Тема: Жизнь и творчество С.Г.Чавайна.
Цели: Углубить знания детей о жизни и творчестве
С.Г.Чавайна; познакомить с произведениями для детского возраста; прививать
любовь к родной природе, краю.
Материал: презентация, выставка книг, выставка рисунков.
.
Ход мероприятия.
1.Знакомство с жизнью и творчеством Сергея Григорьевича Чавайна
(1 слайд презентации)
«Шел лесами я глухими,
Шел болотами гнилыми,
С новой песней я
шагал,
Новый путь я расчищал.
На дороге трудной падал,
Но вставал и шел как надо,
Звал я к свету
край родной,
Спавшей в тишине
лесной
- Ребята.
Посмотрите на фотографию. Перед вами стройный молодой человек, аккуратно
расчесанные черные волосы, красиво одетый человек с приятным лицом. Его зовут
Сергей Григорьевич Чавайн. Настоящая фамилия С.Чавайна – Григорьев, а Чавайн –
это литературный псевдоним, взятый в честь языческого марийского богатыря,
своего древнего героя Чавая. С.Г.Чавайн
– любимый писатель марийского народа. Он первым начал писать литературные
произведения на марийском языке. Поэтому еще при жизни народ уважительно
называл его пионером марийской литературы.
- А вы, ребята,
какие его произведения знаете или читали? С жизнью и творчество С.Чавайна вы подробнее
познакомитесь в старших классах. А сейчас коротко послушайте.
1 ученик: С.Г.Чавайн родился 6 октября 1988 года. Родные места
Моркинский район, деревня Малые Корамасы.
Родители жили
бедно, занимались земледелием, поэтому Сергей с малых лет помогал отцу пахать,
сеять, вместе ходил заготавливать лес, работал вместе с отцом на смоляном
заводе. Хотя отец всю жизнь работал, никогда богатым не был. У Сергея была
сестренка. Вместе играли, ходили в лес за ягодами, очень любили друг друга.
2 ученик: Вечерами в их доме собирались девушки прясть и
вышивать. Они пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки, играли в
разные игры. Маленький Сергей с удовольствием слушал сказки. Их мать, Татьяна Анисимовна,
знала очень много частушек и сказок. Укладывая своих детей спать, она им пела
песни, рассказывала сказки, интересные случаи из жизни. Повзрослев, Сергей сам
по деревням собирал фольклорный материал, записал со слов мамы, использовал в
дальнейшем в своих произведениях.
Марийский фольклор (4 «в» класс)
3 ученик: Отец Сергея, Григорий Михайлович, сам не умел ни
читать, ни писать, поэтому он решил выучить сына. Когда
Сергею исполнилось 9 лет, он пошёл в школу. Всю азбуку выучил за 2 дня. Сергей
в учёбе показал себя способным и одарённым
мальчиком. В начальную школу ходил в соседнюю деревню Нуръял и закончил
её похвальной грамотой. Затем положив в котомку буханку хлеба, в 13 лет, за 35
километров от своей деревни уходит учиться в Уньжинскую братскую центральную
черемисскую 2-х классную школу Братства святителя Гурия. Но для любознательного
мальчика и это показалось мало. Закончив Уньжинскую 2-х классную школу, он едет
поступать учиться в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Выдержав
все экзамены, Сергей становится семинаристом этого учебного заведения.
4 ученик: Во время учебы в Казанской семинарии,
он читал произведения русских писателей. Особенно ему нравились стихотворения Пушкина, Лермонтова, Кольцова и
Никитина. А стихи Кольцова и Никитина Сергею напоминали песни, и он
неоднократно задумывался: а можно ли написать так на марийском языке,
чтобы они звучали как марийские песни. И это случилось. В бурные дни 1905 года
6 декабря Сергей Григорьев написал стихотворение
«Роща», ставшее первым художественным произведением в марийской литературе.
К 100- летаю со дня рождения С. Г Чавайна, это стихотворение переведено на языки более сорока народов нашей страны и за
рубежом.
(Стихотворение звучит на разных языках: на марийском, на
русском, на английском)
5 ученик: Ото- священное место, где молились
язычники- марийцы своим многочисленным богам природы.
Поэтому в этой роще нельзя рубить деревья, ломать ветки, собирать цветы, грибы и ягоды. Здесь марийцы просят своих богов
здоровья себе и своим близким, счастье и благополучия мира всему народу.
В эту рощу марийцы идут чистой душой, чистыми помыслами, в чистой белой одежде,
предварительно вымывшись в бане. И мы должны уважать все святые места: рощи,
церкви, мечети.
6 ученик: После
учительской семинарии работал учителем в разных школах, помогал выпускать
марийские газеты, книги, ставить марийские спектакли. Писал для детей и
взрослых стихи, рассказы, пьесы, роман и повести. Произведения «Йыланда»,
«Акпатыр», «Мÿкш отар», «Элнет» до сих пор популярны.
Мÿкш муро
7 ученик: В 1926 году
Чавайн со своей семьей переехал жить в новый хутор. Эту деревню назвали
Чавайнур. У них в семье было 4 детей: 2 сына и 2 дочери. Сергей Чавайн очень
любил своих детей, посвятил им свои произведения. Он писал о силе добра, о
необходимости учиться, призывал к труду, восхвалял красоту марийской природы.
Стихотворение «Куэ»
8 ученик: Уже много лет нет С.Г. Чавайна. С тех пор неузнаваемо
изменился марийский край, далеко вперед шагнула марийская литература.
Изменился и обновился писательский состав. Но его произведения до сих пор
читают, изучают. Имя писателя присвоено Аринской школе Моркинского района. Ему
установлены памятники в Йошкар-Оле и на родине. Его имя носят национальная
библиотека, бульвар в столице Марий Эл, Государственная премия РМЭ в области
литературы. В 1934 году он одним из первых среди марийских литераторов стал
членом Союза писателей СССР.
(Сценка «Сöснаигын изаже»)
- Бурная и кипучая деятельность С.Г.Чавайна трагически прервалась
в 1937 году. В мае его арестовали по обвинению в принадлежности к ядру
подпольной националистической организации, подготовке террористических актов
против руководителей страны. Расстрелян 11 ноября 1937 года. Его прах
предположительно покоится в Кокшайском лесу. Реабилитирован в 1956 году.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.