Главная / Другое / Значение дополнительного образования детей в системе детско-юношеских спортивных учреждений

Значение дополнительного образования детей в системе детско-юношеских спортивных учреждений

Значение дополнительного образования детей в системе детско-юношеских спортивных учреждений


В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Дополнительное образование преследует следующие цели:

- развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию;

- развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.);

- развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

По данным государственных статистических наблюдений в 2012 году в Российской Федерации всего функционировало 5062 детско-юношеских спортивных учреждений, четвертую часть которых (24,9%) составляли специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР).

Во всех спортивных учреждениях обучалось 3 248 097 человек, в том числе в детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП) –
6,6% от всех обучающихся, в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) – 66,6% и в СДЮСШОР – 26,8%.

По этапам спортивной подготовки, обучающиеся всех видов учреждений распределяются следующим образом: более 21,0% всех обучающихся в спортивных учреждениях детей, подростков и молодежи занимаются на спортивно-оздоровительном этапе (13,8% из них в СДЮСШОР), 48,3% – на этапе начальной подготовки (27,7% из них в СДЮСШОР), 28,3% – на учебно-тренировочном этапе (32,3% из них в СДЮСШОР), 2,0% – на этапе совершенствования спортивного мастерства (56,3%) и 0,3% – на этапе высшего спортивного мастерства (73,9% из них в СДЮСШОР) (Приложение 1 и 2).

Из общего числа обучающихся во всех детско-юношеских спортивных учреждениях (более 3,2 млн. чел.) в ДЮКФП обучается 21,5 тыс., что составляет всего 6,6%. При этом на долю первых двух этапов обучения – спортивно-оздоровительного и начальной подготовки – приходится 77,2 % обучающихся, что относительно больше, чем в ДЮСШ (72,0%) и СДЮСШОР (60,7%) и особенно по первому этапу, соответственно, ДЮКФП – 37,6%, ДЮСШ – 23,6%, СДЮСШОР – 10,8% (рис. 1.3.1).

hello_html_m70a5c391.gif

Рисунок 1.3.1 - Распределение занимающихся в спортивных
учреждениях по этапам подготовки


В рисунке 1.3.3 показано, что в ДЮКФП обучаются дети, которые занимаются спортом в первую очередь с целью общего физического развития и удовлетворения интересов к тому или иному виду спорта. Можно сказать, что в этом виде учебного учреждения обучающийся определяется в том, каким видом спорта ему следует заняться и есть ли у него определенные данные для дальнейшего спортивного совершенствования. Для данных видов спортивных учреждений главной задачей является не собственно вопросы их спортивной подготовки, а вовлечение в регулярные занятия спортом как можно большего числа детей и решают задачу, поставленную перед системой дополнительного образования – дополнить освоение предмета «физическая культура и спорт», предусмотренного программой общеобразовательного стандарта.

ДЮСШ в настоящее время являются основным видом из учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающим вовлечение детей и подростков в регулярные занятия спортом, а также включение их в активную спортивную деятельность. Именно в этих спортивных учреждениях большая часть обучающихся составляет основу для перехода к специализации в выбранном виде спорта.

В ДЮСШ в целом в стране обучается около 2,2 млн. человек, что составляет 66,6%, т.е. 2/3 от всех обучающихся в ДЮКФП, ДЮСШ и СДЮСШОР. Из этого числа на учебно-тренировочном этапе, являющимся переходным к этапу спортивного совершенствования, занимается 57 589 обучающихся, что составляет 62,5% от общего числа обучающихся во всех видах спортивных учреждений на учебно-тренировочном этапе.

СДЮСШОР – основной вид спортивного учреждения для узкой специализации обучающихся в избранном виде спорта с целевой установкой на попадание в резерв спортивных сборных команд страны по различным видам спорта.

В СДЮСШОР занимаются 56,3% всех обучающихся на этапе спортивного совершенствования и 73,9% на этапе высшего спортивного мастерства.

В СДЮСШОР значительно больше, чем в ДЮСШ – примерно в 1,9 раза – обучается спортсменов высших разрядов, в том числе мастеров спорта России в 1,8 раза, мастеров спорта международного класса в 2,2 раза, мастеров спорта международного класса в 2,6 раза больше. Среди обучающихся в СДЮСШОР, доля выполнивших спортивный норматив кандидата в мастера спорта и имеющих звание мастера спорта России, мастера спорта России международного класса и заслуженного мастера спорта составляет 12,2%, в то время как среди обучающихся в ДЮСШ таковых всего 5,2% (табл. 1.3.1).

В определенной степени это обусловлено тем, что в СДЮСШОР работает большинство специалистов высшей квалификации, имеющих высокую квалификационную категорию, а также звание Заслуженный тренер России. Так, в ДЮКФП работает 558 тренеров высшей квалификации и 30 тренеров, имеющих звание Заслуженный тренер России, в ДЮСШ – соответственно 8948 тренеров высшей квалификации и 863 тренера, имеющих звание Заслуженный тренер России, в СДЮСШОР – 8568 тренеров высшей квалификации и 2062 тренера, имеющих звание Заслуженный тренер России


Таблица 1.3.1 - Распределение количества занимающихся по уровню спортивной квалификации

Уровень мастерства

Вид спортивного Учреждения

ДЮСШ

СДЮСШОР

Кол-во,

чел.

%

Кол-во, чел.

%

Мастер спорта России


5104


86,1


9082


83,1

Мастер спорта России
международного класса


706


11,9


1533


14,0

Заслуженный мастер спорта


120


2,0


311


2,9

Итого:

5930

100,0

10 926

100,0


Если сравнивать с общим числом тренеров, работающих в спортивных учреждениях, в зависимости от доли работающих в них тренеров высшей квалификации и имеющих звание Заслуженный тренер России, то наблюдается явное преимущество СДЮСШОР по данным показателям. Так, в ДЮКФП доля тренеров-преподавателей высшей категории в общем количестве тренеров, работающих в спортивных учреждениях, составляет 7,7%, Заслуженных тренеров России – 0,4%; в ДЮСШ, соответственно, – 13,2% тренеров-преподавателей высшей категории и 1,3% тренеров-преподавателей, имеющих звание Заслуженный тренер России; в СДЮСШОР – 30,0% тренеров-преподавателей высшей категории и 7,2% тренеров-преподавателей, имеющих звание Заслуженный тренер России.

Таким образом, можно констатировать, что, исходя из специфики задач каждого вида детско-юношеских спортивных учреждений, наблюдается определенная последовательность в содержании и направленности занятий спортивно-оздоровительной деятельностью, начиная с ДЮКФП, где относительно больше занимающихся на первых двух этапах обучения (спортивно-оздоровительным и начальной подготовки), затем в ДЮСШ, где больше всего занимается на 3-й (учебно-тренировочном) этапе обучения, и заканчивая СДЮСШОР, где относительно больше занимающихся на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Соответственно этой последовательности наблюдается улучшение (от ДЮКФП до СДЮСШОР) кадрового обеспечения за счет тренеров высшей квалификации и имеющих звание Заслуженный тренер России, а также более успешная подготовка спортсменов высших разрядов.


Значение дополнительного образования детей в системе детско-юношеских спортивных учреждений
  • Другое
Описание:

В целом для учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.

Дополнительное образование преследует следующие цели:

- развитие знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию;

- развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.);

- развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося
Автор Айдосова Виктория Владимировна
Дата добавления 13.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 339
Номер материала MA-061256
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓