Главная / Другое / Зимнее развлечение по мотивам сказок озера Байкала с региональным компонентом

Зимнее развлечение по мотивам сказок озера Байкала с региональным компонентом

Зимнее развлечение по мотивам сказок озера Байкала с региональным компонентом

(для детей старшей и подготовительной к школе группы)

Ст. воспитатель МБДОУ г. Иркутска д/с №11 Красивых О.В.

Цель : Погружение детей в сказочную ситуацию, атмосферу, посредством положительного и эмоционального настроя детей на сказку. Последовательное и постепенное развитие творческих способностей детей театрализованной деятельности.

Задачи :

Совершенствовать у детей навыки и умения передавать игровые образы через различные выразительные средства: интонационные, речевые , пантомические, хореографические. Развивать интерес к истории и культуре, формировать позитивное отношение к прошлому и настоящему родного края.

Фонограммы по сопровождению развлечения прилагаются

Оформление фасада: центр крыльцо-сцена, на стене баннер с озером Байкал, у крыльца «Могучий Байкал» - композиция из шаров голубого цвета, слева – чум, олени, барабан, справа от сцены, юрта, отара овец, ещё правее по течению «реки Ангары» домик в русском стиле, лавка, колодец, плетень.

По течению «Ангары» фотографии городов Иркутской области: Иркутск, Ангарск, Усолье Сибирское, Черемхово.

Атрибуты: светящиеся палочки «Флаг России», белые тарелки с позами – 2 шт., пиалы с оленьим молоком, прут для пастуха, краюха хлеба для русского мальчика, рушник, каравай, солонка, бусы.

Костюмы действующих персонажей:

Взрослые: Русский народный, эвенкийский, бурятский, костюм лошади.

Детские народные костюмы: русские, эвенкийские, бурятские.

Предварительная работа:

Ознакомление со сказками озера Байкала

Разучивание песен, текстов, танцев

Ознакомление с персонажами, выбирание детей на роли

Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с региональным компонентом.

Хороводные игры

Изготовление костюмов, декораций, атрибутов

Приобщение родителей к постановке спектаклей ( разучивание ролей, изготовления костюмов, атрибутов).


Ход мероприятия

Педагог в народном костюме встречает гостей. Читает стихотворение. Два ребёнка в русских народных костюмах держат каравай с солонкой на рушнике. Трек 1

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,

С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
F:\Новая папка (4)\DSC_0143.jpg

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

Уважьте хозяев, попробуйте нашего хлебушка душистого. Доброго вам здоровьица, гости дорогие. (Гости угощаются караваем).

Милости просим к нашему двору. Зимы в Сибири суровые, оттого и хороводы наши задорные. Да вы не стесняйтесь, чувствуйте себя как дома.

Все встают в хоровод и по показу ведущего (в русском народном костюме) выполняют движения.

Вот и ладненько, пойдёмте я вас до наших соседей спроважу.

Вся процессия движется к юрте. Там их встречает педагог в бурятском костюме и говорит приветственную речь на бурятском языке, педагог в русском народном костюме переводит. Два ребёнка в бурятских костюмах (девочки) держат белое блюдо с позами. Трек 2

Здравствуйте - Сайн байна

Меня зовут... - Нэрэмни ...Сэржема

Как живете? - Хэр байнат?


F:\Новая папка (4)\DSC_0153.jpg












Гостей угощают позами, а затем приглашают встать в хоровод и по бурятскому обычаю станцевать «ёхор».

    - Соседей наших обидите, если не зайдёте к ним.     Если путник подошел к стойбищу, он не должен выбирать, в какую ярангу войти, а обязан зайти именно в ту, которую сразу заметил, когда увидел стойбище. Если гость зайдет в другую дальнюю ярангу, это станет неуважением, оскорблением для других.

Все подходят к чуму. Там гостей встречает педагог в эвенкийском костюме и приветствует на эвенкийском наречии, педагог в русском народном костюме переводит. Два ребёнка в эвенкийских костюмах (мальчики) держат подносы соленьим молоком в пиалах. Трек 3




Справка. Встреча гостя 
    Первая встреча сопровождалась рукопожатием. Рукопожатие отличалось от нынешнего общепринятого приветствия, когда люди здороваются правыми руками. У древних эвенов вплоть до советского периода, принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их снизу и сверху, при этом его правая ладонь оказывалась сверху. 
    У женщин повторялось то же самое приветствие, но они проявляли чуть больше эмоций: после приветствия руками они, излучая радость и нежность, прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту, целовала гостью нюханьем.
 

Здравствуй! - Дорово.
Большое спасибо! - Хэгдэмэ пасиба!
Сколько вам лет? - Си адычи бихинни?
Хорошо. - Аят.
Очень красиво. - Аяке.
Где вы Живёте? - Си иду Биденни?



Авгара бикэллу, экэллу бумурэ, ңэлэмуhивээкэллу, кутучи бикэллу!

Будьте здоровы, не болейте, запретное не делайте, будьте счастливы!

Гостей угощают «оленьим» молоком.

- «Хейро, хейро,»-зазывает гостей хозяйка

- Хейро с эвенкийского «солнце» и хозяйка приглашает нас в хоровод.

Исполняется национальный танец эвенков - хейро (хороводный танец)

-Нимнгакалан, нимнгакалан, - взывает хозяка.

- Популярных в народе сказителей эвенки называют нимнгакалан (мастер сказки).

Вечером у костра или в чуме у очага наступает пора сказок. Вот и она нас приглашает к костру послушать сказки. У каждого народа есть свои талантливые сказители и певцы.

Три педагога в народных костюмах (русском, бурятском и эвенкийском) поднимаются на сцену и ведут повествование по очереди. Дети в национальных костюмах обыгрывают сюжеты. Трек 4

F:\Новая папка (4)\DSC_0161.jpg





















Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы - буряты, якуты, эвенки, русские, тофалары... Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские казаки...В традициях, обычаях каждого народа проявляется особенность народной культуры, которая является частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга. Не случайно, что на этой земле не было, и нет распрей между народами…

Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где-то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Сайнбайну-у!» - гортанно
Прокричал бурят.
Это означало:
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед.
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих не было родни.
F:\конкурс фасад\Новая папка\DSC02732.JPGC:\Users\Notebook\Desktop\конкурс фасад\DSC02671.JPG

Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Трек 5

Тайге шуметь, Байкалу берег мыть,
Струиться солнцу в голубую вечность,

А маленьким читателям прочесть
Байкальских сказок ожерелье…


Богатством славился Байкал
Копил, берег, дары,
Он по крупицам собирал,
Хранил их до поры.

И синеокой Ангаре
Добро свое дарил,
А своенравная в игре,
Разбрасывалась им.

Давно решила Ангара,

Что бусы ей носить,
Когда с отцовского двора,
Ей замуж выходить.

Года проходят чередой,
А друга не найдет.
Тогда решил Байкал седой,
Сам жениха найдет.
F:\Новая папка (4)\DSC_0164.jpgC:\Users\Notebook\Desktop\конкурс фасад\DSC02707.JPGF:\конкурс фасад\Новая папка\DSC02815.JPG


Иркут понравился отцу
И обещал Байкал:
-Ты поведешь ее к венцу-
Он Иркуту сказал.

На всю округу объявил,
Что хочет выдать дочь,
Да Ангаре никто не мил,
Всех выгоняет прочь.

На праздник летний Сур-Харбан,
Чтоб силу показать
Приехал Енисей с Саян,
Такого не сыскать.

Богатырей он превзошел,
Был лучшим среди всех,

Для Ангары слова нашел 
К ногам сложил успех.

-Тебе победы все мои-
Я покорен тобой,
-Ты их, пожалуйста, возьми
А мне пора домой.-

Забилось сердце Ангары.
И день, и ночь тоскуя.
Узнал намеренья Байкал,
И запер дочь родную.

Намаявшись, уснул отец,
А Ангара в ту ночь,
Освободилась, наконец,

И устремилась прочь.

Напрасно бушевал Байкал,
Скала ей в след летела,
Он дочь навеки потерял,
Ослушаться посмела.

А Ангара текла вперед
И нит
ки бус летели,
Волшебный камень упадет,
Чтобы огни горели.

Там зарождались города,
Там счастье и богатство.

Решила дочка никогда
Назад не возвращаться.

Когда увидела вдали
Того, кто всех милее,
Потоком девичьей любви
Спустилась к Енисею.

Надела бусы на себя,
Теперь не быть разлуки.
Вот так текут они любя
В согласии, без скуки.
C:\Users\Notebook\Desktop\конкурс фасад\DSC02716.JPGC:\Users\Notebook\Desktop\конкурс фасад\DSC02717.JPG

Сегодня мы рассказали о наших соседях, о народах, которые живут вокруг Байкала и его сказках. Но то, что мы успели вам рассказать - это лишь маленькая капля в бездонном море. И если вас заинтересовала наша тема, приходите к нам ещё, мы расскажем новые истории.C:\Users\Notebook\Desktop\конкурс фасад\DSC02719.JPGF:\конкурс фасад\Новая папка\DSC02812.JPG


На земле Сибирской довелось нам жить

Будем же богатством этим дорожить!

F:\конкурс фасад\Новая папка\DSC02809.JPG

Авгара бикэллу, Будьте здоровы (эвенк)


Баяртай - До свидания (бурят)


До новых встреч!!!
Трек 6

F:\Новая папка (4)\DSC_0177.jpg

10


Зимнее развлечение по мотивам сказок озера Байкала с региональным компонентом
  • Другое
Описание:

Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы - буряты, якуты, эвенки, русские, тофалары... Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские казаки...В традициях, обычаях каждого народа проявляется особенность народной культуры, которая является частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга. Не случайно, что на этой земле не было, и нет распрей между народами…

 

Тайге шуметь, Байкалу берег мыть,
Струиться солнцу в голубую вечность,

А маленьким читателям прочесть
Байкальских сказок ожерелье…

Автор Красивых Ольга Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 38211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓