Главная / ОБЖ / ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО - НАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО - НАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО

-

НАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.И

.

Шершнев

(доклад на Всероссийском совещании

«

Современное состояние и перспективы развития

курса Основы безопасности жизнедеятельности

» 19

декабря

2000

года

,

г

.

Москва

,

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

)

Уважаемые участники совещания

!

Рубежное время проведения нашего мероприятия в канун вступления человечества в

XXI

век и третье тысячелетие настраивает на осмысление пройденного курсом ОБЖ пути и на

размышления по поводу его перспектив

.

Основам безопасности жизнедеятельности в школе

почти

10

лет

.

В зависимости от того

,

как мы расставим временные акценты

уже

10

лет или

еще только

10

лет

,

во многом будет зависеть оценка достоинств курса

,

достигнутых резуль

-

татов по его внедрению в школе

.

К тому же следует учесть поправки на смутное

,

перелом

-

ное

,

кризисное время

,

переживаемое Россией

,

со всеми возникающими отсюда трудностями

и противоречиями в обществе

,

чрезвычайными ситуациями социального

,

техногенного и

природного характера

.

Думается

,

наше главное достижение в минувший период с введения новой школьной

дисциплины ОБЖ заключается в том

,

что этот

предмет состоялся

,

что из года в год под ним

укрепляется

фундамент

в виде положительного общественного мнения

;

растущего внима

-

ния к нему со стороны министерства образования

,

Государственной Думы

,

ряда министерств

и ведомств

;

установления квалификации учителя безопасности жизнедеятельности

;

создания

первых кафедр

,

факультетов и курсов по подготовке и переподготовке кадров для работы в

данной сфере деятельности

;

появления первых научных трудов

,

целого комплекса учебных

программ

,

учебников

,

пособий

,

двух регулярно выходящих специализированных журналов

;

все большего интереса к курсу ОБЖ со стороны учащихся

.

Мне особенно хотелось бы под

-

черкнуть значимость для становления этой новой школьной дисциплины журнала

«

ОБЖ

:

ос

-

новы безопасности жизни

»,

создателем и главным редактором которого является присутст

-

вующий на нашем совещании Смирнов Анатолий Тихонович

.

Определенную роль в том

,

что курс ОБЖ устоял

,

удержался в школе

,

на мой взгляд

,

сыг

-

рала его ориентированность на данном этапе на л

ичную безопасность

.

В известной мере та

-

кой подход был обусловлен обстоятельствами

,

связанными с переходом страны от социа

-

лизма к капитализму

,

с подавлением коллективистских начал в общественных отношениях

рыночными и культивированием индивидуалистических

,

частнособственнических проявле

-

ний в поведении человека

.

Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечала также

духу Закона

«

О безопасности

»,

принятому в

1992

году

,

который впервые в российской исто

-

рии на первое место поставил обеспечение безопасности личности

,

затем уже безопасности

общества и государства

.

Последующий этап внедрения и развития курса ОБЖ предполагает наряду с нара

-

щиванием внимания к личной безопасности

,

включение в его содержание вопросов на

-

циональной и глобальной безопасности

,

для чего появились определенные предпосылки

.

Так

,

обозначились обнадеживающие признаки начала движения страны к выходу из фазы

тотального разрушения к возрождению и созиданию

.

Происходят позитивные подвижки в

общественном сознании

,

отторгающем навязываемую примитивную веру во всесилие капи

-

тала и в псевдодемократические буржуазные ценности в качестве основополагающих крите

-

риев жизни и все больше склоняющемся к национальным

,

подлинно гуманистическим обще

-

человеческим ценностям

.

Высшее руководство страной

,

учитывая настроения в российском

обществе

,

также начинает

,

хотя и очень робко и неоднозначно

,

поворачиваться лицом к за

-

щите национальных интересов

,

к вопросам духовности

,

морально-нравственным устоям на

-

шего народа

,

к теме патриотизма и любви к Родине

.

При этом и обществом

,

и высшим руко

-

водством осознается судьбоносное значение образования для осуществления коренных пре

-

образований в России

,

чтобы выжить

,

обеспечить достойную жизнь

,

благополучие и безо

-

пасность каждого россиянина

,

высокий статус и признание лидирующей роли нашей страны

в мировом сообществе

.

Сегодня мы кровно заинтересованы в том

,

чтобы способствовать укреплению позитивных

изменений в общественном сознании и политике властей

,

приданию им необратимого харак

-

тера

.

Важнейшим средством такой поддержки мог бы стать курс ОБЖ

,

если он обретет

вто

-

рое дыхание

и выйдет на

новые позиции

как в системе образования и воспитания

,

так и в

деле обеспечения национальной безопасности России

.

Школьная дисциплина ОБЖ

,

как никакой другой предмет

,

решает общенациональные

,

общественные и государственные задачи по подготовке учащихся к безопасной жизнедея

-

тельности

,

к военной службе и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций

,

воспитывает у

них культуру безопасного поведения

,

укрепляет их телесное и духовное здоровье

.

ОБЖ

это прямая взаимосвязь образования и национальной безопасности

.

Бессмысленно вести

речь об обеспечении национальной безопасности

,

не организовав обучение основам безопас

-

ности жизнедеятельности в образовательных учреждениях России

,

а через ОБЖ

и всеобуч

населения вопросам безопасности

.

К нашему удовлетворению

,

курс ОБЖ внесен в число основных образовательных об

-

ластей и базовых предметов

,

по которым будет осуществляться

12-

летнее обучение в шко

-

ле

.

Тем самым определена перспектива целенаправленного налаживания всей системы реа

-

лизации данного предмета

,

совершенствования его содержания

,

учебников

,

методик

,

матери

-

ально-технической базы и

,

наконец

,

самого учителя

.

Сейчас важно закрепить успех и до

-

биться

,

чтобы ОБЖ прошел

отдельной строкой

в федеральном базовом учебном плане и

получил достаточное количество часов во всех классах

.

Курс ОБЖ призван стать ведущей образовательной областью

,

системообразующим

,

сквозным

,

интегрирующим предметом

,

имея как самостоятельную стержневую учеб

-

ную дисциплину

,

так и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения

предметах

,

а также во всей внеурочной и внешкольной работе с учениками

.

Такое го

-

ловное положение курса определяется его чрезвычайно высоким предназначением

,

связан

-

ным с формированием у учащихся мировоззренческих

,

идеологических

,

нравственных и

психологических установок любви к Родине

,

готовности к защите Отечества

,

к служению

ему своими талантами и посильным трудом

,

к добродеянию не по принуждению

,

а по склон

-

ности сердца

,

как того желали в старину

.

Мы полагаем

,

что

главной целью образовательной области ОБЖ следует определить

формирование личности безопасного типа

,

которая не вредит себе

,

обществу

,

природе

,

способна к саморазвитию

,

самосохранению

,

самосовершенствованию в духовном и физиче

-

ском плане

,

имеет общинно-коллективистские мотивы

,

побуждающие человека

граждани

-

на к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи и исключающие получение им коры

-

сти из затруднений и слабости окружающих его людей

,

обладает знаниями

,

умениями и на

-

выками самозащиты и защиты других

,

предвидения опасных ситуаций и выхода из них с

наименьшими потерями для себя и окружающих

.

Нами введено понятие

«тип

»

примени

-

тельно к человеку

,

исходя из греческого его определения

:

отпечаток

,

форма

,

образец

,

то

есть то

,

что дает возможность тиражирования

,

массового воспроизводства и внедрения

.

Мы полагаем

,

что задача формирования личности безопасного типа может решаться на ин

-

дивидуальном

,

массовом и планетарном уровнях

.

Выполнение этой задачи является услови

-

ем создания

общества безопасного типа

,

государства безопасного типа

,

мирового сооб

-

щества безопасного типа

,

что

,

собственно

,

и станет гарантией выживания человечества

,

его

неуклонного совершенствования ко всеобщему благу

.

Воспитательная направленность образовательной области ОБЖ диктует необходимость

,

наряду с сообразным наполнением собственно предмета необходимыми материалами

,

целе

-

направленно заниматься методологическим вооружением других предметов

,

корректным и

дозированным насыщением их проблемами безопасности и способами их решения

.

Думает

-

ся

,

в этом заключена

стратегия

образовательной области ОБЖ и в этом самая большая ее

сложность

.

Пока интеграция ОБЖ с другими предметами никак не обеспечена в методиче

-

ском плане

,

нет программ интегрированных школьных дисциплин и соответствующих учеб

-

ников и учебных пособий

.

Вместе с тем

,

именно в проникновении во все предметы

,

во всю

систему обучения и воспитания

жизнеспособность самой образовательной области ОБЖ

,

если учесть

,

что на

70% – 80%

учащийся формируется другими предметами

.

По нашему мнению

,

образовательная область ОБЖ могла бы включать в себя такие

традиционные для школы предметы

,

как физическая культура

,

основы военной служ

-

бы

,

гражданская защита

,

здоровый образ жизни

,

основы оказания первой медицинской

помощи

,

а также новый познавательный мировоззренческий раздел

«

Современные

проблемы личной

,

национальной и глобальной безопасности и пути их решения

».

По

-

видимому

,

понадобится большая экспериментальная работа

,

чтобы базовый предмет ОБЖ

нашел себя

,

сложился в цельный системный комплекс

,

чтобы создать модель педагогической

работы по формированию личности безопасного типа с опорой на него

.

Но ждать ее оконча

-

ния нельзя

.

Следует продолжать проведение названных разделов ОБЖ

,

совершенствуя одно

-

временно их содержательную и методическую стороны

.

Со временем опытно

-

экспериментальная апробация нескольких моделей ОБЖ позволит найти нужную форму

этой новой школьной дисциплины

.

Если говорить о

содержании

базисного предмета ОБЖ

,

то в нем видятся следующие ма

-

гистральные направления

:

Первое

,

что

,

собственно

,

составляет сердцевину предмета

,

парадигму движения к новой

безопасности

XXI

века

, –

это

свобода

наших детей

,

к чему они так стремятся

,

и их

ответст

-

венность

.

Во имя высших национальных интересов

,

выживания и сохранения человечества

люди должны добровольно ограничить свои права и свободы

.

Формирование ответственно

-

сти за себя

,

свою семью

,

за свою страну

,

за все человечество

,

за каждую мысль и каждый по

-

ступок

это одна из главных задач ОБЖ

.

Следует вспомнить Гегеля

,

который говорил

: «

Я

только тогда истинно свободен

,

если и другой также свободен и мной признается свобод

-

ным

».

То же самое можно сказать и в отношении безопасности

».

Второе

демографическая безопасность и семейное воспитание

.

Это направление свя

-

зано с самой большой опасностью для России

угрозой ее вымирания

,

обезлюдивания

,

не

-

бытия

.

Каждый год нас становится на миллион меньше

,

несмотря на приток русских пересе

-

ленцев

,

прибывающих на жительство в Россию из бывших союзных республик

.

Тенденции к

дальнейшему ухудшению демографической ситуации сохраняются и могут приобрести не

-

обратимый характер

.

Вырождение народонаселения России связано прежде всего с духов

-

ным фактором

,

утратой ценностных ориентиров

,

смысла жизни

,

конечно же

,

с образом жиз

-

ни

,

с социальным неблагополучием и

,

наконец

,

с целенаправленным негативным воздейст

-

вием враждебных сил на демографические процессы в нашей стране

.

На поверхности лежат

наркомания

,

алкоголизм

,

турберкулез

,

гепатит

,

СПИД

,

травматизм

,

аборты

,

разводы

,

одино

-

чество

, «

безопасный

»

ранний секс

,

валеология

,

планирование семьи

,

секты

,

реклама

,

пре

-

ступность

,

издержки судебно-тюремной системы

,

стихийные бедствия и техногенные ката

-

строфы

,

бедность

,

то есть реально осязаемые нами каждодневно причины

сверхсмертности

населения

.

В этих условиях предмет ОБЖ призван взять на себя ответственность за воспитание у

школьников серьезного отношения к жизни

,

к своему здоровью

,

за их духовное

,

интеллекту

-

альное и физическое развитие

.

Одна из задач

:

вселить в детское сознание

,

насколько велика

радость материнства и отцовства

,

что очень важно иметь большую семью

,

много братьев и

сестер

.

Когда большая семья

,

ничего не страшно

.

Ребенок

это наша охрана

.

Молодых он

защищает от многих бездумных поступков

,

от алкоголизма

.

Дети

опора в старости

.

Госу

-

дарство

,

как мы слышали от отдельных

«

деятелей

»,

может избавляться от стариков

,

чтобы

старшее поколение не было помехой в переустройстве общества

,

чтобы меньше тратить на

пенсии

.

Только дети их защита

.

С религиозной точки зрения

,

дети в доме

благодать

.

Дети

это вопрос номер один в безопасности

.

Многодетная Россия

ее залог

.

И очень важно

,

чтобы

учащиеся

,

заканчивая школу

,

стремились иметь большую семью

.

И здесь неоценимую пози

-

тивную роль может сыграть предмет ОБЖ

.

Третье

безопасность детства

.

Сегодня во много крат стало больше угроз безопасности

детству

,

чем это было

10

лет назад в Советской России

.

Изменилась социальная структура

детства

,

неизмеримо выросли социальное сиротство

,

детская преступность

,

детские болезни

.

Дети стали первыми жертвами проводимых в стране переустройств

,

ухудшившегося матери

-

ального положения семей

,

всех негативных проявлений в обществе

.

В этих условиях

школа

призвана стать опорной ячейкой общественной системы безопасности и взять на себя

существенную долю ответственности за безопасность детства

.

Отсюда вытекает и особая

социальная значимость новой школьной дисциплины ОБЖ

,

которая

,

по существу

,

выполняет

функции одного из социальных механизмов обеспечения безопасности детства

,

осуществле

-

ния общественного патронажа над детьми

.

ОБЖ соединяет в школе основные субъекты социальной безопасности

семьи

,

вла

-

стные структуры

,

правоохранительные органы

,

военкоматы

,

центры гражданской защиты

,

учреждения здравоохранения

,

научные подразделения

,

общественные объединения

,

частные

организации

,

средства массовой информации

.

В рамках образовательной области ОБЖ учи

-

теля

предметники также используют свой потенциал для решения возникающих у учащих

-

ся проблем безопасности детства

.

ОБЖ занимается профилактикой наркозависимости

,

алко

-

голизма

,

табакокурения

,

оберегает от виктимного

,

предрасположенного к криминалу

,

пове

-

дения

,

препятствует доступу в школу деструктивным организациям

.

ОБЖ учит разрешать

межличностные конфликты

,

что может пригодится учащимся в налаживании нормальных

отношений со сверстниками и взрослыми в сложных житейских ситуациях

.

Тем самым ОБЖ

осуществляет общественную оборону школы и учащихся от проявляющих себя опасностей и

угроз и вносит свой вклад в обеспечение безопасности детства

.

Четвертое

информационная безопасность

.

Это направление в содержании ОБЖ дик

-

туется тем

,

что информация стала новой областью жизнедеятельности для всего человече

-

ского сообщества

,

что роль информационных факторов является определяющей в цивилиза

-

ционном развитии

,

что борьба за информационные ресурсы и контроль над основными ин

-

формационными потоками обостряется и что информационная революция породила новые

опасности и угрозы как для всего человечества

,

так и для отдельного человека

.

Положение

об информационной войне содержится в официальной Доктрине информационной

безопасности

,

утвержденной Указом Президента РФ

.

Население страны

,

в том числе уча

-

щиеся

,

сталкиваются с прямой информационной агрессией

.

Враждебная

,

чуждая нам инфор

-

мация внедряется в детское сознание

.

Под видом свободы информации в него вносятся ба

-

циллы саморазложения

,

соблазны

,

подменяются понятия

,

создаются вестернизированные

образы российского

«

Вовочки

»

и т.п

.

Задача ОБЖ

защитить духовный мир учащихся от

пагубных воздействий средств массовой информации

,

помочь им выработать социальный

иммунитет

,

избирательность

,

умение ориентироваться в информационных потоках

.

Пятое

военная безопасность

.

Изучение основ военной службы в школе связано с тем

,

что война является постоянным спутником человечества

.

Природа войны еще не открыта

.

Возможно

,

она в природе человека

.

Войны были

,

есть и будут

,

по крайней мере

,

до тех пор

,

пока человек не станет личностью безопасного типа

,

общество

обществом безопасного ти

-

па

,

государство

государством безопасного типа

,

мировое сообщество

сообществом безо

-

пасного типа

.

Мы привыкли соотносить войну исключительно с вооруженным противобор

-

ством сторон

.

Вместе с тем

,

как сделал вывод полтора века назад Клаузевиц

,

война может

менять свое обличье

.

В ХХ веке Россия пережила русско-японскую

,

первую мировую

,

граж

-

данскую

,

финскую

,

вторую мировую

,

афганскую войны

,

которые велись вооруженными си

-

лами

.

Однако она потерпела самое жестокое поражение в своей истории после татаро

-

монгольского нашествия в так называемой холодной войне

,

в которой применялись главным

образом политические

,

экономические

,

идеологические

,

специальные средства

.

Россия все

-

гда готовилась к прошлой войне

,

а потому в каждой новой войне в первый период она терпе

-

ла поражения

,

что особенно наглядно проявилось в начале Великой Отечественной войны

.

Думается

,

учащимся следует объективно рассказать

,

почему Советский Союз

(

Советская

Россия

),

имея самую мощную армию в мире

,

так бесславно проиграл холодную войну и ка

-

кие из этого следует сделать выводы не только нынешним правителям

,

но и каждому из них

.

Школьники должны получить представление о современных войнах

,

чтобы знать

,

к чему на

-

до быть готовыми

.

Им следует показать

,

что разоружив Россию

,

ее вероятный противник в

лице США и НАТО не только не разоружается

,

а наоборот

,

наращивает военные приготов

-

ления

.

Только США тратят на военные цели в

20

раз больше средств

,

чем Россия

.

При этом

американские вооруженные силы ориентируются на использование новейших технологий и

достижений информатизации

,

на развертывание противоракетной обороны

.

США и НАТО

нацелены на овладение основными энергетическими

,

финансовыми и информационными ре

-

сурсами мира

,

на мировое господство

.

Россия оказалась в центре нового передела мира

,

ны

-

нешних мировых противоречий

.

А значит военный вопрос для нее в любом обличье войны

остается актуальным

.

Подготовка учащихся к военному делу

это слагаемая военного

вопроса

,

национальной безопасности России

,

ее выживания

,

самого бытия

.

Одно дело

не желать войны

,

другое дело боязнь войны

.

Слабость провоцирует войну

,

готовность к ней

,

как правило

,

исключает войну

.

Преподавание ОБЖ не должно сеять страхи у учащихся

,

развивать у них катастрофное сознание

.

Это опасно и для их здоровья

,

и для самой безо

-

пасности

.

ОБЖ призвано воспитывать умное бесстрашие на основе знаний

,

а не нагнетания

страстей

.

Тогда будет и умная безопасность

.

Шестое

политическая безопасность

.

Политика занимает ключевое место в общей сис

-

теме обеспечения национальной безопасности

.

Обладая огромным потенциалом как созида

-

тельного

,

так и разрушительного свойства

,

она может вести общество

,

страну или к процве

-

танию или к их деградации и гибели

,

в чем мы убедились на примере Советской России и

современной России

.

Еще в глубокой древности политику определяли как искусство управления государством

.

Таковой она осталась и сегодня

.

Школа не может быть вне политики

,

вне обучения искусству управления государст

-

вом своих питомцев

.

К сожалению

,

школа ни раньше

,

ни теперь целенаправленно не зани

-

малась такой подготовкой и не давала даже азов политической культуры

,

обрекая будущих

государственных деятелей на невежество и ущербность

.

Именно школа стала причиной мас

-

совой аполитичности

,

губительной для страны и ее граждан

.

Школа вольно или невольно

способствует тому

,

что к власти зачастую пробиваются люди серые

,

бездуховные

, «

страшно

далекие от народа

».

Она не готовит лидеров

,

которые в перспективе вошли бы во власть для

служения народу и Отечеству

,

а не ради корысти

.

Поэтому и оказались в смутное время на

-

верху

«

чикагские мальчики

»,

так много сделавшие для разрушения России

,

но не нашлось

,

по Достоевскому

, «

умных мальчиков

»,

которые бы спасли Россию

.

Новая школьная дисциплина ОБЖ призвана восполнить этот пробел в обучении

и воспи

-

тании учащихся и всерьез заняться подготовкой

«

умных мальчиков

»

искусству управления

государством

,

привитием им навыков высокой политической культуры

.

Такая целевая уста

-

новка для ОБЖ определяется следующими обстоятельствами

:

во-первых

,

идет поиск новой

формы организации общества и следует опережающе готовить для нее кадры

;

во-вторых

, 12-

летнее обучение в школе повышает возраст учащихся до

19

лет

,

когда они имеют право из

-

бирать и быть избранными

,

непосредственно участвуя в политической жизни страны

.

Седьмое

-

гуманитарная безопасность

.

Она тесно связана с гуманизацией и гуманита

-

ризацией школы

,

с разрешением резко обострившегося в последние годы конфликта между

образованием и культурой

,

с целевой установкой школы

-

воспитание из каждого учащегося

духовной личности

,

личности безопасного типа

.

Гуманитарная безопасность обеспечивает

преемственность традиций

,

достижений искусства

,

культуры

,

исторического опыта России

.

Опора на гуманистические идеалы

,

ценности

,

на традиции высокой отечественной и мировой

культуры предохраняет нацию от дебилизации и вырождения

.

В условиях глобализации и

навязывания западных ценностей гуманитарная безопасность учит

,

как устоять перед их на

-

тиском

,

как защитить свою идентичность

,

свою культуру

,

свои ценности

,

как сохранить свой

«русский характер

»,

отличающийся любовью к родине

,

к людям

,

целомудрием

,

совестливо

-

стью

,

героизмом и самопожертвованием

.

Доминантами гуманитарной безопасности являются нравственно-ориентирующие ценно

-

стно-смысловые

,

культурно-цивилизационные установки

,

социальная ответственность учи

-

теля за содержание и формы его общения с учащимися

,

за раскрытие им основ мировоззрен

-

ческой культуры

,

за гуманистическое видение ими мира

,

за формирование в школе доброй

воли и доверия

,

правил поведения

.

Гуманитарная безопасность основана также на гумани

-

стической этике

,

базирующейся в значительной мере на русском космизме

,

идеях всеединст

-

ва

,

соборности

,

общинности

,

взаимопомощи

,

справедливости

,

на непреходящем опыте поко

-

лений

.

Гуманитарная безопасность обеспечивает сотрудничество и коммуникативность на осно

-

ве прав и свобод

,

сочетаемых с ответственностью и отказом от вседозволенности

,

развивает

предпосылки для успешного противостояния силам зла и созидания добра

.

Гуманитарная безопасность в человеческом измерении находит свое выражение в пре

-

ломлении к личности

,

ее идеалам

,

ценностям

«

для достойного существования человека

»

(А.Н

.

Бердяев

).

Она укрепляет внутренние стимулы жизни

,

ее радость в продолжении рода

.

С позиций гуманитарной безопасности весьма опасными являются решения по сокраще

-

нию часов на русский язык и литературу

,

художественно-эстетические предметы

.

Ведь

именно в русской литературе

,

в отличие от западной

,

отстаиваются идеалы добра и справед

-

ливости

,

высокой духовности

.

Что касается истории

,

то важным здесь является обеспечение

ее безопасности от ложной интерпретации

,

фальсификации

,

искажений

,

а также побуждение

учащихся к ее осмыслению на основе научных знаний

.

Гуманитарная безопасность предпо

-

лагает раскрытие роли и значения интеллекта

,

интеллектуального потенциала для развития

общества и его безопасности

.

Несомненно

,

введение образовательной области ОБЖ

,

высокий статус этой новой школь

-

ной дисциплины потребует

по-новому подойти к кадровой проблеме

,

к квалификации

педагогов

,

ведущих этот предмет

.

К сожалению

,

у меня нет данных об их качественном со

-

ставе сегодня

.

В любом случае мы должны дать ответ на вопрос

:

каким нам видится учитель

ОБЖ

?

Нам следует создать образ

,

построить и сходную

модель специалиста-учителя

ОБЖ

.

По объему и разносторонности решаемых им задач

,

он представляется нам специали

-

стом широкого профиля

,

владеющим основами всех школьных предметов

,

высокими гума

-

нитарными технологиями

,

носителем новейших знаний о стремительно меняющейся эпохе

,

с

хорошей психологической и педагогической подготовкой

,

с харизматическими данными

.

Конечно же

,

учитель ОБЖ соединяет в себе высокий профессионализм с высокими мораль

-

но-нравственными характеристиками

.

В условиях коммерциализации массового образования

и подготовки массового учителя преподаватель ОБЖ остается не просто

,

как сейчас модно

говорить

,

поставщиком образовательных услуг

,

а учителем жизни

.

Специальность учителя

ОБЖ должна стать самой востребованной в обществе и государстве

,

самой престижной в

учительской среде и соответственно

,

самой высокооплачиваемой

.

По штатно-должностному

расписанию

учитель ОБЖ

-

это первый заместитель директора школы

.

Увы

,

готовых учителей ОБЖ нет

.

Оптимальным представляется перепрофилирование ка

-

федр физкультуры в вузах страны в кафедры безопасности жизнедеятельности и физкульту

-

ры

.

Точно также кафедры и факультеты ОБЖ можно было бы создать в медицинских вузах

.

Определенное количество преподавателей ОБЖ следовало бы подготовить в высших военно

-

учебных заведениях

,

особенно с учетом мероприятий по сокращению Вооруженных сил

.

Немалые возможности для повышения квалификации и профессиональной переподготовки

кроются в очно-заочной форме обучения

,

в различных семинарах и факультативах

.

То есть

,

проблема подготовки высококлассных специалистов по ОБЖ вполне разрешима

.

Нужна по

-

литическая воля

,

чтобы запустить этот процесс и поддерживать его в заданных параметрах

.

Проблема становления и развития ОБЖ

,

школы в целом упирается прежде всего в

государственную политику

,

в ее направленность на поддержку образования или в

ущерб ему

.

Только безнравственная власть

,

не думающая о будущих поколениях

,

может

держать учителя

,

который несет огромную ответственность за детей

,

на нищенской зарплате

,

в два раза меньшей прожиточного минимума

.

Приходится удивляться запалу нравственной прочности учителя

,

который оказался вер

-

ным своему долгу

,

вопреки всем невзгодам

.

Но насколько его еще хватит

,

если государст

-

венная политика не изменится и не станет политикой всемерной поддержки учителя и шко

-

лы

,

стабильного и достаточного финансирования образования

,

создания нормальных усло

-

вий для учебно-воспитательного процесса

?

В настоящее время

нет государственного органа

,

который комплексно занимался бы

внедрением и развитием ОБЖ в школе

,

нет системы управления этим процессом

,

хотя

нужда в этом есть большая

.

На наш взгляд

,

таким координирующим

,

управляющим

,

патро

-

нирующим органом должен быть

Совет Безопасности Российской Федерации

-

высшее

государственное учреждение

,

ответственное за национальную безопасность страны

.

К сожа

-

лению

,

наши попытки наладить тесное сотрудничество с Советом Безопасности по данному

вопросу не увенчались успехом

.

Как ни странно

,

он остается в стороне от школы

,

от государ

-

ственного института

,

где

,

собственно

,

и решается судьба Отечества

.

Нам следует все же дос

-

тучаться до Совета Безопасности и побудить его заниматься ОБЖ

.

Для становления образовательной области ОБЖ в школе необходимо соответствующее

информационное обеспечение

.

Нужен прорыв в средства массовой информации

,

на телеви

-

дение

,

в печать

,

в отраслевые журналы

.

Следует формировать позитивное общественное

мнение к предмету

,

находить поддержку ему в местных органах власти

,

общественных орга

-

низациях и движениях

,

в церкви

.

В этом залог необратимости процесса внедрения ОБЖ в

школе

.

С тем

,

чтобы образовательная область ОБЖ быстрее заработала в полную силу

,

принося

общественную пользу

,

необходимы неотложная подготовка и издание учебно

-

методических пособий для преподавателей данного предмета

,

для массового учителя

,

для родителей

.

Был бы очень полезен для них и Энциклопедический словарь по ОБЖ

,

со

-

держащий базисные категории

,

основные понятия по безопасности

,

чтобы и педагогам

,

и ро

-

дителям

,

и учащимся можно было разговаривать на одном языке

.

У нашего Фонда национальной и международной безопасности есть определенный опыт

разработки таких материалов

.

Некоторые из вас

,

видимо

,

помнят наше учебно-методическое

пособие

«

Безопасность человека

»

для преподавателей образовательных учреждений по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности

»,

изданное в начале

1994

года

.

Оно значительно

обгоняло время

,

давая мировоззренческую слагаемую курса

,

к чему мы подходим только

сейчас

.

Мы планируем к началу проведения эксперимента по базовому предмету ОБЖ

в новом учебном году подготовить учебно-методическое пособие для учителя ОБЖ

и

приглашаем всех вас принять участие в этой работе

,

чтобы оно стало коллективным творче

-

ством

.

В настоящее время нами завершается подготовка к изданию Энциклопедического словаря

-

ежегодника

«

Безопасность России

-2000»,

главным потребителем которого

,

как нам хоте

-

лось бы

,

будет учитель

.

Мы очень рассчитываем

,

что учебно-методические материалы най

-

дут поддержку в Министерстве образования

,

в других государственных структурах и будут

изданы

,

пройдя апробацию

,

массовым тиражом

,

что позволит вооружить учителя необходи

-

мыми знаниями

.

Параллельно следует работать и над созданием новых учебников по ОБЖ

для учащихся всех классов

.

И здесь не обойтись без творческих лабораторий

,

комплексных

авторских коллективов

,

специальных комиссий по допуску учебников в школы

.

Наш Фонд национальной и международной безопасности

,

выступивший когда-то одним

из инициаторов введения курса ОБЖ в школе

,

продолжит свои усилия по его закреплению в

качестве новой образовательной области

.

Разработкой проблем ОБЖ у нас непосредственно

занимается

Институт безопасности жизнедеятельности

(

школа

,

вуз

),

директором которого

является хорошо известный вам по многим публикациям и выступлениям Сапронов Влади

-

мир Владимирович

,

один из тех подвижников

,

на которых держится Россия

.

Мы приглашаем

вас к сотрудничеству с этим общественным Институтом в нашем общем деле

.

На ряде международных конференций

,

в частности

,

на научной конференции

«

Интегра

-

ция регионального и глобального сотрудничества в области международной безопасности

»,

проходившей в Москве в Храме Христа Спасителя

5-6

декабря

2000

года

,

нами вносились

предложения для Организации Объединенных Наций рекомендовать ввести предмет

ОБЖ во всех школах и вузах мира

,

потому что невозможно решить главную проблему

XXI

века

-

безопасность жизнедеятельности без коренного и своевременного изменения ментали

-

тета человека и общества с помощью образования

.

Россия является пионером внедрения

этой высокой гуманитарной технологии в систему школьного образования

,

в чем нам

видится конкретное выражение одной из граней ее глобальной всемирно-исторической мис

-

сии

.

Опыт преподавания предмета ОБЖ в российской школе

,

несомненно

,

будет востребован

за рубежом

,

но для нас сегодня важнее максимально использовать его потенциал для спасе

-

ния России

,

ее выживания и благополучного развития

.

Не упустим же свой шанс

!



ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ОБЖ С ПОЗИЦИЙ НАЦИО - НАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ОБЖ
Описание:

важаемые участники совещания

!

Рубежное время проведения нашего мероприятия в канун вступления человечества в

XXI

век и третье тысячелетие настраивает на осмысление пройденного курсом ОБЖ пути и на

размышления по поводу его перспектив

.

Основам безопасности жизнедеятельности в школе

почти

10

лет

.

В зависимости от того

,

как мы расставим временные акценты

уже

10

лет или

еще только

10

лет

,

во многом будет зависеть оценка достоинств курса

,

достигнутых резуль

-

татов по его внедрению в школе

.

К тому же следует учесть поправки на смутное

,

перелом

-

ное

,

кризисное время

,

переживаемое Россией

,

со всеми возникающими отсюда трудностями

и противоречиями в обществе

,

чрезвычайными ситуациями социального

,

техногенного и

природного характера

.

Думается

,

наше главное достижение в минувший период с введения новой школьной

дисциплины ОБЖ заключается в том

,

что этот

предмет состоялся

,

что из года в год под ним

укрепляется

фундамент

в виде положительного общественного мнения

;

растущего внима

-

ния к нему со стороны министерства образования

,

Государственной Думы

,

ряда министерств

и ведомств

;

установления квалификации учителя безопасности жизнедеятельности

;

создания

первых кафедр

,

факультетов и курсов по подготовке и переподготовке кадров для работы в

данной сфере деятельности

;

появления первых научных трудов

,

целого комплекса учебных

программ

,

учебников

,

пособий

,

двух регулярно выходящих специализированных журналов

;

все большего интереса к курсу ОБЖ со стороны учащихся

.

Мне особенно хотелось бы под

-

черкнуть значимость для становления этой новой школьной дисциплины журнала

«

ОБЖ

:

ос

-

новы безопасности жизни

»,

создателем и главным редактором которого является присутст

-

вующий на нашем совещании Смирнов Анатолий Тихонович

.

Определенную роль в том

,

что курс ОБЖ устоял

,

удержался в школе

,

на мой взгляд

,

сыг

-

рала его ориентированность на данном этапе на л

ичную безопасность

.

В известной мере та

-

кой подход был обусловлен обстоятельствами

,

связанными с переходом страны от социа

-

лизма к капитализму

,

с подавлением коллективистских начал в общественных отношениях

рыночными и культивированием индивидуалистических

,

частнособственнических проявле

-

ний в поведении человека

.

Ориентация курса ОБЖ на личную безопасность отвечала также

духу Закона

«

О безопасности

»,

принятому в

1992

году

,

который впервые в российской исто

-

рии на первое место поставил обеспечение безопасности личности

,

затем уже безопасности

общества и государства

.

Автор Ибрагимов Алим Редиванович
Дата добавления 17.05.2016
Раздел ОБЖ
Подраздел Другое
Просмотров 170
Номер материала MA-066955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓