Главная / Школьному психологу / Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации

Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации

hello_html_190e626f.gifЖизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации

Разделы: Школьная психологическая служба



Занятие может проводиться как отдельное мероприятие, а также может быть включено в программу психологического сопровождения выпускников в период подготовки и участия в итоговой аттестации.

Цели:

  • Развитие навыков саморегуляции и самопрезентации, актуализация внутренних ресурсов обучающихся для регуляции психоэмоционального состояния, формирование жизненной стратегии через проживание эмоционального опыта.

  • Обучающие цели - способствовать пониманию учащимися приемов саморегуляции как основы психологической устойчивости, способствовать расширению представлений о способах использования внутренних ресурсов;

  • Развивающие цели – способствовать развитию адекватной самооценки, мотивации достижения успеха через освоение способов и приемов самопрезентации, рефлексии и обратной связи;

  • Воспитательные цели – способствовать формированию жизненной стратегии в конкурсно - кризисных ситуациях через развитие навыков уверенного поведения.

Материалы и оборудование: магнитофон, музыка для релаксации, лента (3,5 м), листы формата А4, карандаши (не заточенные), ручки, карточки с заданиями, карточки “багаж”, магниты, фломастеры, магнитная доска.

Время проведения: 60 минут.

Приемы: беседа, элементы ролевой игры, психогимнастика.

Форма: тренинг.

Отбор содержания определен возрастными особенностями (актуализация умения мобилизовать свои внутренние ресурсы в стрессовых ситуациях); включение в занятие актуальных форм взаимодействия направлено на предупреждение проблем в эмоционально- волевой сфере через формирование навыка саморегуляции с одной стороны, и формированию мотивации достижения успеха с другой.

Структура занятия: актуализация внутренних ресурсов; проживание опыта (самопрезентация, поведение на экзамене); шеринг.

Количество участников: 10- 12 человек.

Ход занятия

  1. Разминка: упражнение “Лента”.

  2. Приветствие, упр. “Имя”.

  3. Цели, правила занятия.

  4. Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.

  5. Упражнение “Мой ресурс”.

  6. Правила поведения на экзамене или составляющие успеха.

  7. Упражнение “Карандаши”.

  8. Презентация”.

  9. Рефлексия.

  10. Упражнение “Багаж”.

  11. Шеринг.

Разминка.

Упражнение “Лента”.

Участники вместе с ведущим стоят в кругу, взявшись за руки. На плече ведущего находится лента, концы которой соединены.

Инструкция: не разнимая рук, участники должны переместить ленту с левого плеча ведущего на правое плечо, передавая от участника к участнику по кругу: каждый “проходит” через ленту.

Первый круг выполняется в свободном темпе. Следующий круг выполняется под счет: сколько участников - до стольки считает ведущий (12 участников - счет до 12).

Помогать “соратнику по плечу” разрешается. Главное условие: НЕ РАЗНИМАТЬ РУК!

Приветствие.

Упражнение “Имя”

Каждый участник называет какое-нибудь личное качество на любую из букв своего имени, любимое занятие (хобби).

Цели, правила занятия.

Ведущий поясняет цели занятия, а также сущность понятия “психологическая готовность к стрессовой ситуации”.

Правила работы группы:

  • конфиденциальность;

  • открытость;

  • активность;

  • искренность:

  • здесь и сейчас”;

  • обращение друг к другу по имени и на “ты”;

  • не перебивать говорящего;

  • избегать оценочных суждений.

Правила проговариваются ведущим, при необходимости поясняется значение определенного пункта. Участники могут дополнить предлагаемый перечень правил.

Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.

Каждый участник получает лист формата А4, фломастер (приложение 1).

Инструкция: каждому из вас необходимо закончить предложенную фразу, желательно, чтобы это было одно слово.

Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска “пестрит” вариантами ответов.

Обсуждение начинается с рассмотрения полученных ответов. Возможно, ответы будут повторяться, что может свидетельствовать об общности представлений участников. Возможные варианты ответов: перенапряжение, волнение, стресс, испытание, лотерея, шаг.

Ведущий: “С какими эмоциональными переживаниями, как правило, связано такое событие как ЭКЗАМЕН?”

Возможные варианты ответов: тревога, неуверенность, страх.

Участники приходят к выводу, что доминирующими переживаниями являются негативные, что в свою очередь, не может благоприятно влиять на организацию деятельности человека.

Ведущий: “Одним из способов улучшения психоэмоционального состояния может быть использование своего внутреннего ресурса. Мы с вами уже упоминали некоторые из них – это ваши любимые занятия. Когда вы заняты любимым делом – вы в то же время отдыхаете. Внутренним ресурсом могут быть, какие- либо приятные воспоминания: об отдыхе, о друзьях, о событиях и т.д.”

Упражнение “Мой ресурс”.

Ведущий: “Сейчас вам необходимо в своей памяти оживить самые приятные воспоминания из вашей жизни, в которых вы гордились собой, радовались своим достижениям, чувствовали прилив сил.”

Звучит спокойная музыка, участники закрывают глаза и находятся наедине со своими мыслями 3-5 минут.

Ведущий: “Удалось ли каждому из вас найти дополнительный внутренний ресурс?”. Желающие могут поделиться.

Ваши внутренние ресурсы могут вам помочь мобилизовать ваши усилия, улучшить настроение, поверить в себя.

Правила поведения на экзамене, или слагаемые успеха.

В обсуждении участники приходят к выводу, что основными слагаемыми успеха на экзамене являются:

  • внутреннее состояние: уверенность, спокойствие;

  • внешний вид;

  • поведение: речь, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, положение тела, дистанция в общении.

Упражнение “Карандаши”.

Участники встают в круг. Участники “соединены” друг с другом карандашами: каждый участник держит указательными пальцами левой и правой рук по карандашу. По команде ведущего все участники одновременно выполняют определенные движения (наклоны влево, вправо, приседания, шаги в сторону и т.д.). Карандаши не должны падать, нельзя держать карандаш более чем одним пальцем.

Затем ведущий просит участников объединится в две группы, команды могут повторяться. Упражнение может продолжаться до тех пор, пока группа не разделиться на пары.

Примечание: желательно это упражнение выполнять под музыку для релаксации, йоги.

Упражнение “Презентация”.

Ведущий: вот и настал момент, к которому мы так долго готовились – экзамен. Для многих из вас, как мы убедились, это является источником стресса. Мы с вами уже обсуждали суть психологической подготовки к той или иной стрессовой ситуации- знание основ поведения в той или иной ситуации увеличивает ваши шансы и снижает вероятность стресса, так как вы уже приблизительно знаете каким образом вы можете себя повести. Оптимальное число “запасных” вариантов – три.

Сейчас каждый участник возьмет свой “билет”, время на подготовку – 10 минут. Затем по очереди вы будете выходить отвечать перед экзаменационной комиссией, роль которой будут выполнять остальные участники. Задача экзаменационной комиссии: внимательно слушать отвечающего, отследить его сильные и слабые стороны (поведение речь и т.д.), положительные и отрицательные моменты выступления (построение ответа). Члены комиссии вправе задать по одному вопросу.

Каждый участник берет билет (формулировка которых должна быть немного фантастичной, примеры вопросов приложения 2, приложения 3) и чистый лист для записей. Желательно, чтобы вопросы не повторялись.

После выступления всех участников проводится рефлексия: каждый участник получает обратную связь от “экзаменаторов” - свои сильные стороны, а также на что стоит обратить внимание; сравнивает свои переживания в начале “экзамена” при получении билета и после успешной защиты. Свои “новые” переживания участники могут записать рядом с теми, которые они зафиксировали в начале занятия на листе “Экзамен для меня – это …”.

Ведущий: ну вот вы и пережили такое событие как экзамен и стали еще опытнее в вопросах подготовки. Я надеюсь, что каждый из вас получил необходимую для себя информацию. У вас впереди еще много экзаменов и я уверена, что вы с такой же легкостью их пройдете.

Как правило, в дорогу принято отправляться с багажом. Лучшим багажом, на мой взгляд, являются пожелания и напутствия. Сейчас каждый из вас получит “чемодан” (лист в форме чемодана, приложение 4). Подпишите свой багаж. Передайте свой “багаж” соседу справа – он, в свою очередь напишет вам пожелание или совет; вы передаете по кругу “багаж” друг друга до тех пор, пока ваш “багаж” не вернется к вам.”

Участники выполняют задание.

ШЕРИНГ

Участники делятся своими переживаниями, находками, переживаниями, впечатлениями; высказывают пожелания по организации подобных занятий.

Спасибо всем за открытость, активность, за ваш опыт!

Спасибо за работу!

http://festival.1september.ru/articles/411498/pril3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/411498/pril2.jpg

Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации
  • Школьному психологу
Описание:

Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации

Занятие может проводиться как отдельное мероприятие, а также может быть включено в программу психологического сопровождения выпускников в период подготовки и участия в итоговой аттестации.

Цели:

·         Развитие навыков саморегуляции и самопрезентации, актуализация внутренних ресурсов обучающихся для регуляции психоэмоционального состояния, формирование жизненной стратегии через проживание эмоционального опыта.

·         Обучающие цели - способствовать пониманию учащимися приемов саморегуляции как основы психологической устойчивости, способствовать расширению представлений о способах использования внутренних ресурсов;

·         Развивающие цели – способствовать развитию адекватной самооценки, мотивации достижения успеха через освоение способов и приемов самопрезентации, рефлексии и обратной связи;

·         Воспитательные цели – способствовать формированию жизненной стратегии в конкурсно - кризисных ситуациях через развитие навыков уверенного поведения.

Материалы и оборудование: магнитофон, музыка для релаксации, лента (3,5 м), листы формата А4, карандаши (не заточенные), ручки, карточки с заданиями, карточки “багаж”, магниты, фломастеры, магнитная доска.

Время проведения: 60 минут.

Приемы: беседа, элементы ролевой игры, психогимнастика.

Форма: тренинг.

Отбор содержания определен возрастными особенностями (актуализация умения мобилизовать свои внутренние ресурсы в стрессовых ситуациях); включение в занятие актуальных форм взаимодействия направлено на предупреждение проблем в эмоционально- волевой сфере через формирование навыка саморегуляции с одной стороны, и формированию мотивации достижения успеха с другой.

Структура занятия: актуализация внутренних ресурсов; проживание опыта (самопрезентация, поведение на экзамене); шеринг.

Количество участников: 10- 12 человек.

Ход занятия

1.     Разминка: упражнение “Лента”.

2.     Приветствие, упр. “Имя”.

3.     Цели, правила занятия.

4.     Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.

5.     Упражнение “Мой ресурс”.

6.     Правила поведения на экзамене или составляющие успеха.

7.     “Презентация”.

8.     Рефлексия.

9.     Упражнение “Багаж”.

10.  Шеринг.

Разминка.

Упражнение “Лента”.

Участники вместе с ведущим стоят в кругу, взявшись за руки. На плече ведущего находится лента, концы которой соединены.

Инструкция: не разнимая рук, участники должны переместить ленту с левого плеча ведущего на правое плечо, передавая от участника к участнику по кругу: каждый “проходит” через ленту.

Первый круг выполняется в свободном темпе. Следующий круг выполняется под счет: сколько участников - до стольки считает ведущий (12 участников - счет до 12).

Помогать “соратнику по плечу” разрешается. Главное условие: НЕ РАЗНИМАТЬ РУК!

Приветствие.

Упражнение “Имя”

Каждый участник называет какое-нибудь личное качество на любую из букв своего имени, любимое занятие (хобби).

Цели, правила занятия.

Ведущий поясняет цели занятия, а также сущность понятия “психологическая готовность к стрессовой ситуации”.

Упражнение “Закончи фразу: экзамен для меня – это …”.

Каждый участник получает лист формата А4, фломастер 

Инструкция: каждому из вас необходимо закончить предложенную фразу, желательно, чтобы это было одно слово.

Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска “пестрит” вариантами ответов.

Обсуждение начинается с рассмотрения полученных ответов. Возможно, ответы будут повторяться, что может свидетельствовать об общности представлений участников. Возможные варианты ответов: перенапряжение, волнение, стресс, испытание, лотерея, шаг.

Ведущий: “С какими эмоциональными переживаниями, как правило, связано такое событие как ЭКЗАМЕН?”

Возможные варианты ответов: тревога, неуверенность, страх.

Участники приходят к выводу, что доминирующими переживаниями являются негативные, что в свою очередь, не может благоприятно влиять на организацию деятельности человека.

Ведущий: “Одним из способов улучшения психоэмоционального состояния может быть использование своего внутреннего ресурса. Мы с вами уже упоминали некоторые из них – это ваши любимые занятия. Когда вы заняты любимым делом – вы в то же время отдыхаете. Внутренним ресурсом могут быть, какие- либо приятные воспоминания: об отдыхе, о друзьях, о событиях и т.д.”

Упражнение “Мой ресурс”.

Ведущий: “Сейчас вам необходимо в своей памяти оживить самые приятные воспоминания из вашей жизни, в которых вы гордились собой, радовались своим достижениям, чувствовали прилив сил.”

Звучит спокойная музыка, участники закрывают глаза и находятся наедине со своими мыслями 3-5 минут.

Ведущий: “Удалось ли каждому из вас найти дополнительный внутренний ресурс?”. Желающие могут поделиться.

Ваши внутренние ресурсы могут вам помочь мобилизовать ваши усилия, улучшить настроение, поверить в себя.

Правила поведения на экзамене, или слагаемые успеха.

В обсуждении участники приходят к выводу, что основными слагаемыми успеха на экзамене являются:

·         внутреннее состояние: уверенность, спокойствие;

·         внешний вид;

·         поведение: речь, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, положение тела, дистанция в общении.

Упражнение “Презентация”.

Ведущий: вот и настал момент, к которому мы так долго готовились – экзамен. Для многих из вас, как мы убедились, это является источником стресса. Мы с вами уже обсуждали суть психологической подготовки к той или иной стрессовой ситуации- знание основ поведения в той или иной ситуации увеличивает ваши шансы и снижает вероятность стресса, так как вы уже приблизительно знаете каким образом вы можете себя повести. Оптимальное число “запасных” вариантов – три.

Сейчас каждый участник возьмет свой “билет”, время на подготовку – 10 минут. Затем по очереди вы будете выходить отвечать перед экзаменационной комиссией, роль которой будут выполнять остальные участники. Задача экзаменационной комиссии: внимательно слушать отвечающего, отследить его сильные и слабые стороны (поведение речь и т.д.), положительные и отрицательные моменты выступления (построение ответа). Члены комиссии вправе задать по одному вопросу.

Каждый участник берет билет (формулировка которых должна быть немного фантастичной и чистый лист для записей. Желательно, чтобы вопросы не повторялись.

После выступления всех участников проводится рефлексия: каждый участник получает обратную связь от “экзаменаторов” - свои сильные стороны, а также на что стоит обратить внимание; сравнивает свои переживания в начале “экзамена” при получении билета и после успешной защиты. Свои “новые” переживания участники могут записать рядом с теми, которые они зафиксировали в начале занятия на листе “Экзамен для меня – это …”.

Ведущий: ну вот вы и пережили такое событие как экзамен и стали еще опытнее в вопросах подготовки. Я надеюсь, что каждый из вас получил необходимую для себя информацию. У вас впереди еще много экзаменов и я уверена, что вы с такой же легкостью их пройдете.

Как правило, в дорогу принято отправляться с багажом. Лучшим багажом, на мой взгляд, являются пожелания и напутствия. Сейчас каждый из вас получит “чемодан” (лист в форме чемодана). Подпишите свой багаж. Передайте свой “багаж” соседу справа – он, в свою очередь напишет вам пожелание или совет; вы передаете по кругу “багаж” друг друга до тех пор, пока ваш “багаж” не вернется к вам.”

Участники выполняют задание.

ШЕРИНГ

Участники делятся своими переживаниями, находками, переживаниями, впечатлениями; высказывают пожелания по организации подобных занятий.

Спасибо всем за открытость, активность, за ваш опыт!

Спасибо за работу!

 

 

 

Автор Колчанова Светлана Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 38379
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓