Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении
«Выхожу один я на дорогу»
Цели:
- вспомнить основные сведения о жизни и
творчестве М.Ю. Лермонтова;
- активизировать познавательную деятельность
учащихся;
- учить анализировать и оценивать произведение
как художественное единство;
- развивать аналитические способности
учащихся, их умение работать над анализом и самоанализом учебной деятельности;
- развивать навыки исследовательской
деятельности, интерес к поэзии, помочь ребятам вызвать зрительные образы,
понять чувства поэта;
- развивать умение интерпретировать
стихотворный текст через ассоциативное мышление и цветообразы;
- воспитывать коммуникативную культуру при
работе в группах;
- воспитывать интерес к классическому наследию
русской литературы;
- воспитывать любовь к природе через
прикосновение к прекрасному, нравственные начала, эстетический вкус.
Оборудование:
- мультимедийные средства;
- портрет М.Ю. Лермонтова;
- томик стихов поэта. Библия;
- материал в кейсах для четырех групп учащихся:
I группа: материалы
«кейса» «Традиционный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Содержание кейса:
·
схема традиционного анализа;
·
кроссворд (о жизни и деятельности Лермонтова)
ІІ группа: материалы «кейса» «Ассоциативный анализ
стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Содержание кейса:
·
карта зрительных цветообразов;
·
синквейн.
ІІІ группа: материалы «кейса» «Звуко-цветовой анализ стихотворения «Выхожу
один я на дорогу»
Содержание кейса:
·
Кластер;
·
Схема звуковых соответствий;
·
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» в
цвете.
IV группа.
Составители «книги» о Лермонтове из материалов урока
Содержание кейса:
·
Материалы работы групп;
·
Иллюстрации;
·
Л-Е-Р-М-О-Н-Т-О-В.
- Материал для всех групп:
- бланки «Я – соавтор урока»:
- «Этот урок является для меня…»
- «Мне хотелось бы на уроке…»
- «Я чувствую…»
Фамилия, имя ученика
Класс
Тема урока
Интересный момент урока
|
|
Мне не понравилось
|
|
Мой вклад в урок
|
|
Оценка, поставленная самому себе, за что,
какая
|
|
Мои предложения
|
|
- Хронология по биографии М.Ю. Лермонтова
Дата
|
Событие
|
3 (15) октября 1814
|
Родился в Москве. Детские годы в имении
Тарханы Пензенской губернии у бабушки по матери Е.А. Арсеньевой
|
1817
|
Смерть матери
|
1818, 1820, 1825
|
Поездки в Пятигорск
|
1828-1830
|
Учеба в Благородном пансионе при Московском
университете. Первые стихи
|
1828
|
Первые литературные опыты. Лирические стихи
|
1830-1832
|
Учеба на нравственно-политическом отделении
Московского университета. Однокурсники: Белинский, Герцен, Гончаров
|
1831
|
Смерть отца
|
1832
|
Оставляет университет и поступает в Школу
гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Незаконченный роман «Вадим».
Стихотворение «Парус»
|
1834
|
Офицерская служба. Корнет лейб-гвардии
гусарского полка
|
1835-1836
|
Драма «Маскарад»
|
1837
|
Стихотворения «Песня про купца Калашникова»,
«Смерть поэта». Первая ссылка на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, в
район военных действий. Стихотворения «Бородино», «Узник»
|
1838
|
Возвращение в Петербург. Вечера у Карамзиных.
Окончание работы над романом «Герой нашего времени». Поэмы «Мцыри», «Демон».
Стихотворение «Поэт».
|
1839
|
Стихотворение «Три пальмы». Напечатана
повесть «Бэла» в «Отечественных записках»
|
1840
|
Стихотвоения «Дума», «Как часто пестрою
толпою окружен». Дуэль с сыном французского посла Барантом. Отдельное издание
«Героя нашего времени». Прощальный вечер у Карамзиных. Стихотворение «Тучи».
Вторая ссылка на Кавказ. Выход в свет единственного прижизненного сборника
стихов «Стихотворения М.Ю. Лермонтова»
|
1841
|
Поездка в Санкт-Петербург в двухмесячный
отпуск. Стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «На севере диком
стоит одиноко…»
|
Май 1841
|
Возвращение на Кавказ
|
Июнь 1841
|
Убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске,
у подножия горы Машук
|
Апрель 1842
|
Тело поэта перевезено из Пятигорска и
захоронено в Тарханах.
|
- Песня Шашиной на слова Лермонтова «Выхожу
один я на дорогу»;
- «Лунная соната» Бетховена;
Словарные слова.
Ход урока:
I.
Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Учитель сообщает об
отношении к уроку, к теме, приглашает учащихся к сотрудничеству.
Цель
сотрудничества:
- Сотворить доброе,
прекрасное;
- Сотворить единое;
- Сотворить нужное.
(В итоге работы
учащиеся IV группы из материалов урока составляют «книгу»
- доброе, единое, нужное).
II. Постановка и мотивация целей и задач урока
Работа с
эпиграфами
- «Жизнь моя – я сам!» (М.Ю. Лермонтов),
- «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества
иль гибели моей» (М.Ю. Лермонтов).
Учитель: Прежде чем
обратиться к биографии поэта, давайте задумаемся над содержанием эпиграфов:
1.
«Жизнь моя – я сам!»
Смысл его: Жизнь
Лермонтова без посторонней драматизации, раскраски. И это так.
2.
«Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль
гибели моей»
Смысл его:
Напротив, кажется, что жизнь поэта на обозрении. Кто-то, как в театре, пытается
срежиссировать ее. Потому что слишком многие проявляли интерес к Лермонтову и
его жизни. И это так.
Какой путь выберем
мы для знакомства с жизнью М.Ю. Лермонтова?
Я предлагаю вам
третий путь, подсказанный великим немецким писателем И.Гете:
Wir den dichter will verstehen muss
in dichters lande gehen
Кто
хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.
И. Гете
III. Первичное восприятие материала
Учитель читает из
Библии Откровение 12:7
«И на небе разразилась война:
Михаил и его ангелы сражались с драконом,
и дракон и его ангелы сражались с ними.
Михаил – верховный
ангел, ведущий борьбу с Дьяволом и его злыми силами, и Михаил – мятежный поэт,
ведущий борьбу с царем и его служителями. Бабушка за большие деньги выкупила
это имя у своего зятя, отца Лермонтова, который хотел назвать сына Петром.
Возможно, хотела назвать внука в честь другого дедушки, а, возможно, выкупая
это библейское имя, хотела, чтобы ее внук был сильным и жил в согласии с Богом.
Итак, в ночь со 2
на 3 октября 1814 года родился мальчик… Зажглась свеча его жизни (учитель
зажигает свечу; на столе томик стихов Лермонтова, Библия и подсвечник со свечой).
Презентация
«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
После презентации
Учитель, задувая
свечу: «Я задуваю свечу, потому что появилось другое, вечное светило - Малой
планете 2222 присвоено имя Лермонтова 19.09.1977»
Рефлексия (по биографии)
Работа по группам
I группа
заполняет кроссворд.
|
Л
|
О
|
П
|
У
|
Х
|
И
|
Н
|
АF
|
Е
|
Л
|
И
|
З
|
А
|
В
|
Е
|
Т
|
А
|
|
Т
|
А
|
Р
|
Х
|
А
|
Н
|
Ы
|
|
|
М
|
О
|
С
|
К
|
В
|
А
|
|
|
Л
|
Е
|
Р
|
М
|
О
|
Н
|
Т
|
|
Б
|
О
|
Р
|
О
|
Д
|
И
|
Н
|
О
|
|
|
Б
|
А
|
Р
|
А
|
Н
|
Т
|
|
|
Х
|
У
|
Д
|
О
|
Ж
|
Н
|
И
|
К
|
|
|
|
К
|
А
|
В
|
К
|
А
|
З
|
|
1. Женщина,
единственная любовь Лермонтова
2. Имя
бабушки Лермонтова
3. Имение,
где прошло детство Лермонтова
4. Город,
в котором родился Лермонтов
5. Основоположник
рода Лермонтовых
6. Стихотворение
Лермонтова об Отечественной войне 1812 года
7. Соперник
Лермонтова на первой дуэли
8. Кем
мог бы быть Лермонтов
9. Горы,
воспетые Лермонтовым в его творчестве
II группа составляет
синквейн.
Лермонтов
Лермонтов
Мятежный,
одинокий
Боролся,
писал, страдал...
Лермонтов
– герой своего времени,
Гений.
III группа
составляет кластер.
В кружочки
записываются слова – емкие характеристики Лермонтова.
IV группа дает характеристику Лермонтова по
схеме
Л -
______________________________________
Е -
______________________________________
Р -
______________________________________
М -
______________________________________
О -
______________________________________
Н
-______________________________________
Т -
______________________________________
О -
______________________________________
В -
______________________________________
Учитель: «Над могилой
поэта был посажен дуб, как он завещал в стихотворении «Выхожу один я на
дорогу». Читает стихотворение «Выхожу один я на дорогу» на фоне «Лунной сонаты»
Бетховена.
IV. Осмысление изученного в ходе практической деятельности
Учитель обращает
внимание учащихся на словарные слова: «В ходе работы над анализом стихотворений
мы будем обращаться к словам, записанным на доске». Работа со словарными
словами:
нотная запись
многоголосного музыкального произведения для исполнения ансамблем или хором
произведение для
музыкальных инструментов и фортепиано
стихотворение с
характером задумчивой грусти
обратный порядок
слов в предложении
относиться к
чему-либо с вниманием
резкое противопоставление
понятий и образов
Работа над стихотворением
1. Прослушав
стихотворение «Выхожу один я на дорогу», учащиеся составляют партитуру
чувств (говорят о чувствах, которые они испытали во время чтения
стихотворения).
o восторг
от созерцания красоты;
o лунный
блеск, …
o в
мире и душе – гармония;
o восторженное
таинство;
o а
на сердце – «больно и так грустно».
2. Песня
Е. Шашиной «Выхожу один я на дорогу». Первый куплет слушается, а далее музыка
является фоном для подготовки работы в группах.
I
группа анализирует стихотворение традиционным методом
Анализ может выглядеть так (Образец традиционного анализа
стихотворения «Выхожу один я на дорогу»)
1.
Автор -
Михаил Юрьевич Лермонтов
2.
Название –
«Выхожу один я на дорогу»
3.
Место,
время написания - Кавказ, Кисловодск, май-начало июня, 1841 год. Пребывание в
ссылке, разлад с окружающим обществом. Гонения со стороны царя
4.
Тема –
одиночество и грусть.
Композиция (расположение словесных образов) – состоит из трех
частей:
1)
состояние
грусти и одиночества, но не отчаяния и уныния;
2)
описание
душевных переживаний;
3)
гармоничное
соединение картин природы и душевного состояния
5.
Основные
мотивы стихотворения:
·
Мотив
одиночества и грусти;
·
Мотив
дороги, странничества, пути;
·
Мотив
песни;
·
Мотив
любви;
·
Мотив
неба и земли;
·
Мотив
свободы и покоя
6.
Отражение
чувств
Часть первая (тезисы совместной работы учителя и учащихся).
– Как выражается чувство одиночества?
- Выхожу один я на дорогу…
- Подобрать к слову «один» однокоренные слова.
- Один – одинокий – одиночество – одиночка – единый –
единение – единство
- Что скажете? Вот оно – могущество русского языка! От
одиночества до единства – один шаг. Но каждый направляет шаги по своему выбору.
Общий корень в словах «один» и «единение» подчеркивает, что Лермонтов
испытывает не одиночество, ведущее к смерти, а единение с высшими силами, со
Вселенной. Он просто хочет отойти от ненавистного ему светского общества,
отдохнуть от него и прийти к единению с космосом. Эти чувства выражают
художественные особенности первой части.
Например, «кремнистый путь» (эпитет) – место встречи со
Вселенной.
«Звезда с звездою говорит» (олицетворение) – символ высокого
идеала, гармонии.
«В небесах торжественно и чудно», «сиянье голубое» (эпитет)
- придают земному пейзажу космическую широту.
«Спит земля» (олицетворение) – усиливает впечатление тишины и
покоя. Все эти художественные особенности подтверждают мысль, что переживания
одинокого человека устремлены не в загробный мир, а к высокому.
Часть вторая.
«Что же мне так больно и так трудно?»
Это прием антитеза – противопоставление.
- Какие трудности переживает поэт?
- В прошлом смерть матери, отца, разлука с отцом.
- Ссылки.
- Неприятие общества, в котором живет.
- Представлен к награде, а царь не подписал представление.
- Хотел уйти в отставку, а царь не разрешил.
Чувство боли и одиночества подчеркивается отрицаниями – не
жду, не жаль, ничуть.
Часть третья.
Герой противостоит холодному сну могилы. Еще дремлют силы
жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен. Это не сон-смерть, а
сон-отдых. Если внимательно перечитать третью часть, то видно, что признаки
покоя не загробные, а земные, понятные: шум дуба, песня любви. В душе автора
соединяется счастье и вечный образ природы (зеленый дуб).
II
группа выполняет ассоциативный анализ стихотворения
Ассоциативный анализ стихотворения может выглядеть так
(Образец ассоциативного анализа стихотворения)
(Работа учащихся дополняется и
корректируется учителем)
- Что вы представляете при прослушивании
стихотворения?
Ответы.
- Попробуйте изобразить на бумаге ассоциативно
возникшие цветообразы.
Часть первая:
Одинокий человек, идущий по дороге. Путь
блестит, освещенный светом луны. Ночь тиха – поэтому небо ясно-синего цвета. И
«звезда с звездою говорит» – по небу жемчужная россыпь звезд. «Пустыня внемлет
Богу»…
- С чем ассоциируется слово «пустыня», которая
внемлет Богу?
- Образ пустыни нарисован как возвышенный, как
символ величия и красоты мира. Пустыня – место праведной, изолированной жизни,
где происходит духовное очищение человека, преодоление, искушение. Поэтому в
стихотворении и упоминается пустыня (учитель сравнивает понятие «пустыня
внемлет Богу» с картиной Крамского «Христос в пустыне»). Христос пришел в пустыню,
чтобы укрепить себя в вере, и только потом пойти проповедовать новое учение.
Поэтому слово «пустыня» в стихотворении Лермонтова ассоциируется с возвышенными
библейско-евангельскими мотивами.
- Какие цвета преобладают в ассоциативной
картине?
- Голубой, золотой и белый – эмблемы бога,
христианства.
Синий цвет – небесный цвет, символ мечты,
нежности, недостижимости.
Голубое сияние сообщает земному пейзажу
космическую широту. Мы видим космическую картину мироздания. И эта космическая
картина никак не может быть бессмысленной, случайной.
Небо и Земля пребывают в вечной гармонии. И на
фоне этого острее ощущается одиночество поэта, мир его мятежных чувств.
Величественный пейзаж не подчеркивает душевные тревоги, а оттеняет красоту
природы, вызывает мучительный вопрос, почему человек не знает покоя.
Тема стихотворения
Грусть и одиночество
Идея
Стремление преодолеть одиночество. Как? (Через
утраченное единство с Богом)
Далее
учащиеся называют зрительные ассоциации, которые возникали при чтении
стихотворения.
Обобщением
работы стал ассоциативный коллаж, помогающий легко проанализировать
стихотворение.
III группа
выполняет звукоцветовой анализ стихотворения
Считают, какие
гласные и в каком количестве употреблены в стихотворении. Устанавливают
звукоцветовые значения.
А (Я) - 35 -
красный цвет
О (Ё) - 52 - светло-желтый
или белый, желто-зеленый
Е - 38 - зеленый
И - 29 - синий
У (Ю) - 25 - темно-синий,
темно-лиловый, мрачный цвет
Ы - 11 - мрачный,
темно-коричневый или черный
Провели подсчеты в
отношении гласных к норме.
Буква
|
Частота использования
|
Норма
|
Отношение к норме
|
Е
|
38/190
|
102/1000 (0, 102)
|
>1,96 Цвет зеленый, желто-зеленый
|
И
|
29/190
|
77/1000 (0,077)
|
>1,98 Цвет синий
|
О (Ё)
|
52/190
|
126/1000 (0,126)
|
>2,2 Цвет светло-желтый, белый
|
А (Я)
|
35/190
|
116/1000 (0,116)
|
>1,6 Цвет ярко-красный
|
У (Ю)
|
25/190
|
110/1000 (0,11)
|
>1,2 Цвет темно-синий, сине-зеленый
|
Ы
|
11/190
|
24/1000 (0,024)
|
>2,4 Цвет черный, темно-коричневый
|
Сложим звуки,
выражающие
* светлые тона:
А + О + Е = 1,6 +
2,2 + 1, 96 = 5,76
* темные тона:
И + У + Ы = 1,98 +
1,2 + 2,4 = 5,58
Как видим, разница
между светлыми и темными тонами незначительна! Следовательно, чувства любви к
жизни, природе, духовному не многим уступают чувствам тоски, грусти и
одиночества.
Иллюстрация
учащихся.
И получается: каждое
чувство автора выражается в звуке, а звук выражается в цвете.
Красный цвет (А)
светло-желтый или
белый (О)
желто-зеленый (Ё)
зеленый (Е)
синий (И)
темно-синий,
темно-лиловый, мрачный цвет (У)
темно-синий (Ю)
мрачный,
темно-коричневый или черный (Ы)
И если чувства
автора выражаются в звуке, а звук выражается в свете, то стихотворение можно
представить в следующем виде
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же
мне так
больно
и так
трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не
жду от
жизни
ничего я,
И не
жаль мне
прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не
тем холодным
сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь,
Чтоб, всю
ночь, весь
день мой
слух лелея,
Про любовь мне
сладкий
голос
пел,
Надо
мной чтоб,
вечно
зеленея,
Темный
дуб склонялся и шумел.
С учетом того, что
каждый цвет выражает определенные чувства, стихотворение можно проанализировать
следующим образом:
Черный цвет – неуверенность в себе, порождает одиночество, порой – мысли о смерти.
Эти чувства есть в стихотворении. Не намного меньше здесь синего цвета.
А это – духовность, связь с Богом, а духовный человек не может думать о смерти
физической.
Коричневый цвет
(пустыни) – желание потреблять чужие знания, - говорит
о том, что лирический герой желает жить. Иначе, зачем ему знания?
Тем более что
желтый цвет - передача знаний. И ему есть, что передать!
Красный цвет, хоть его и меньше, - это выражение любви, а белый –
совершенства.
Компоновка этих
цветов говорит о том, что лирический герой одинок, но не думает о смерти. Он
думает о покое, о духовном возрождении, о любви через связь с природой и Богом.
Цветовой анализ текста
Цветография
чувств лирического героя, выполненная учащимися
V. Рефлексия
·
Презентация работы IV группы:
«Книга о Лермонтове: единое, доброе. вечное»
·
Заполнение карты «Я – соавтор урока» и
«Рефлексивной карты»
·
Заключительно слово учителя:
«… В момент дуэли разыгралась ужасная
гроза. Но как только остановилось сердце поэта, она прекратилась. Казалось,
Лермонтов победил стихию. Да, он не умер! Он перешел в бессмертие».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.