Значение
дополнительного образования детей в
системе детско-юношеских спортивных учреждений
В целом для
учреждения дополнительного образования характерна разнородность контингента
учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, явные и потенциальные
(скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные
(социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет
к организации учебно-воспитательного процесса особые требования.
Дополнительное
образование преследует следующие цели:
- развитие
знаний-умении-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом
деятельности и тем самым для вхождения в профессию;
- развитие
специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных,
интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.);
- развитие
способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам
деятельности; развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей
учащегося.
В совокупности
перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции
дополнительного образования.
По данным
государственных статистических наблюдений в 2012 году в Российской Федерации
всего функционировало 5062 детско-юношеских спортивных учреждений, четвертую
часть которых (24,9%) составляли специализированные детско-юношеские спортивные
школы олимпийского резерва (СДЮСШОР).
Во всех
спортивных учреждениях обучалось 3 248 097 человек, в том числе в
детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП) –
6,6% от всех обучающихся, в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) – 66,6% и
в СДЮСШОР – 26,8%.
По этапам
спортивной подготовки, обучающиеся всех видов учреждений распределяются
следующим образом: более 21,0% всех обучающихся в спортивных учреждениях детей,
подростков и молодежи занимаются на спортивно-оздоровительном этапе (13,8% из
них в СДЮСШОР), 48,3% – на этапе начальной подготовки (27,7% из них в СДЮСШОР),
28,3% – на учебно-тренировочном этапе (32,3% из них в СДЮСШОР), 2,0% – на этапе
совершенствования спортивного мастерства (56,3%) и 0,3% – на этапе высшего
спортивного мастерства (73,9% из них в СДЮСШОР) (Приложение 1 и 2).
Из общего числа
обучающихся во всех детско-юношеских спортивных учреждениях (более 3,2 млн.
чел.) в ДЮКФП обучается 21,5 тыс., что составляет всего 6,6%. При этом на долю
первых двух этапов обучения – спортивно-оздоровительного и начальной подготовки
– приходится 77,2 % обучающихся, что относительно больше, чем в ДЮСШ (72,0%) и
СДЮСШОР (60,7%) и особенно по первому этапу, соответственно, ДЮКФП – 37,6%, ДЮСШ
– 23,6%, СДЮСШОР – 10,8% (рис. 1.3.1).
Рисунок
1.3.1 - Распределение занимающихся в спортивных
учреждениях по этапам подготовки
В рисунке 1.3.3
показано, что в ДЮКФП обучаются дети, которые занимаются спортом в первую очередь
с целью общего физического развития и удовлетворения интересов к тому или иному
виду спорта. Можно сказать, что в этом виде учебного учреждения обучающийся
определяется в том, каким видом спорта ему следует заняться и есть ли у него
определенные данные для дальнейшего спортивного совершенствования. Для данных
видов спортивных учреждений главной задачей является не собственно вопросы их
спортивной подготовки, а вовлечение в регулярные занятия спортом как можно
большего числа детей и решают задачу, поставленную перед системой
дополнительного образования – дополнить освоение предмета «физическая культура
и спорт», предусмотренного программой общеобразовательного стандарта.
ДЮСШ в настоящее
время являются основным видом из учреждений дополнительного образования детей,
обеспечивающим вовлечение детей и подростков в регулярные занятия спортом, а
также включение их в активную спортивную деятельность. Именно в этих
спортивных учреждениях большая часть обучающихся составляет основу для
перехода к специализации в выбранном виде спорта.
В ДЮСШ в целом в
стране обучается около 2,2 млн. человек, что составляет 66,6%, т.е. 2/3 от всех
обучающихся в ДЮКФП, ДЮСШ и СДЮСШОР. Из этого числа на учебно-тренировочном
этапе, являющимся переходным к этапу спортивного совершенствования, занимается
57 589 обучающихся, что составляет 62,5% от общего числа обучающихся во всех видах
спортивных учреждений на учебно-тренировочном этапе.
СДЮСШОР –
основной вид спортивного учреждения для узкой специализации обучающихся в
избранном виде спорта с целевой установкой на попадание в резерв спортивных
сборных команд страны по различным видам спорта.
В СДЮСШОР
занимаются 56,3% всех обучающихся на этапе спортивного совершенствования и
73,9% на этапе высшего спортивного мастерства.
В СДЮСШОР
значительно больше, чем в ДЮСШ – примерно в 1,9 раза – обучается спортсменов
высших разрядов, в том числе мастеров спорта России в 1,8 раза, мастеров спорта
международного класса в 2,2 раза, мастеров спорта международного класса в 2,6
раза больше. Среди обучающихся в СДЮСШОР, доля выполнивших спортивный норматив
кандидата в мастера спорта и имеющих звание мастера спорта России, мастера
спорта России международного класса и заслуженного мастера спорта составляет
12,2%, в то время как среди обучающихся в ДЮСШ таковых всего 5,2% (табл. 1.3.1).
В определенной
степени это обусловлено тем, что в СДЮСШОР работает большинство специалистов
высшей квалификации, имеющих высокую квалификационную категорию, а также звание
Заслуженный тренер России. Так, в ДЮКФП работает 558 тренеров высшей
квалификации и 30 тренеров, имеющих звание Заслуженный тренер России, в ДЮСШ –
соответственно 8948 тренеров высшей квалификации и 863 тренера, имеющих звание
Заслуженный тренер России, в СДЮСШОР – 8568 тренеров высшей квалификации и 2062
тренера, имеющих звание Заслуженный тренер России
Таблица 1.3.1
- Распределение количества занимающихся по уровню спортивной квалификации
Уровень
мастерства
|
Вид
спортивного Учреждения
|
ДЮСШ
|
СДЮСШОР
|
Кол-во,
чел.
|
%
|
Кол-во,
чел.
|
%
|
Мастер спорта России
|
5104
|
86,1
|
9082
|
83,1
|
Мастер спорта России
международного класса
|
706
|
11,9
|
1533
|
14,0
|
Заслуженный мастер
спорта
|
120
|
2,0
|
311
|
2,9
|
Итого:
|
5930
|
100,0
|
10
926
|
100,0
|
Если сравнивать с
общим числом тренеров, работающих в спортивных учреждениях, в зависимости от
доли работающих в них тренеров высшей квалификации и имеющих звание Заслуженный
тренер России, то наблюдается явное преимущество СДЮСШОР по данным показателям.
Так, в ДЮКФП доля тренеров-преподавателей высшей категории в общем количестве
тренеров, работающих в спортивных учреждениях, составляет 7,7%, Заслуженных
тренеров России – 0,4%; в ДЮСШ, соответственно, – 13,2% тренеров-преподавателей
высшей категории и 1,3% тренеров-преподавателей, имеющих звание Заслуженный
тренер России; в СДЮСШОР – 30,0% тренеров-преподавателей высшей категории и
7,2% тренеров-преподавателей, имеющих звание Заслуженный тренер России.
Таким образом,
можно констатировать, что, исходя из специфики задач каждого вида
детско-юношеских спортивных учреждений, наблюдается определенная
последовательность в содержании и направленности занятий
спортивно-оздоровительной деятельностью, начиная с ДЮКФП, где относительно
больше занимающихся на первых двух этапах обучения (спортивно-оздоровительным и
начальной подготовки), затем в ДЮСШ, где больше всего занимается на 3-й
(учебно-тренировочном) этапе обучения, и заканчивая СДЮСШОР, где относительно
больше занимающихся на этапах спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства. Соответственно этой последовательности наблюдается
улучшение (от ДЮКФП до СДЮСШОР) кадрового обеспечения за счет тренеров высшей
квалификации и имеющих звание Заслуженный тренер России, а также более успешная
подготовка спортсменов высших разрядов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.