учащихся и
всерьез заняться подготовкой
«
умных мальчиков
»
искусству
управления
государством
,
привитием им
навыков высокой политической культуры
.
Такая целевая уста
-
новка для ОБЖ
определяется следующими обстоятельствами
:
во-первых
,
идет поиск новой
формы организации
общества и следует опережающе готовить для нее кадры
;
во-вторых
, 12-
летнее обучение в
школе повышает возраст учащихся до
19
лет
,
когда они имеют
право из
-
бирать и быть
избранными
,
непосредственно
участвуя в политической жизни страны
.
Седьмое
-
гуманитарная
безопасность
.
Она тесно связана
с гуманизацией и гуманита
-
ризацией школы
,
с разрешением
резко обострившегося в последние годы конфликта между
образованием и
культурой
,
с целевой
установкой школы
-
воспитание из
каждого учащегося
духовной личности
,
личности
безопасного типа
.
Гуманитарная
безопасность обеспечивает
преемственность
традиций
,
достижений
искусства
,
культуры
,
исторического
опыта России
.
Опора на
гуманистические идеалы
,
ценности
,
на традиции
высокой отечественной и мировой
культуры
предохраняет нацию от дебилизации и вырождения
.
В условиях
глобализации и
навязывания
западных ценностей гуманитарная безопасность учит
,
как устоять перед
их на
-
тиском
,
как защитить свою
идентичность
,
свою культуру
,
свои ценности
,
как сохранить свой
«русский характер
»,
отличающийся
любовью к родине
,
к людям
,
целомудрием
,
совестливо
-
стью
,
героизмом и
самопожертвованием
.
Доминантами
гуманитарной безопасности являются нравственно-ориентирующие ценно
-
стно-смысловые
,
культурно-цивилизационные
установки
,
социальная
ответственность учи
-
теля за содержание
и формы его общения с учащимися
,
за раскрытие им
основ мировоззрен
-
ческой культуры
,
за гуманистическое
видение ими мира
,
за формирование в
школе доброй
воли и доверия
,
правил поведения
.
Гуманитарная
безопасность основана также на гумани
-
стической этике
,
базирующейся в
значительной мере на русском космизме
,
идеях всеединст
-
ва
,
соборности
,
общинности
,
взаимопомощи
,
справедливости
,
на непреходящем
опыте поко
-
лений
.
Гуманитарная
безопасность обеспечивает сотрудничество и коммуникативность на осно
-
ве прав и свобод
,
сочетаемых с
ответственностью и отказом от вседозволенности
,
развивает
предпосылки для
успешного противостояния силам зла и созидания добра
.
Гуманитарная
безопасность в человеческом измерении находит свое выражение в пре
-
ломлении к
личности
,
ее идеалам
,
ценностям
«
для достойного
существования человека
»
(А.Н
.
Бердяев
).
Она укрепляет
внутренние стимулы жизни
,
ее радость в продолжении
рода
.
С позиций
гуманитарной безопасности весьма опасными являются решения по сокраще
-
нию часов на
русский язык и литературу
,
художественно-эстетические
предметы
.
Ведь
именно в русской
литературе
,
в отличие от
западной
,
отстаиваются идеалы
добра и справед
-
ливости
,
высокой духовности
.
Что касается
истории
,
то важным здесь
является обеспечение
ее безопасности от
ложной интерпретации
,
фальсификации
,
искажений
,
а также побуждение
учащихся к ее
осмыслению на основе научных знаний
.
Гуманитарная
безопасность предпо
-
лагает раскрытие
роли и значения интеллекта
,
интеллектуального
потенциала для развития
общества и его
безопасности
.
Несомненно
,
введение
образовательной области ОБЖ
,
высокий статус
этой новой школь
-
ной дисциплины
потребует
по-новому подойти
к кадровой проблеме
,
к квалификации
педагогов
,
ведущих этот
предмет
.
К сожалению
,
у меня нет данных
об их качественном со
-
ставе сегодня
.
В любом случае мы
должны дать ответ на вопрос
:
каким нам видится
учитель
ОБЖ
?
Нам следует
создать образ
,
построить и
сходную
модель
специалиста-учителя
ОБЖ
.
По объему и
разносторонности решаемых им задач
,
он представляется
нам специали
-
стом широкого
профиля
,
владеющим основами
всех школьных предметов
,
высокими гума
-
нитарными
технологиями
,
носителем новейших
знаний о стремительно меняющейся эпохе
,
с
хорошей
психологической и педагогической подготовкой
,
с харизматическими
данными
.
Конечно же
,
учитель ОБЖ
соединяет в себе высокий профессионализм с высокими мораль
-
но-нравственными
характеристиками
.
В условиях
коммерциализации массового образования
и подготовки
массового учителя преподаватель ОБЖ остается не просто
,
как сейчас модно
говорить
,
поставщиком
образовательных услуг
,
а учителем жизни
.
Специальность
учителя
ОБЖ должна стать
самой востребованной в обществе и государстве
,
самой престижной в
учительской среде
и соответственно
,
самой
высокооплачиваемой
.
По
штатно-должностному
расписанию
учитель ОБЖ
-
это первый
заместитель директора школы
.
Увы
,
готовых учителей
ОБЖ нет
.
Оптимальным
представляется перепрофилирование ка
-
федр физкультуры в
вузах страны в кафедры безопасности жизнедеятельности и физкульту
-
ры
.
Точно также
кафедры и факультеты ОБЖ можно было бы создать в медицинских вузах
.
Определенное
количество преподавателей ОБЖ следовало бы подготовить в высших военно
-
учебных заведениях
,
особенно с учетом
мероприятий по сокращению Вооруженных сил
.
Немалые
возможности для повышения квалификации и профессиональной переподготовки
кроются в
очно-заочной форме обучения
,
в различных
семинарах и факультативах
.
То есть
,
проблема
подготовки высококлассных специалистов по ОБЖ вполне разрешима
.
Нужна по
-
литическая воля
,
чтобы запустить
этот процесс и поддерживать его в заданных параметрах
.
Проблема
становления и развития ОБЖ
,
школы в целом
упирается прежде всего в
государственную
политику
,
в ее
направленность на поддержку образования или в
ущерб ему
.
Только
безнравственная власть
,
не думающая о
будущих поколениях
,
может
держать учителя
,
который несет
огромную ответственность за детей
,
на нищенской
зарплате
,
в два раза меньшей
прожиточного минимума
.
Приходится
удивляться запалу нравственной прочности учителя
,
который оказался
вер
-
ным своему долгу
,
вопреки всем
невзгодам
.
Но насколько его
еще хватит
,
если государст
-
венная политика не
изменится и не станет политикой всемерной поддержки учителя и шко
-
лы
,
стабильного и
достаточного финансирования образования
,
создания
нормальных усло
-
вий для
учебно-воспитательного процесса
?
В настоящее время
нет
государственного органа
,
который комплексно
занимался бы
внедрением и
развитием ОБЖ в школе
,
нет системы
управления этим процессом
,
хотя
нужда в этом есть
большая
.
На наш взгляд
,
таким
координирующим
,
управляющим
,
патро
-
нирующим органом
должен быть
Совет Безопасности
Российской Федерации
-
высшее
государственное
учреждение
,
ответственное за
национальную безопасность страны
.
К сожа
-
лению
,
наши попытки
наладить тесное сотрудничество с Советом Безопасности по данному
вопросу не
увенчались успехом
.
Как ни странно
,
он остается в
стороне от школы
,
от государ
-
ственного
института
,
где
,
собственно
,
и решается судьба
Отечества
.
Нам следует все же
дос
-
тучаться до Совета
Безопасности и побудить его заниматься ОБЖ
.
Для становления
образовательной области ОБЖ в школе необходимо соответствующее
информационное
обеспечение
.
Нужен прорыв в средства
массовой информации
,
на телеви
-
дение
,
в печать
,
в отраслевые
журналы
.
Следует
формировать позитивное общественное
мнение к предмету
,
находить поддержку
ему в местных органах власти
,
общественных орга
-
низациях и
движениях
,
в церкви
.
В этом залог
необратимости процесса внедрения ОБЖ в
школе
.
С тем
,
чтобы
образовательная область ОБЖ быстрее заработала в полную силу
,
принося
общественную
пользу
,
необходимы
неотложная подготовка и издание учебно
-
методических
пособий для преподавателей данного предмета
,
для массового
учителя
,
для родителей
.
Был бы очень
полезен для них и Энциклопедический словарь по ОБЖ
,
со
-
держащий базисные
категории
,
основные понятия
по безопасности
,
чтобы и педагогам
,
и ро
-
дителям
,
и учащимся можно
было разговаривать на одном языке
.
У нашего Фонда
национальной и международной безопасности есть определенный опыт
разработки таких
материалов
.
Некоторые из вас
,
видимо
,
помнят наше
учебно-методическое
пособие
«
Безопасность
человека
»
для преподавателей
образовательных учреждений по курсу
«Основы
безопасности жизнедеятельности
»,
изданное в начале
1994
года
.
Оно значительно
обгоняло время
,
давая мировоззренческую
слагаемую курса
,
к чему мы подходим
только
сейчас
.
Мы планируем к
началу проведения эксперимента по базовому предмету ОБЖ
в новом учебном
году подготовить учебно-методическое пособие для учителя ОБЖ
и
приглашаем всех
вас принять участие в этой работе
,
чтобы оно стало
коллективным творче
-
ством
.
В настоящее время
нами завершается подготовка к изданию Энциклопедического словаря
-
ежегодника
«
Безопасность
России
-2000»,
главным
потребителем которого
,
как нам хоте
-
лось бы
,
будет учитель
.
Мы очень
рассчитываем
,
что
учебно-методические материалы най
-
дут поддержку в
Министерстве образования
,
в других
государственных структурах и будут
изданы
,
пройдя апробацию
,
массовым тиражом
,
что позволит
вооружить учителя необходи
-
мыми знаниями
.
Параллельно
следует работать и над созданием новых учебников по ОБЖ
для учащихся всех
классов
.
И здесь не
обойтись без творческих лабораторий
,
комплексных
авторских
коллективов
,
специальных комиссий
по допуску учебников в школы
.
Наш Фонд
национальной и международной безопасности
,
выступивший
когда-то одним
из инициаторов
введения курса ОБЖ в школе
,
продолжит свои
усилия по его закреплению в
качестве новой
образовательной области
.
Разработкой
проблем ОБЖ у нас непосредственно
занимается
Институт
безопасности жизнедеятельности
(
школа
,
вуз
),
директором
которого
является хорошо
известный вам по многим публикациям и выступлениям Сапронов Влади
-
мир Владимирович
,
один из тех подвижников
,
на которых
держится Россия
.
Мы приглашаем
вас к
сотрудничеству с этим общественным Институтом в нашем общем деле
.
На ряде
международных конференций
,
в частности
,
на научной
конференции
«
Интегра
-
ция регионального
и глобального сотрудничества в области международной безопасности
»,
проходившей в
Москве в Храме Христа Спасителя
5-6
декабря
2000
года
,
нами вносились
предложения для
Организации Объединенных Наций рекомендовать ввести предмет
ОБЖ во всех школах
и вузах мира
,
потому что
невозможно решить главную проблему
XXI
века
-
безопасность
жизнедеятельности без коренного и своевременного изменения ментали
-
тета человека и
общества с помощью образования
.
Россия является
пионером внедрения
этой высокой
гуманитарной технологии в систему школьного образования
,
в чем нам
видится конкретное
выражение одной из граней ее глобальной всемирно-исторической мис
-
сии
.
Опыт преподавания
предмета ОБЖ в российской школе
,
несомненно
,
будет востребован
за рубежом
,
но для нас сегодня
важнее максимально использовать его потенциал для спасе
-
ния России
,
ее выживания и
благополучного развития
.
Не упустим же свой
шанс
!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.