------------------------------------------------------------------------------
……………………………………….ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
ДИДАКТИКА
К. П. Кравченко
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРОССВОРДЫ,
ЧАЙНВОРДЫ, ГОЛОВОЛОМКИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача
Найдите
два музыкальных инструмента, названия которых начинаются с одной и той же
буквы.
|
|
|
|
Задача
Племянники Дональда
дают концерт. Они
сыграли множество
разных нот, но не повторили лишь одну из них. Найдите её!
|
|
УРОК ИЗО
Особенности обучения
школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»
Формирование
средствами искусства
эстетической позиции в любой сфере жизни
Суть эстетического
воспитания
состоит в том, чтобы утверждать
добро как прекрасное.
Б.М. Неменский
Модель
системы эстетического воспитания школьников средствами искусства имеет
двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня
заключаются в определении стратегических целей эстетического воспитания
средствами искусства. Главная задача при создании художественно-эстетической
среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти
свой творческий путь.
Эстетическая
среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную
составляющие, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить
самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже
требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная
среда — художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы
ребенка. Духовная — мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими
духовными образцами искусства, такими как изобразительное искусство, дизайн,
архитектура, музыка, литература, театр, – предоставляют ребенку возможность «оживлять»
образы, одухотворять красоту. Социальная — устанавливает взаимосвязь искусства
и жизни. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин,
И.С. Якиманская утверждают, что научиться хорошо понимать и оценивать
эстетическое можно, лишь развивая творческие способности во всех областях
человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания,
собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом задачи, требующие
творческого вмешательства.
Программа
эстетического воспитания учащихся на материале искусства реализуется на личностном
уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях
эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности
превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь
безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не
видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.
Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования
у человека эстетического отношения к действительности.
|
|
Схема
Б. Неменского.
От
содержания пластического (профессионального)
к
содержанию духовному
|
|
Методы
эстетического воспитания:
разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение
эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в
искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.
Программа
художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в
сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.
В
системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных
звена — три компонента: 1) эстетическое просвещение (когнитивный
компонент); 2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент);
3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный
компонент).
Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы:
беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты
культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств,
презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок,
театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ
теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые
особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система
бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную
искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое
знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их
пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания
основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству.
Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах
практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных
направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных
постановок, кинофильмов и художественных выставок.
Борис Неменский. Подсолнушек.
1968. Костромской художественный музей
Формирование
у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная
педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения
формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников
продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При
восприятии картины они обращают внимание, прежде всего на изображенное, на ней
событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в
основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия
изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные
занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки,
конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется
конкретной ситуацией.
Основная
работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов
осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими
необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более
развитым чувством переживания прекрасного. Главное в подростковом возрасте —
это потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел
некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению
явлений окружающего мира. У подростка обнаруживается тенденция оценивать
явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, —
избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Юный человек
становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или
иным видом искусства.
Старший
школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой
мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных
эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у
старшеклассника еще более избирательно, чем у младшего подростка. Другой
особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в
самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное
творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по
формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать
примитивное ремесленничество от подлинного искусства.
Центральное
место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика
человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о
художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном
искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких
понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ,
эпитет, метафора, сравнение, колорит.
В
связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных
представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению
ими той связи, которая существует между различными видами искусства в
отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному
искусству необходимо использовать произведения литературы и музыки.
Особенно
большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время
играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого
раннего детства и не прекращается всю жизнь. Школа должна обеспечить подростку
способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке,
отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по
которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами,
является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат,
видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а
не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не
развиваются.
В
программе Б.М. Немейского основам фотографии, кино и театра посвящены занятия в
9-м классе «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет
возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно
организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной
программы.
Эстетическое
самовоспитание
Педагогические
исследования показывают, что при дефиците в среднем школьном возрасте
эстетически направленного общения впоследствии у человека надолго сохраняется
инфантилизм в эстетических оценках, суждениях, поведении. Социологическое
изучение художественных интересов подростков говорит о том, что именно у
учащихся 7–9-х классов наблюдается рост интереса к искусству. Это дает
основание считать, что в подростковом периоде необходима наиболее активная
работа по художественному воспитанию. Творчеству следует учить, надо делать то,
что В.А. Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума».
Осуществить задачи воспитания становится проще, если ребенок заинтересован в
самовоспитании. Процесс эстетического самовоспитания основывается на
сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности
детей. Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет
человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и
то, что он думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. Самовоспитание
поможет ребенку создать целостный, хотя и не лишенный определенных
противоречий, образ собственного «Я».
Один
из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает
ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая
включает:
•
«Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом
деле»;
•
«Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким
меня видят другие»;
•
«Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы
стать».
Педагогическое
руководство самовоспитанием осуществляется поэтапно, хотя и протекает не
столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает
учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ним
вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах
искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы
он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник
составляет самохарактеристику, которая позже корректируется наблюдениями
товарищей по классу и учителей (тактично, доброжелательно).
На
втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее
в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности,
какую литературу об искусстве прочитать, какие выставки и музеи посетить, какие
кинофильмы посмотреть, в какой кружок записаться и т.д., затем установить
реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.
На
третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической
деятельности и помогает организовать разумный и стабильный режим, в котором
надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста
знакомит учащихся с методами самовоспитания. Здесь главное, чтобы школьник не
столько преодолевал себя, сколько научился не сникать при неудачах. На
заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, учит
самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.
Самовоспитание
— это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом
и семейном коллективах, поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и
помощь товарищей и родителей, а последние, идя навстречу подростку и доверяя
ему, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.
Критерии
оценки эстетической воспитанности
Эстетическая
культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития
чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:
•
эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное
и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни,
природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность
управлять своими чувствами;
• знание и
понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности,
художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения,
связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
• наличие
эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения
искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;
•
овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и
чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
• степень
развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению
мира;
• практическое
участие в создании прекрасного в жизни;
•
потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы
красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.
Названные
компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической
воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического
воспитания школьников.
Воспитание толерантности
на уроках изобразительного искусства
На наш
взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры
толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы,
необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия
ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам,
идея диалога и взаимопонимания, поиск компромиссов и пр. Толерантность — это
способность принимать, понимать, признавать другое, не свое, быть терпимым к
чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостаткам.
Толерантность — это человеческая добродетель, включающая в себя терпимость к
различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность
иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же
время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная
жизненная позиция на основе признания иного.
Именно
идеи толерантности лежат в основе программы «Изобразительное искусство и
художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Эта линия программы
выражается в основном авторском принципе построения содержания программы — «От
родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного очага культуры —
в огромный разноречивый мир духовных представлений. Диалог, а вернее,
многоголосье культур человечества заложены в основу программы. Это и ее
содержание, и метод.
Для
утверждения принципов толерантности в программе используются следующие методы.
Метод
диалогичности. В основе
педагогической деятельности учителя должны быть живой смысл и живое общение на
основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по
себе, а как путь — не просто к пониманию, но к толерантному взаимодействию.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и
ученика, сущность которого сводится к созданию оптимальных условий для
формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности,
исключает фактор боязни неправильного ответа. Учитель и ученик — собеседники.
Учитель
искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.
Ученик
должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись,
конструкция), и в слове. И. Репин, А. Бенуа, В. Кандинский,
К. Малевич, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, Н. Рерих, Ю. Пименов, Е.
Кибрик и многие другие известные художники оставили прекрасные литературные
произведения. Мы готовим не мастерового, а личность — умеющую и мыслящую.
Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, понятную
собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам
мышления и выражения и в словесной речи, и в изобразительном языке. Именно
поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний.
Понимание
искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные
словесные образы детей, наивные ассоциации — бесценный материал для учителя. Не
насмешка, а развитие: поддержать зарождающийся интерес к сравнениям,
самостоятельному мышлению. Не просто слова, но слова, которые должны
активизировать потребность и способность вглядывания. Промежуточным и очень
существенным переходом от узнавания («что?») к пониманию («зачем?») является
поиск ответа на вопрос «какой?». Какое это дерево (человек, колорит, рисунок)
по настроению, по отношению к изображаемому? А дальше ответ на вопрос: какая
цель была у автора?
Метод
сравнений помогает педагогу
постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в
глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный
подход связан со становлением человеческого отношения к другому, что
предполагает толерантное, соучастное отношение на основе диалога. Этот метод
применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных
материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной и
той же задачи. Такой подход поможет уйти от стереотипности, разовьет интерес к
поисковой работе. В восприятии произведений искусства также имеет смысл
показать несколько возможностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет
можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение даст возможность
глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод
сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию
самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению.
Метод
коллективных и групповых работ имеет
огромное значение в воспитании толерантных отношений. Проблема культуры общения
— одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что
мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы
не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению
друг к другу, что очень непросто. Научиться этому в процессе общего дела
помогут коллективные работы, которые позволят каждому ребенку соответственно
его возрастным особенностям принять посильное участие в совместном деле.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н.В.Кучина,
учитель
изобразительного искусства, МОУ СОШ №3, города Фурманова
|
|
Жизнь и творчество великих
художников родного края.
Любовь к родному краю, знание
его истории - основа, на которой
и может существовать рост
духовной культуры всего общества
Тема «Жизнь и
творчество великих художников родного края»
Оборудование урока:
Для учителя:
Зрительный ряд: репродукции картин пейзажей и
портретов художников – И.И. Левитана, В. П. Журавлева, О.В. Журавлева,
Ю.М. Кочнева.
Музыкальный ряд: магнитофон, Вивальди «Времена
года»
Литературный ряд: стихи русских поэтов о природе
Для учащихся: тетрадь, ручка, карандаши,
фломастеры
|
|
Ход урока
1.Организационный
момент. - Добрый день, дорогие ребята! Пусть этот день, как и занятие будет для
нас добрым и полезным.
2. Новая тема.
Эмоциональный
настрой.
На фоне первого
слайда звучит стихотворение.
Города старинные
К солнышку лицом
Для России стали
Золотым кольцом.
На слайде Золотое
кольцо России
Введение в тему
урока
Учитель: А кто
знает что – либо про Золотое кольцо России?
Ученик: В Золотое
кольцо России входят древнерусские города.
Учитель: А какие
это города?
Ученики:
перечисляют города
Учитель: А вы
любите путешествовать?
Ученики: Да
УУД ( на уроках в
4классе окружающий мир есть такая тема)
Учитель: -
Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России.
Хотите сегодня совершить путешествие?
Ученики: Да, я
очень хочу.
Учитель: Среди
бескрайних полей, живописных лесов и чистых рек много веков радует глаз
жемчужины куполов православных храмов, синих как небо и золотисто-желтых как
пшеница. Именно с постройки монастырей, церквей и храмов зарождались в 10 и 11
веках первые города на территории Руси, которые сейчас величаются как города
Золотого кольца России.
Учитель: Давайте
совершим по нему заочное путешествие. Но сегодня на уроке мы успеем посетить
только некоторые из городов.
Заочная экскурсия
Учитель: Мы
отправляемся в путешествие.
Счастливого пути!
Учитель:Назовите,
какой город, входящий в Золотое кольцо России расположен недалеко от нас?
Ученики: Плёс,
Иваново, Кострома
Учитель: Молодцы!
Учитель: Есть
один город, который стоит на Волге.
Ученик: Плёс
Учитель: Сегодня нам не обойтись без помощников
– экскурсоводов
Проблема занятия
А знаем ли мы
художников родного края?
Ученик-
экскурсовод 1: Здравствуйте, дорогие пассажиры.
Чем знаменит
город?
Ученик:
Плёс – это город
художников.
Ученик-экскурсовод
2 Особенно
любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
В городе открыт
музей И.И.Левитана.
Познакомить с
творчеством художника И.И.Левитана.
Исаак Ильич
Левитан родился в 1861году. Детские годы были голодными и безрадостными. Семья
жила в убогой квартире, которая находилась на чердаке под самой крышей. Отсюда
Исаак Ильич любил наблюдать закат. Забравшись на подоконник, он долго смотрел,
как садится солнце, как на город спускается ночь.
Больше других
времён года Левитан любил весну и лето. Мальчик из молчаливого и грустного
ребёнка превращался в радостного непоседу. Он убегал за город, бродил по лесам
любовался природой, запоминал всё, что в ней происходит, и позже выразил это в
картинах.
И.И. Левитан с
детства решил стать художником, поэтому он поступил в Школу живописи, ваяния и
зодчества. Учителем Левитана был художник А.К.Саврасов.
Демонстрация
слайдов с картинами художника.
Ученик - экскурсовод
3: Затем наш путь лежит в город Фурманов, который
также входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
Учитель: Наш город тоже знаменит художниками. Может кто - то из вас
назовёт их?
Ученики: Журавлёв
Виталий Павлович.
Ученик-Экскурсовод 3
Виталий Павлович
Журавлев родился в г. Фурманов Ивановской области 22 февраля 1957 года.
Первоначальные знания в рисовании он получил в изокружке Дома пионеров,
руководимом Н.И. Дроздовым. В 1976 году Виталий окончил Ярославское
художественное училище, в 1985 году - художественно-графический факультет
Костромского педагогического института. C 1980 года он постоянный участник
областных, региональных, республиканских выставок Союза Художников. Основными
жанрами творческой деятельности являются пейзаж и портрет. Произведения
художника находятся в музеях области и частных коллекциях в России и за ее
пределами. Член союза художников России.
Экскурсовод
4.
А мне бы
хотелось познакомить вас с Олегом Витальевичем Журавлевым – это
молодой, талантливый художник. Родился в 1981 году в городе Фурманове
Ивановской области в семье художника-графика Виталия Павловича Журавлева.
Получил художественное образование в Ивановском областном художественном
училище имени М.И. Малютина, а затем – в Московском Государственном
Академическом художественном институте имени В.И. Сурикова на факультете
живописи.
Художник является членом Творческого союза художников России, Профессионального
союза художников России, куратором персональных выставок в России и за рубежом
и крупных всероссийских и международных выставочных проектов во Франции,
Болгарии, Италии, Македонии, Бельгии.
Работы художника хранятся в Музее пейзажа города Плеса, Университете Управления
Правительства Москвы, в российских и зарубежных частных коллекциях.
Познакомить что
такое пленэр.
Ежегодно в течение недели в августе месяце на улицах Фурманова и его окрестностей можно
увидеть группу работающих художников. Приглядевшись, среди них можно было
узнать известных фурмановских художников, например, Николая Шарыкина или Олега Журавлева,
но встречаются и незнакомые лица. Это работает на фурмановской земле пленэр.
Физкультминутка
Экскурсовод
4:
Из
Фурманова мы отправляемся в Иваново –
областной город.
Представляем
вашему вниманию картины ивановского художника Кочнева Юрия Михайловича
В 1959
г. поступил на факультет рисунка и живописи Ц.Д.Н.Т. имени Крупской. В 1964
г. закончил с отличием учебу на факультете и поступил работать художником
оформителем на Тейковский хлопчатобумажный комбинат. Позднее работал на этом же
предприятии инженером по эстетике производства, руководил художественно -
оформительской мастерской предприятия. Совмещал работу на предприятии с
преподаванием эстетики в одном из училищ города. Руководил детской
художественной студией города и киностудией хлопчатобумажного комбината. Работы
художника были представлены на многочисленных выставках различных городов.
Персональные выставки художника проходили в родном городе Тейково, Иванове и
Плесе. Любимый жанр художника - пейзаж, любимые материалы - масло и пастель.
Юрий Кочнев пишет
преимущественно пейзажи средней полосы России, а именно Ивановской области
входящей в состав известного "Золотого кольца". Большое количество
этюдов сделано в монастырях Ивановского края: Свято-Николо-Шартомском,
Дуниловском монастыре, на реке Теза, в монастыре села Доронино. Серия этюдов
сделана в селе Стебачево на реке Нерль, в храме которого вели службу предки
поэтессы Марины Цветаевой.
3.Заканчивая
нашу экскурсию, мне хочется прочитать стихотворение
Михаила Дудина
Нынче осень, как поздняя слава,
Ненадежна и так хороша!
Светит солнце весеннего сплава,
За холмы уходить не спеша.
А по кромке озерной у леса
Зеленеют в воде камыши.
И под тенью густого навеса
Тишина и покой. Ни души.
Учитель: а в
заключении предлагаю вам красочно оформить буклет о нашем путешествии.
Рефлексия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.А.Лобова,
учитель музыки,
МОУ СОШ №10, города Фурманова
|
|
|
|
|
|
Русская каша – сила наша
Действующие лица:
Хозяйка (она же мама)
Иван – сын хозяйки
Даша – дочь хозяйки
Сорока
Бабка
|
|
Фольклорный праздник
Хозяйка (надевает нарядный фартук)
«Щи да каша – пища наша». -
Недаром так в народе говорят
Кашу с удовольствием русские люди едят.
Вкусна, сытна, полезна,
Помогает от болезней,
Силы придает, к здоровью ведет.
Особенно нужна для детей.
Готовится без затей,
Лобова Анжелика
Алексеевна
Но помогает быстро расти.
И здоровый дух в здоровом теле обрести.
Не знали этого Даша с Иваном,
Часто спорили из-за этого с мамой.
Мама (она же хозяйка).
Дети, надо в школу
торопиться,
На столе вкусная каша
дымится
Иван.
Каша, каша – не хочу,
Лучше «Сникерс» проглочу.
Даша.
А меня зовут Даша.
Я тоже не хочу каши.
Мне бы на завтрак шоколадку, мармеладку.
Разные сладости...
Больше нет для меня радости.
Мама. Ах вы, глупенькие мои,
Неразумненькие мои,
Кушайте кашу, кушайте,
Да нравоучительную сказочку слушайте…
Хозяйка. Давно это было. Жили-были дедушка и
бабушка, и жила с ними любимая их внучка Дашенька. Всем хороша девочка: и
помощница, и рукодельница, да вот только плохо ела. Оттого, наверное, была
бледненькая и худенькая.
Как-то в холодные осенние дни
заболела Дашенька, слегла в постель. Губки посинели, щечки впали, бледный
румянец и тот исчез. Горюют бабушка с дедушкой. Чем помочь внученьке, «солнышку»
своему?
А тут пришла соседка тетя Нюра, навестить
больную. Многих людей она из болезни вытащила. Увидела и сразу поняла, что
Дашеньке поможет, и говорит: «Свари-ка ты, соседка, в русской печке кашу –
рассыпчатую, вкусную, душистую. Да маслицем полей. Пусть внученька ваша поест и
увидишь, что каша творит чудеса. Ведь в каше вся сила».
Выслушала бабушка соседку. Заставила деда
печку пожарче истопить, а сама крупу перебрала, помыла, заложила в чугунок. А
из чугунка такой дух пошел, каша пеночкой румяной затянулась.
- Внученька,- говорит бабушка,- вставай,
иди к столу, каши покушай, а то уж совсем ослабла.
- Да я и правда хочу кушать, бабушка, -
сказала внучка.
Съела внучка одну ложку каши – сила в
руках появилась. Съела вторую- губки заалели, съела третью- глазки засветились
и румянец на щечках появился. А как съела всю кашу, встала на ножки и говорит:
- Да ведь я совсем здорова, бабушка.
Спасибо тебе за кашу целебную и тете Нюре за добрый совет. Пойду с подружками
погуляю.
С тех пор, стала Даша хорошо кушать, а
особенно кашу полюбила. А бабушка, если Дашенька вдруг откажется от еды,
нет-нет да скажет: «Ешь каши больше. Кто каши не ест, у того силы нет».
Так и повелось у нас в русском народе
говорить :! «Каша- сила наша».
Хозяйка: Я надеюсь, вы поняли, Ваня и Даша, Как
важно для здоровья есть по утрам кашу.
Ваня и Даша. Поняли. Согласны.
Даша. Я сейчас съем целую тарелку,
И буду бегать, целый
день, как белка.
Ваня. И я буду есть кашу не мало,
И пойдет обо мне, как
о силаче, слава.
Хозяйка.
Ну вот и хорошо,
я очень рада, что мнение о каше у вас изменилось.
Как
появилась каша на нашем столе? Кто из нас хоть раз в жизни каши не попробовал?
Праматерью хлеба величают ее в народе. Рассказывают, что варил как-то
древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше,
чем
положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругали нерадивого
кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось.
Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб. Отсюда и
русская пословица: «Каша — мать наша».
На
Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она
являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей.
У русичей существовал обычай при
заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать
ее в знак примирения. Кстати, отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (если
не получалось договориться с врагом).
Без
каши не обходились на Руси рождественские праздники, крестины, родины,
похороны и многие другие события в жизни народа.
С
детства нам знакома добрая Сорока - белобока, которая кашу варила и малых деток
кормила.
Сорока (выходит из-за ширмы).
Это кто про меня вспомнил? А-а, ребята! Здравствуйте! Люблю для вас, детушки,
кашку варить, да сытно и вкусно вас кормить. А знаете ли вы, ребятушки, без
чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки.
Что всегда поверх каши лежит? (Масло)
Не едят меня одну, и без меня ничего не
едят. (Соль)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко)
Я бел, как снег,
В чести у всех
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар)
Молодцы,
ребята, все назвали. А теперь мне пора — пойду кашку вам сварю, печка-то уже
готова.
Хозяйка. Спасибо Сороке за загадки, но не только
эти продукты в кашу идут. Проведу – ка я для вас игру. Я буду называть
продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да»,
а на те, которые не идут для каши — «Нет».
Игра с залом
Сорока - белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток
накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко... (Да)
Куриное яйцо... (Нет)
Крупа манная... (Да)
Капуста кочанная... (Нет)
Соленый огурец... (Нет)
Мясной холодец... (Нет)
Сахар да соль... (Да)
Белую фасоль... (Нет)
Масло топленное... (Да)
Рыбка соленая... (Нет)
Лавровый лист... (Нет)
Китайский рис... (Да)
Чернослив и изюм... (Да)
Шоколадный лукум...
(Нет)
Перец болгарский... (Нет)
Соус татарский... (Нет)
Клубничное варенье... (Да)
Бисквитное
печенье... (Нет)
Молодцы, ребята! Вот такие продукты
сочетаются с крупой. А какие крупы вы знаете? [Ответы детей.)
А теперь мои загадки,
Все они играют в
прятки.
Крупу в них
отгадайте.
Кто вспомнил —
называйте,
А узнав ответ,
погляжу,
Что-нибудь
интересненькое о крупе расскажу.
1.
Эта каша витаминов полна,
Хоть на вид она черна. (Гречневая)
Одна старинная русская песня
рассказывает...
У
одного царя родилась дочь красы неописуемой. Долго думал царь, как назвать
дочь и решил: выйду на перекресток и у первой встречной путницы спрошу имя.
Так и назову свою дочь. Сказано сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И
царская дочь тоже получила имя Крупеничка.
Когда
она выросла, напали на страну враги и увезли красавицу в плен. Только умерла
она на чужбине от тоски по родному краю и, обернувшись зернышком, возвратилась
домой. Подружки закопали Крупеничку в родную землю. С тех мор, что ни год, на
этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, который рождал зернышки
темные, как волосы девушки.
В
память о красавице народ назвал зерна «крупеничкой». А еще у зернышек было имя
«черный рис». И, наконец, прозвали темные зернышки «греческой травой», а короче
«гречихой». И вовсе не потому, что это растение родом из Греции. Точно
известно, что родом она с юга. А про все южное в те времена говорили —
«греческое».
Круиеничку не забыли на родной
земле. Каждый год 26 июня — крестьяне в деревне угощали друг друга и гостей
гречневой кашей, и с песней про Крупеничку отправлялись в поле сеять гречиху в
надежде, что
разбуженная песней девушка поможет им
вырастить добрый урожай черного зерна.
2. Ее любят маленькие
дети,
Сама вкусная на свете. (Манная)
Казалось бы, что может быть
проще манной каши. Но фантазия и мастерство русских кулинаров превратили и
это прозаическое блюдо в подлинный шедевр.
Все началось с того, что графа
Гурьева пригласил отобедать майор Юрисовский. После обеда была подана очень
красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав ее, граф был приятно
удивлен и велел пригласить повара. Когда тот явился, гость обнял его и
расцеловал. Такой вкусной каши Гурьев не ел никогда. Вскоре этот повар стал
работать у Гурьева. И кого он только не потчевал удивительной кашей и у всех
она вызывала восхищение. Постепенно кашу научились готовить во многих знатных
домах, А позже в кулинарных книгах она звалась «Гурьевской». Хотя имя
действительного изобретателя незаслуженно забыто. А звали его Захар Кузьмин, и
придумал он кашу поистине чудесную.
2.
Называют
ее кашей красоты.
Полюби ее и ты. (Овсяная)
Это
может показаться удивительным, но все то, что необходимо нашему организму,
находится в овсяной каше. А если утром съесть ее натощак, она поможет
взбодриться после сна.
Кто
хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде.
Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими,
укрепляются кости и еще много-много можно сказать о достоинствах овсяной каши.
4. Белые зернышки во рту
тают,
О Китае
вспоминают, (Рис)
В
некоторых странах, как Индия, Китай, Корея, Япония, в основном питаются рисом.
Он для них, что для нас, русских, хлеб.
О
рисе сложено немало легенд. И в одной легенде рассказывается, как он появился
на земле. В некотором царстве, в некотором государстве жил храбрый юноша. Решил
однажды юноша отправиться в гости на небо. Там он увидел семена риса,
сушившиеся на солнце. Удивился юноша - на земле таких не было и зашел он в дом
к Богу. Тот стал потчевать гостя яствами из риса. Юноше так угощение
понравилось, что возвращаясь домой на землю он взял с собой горсть светлых
зерен. Однако духи, которые охраняли вход в небесное царство, отобрали их: это,
мол, пища богов, и людям ее есть не полагается.
сушились на солнце.
И несколько зерен застряло между пальцами. Так рис очутился на земле.
А
еще в легенде говорится, что люди, которые ели его вволю становились умными и
сильными, как боги.
Легенда легендой, а на самом деле
родина риса — Индия.
5. Разваренные
крупинки
Сверкают, словно жемчуга.
Эта каша любимая моя. (Перловая)
На
самом деле эту кашу особенно любил царь Петр I.
А почему «перловая»? «Перл» с французского языка означает жемчуг. А что общего
у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то
разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое
название у вкусной каши из ячменной крупы.
6. Мелкие
зернышки
Напоминают
солнышко.
Желто в горшке,
Сытно в брюшке. (Пшено)
Широко
славилась пшенная каша на Руси. Изготовлялась она из проса и готовилась
повсеместно, Жаль, что сейчас пшено не пользуется спросом как раньше. А ведь
когда-то чугунок с кашей, «сотворенной» в русской печи, ставили на стол как
угощение — для взрослых и детей. А уж как смекалист был русский народ.
Разве не про пшенную кашу говорится в сказке «Каша из топора»? (Чтение
сказки «Каша из топора».)
Хозяйка.
Тот, кто
полагает, что угостить гостя дорогого кашей стыдно, заблуждается. Каша исстари
была после щей вторым по авторитету блюдом на русском столе. «Щи да каша —
пища наша» — гласит русская пословица, и даже иностранный гость, приехав в
нашу страну, не откажется от русской кашки. Только российские кашевары все же
любят кормить своих людей,, а особенно тех, кто работает в полях.
Дети-зрители читают стихотворение.
Жил в колхозе поживал
Знатный повар-кашевар.
Мастер это был большой:
Стряпал с толком и душой.
Про умельца-кашевара
Всюду слава кочевала,
И на днях к нему в село
Приглашение пришло.
Да откуда — из Москвы!
Да почтительно - на Вы!
Приглашал - да как речисто –
Сам директор Интуриста
На работу в ресторан
Для гостей из разных стран:
Пуст ь, отведав
вашей каши,
Смотрят люди
веселей,
Прославляют каши ваши:
«Это пища королей!»
«Мой поклон и уваженье, -
Кашевар в ответ ему, -
Только ваше предложенье,
Уж простите, не приму.
Я скажу не так речисто,
Но - опять прошу простить —
Вам важнее интуристы,
Мне роднее трактористы:
Тех, кто славно поработал,
Надо славно угостить».
В небе жаворонок кружит.
Ночь ушла. Костер потух.
С ветерком рассветным дружит
Каши пшенной пышный дух.
Ай, да каша! Вот, попробуй,
Только маслицем полей
Эта пища хлеборобов
Не каких-то королей! (С.
Погореловский)
Хозяйка. А кто рискнет сказать такую скороговорку
…
Угощает Пашу Маша
- Кушай, кушай кашу Паша
После каши простоквашу
Станешь крепче, станешь краше.
Дети говорят
скороговорку, лучшие — получают сувениры - каши быстрого приготовления в пакетиках.
Хозяйка. Да, что только не говорят про кашу.
Гимн каше
Если в беспорядке мысли ваши
Если в голове у вас сумбур
Говорят: В голове у вас — каша!
Только это, друзья, чересчур.
Ведь согласитесь-ка, ребята.
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата,
Что бестолкова голова?
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять...
Говорят, что во рту у вас — каша!
Обвиняют бедняжку опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив.
Если порвались ботинки ваши
И в дыре нога уже видна,
Говорят: «Башмаки просят каши»,
Значит вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость,
Ведь в том не каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь!
Не верьте в разные обманки,
Нет ничего прекрасней манки!
Развеять эти мифы каждый будет рад.
Каша — это то, что на столе дымится
И испускает вкусный аромат.
(Михаил Першин)
Хозяйка. А сейчас игра для вас
Угадай крупу у нас.
Игра «Угадай крупу»
Крупа разложена по
тарелкам. Ведущая показывает крупу - дети называют.
Игра «Угадай крупу на ощупь» Крупа разложена по тарелкам. Нужно угадать крупу
на ощупь.
Игра «Разберем крупу» Детям ведущая раздает тарелки со смешанной крупой (гречка, рис, перловая). На
слова..,
Приехала к
бабушке Маша,
Сварила ей
бабушка кашу.
«Садись,
гостья желанная,
Остынет каша
манная.
Каша сладкая
с пескам
Да с душистым
молоком!
На-ка ложку,
Маша,
Ешь скорее кашу!»
... на
последние сказанные слова ведущая смотрит в тарелки детей. Кто
больше и лучше разобрал крупу - выигрывает.
Хозяйка. Сколько примет у русского народа связано с
кашей. (Со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром», женщина вынимает
кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок, в котором она варилась.) Нет
большего несчастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже,
горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед. Но
и это не все. Если каша получилась красная, хорошо
разваренная — быть семье счастливой в
новом году с хорошим урожаем. Бледный цвет каши — предвестник несчастий для семьи.
На
каше и гадали, особенно о будущем урожае. В канун Рождества, когда ели кутью,
хозяин дома, зачерпнув полную ложку каши, швырял ее под потолок: чем больше
зерен прилипнет к потолку, тем богаче урожай будет в Новом году.
А уж
сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о каше.
Густая каша семьи не
разгонит. Нет щей, так каши больше лей. Кашу есть — зубов не надо. Горе наше,
что без масла каша. Кашу маслом не испортишь. Хороша кашка, да мала чашка. Кашу
ешь, а ножом не режь.
Каша
была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и
назывался «кашей».
«Без каши свадьбы не сыграть»
(кукольный спектакль)
Ведущая. Жил-был царь в Тридевятом царстве.
Дочь у него была не
очень прекрасной.
Да к тому же
капризной ужасно.
Ничего-то она не
хотела
И царю «отвязаться»
от нее велела.
Призадумался царь.
Царь. Принцессе замуж пора,
Может принц какой-нибудь
Уведет ее со двора.
Ведущая. Но пристально взглянув на дочь,
Сказал..
Царь. Прыщавая, тощая, злая,
Кому нужна такая?
(Появляется принцесса.)
Разве только Иван-дурак на нее
позарится,
Он в хозяйстве со всеми делами
справится,
Есть принцессу заставит,
Так, глядишь красоту она свою
поправит.
Принцесса. Ах, папенька, оставьте меня.
Разве Иван с такой задачей
справится?
Думаешь его еда мне понравится?
Царь. Иван среди народа живет,
Девичьи капризы знает наперед.
Знает как тебе угодить
И чем тебя угостить
(Появляется Иван)
А вот и наш Иван – дурак,
Все сделает отлично,
Сама увидишь как.
Иван. А что же, светлость ваша,
Наварю - ка я вам каши
Маслянистой, душистой да
разваристой.
Сварю кашу овсяную
Сделает она принцессу румяною.
Отведав ее
Познаешь русскую кухню поближе,
Попробуешь, принцесса,
Пальчики оближешь!
Царь. Ну что ж, Иван, свари нам каши.
Хочу поглядеть на
дела ваши.
Ведущая. Вскипятил Иван молока,
Всыпал овсянки, соли
да песка,
Маслом топленым
заправил
И на царский стол
отправил.
Отведав каши —
Постройнела принцесса
наша.
Наевшись — к зеркалу
отправилась —
Глядь, а от прыщей-то
она избавилась.
Царь. Вот так чудо Иван сотворил,
Дочь мою в красавицу превратил.
Иван, проси награду.
Иван. Мне, ваша светлость, ничего не надо
На принцессу положил я глаз,
Да, понятно, царская дочь не про
нас.
Принцесса. Батюшка царь, ты кашу кушай,
И меня послушай.
Стала я красавицей благодаря
Ивану,
Теперь я его женой стану.
Кашу научусь варить,
Буду наших деток кормить.
Ведущая. Свадьбу вскоре сыграли,
Гостей овсяной кашей
угощали.
Вкусной сказке конец,
А кто слушал — молодец!
Хозяйка. Ну, кажется, все сегодня о каше
сказали.
Бабка (появляется из-за ширмы).
Все, да вот не все. Молодцы, ребята, что о
каше разговор вели. Я сидела в сторонке и все слышала. Но одно вы не сказали,
чтобы кашу сварить нужно знать некоторые кулинарные секреты. Я так и быть поделюсь
с вами — уж сколько каш я переварила на своем веку!
Крупу сначала перебрать и помыть,
Медленно в кипящую воду опустить.
Сверху вниз ложкой помешать,
Сильно кипеть ей не давать.
А как сварится — на стол подавать.
Наша знакомая Сорока
Каши гостям наварила —
Хозяйка, что у нас в печи —
Все на стол неси.
Хозяйка. Пока мы о каше говорили
Печь и огонь чудо сотворили.
Крупа с водой и
маслом соединилась,
Вкусная каша
получилась.
Чудесный дух
испускает
К трапезе приглашает.
У меня в печи каша
необычная,
Не белая, не
коричневая.
Как солнышко желта,
Как мед сладка
Из тыквы с рисом
каша,
Пусть порадуется душа
ваша.
И не только угощу,
Рецепт свой подарю.
Удалась каша на славу,
В печке томилась,
Румянцем покрылась.
Каждое зернышко
разварилось,
Жаром огня
обогатилось.
Хозяйка угощает гостей кашей, помощники
раздают рецепты.
Хозяйка. Угостили кашей всех,
Пусть в учебе будет
успех.
Здоровье пусть не
подведет
На соревнованиях к
победе приведет.
Кашу похвалите.
Хозяйкам «спасибо» скажите!
М.А.Тихонова,
учитель изобразительного
искусства, МОУ СОШ №7, города Фурманова
|
|
Урок "Искусство
Городца. Истоки и современное развитие промысла"
Тема: Вариации по мотивам городецкой росписи.
Тип
урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма
работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.
Уровень: репродуктивный.
Триединая цель урока:
- Обучающий аспект: познакомить с городецкой
росписью как одним из видов народного творчества.
- Развивающий аспект: формировать специальные
графические умения и навыки кистевой росписи.
- Воспитывающий аспект: воспитывать любовь и
уважение к народному искусству.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения и
своеобразием городецкого искусства.
- Учить выполнять роспись в традициях Городца.
- Настраивать детей на праздничное, радостное
восприятие красочных произведений народного искусства.
Материалы:
альбомный лист, краски.
Инструменты:
кисти, палитра.
Зрительный ряд:
компьютерная презентация (Приложение 1).
Музыкальный
ряд: русские народные мелодии.
Структура и хронометраж урока:
- Организация начала урока. (1 мин.)
- Сообщение целей урока и его задач. (2 мин.)
- Изучение новых знаний, необходимых для
формирования умений. (10 мин.)
- Физкультминутка. (1 мин.)
- Формирование, закрепление первичных
умений. (5 мин.)
- Творческое применение знаний и умений. (20
мин.)
- Итог урока. (1 мин.)
ХОД
УРОКА:
1. Музыкальный эпиграф
Проверка наличия материалов.
2. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с
нарядным, праздничным искусством Городца и попробуем себя в роли
городецких мастеров- живописцев.
Порадуйте друг друга и гостей наших рассказом
о чуде, имя которому – Городецкая роспись.
3. Купцы
дорогие,
(слайд 1)
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Компьютерная презентация, 1
часть. (слайды 2-8)
Наши доски
расписные,
(слайд
9, детские работы)
Посмотрите-ка какие!
Всё хотим вам показать
И подробно описать.
Компьютерная презентация, 2
часть. (слайды 9-14)
(слайды
15-19)
4. Физкультминутка.
5. Приёмы Городецкой росписи (цветы).
Композиция.
6. Практическая работа. Составление композиции
по мотивам Городецкой росписи.
(Раздаточный материал с композиционными
схемами и видами Городецких цветов).
- Итог. Выставка детских работ.
- Современное развитие промысла.
Компьютерная презентация, 3
часть. (слайды
20-23), музыка.
Приложение
Сценарий презентации
№ слайда
|
Текст
|
1
|
Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
|
2
|
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего
Новгорода, раскинулось Большое село Городец, основанное еще в 12 веке.
Большинство
окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Особенно
много было плотников и резчиков по дереву. В народе даже говорили, что «лес
заволжанина кормит».
|
3
|
Много ремесленников было
занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью
пользовались городецкие прялки.
|
4
|
Их с удовольствием покупали благодаря
забавным расписным картинкам на донце.
|
5
|
Со временем подобной росписью стали
украшать не только крестьянские прялки, но и многие другие предметы
деревенского быта
|
6
|
Раньше
городецкая роспись делалась яичными красками (темперой), которые наносились
на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с
преобладанием синих, красных, белых и черных цветов.
|
7
|
Расцвет городецкой живописи падает на 1870
-1880 годы. В конце 19 века в декоративном искусстве Городца стали заметны
признаки упадка. Прядильные и ткацкие машины вытеснили нехитрые орудия
деревенской пряхи. И у городецких мастеров не стало главных «полотен» для их
живописного мастерства.
|
8
|
Проверим наши знания
|
9
|
Наши доски расписные,
Посмотрите-ка какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
|
10
|
Роспись, которая зародилась в Городце,
трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие.
|
11
|
Ни одно городецкое изделие не обходится без
пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. Композиции
из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию…
|
12
|
…или дополнять сюжетное изображение.
|
13
|
Сюжетность – другая
важная отличительная черта городецкой росписи
|
14
|
Мастера изображают прогулки кавалеров с
дамами, лихих всадников,
гарцующих на конях, сцены чаепития и
множество других сцен из народного быта.
|
15
|
Еще одной особенностью Городецкой
живописи является её многослойность.
|
16
|
В наши дни мастера перешли на масляную
краску, сильно расширили цветовую гамму. Мастер пишет красками сразу по
чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки
контура.
Сначала мастер крупной кистью делает замалевок
— цветные пятна округлой формы.
Из них и составляется композиция
росписи.
|
17
|
Затем, работая мелкими кистями, он
усложняет форму. Например, у цветка делает серединку и
дужки лепестков.
Завершается работа белой оживкой в
виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые
придают цветам неповторимый вид.
|
18
|
Так из замалёвка в виде круга рождаются
многообразие городецких цветов.
|
19
|
Проверим наши знания.
|
20
|
Современные художники, как и прежде,
расписывают всевозможные деревянные изделия. Это — декоративные панно, ларцы,
шкатулки, игрушки, детская мебель.
А также разнообразные комплекты для
кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки.
|
21
|
Городецкие мотивы можно встретить в
оформлении книг.
|
22
|
Своеобразие городецкой росписи получило
дальнейшее развитие в замечательных рисунках художника - иллюстратора
Татьяны Мавриной.
|
23
|
Сказочные, летящие как птицы, кони,
волшебные цветы и сцены из обычной жизни – всё у городецких мастеров выглядит
радостно и празднично!
|
В прошлом учебном году Лобова А.А. и Кучина
Н.В. посетили курсы учителей ИЗО, МХК, музыки по программе
На фото: работа
творческой группы на курсах.
|
|
«ФГОС и его реализация
в предметной области «Искусство».
На курсах рассмотривались такие вопросы, как «новая
идеология образования и Федеральный государственный образовательный стандарт»,
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России и воспитательная практика», «Фундаментальное ядро образовательной
области «Искусство» в школе: искусство и эстетическое воспитание, язык
искусства, художественное мышление и художественный способ воссоздания мира»,
«Разработка уроков с использованием новых педагогических технологий:
современные тенденции, образовательные маршруты, учебно-методическое
сопровождение. Метапредметность: дидактические принципы, условия реализации.
Формирование универсальных учебных действий», «Интернет-ресурсы учителю
искусства», «Краеведение. Образовательная область «Искусство» и другие.
На уроках
Выступление на МО учителей изобразительного искусства
и музыки
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.