- 02.10.2020
- 263
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации
Занятие может проводиться как отдельное мероприятие, а также может быть включено в программу психологического сопровождения выпускников в период подготовки и участия в итоговой аттестации.
Цели:
· Развитие навыков саморегуляции и самопрезентации, актуализация внутренних ресурсов обучающихся для регуляции психоэмоционального состояния, формирование жизненной стратегии через проживание эмоционального опыта.
· Обучающие цели - способствовать пониманию учащимися приемов саморегуляции как основы психологической устойчивости, способствовать расширению представлений о способах использования внутренних ресурсов;
· Развивающие цели – способствовать развитию адекватной самооценки, мотивации достижения успеха через освоение способов и приемов самопрезентации, рефлексии и обратной связи;
· Воспитательные цели – способствовать формированию жизненной стратегии в конкурсно - кризисных ситуациях через развитие навыков уверенного поведения.
Материалы и оборудование: магнитофон, музыка для релаксации, лента (3,5 м), листы формата А4, карандаши (не заточенные), ручки, карточки с заданиями, карточки “багаж”, магниты, фломастеры, магнитная доска.
Время проведения: 60 минут.
Приемы: беседа, элементы ролевой игры, психогимнастика.
Форма: тренинг.
Отбор содержания определен возрастными особенностями (актуализация умения мобилизовать свои внутренние ресурсы в стрессовых ситуациях); включение в занятие актуальных форм взаимодействия направлено на предупреждение проблем в эмоционально- волевой сфере через формирование навыка саморегуляции с одной стороны, и формированию мотивации достижения успеха с другой.
Структура занятия: актуализация внутренних ресурсов; проживание опыта (самопрезентация, поведение на экзамене); шеринг.
Количество участников: 10- 12 человек.
Ход занятия
1. Разминка: упражнение “Лента”.
2. Приветствие, упр. “Имя”.
3. Цели, правила занятия.
4. Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.
5. Упражнение “Мой ресурс”.
6. Правила поведения на экзамене или составляющие успеха.
7. “Презентация”.
8. Рефлексия.
9. Упражнение “Багаж”.
10. Шеринг.
Разминка.
Упражнение “Лента”.
Участники вместе с ведущим стоят в кругу, взявшись за руки. На плече ведущего находится лента, концы которой соединены.
Инструкция: не разнимая рук, участники должны переместить ленту с левого плеча ведущего на правое плечо, передавая от участника к участнику по кругу: каждый “проходит” через ленту.
Первый круг выполняется в свободном темпе. Следующий круг выполняется под счет: сколько участников - до стольки считает ведущий (12 участников - счет до 12).
Помогать “соратнику по плечу” разрешается. Главное условие: НЕ РАЗНИМАТЬ РУК!
Приветствие.
Упражнение “Имя”
Каждый участник называет какое-нибудь личное качество на любую из букв своего имени, любимое занятие (хобби).
Цели, правила занятия.
Ведущий поясняет цели занятия, а также сущность понятия “психологическая готовность к стрессовой ситуации”.
Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.
Каждый участник получает лист формата А4, фломастер
Инструкция: каждому из вас необходимо закончить предложенную фразу, желательно, чтобы это было одно слово.
Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска “пестрит” вариантами ответов.
Обсуждение начинается с рассмотрения полученных ответов. Возможно, ответы будут повторяться, что может свидетельствовать об общности представлений участников. Возможные варианты ответов: перенапряжение, волнение, стресс, испытание, лотерея, шаг.
Ведущий: “С какими эмоциональными переживаниями, как правило, связано такое событие как ЭКЗАМЕН?”
Возможные варианты ответов: тревога, неуверенность, страх.
Участники приходят к выводу, что доминирующими переживаниями являются негативные, что в свою очередь, не может благоприятно влиять на организацию деятельности человека.
Ведущий: “Одним из способов улучшения психоэмоционального состояния может быть использование своего внутреннего ресурса. Мы с вами уже упоминали некоторые из них – это ваши любимые занятия. Когда вы заняты любимым делом – вы в то же время отдыхаете. Внутренним ресурсом могут быть, какие- либо приятные воспоминания: об отдыхе, о друзьях, о событиях и т.д.”
Упражнение “Мой ресурс”.
Ведущий: “Сейчас вам необходимо в своей памяти оживить самые приятные воспоминания из вашей жизни, в которых вы гордились собой, радовались своим достижениям, чувствовали прилив сил.”
Звучит спокойная музыка, участники закрывают глаза и находятся наедине со своими мыслями 3-5 минут.
Ведущий: “Удалось ли каждому из вас найти дополнительный внутренний ресурс?”. Желающие могут поделиться.
Ваши внутренние ресурсы могут вам помочь мобилизовать ваши усилия, улучшить настроение, поверить в себя.
Правила поведения на экзамене, или слагаемые успеха.
В обсуждении участники приходят к выводу, что основными слагаемыми успеха на экзамене являются:
· внутреннее состояние: уверенность, спокойствие;
· внешний вид;
· поведение: речь, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, положение тела, дистанция в общении.
Упражнение “Презентация”.
Ведущий: вот и настал момент, к которому мы так долго готовились – экзамен. Для многих из вас, как мы убедились, это является источником стресса. Мы с вами уже обсуждали суть психологической подготовки к той или иной стрессовой ситуации- знание основ поведения в той или иной ситуации увеличивает ваши шансы и снижает вероятность стресса, так как вы уже приблизительно знаете каким образом вы можете себя повести. Оптимальное число “запасных” вариантов – три.
Сейчас каждый участник возьмет свой “билет”, время на подготовку – 10 минут. Затем по очереди вы будете выходить отвечать перед экзаменационной комиссией, роль которой будут выполнять остальные участники. Задача экзаменационной комиссии: внимательно слушать отвечающего, отследить его сильные и слабые стороны (поведение речь и т.д.), положительные и отрицательные моменты выступления (построение ответа). Члены комиссии вправе задать по одному вопросу.
Каждый участник берет билет (формулировка которых должна быть немного фантастичной и чистый лист для записей. Желательно, чтобы вопросы не повторялись.
После выступления всех участников проводится рефлексия: каждый участник получает обратную связь от “экзаменаторов” - свои сильные стороны, а также на что стоит обратить внимание; сравнивает свои переживания в начале “экзамена” при получении билета и после успешной защиты. Свои “новые” переживания участники могут записать рядом с теми, которые они зафиксировали в начале занятия на листе “Экзамен для меня – это …”.
Ведущий: ну вот вы и пережили такое событие как экзамен и стали еще опытнее в вопросах подготовки. Я надеюсь, что каждый из вас получил необходимую для себя информацию. У вас впереди еще много экзаменов и я уверена, что вы с такой же легкостью их пройдете.
Как правило, в дорогу принято отправляться с багажом. Лучшим багажом, на мой взгляд, являются пожелания и напутствия. Сейчас каждый из вас получит “чемодан” (лист в форме чемодана). Подпишите свой багаж. Передайте свой “багаж” соседу справа – он, в свою очередь напишет вам пожелание или совет; вы передаете по кругу “багаж” друг друга до тех пор, пока ваш “багаж” не вернется к вам.”
Участники выполняют задание.
ШЕРИНГ
Участники делятся своими переживаниями, находками, переживаниями, впечатлениями; высказывают пожелания по организации подобных занятий.
Спасибо всем за открытость, активность, за ваш опыт!
Спасибо за работу!
6 625 995 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Kolchanova Svetlana Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.