Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЖенская тема в творчестве Расула Гамзатова

Женская тема в творчестве Расула Гамзатова

Скачать материал

 «С любовью к женщине»  

 (женские образы в произведениях Расула Гамзатова).

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог  писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи.  Его творчество  разнообразно , но почти каждое стихотворение имеет  глубокий философский смысл.  Иногда тонкая лирика, казалось бы  интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

 Любви заслуг не перечесть,

 Давай в её земную честь

 С тобой протянем руки

  К друг другу возле звёзд.

  Над бездною разлуки

Построим в небе мост

Нет, не люблю стихов я о любви,

Когда о ней кричат, как о несчастье!

Нет, не люблю я песен о любви,

Когда, как о беде, поют о страсти!

Р.Гамзатов женщин хорошо знал,  понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так,  что можно сказать: женская тема - одна из центральных  в его творческом наследии . На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни : «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… - вот неполный перечень произведений  поэта, которые он  посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских  поэтесс.

 На  зеленых холмах и в долинах  стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся  щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным,  противоестественным оставалось   пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая  любовь  и презрение к ней всегда вмещалось в одном и  том же сердце горца - воин  он или пахарь. Только поэты осмеливались  ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.

Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она  петь песню о воле и счастье своем, и ей  зашивали губы. Так  погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба  поэтессы – горянки Кадрии.

Вижу  кровь, замирая от боли.

Опаленные вижу  крыла…

Кадрия, горской музы давно ли

Ты заветной надеждой была.

И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться  на ее плечи.

В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только  она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая  создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что  она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила  в волнах бурного потока. Так погибли  сотни.

А если судьбе не сдавалась,

То прыгала  с кручи в Койсу,

И белая грудь  разбивалась

О черные камни внизу…

Сейчас другие времена, другие отношения . но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият , ее драма, ее вызов всему отжившему.

Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.

Нередко над книжной стопою

 Нам снятся красивые сны. 

О женщина гор , пред тобою

Во многом поэты грешны.

 

 

«Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов .

Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова  высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он  в своем поведении с матерью,

Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»

«Отношение к женщине», - мне отвечала  он .

Женская тема тесно переплетается с темой  материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова.  В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими , как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.                                                                                                                    

Тема материнства наиболее ярко начинает проявляться, выделяясь в отдельное направление, после смерти Хандулай , матери Р.Гамзатова. В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике.                                                По-русски  «мама»,

по-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого особая судьба.

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.

              Всё то, что мной написано доселе

             Сегодня до строки готов отдать

             За песню ту, что мне у колыбели

             Вблизи вершин ты напевала, мать.

             Там, где вознесся к небу сопредельный

             Кавказ, достойный славы и любви,

             Не из твоей ли песни колыбельной

             Берут начало все стихи мои?

                                     («Автограф на книге подаренной маме»)

 Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:

             Если стали сердцем вы суровы.

            Будьте, дети, ласковее с ней.

            Берегите мать от злого слова,

            Знайте, дети ранят всех больней…

 Горянка…К ней обращены лучшие лирические  строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.

 Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.

             Пою тебе сердцем влюблённым

            И пусть твой задумчивый взор,

            На счастье мое, просветлённым

            Становится, женщина гор!

Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).

Хмурый день, но дня милее нету,

Хоть метель и кружится, трубя:

Ведь когда-то в день декабрьский этот

Мать в ауле родила тебя.

(«Снег и снег – покуда хватит взора…»)

В более поздних стихотворениях образ матери становится более конкретным, приближенным к действительности, поэт непосредственно обращается к матери:

                       Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

(«Матери»)

В стихотворениях этого периода, посвященных матери, Гамзатов часто использует личные местоимения я, ты, моя, свой, твой. Наиболее частотным становится употребление слова мама. Внимание  таким образом сосредотачивается на личных переживаниях поэта.

В статье «Мы – ветви материнского дерева» Р.Гамзатов писал: «Но сейчас меня одолевают другие размышления, свербит  душу другая печаль – о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после ее смерти».

Р.Гамзатов, горюя и оплакивая свою мать, кажется, сказал нечто трогательное о многих матерях вообще : «Трудность заключалась в том, что меня терзала и сковывала горечь по поводу того, что я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не удалось посидеть у ее изголовья в последние часы, услышать прощальные слова, напутствия и завещания – в дни ее кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь еще острее сознаю, что мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения».

         Нельзя не согласиться со словами великого поэта , что мать – опора земли, ее жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской . Для подтверждения своих мыслей он обращается к традициям Северного Кавказа, отражающих ценность и значимость матери как в личной жизни отдельного человека, так и в обществе в целом:

«Горцы говорят: лишенный отца – полусирота, а лишенный матери – сирота полный». И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что молитвы матерей  доходят до слуха и сердца Всевышнего.

Самая обязательная клятва – клятва матерью, самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственная как земля, вода, небо и потому свята. В поведении людей немало поганых проявлений, но самое омерзительное, аморальное из них – матерщина.

 В Дагестане раньше это никому не прощалось. За осквернение и оскорбление матерей наказывали кинжалом и пулей. Наоборот, платки матерей, брошенные под ноги разъярившимся врагам, отвращали кровопролитие… «Писать о матерях буду, покуда «не оборвется жизни непрочная нить». И это не считаю личной заслугой, ибо это – долг человеческий, благодарное сыновнее чувство» .

Обращение к теме материнства в более позднем периоде творчества Р.Гамзатова можно объяснить и тем, что в последние годы жизни поэта начинают привлекать нравственные, моральные и философские проблемы, среди которых – уважение и любовь к матери, воспитание детей. Что касается последнего, следует сказать, что в это время Гамзатов воспитывает трех дочерей, и в связи с этим тема материнства, взаимоотношений родителей и детей на этом этапе жизни Р.Гамзатова становится особенно актуальной.

Памяти матери поэт посвятил  великую поэму «Берегите матерей», - написанную в 1976, через 11 лет после того, как ее не стало.

…слово это среду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего . ему конца нет

Встаньте ! …

Я произношу его:  «Мама!»

В другой своей книге «Мой Дагестан» поэт писал: «Нет ни одной матери, не умеющей петь. Нет такой матери, которая в  душе не была бы поэтом. Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой».

Песни мамы!... сколько  разных самых

Пелось в доме, в поле, у ручья…

Не было б на свете песен мама,

Я бы не был, я бы не был я …

 Первый человек, которого мы любим в жизни – мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы приносим через всю жизнь. 

Любовь к  женщине воспевает   поэт с таким целомудрием, какого не найти ни  у одного российского поэта современности. И всегда подчеркивается, что его любимая не откуда- то, а именно уроженка дагестанских гор. И всегда подчеркивается, что нет в мире места прекраснее , где он родился и вырос:

… И на берегах чужих морей,

 в Сингапуре, в Токио, повсюду

Дагестанской песнею своей

Был  понятен я простому люду.

 Где я только не был, но всегда,

В устье Сены или в бухте Нила,

Наша дагестанская звезда

Среди тысяч с неба мне светила!     

 

Стихи Расула Гамзатова пронизаны любовью  и преклонением перед женщиной. Как земля держится на трех китах, так и поэзия Р.Гамзатова держится на  теме женщины. Читая стихи поэта о любви, ощущаешь, что эта тема  неисчерпаема.

Р.Гамзатов говорит, что не только стихи, сколько он сам пронизан любовью и преклонением перед  женщиной.

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат. После окончания учебы и получения премии     в жизни. Расула Гамзатова   появилась его будущая жена Патимат. Точнее она уже была в его жизни, но …вот впрочем как об этом рассказывал сам поэт. С мягким юмором рассказывал Расул о своем «знакомстве» с будущей женой корреспонденту

«- можно спросить, как вы познакомились, со своей Патимат?

- не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, . я без ден ег готов был всегда смотреть. Она согласилась, я женился…»

 

 

 

 

Я был уже большим в тот год,

Когда ты родилась:

Я знал в ауле каждый сад

 И бегал в первый класс.

И если мама занята

 Твоя порой была,
То за тобою присмотреть
Меня она звала.
И хоть за это от нее
Подарки получал,
Но помню, до смерти тогда
У люльки я скучал...
Промчались годы, и опять
В ауле я родном.
Какие косы у тебя!
Как быстро мы растем!
И я, как в детстве, снова жду,
Что мать ко мне войдет
И за тобою присмотреть,
Как прежде, позовет.
Я сам сейчас бы преподнес
Подарок ей любой...
Я жду – пусть лишь откроет дверь, –
О, как бы хорошо теперь
Смотрел я за тобой!

Очень много стихотворений Расул Гамзатов посвятил своей жене

- Патимат Гамзатовой, в девичестве Юсуповой.

НАУКА ЛЮБВИ

Не математик я:
На что мне числа?
Я — патиматик:
В том немало смысла.
Я — патиматик
С самых ранних лет

И говорю:

Важней науки нет!

Находки и открытья —

 Все подряд

 Всю жизнь я посвящаю Патимат.

 И как поэт, и как человек Расул Гамзатов не скрывал своего преклонения перед женщиной. А на вопрос, что он больше всего ценит в людях, поэт отвечал «В женщинах – ВСЕ, а в мужчинах  - любовь к женщине».

Что в жизни я люблю, храню в душе всегда?

Мелодию, друзей, и свой аул Цада,

 И горные хребты, чья так легка вода,

И женщин я люблю, а больше всех — тебя.

Его жена и верная спутница Патимат – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал ее своей судьей, она как бы часть того большого, что зовется Гамзатовым. Когда речь заходила о семье, он в шутливой форме говорил: «В нашем доме один поэт, а все остальные критики».

Без тебя, Патимат, все бы было мертво…

Век живи — я к тебе обращаюсь с мольбою

Патимат, в этот мир я пришел для того,

Чтоб, узнав о тебе, он гордился тобою!

Со своей Патимат Расул прожил всю свою жизнь больше 50 лет. За эти годы Расул Гамзатов добился грандиозных успехов!


 

Мне объездить весь мир довелось,

Тот, который и нищ, и богат,

 А за мною, как эхо, неслось:

 -Патимат, Патимат, Патимат.

 

 

  Наши дочки чисты, как родник.

   На тебя восхищенно глядят.

   Словно доброе солнце для них

    Патимат, Патимат, Патимат.

 

    Красоте твоей радуюсь я

     И твержу похвалы невпопад.

      Ты судьба и молитва моя:

     -Патимат, Патимат,Патимат

 

 

Стихи Расула Гамзатова  о любви пленительны и задушевны

                                          «ТВОИ ГЛАЗА» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я видел разными твои глаза:

Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало...
Склонившимися над моей строкой...

Они забрали ясность и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, –
А я, чудак, пою их в сотый раз.

 


Вечные темы -  любовь к Родине, матери,  женщине,- которые можно найти в творчестве и других поэтов, Р. Гамзатов поднял на небывалую высоту, раскрыв их совершенно по – новому, свежо, мудро и самобытно.

   

        

 

Республиканская научная конференция, посвященная 90 – летию со дня рождения Расула Гамзатова.

 

" С любовью к женщине" 
( женские образы в произведениях 
 Расула Гамзатова ).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                                                         

                                                                                    Автор работы : учительница

                                                                                    русского языка и литературы

                                                                                    МКОУ « Шушановская СОШ»

                                 Кизилюртовский район                 

                                 Республика Дагестан                

                                 с. Шушановка

                          Шамхалова Байрамгиз Джамаловна                             

                    (высшая квалификационная категория)

                                                                                        тел: (8928) 578 -18- 97

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Женская тема в творчестве Расула Гамзатова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 «С любовью к женщине»  

 (женские образы в произведениях Расула Гамзатова).

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог  писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи.  Его творчество  разнообразно , но почти каждое стихотворение имеет  глубокий философский смысл.  Иногда тонкая лирика, казалось бы  интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 402 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2464
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3168
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 5039
    • DOCX 2.2 мбайт
    • 45 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шамхалова Байрамгиз Джамалдиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 30406
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 214 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе