Главная / Начальные классы / «Земля рассказывает о себе»

«Земля рассказывает о себе»

Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой поз...
Планета Земля
 Тема урока: «Земля рассказывает о себе»
 Археологи
Археология
Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Землетрясение Наводнение
Культурный слой это то, что остается после жизни человека, всякий мусор, отхо...
Остатки раковин древнейших моллюсков
Скелет динозавра
Орудия древнейших людей, кости, череп древнего оленя.
Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда.
НЕМЕЦКАЯ КАСКА,КОТЕЛОК,ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ, ГИЛЬЗЫ .
бивни мамонта
Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Я получил удовольствие… Мне хотелось б...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познае
Описание слайда:

Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Планета Земля
Описание слайда:

Планета Земля

№ слайда 4  Тема урока: «Земля рассказывает о себе»
Описание слайда:

Тема урока: «Земля рассказывает о себе»

№ слайда 5  Археологи
Описание слайда:

Археологи

№ слайда 6 Археология
Описание слайда:

Археология

№ слайда 7 Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Описание слайда:

Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

№ слайда 8 Землетрясение Наводнение
Описание слайда:

Землетрясение Наводнение

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Культурный слой это то, что остается после жизни человека, всякий мусор, отходы
Описание слайда:

Культурный слой это то, что остается после жизни человека, всякий мусор, отходы от его жизни.

№ слайда 11 Остатки раковин древнейших моллюсков
Описание слайда:

Остатки раковин древнейших моллюсков

№ слайда 12 Скелет динозавра
Описание слайда:

Скелет динозавра

№ слайда 13 Орудия древнейших людей, кости, череп древнего оленя.
Описание слайда:

Орудия древнейших людей, кости, череп древнего оленя.

№ слайда 14 Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда.
Описание слайда:

Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда.

№ слайда 15 НЕМЕЦКАЯ КАСКА,КОТЕЛОК,ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ, ГИЛЬЗЫ .
Описание слайда:

НЕМЕЦКАЯ КАСКА,КОТЕЛОК,ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ, ГИЛЬЗЫ .

№ слайда 16 бивни мамонта
Описание слайда:

бивни мамонта

№ слайда 17 Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Я получил удовольствие… Мне хотелось бы у
Описание слайда:

Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Я получил удовольствие… Мне хотелось бы узнать…

«Земля рассказывает о себе»
  • Начальные классы
Описание:

«Земля рассказывает о себе»

 

Тема: Земля рассказывает о себе

Цели:

 создание условий для обобщения знаний детей о развитии Земли и жизни на ней;

 формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологической чистоте; обозначение роли раскопок в восстановлении истории человеческого общества;

создание условия для развития любознательности, пытливости, речи детей, умения логически мыслить;

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Педагогическая цель: обобщить знания учащихся о развитии Земли и жизни на ней; познакомить с профессиями: археолог, палеонтолог, историк.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: описывать развитие Земли и жизни на ней; определять профессии археолога, палеонтолога, историка; получит возможность научиться: описывать наблюдаемые объекты, явления, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины: Раскопки. «Культурный слой». Природные явления, меняющие облик Земли. Музейные экспонаты.

 

 

Оборудование: АРМ  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/116599/" учителя, мультимедийная  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/36308/" презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, 2011, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», ковёр,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115690/" свеча, фотографии музейных экспонатов,3 коробки с песком, совочки, кисточки, ножи для резки пластилина, карточки с заданием для отчета групп «археологов». 

Ход урока

Организационный  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/86881/" этап (Слайд 1)

 

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем.

 

Учитель: Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира. Чтобы начать занятия, настроиться на работу,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/40549/" понять тему урока, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.

(Дети с учителем садятся на ковёр, берутся за  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/29922/" руки)

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Мы с вами – дружный класс, а,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/56698/" значит, можно сказать, что мы – большая семья. Давайте представим, что мы все не просто семья, а первобытнообщинная, живущая при родовом строе. Вокруг дикая природа, от зверей нас спасает огонь (зажигаем свечу). Наша семья сидит вокруг костра, каждый занимается своим делом. Давайте закроем глазки.

Как вы себя представляете в семье? (Слайд 2)

Дети:

– Я – глава семьи, папа. Пришёл я с охоты, принёс мясо мамонта. А  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/74177/" теперь отдыхаю.

– Я – мама. Готовлю  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/116511/" ужин на костре.

– Я тоже мама. Я чищу шкуру, чтобы сделать из неё одежду.

– Я – старшая  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115759/" сестра. Я перебираю всякие полезные травы и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115444/" растения.

– Я – ребёнок. Играю  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/65216/" возле костра косточками и камешками. Я боюсь темноты, поэтому сижу поближе к костру. Знаю, что огонь защитит  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/50018/" меня от диких зверей.

Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Открыли все глаза – вернулись из далёкого прошлого сначала на наш ковёр, а теперь и за свои парты. Ребята, все вы что-то запомнили из первой части урока. Что-то отложилось в вашей памяти на предыдущих уроках.

Как вы думаете память – это  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/94598/" свойство  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/74555/" только человеческого мозга?

Дети:

– Память есть у компьютера. Если в него заложат какую-то информацию, то она может там  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51281/" долго храниться.

– Память  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51525/" есть у животных. Например,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115908/" собаки помнят своих хозяев и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113531/" кошки тоже.

– Куры помнят, где их кормят,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/75119/" туда и бегут.

– Лошади помнят дорогу, могут  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51560/" ехать даже сами, без хозяина, если он спит.

– А я думаю, что память есть и у растений, потому что они помнят, когда им надо прорастать и цвести. Например, подснежник.

Учитель: Ещё, оказывается, ребята, память есть и у нашей планеты. (Слайд 3)

 А сейчас трудный вопрос: как вы думаете, что она может помнить?

Дети:

– Планета помнит, как она была молодой. Вся в воде, на ней почти не было суши.

– Наверное, она помнит, как на ней бродили динозавры, а потом, как они погибали. Кости их ещё до сих пор находят.

– Я думаю, планета наша помнит про войну, потому что ей тогда было очень  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68608/" больно.

– Земля ещё помнит, как на ней появился первый человек, а потом он стал жить семьёй.

Учитель: Молодцы, я тоже думаю так же, как вы. И сегодня на уроке мы будем  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/45664/" говорить именно об этом. Это и станет темой нашего урока. Кто сможет сформулировать её?

Дети:

– Что помнит Земля?

– Память планеты Земля.

– Что может рассказать о  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/30164/" себе планета Земля?

Учитель: Молодцы. Это и есть тема сегодняшнего урока. (Слайд 4)

- А теперь ещё более трудный вопрос. А как мы можем узнать, что хранится в памяти Земли? Кто или что может нам в этом помочь?

Дети:

– Наверное,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/58700/" где-то в глубине Земли у неё есть какое-то устройство, которое всё запоминает.

– Нет, я считаю, такое устройство ещё не придумали. Есть люди, которые помогают Земле вспомнить, что с ней происходило  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/54490/" много лет назад.

 

Учитель: Ребята, а кто же эти люди? Как их называют?

Дети: -Это ученые- археологи. (Слайд 5) 

 Они делают раскопки кисточками и совочками, а найденные в земле предметы отправляют в музеи. 

(Слайд 6)

 -А как называется наука, изучающая вещи, предметы и восстанавливающая по ним историческое прошлое? (Археология)

(Дети читают стихотворение.)

 

Археолог.

 

Он ведёт раскопки

В поле и на сопке.

И в пустыне южной,

И в Сибири вьюжной,

И во всех частях страны

Он предметы старины  

Ищет для музеев,

Чтобы ротозеи     

Заглянули в глубину -

Как мы жили в старину.

 

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Действительно, археологи помогают прочитать книгу памяти Земли. 

2. Давайте узнаем, как работают археологи. Прежде чем начать раскопки, производится археологическая разведка – это кропотливая работа по изучению летописей, книг, древних карт, осмотр местности. Чтобы начать раскопки, археологи делают разметку. Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать ее из земли используя ножи, щеточки, кисточки.   

- А кто из вас хотел бы побывать в роли археолога, поближе познакомиться с этой замечательной, но сложной профессией?

- Сейчас группы археологов отправятся на раскопки.

- По окончании работ, вы должны представить отчет.

(Для отчета даются опорные слова: (У каждой группы карточка со словами). На месте археологических раскопок был найден …. Мы считаем …; На основании данной находки, можно сделать вывод …)

(На партах коробки с песком, в которых зарыты разные предметы)

1 группа – посуда

2 группа – монеты

3 группа – украшения

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо потрудились. Теперь вы немного представляете себе чем занимаются археологи. Учитель: Какими качествами должны обладать археологи?

Учитель: Археологи – люди сильные, тренированные, крепкие, потому что им приходится много и напряжённо  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115355/" работать. Может в будущем, кто-то из вас станет одним из них. Давайте уже сейчас готовиться к этому.

 

 

 

 

IV. Физкультминутка

 

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/54505/" вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/114995/" погода хороша!

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

 

-А теперь рассмотрите внимательно репродукцию этой картины.

(Слайд 7)

-Как вы думаете, что произошло с городом и его горожанами?

 

 Дети:

– Война.

– Взрыв.

Учитель: А может быть какое-то стихийное бедствие изобразил художник?

– Извержение вулкана.

Учитель: Да, вы правы ребята. Это репродукция картины К. Брюллова «Последний  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/27168/" день Помпеи». Помпеи-это название города. Существовал этот город около двух тысяч лет назад в Италии. Недалеко от города Помпеи находится гора Везувий. Однажды гора «проснулась» и огромные столбы пепла, раскаленная лава обрушились на Помпеи.

Максим: Я. Я знаю. Мне мама читала в энциклопедии. Когда   HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68060/" вулкан Везувий начал извергаться и засыпал пеплом, камнями и лавой город Помпею, никто не смог убежать, ни люди, ни животные. Это было  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/43801/" очень давно, много, много лет назад.

Учитель: Да, на картине запечатлены события 2000-летней давности. Пепел и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113663/" лава засыпали весь  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/112170/" город, и за 2000 лет он  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/89661/" совсем не изменился под этим страшным покрывалом. Археологам пришлось много потрудиться, чтобы раскопать этот слой земли.

 

Работа по учебнику. (стр.22)

Давайте откроем учебники на стр. 22 и рассмотрим, как археологи оживляют память Земли. Что они делают?

Дети: Осторожно кисточками сметают пепел вулканический.

Учитель: Что спрятано под пеплом?

Дети: Разные старинные предметы,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/7021/" стены дома, пол, всякие картинки.

 HYPERLINK "http://www.pandia.ru/72172/" Учитель: Зачем учёные это делают?

Дети: – Чтобы узнать историю Земли.

– Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.

(Слайд 8)

-Посмотрите какие стихии имеют такую разрушительную силу?

На доске: землетрясение и наводнение.

(Слайд 9)

-А кто оставил эти следы на Земле? (Мусор оставленный человеком) 

-Как ученые называют то, что оставляет на земле после себя человек?

-А ответ на этот вопрос вы сможете найти, прочитав 3 абзац текста на стр.22 учебника.

Учитель: Скажите, что такое культурный слой? (Слайд 10)

Дети: Культурный слой – это то, что остаётся  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/45624/" после жизни человека, всякий мусор, отходы от его жизни.

Учитель:  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/40964/" Почему учёные считают, что чем  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/49956/" менее культурен  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/77444/" человек, тем толще оставленный им культурный слой?

Дети: – Потому что некультурные оставляют после себя  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68621/" больше мусора.

– Потому что культурный человек не будет засорять окружающий мир. Он будет думать о будущем своих детей. А некультурный думает только о том, чтобы ему было хорошо сейчас, он всё лишнее выбрасывает. На картинке в учебнике видно, что там жили некультурные люди, поэтому слой такой толстый.

Учитель: Считаете ли вы себя культурными людьми?

Учитель: Конечно, каждый человек, и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51794/" животные, и растения оставляет после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты – слои Земли.

Поработаем в парах. Рассмотрите самостоятельно музейные экспонаты на стр.23 учебника и распределите их по пластам. Учитесь друг с другом договариваться. Кто будет готов поднимите вверх руки.

 HYPERLINK "http://www.pandia.ru/56090/" Если что-то непонятно, можно за помощью обратиться к соседям или учителю.

Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с заданием.

-В каких слоях земли могли быть найдены нарисованные музейные экспонаты?

(Слайд 11)

Остатки раковин древнейших моллюсков. (1слой).

(Слайд 12)

Скелет динозавра. (2слой)

(Слайд 13)

Орудия древнейших людей,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113507/" кости.  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/73150/" Череп древнего оленя.(3Слой)

(Слайд 14)

Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда. (4Слой)

 

(Слайд 15)

 

– К какому слою вы их отнесли бы немецкую каску, котелок, пустые бутылки?

– Немецкая  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/53282/" каска относится к 5 слою, потому что в этом слое оружие войны.

(Слайд 16)

 

-А в каком слое будут находиться бивни мамонта?

Дети:

 

-  Бивни мамонта относятся к 3 слою, потому что мамонты жили, когда уже были древние люди.

Учитель: Молодцы ребята!  Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

V.  Рефлексия (Слайд 17)

 

 

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Я получил удовольствие…

Мне хотелось бы узнать…

 

- Узнали ли вы, где Земля хранит свои тайны?

- Какие силы создают слои земли?

- Кто раскрывает тайны Земли?

- Чему учились на уроке, работая в группах?

- Учились ли сами формулировать тему урока?

- Получили ли удовольствие, работая сообща?

Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое поднимите вверх красный жетон. Если ваши ожидания не оправдались, вам было неинтересно скучно на уроке, то поднимите синий жетон.

- Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Вы меня очень порадовали. 

 

 

 

 

 

 

Автор Сикорская Наталья Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1201
Номер материала 24938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓