Главная / Начальные классы / Земля – планета Солнечной системы (4 класс)

Земля – планета Солнечной системы (4 класс)

Окружающий мир 4 класс

Тема: Земля – планета Солнечной системы

Цель: - закрепить знание понятий «звезда», «планета»; сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе; познакомить с первым космонавтом Земли;

- развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте, пространственное воображение, абстрактное мышление;

- воспитывать гордость за свою страну и её героев.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой у доски

- Ученики выходят по двое к карте полушарий и показывают материки и океаны, которые называет учитель.

2. Проверка домашнего задания

- Вспомните, каким было ваше домашнее задание? (с.62-64 чит.)

- По тексту ответьте на вопросы:

1) На сколько участков-созвездий ученые разбили небо? (на 88)

2) Что такое звезда? (Это раскалённый (самосветящийся) газовый шар)

3) Что называется планетой? (Это небесное тело, не излучающее собственного света)

4) Как называется неяркая звездная полоса на небе, видимая ночью?

5)Что такое Галактика?

6) От чего зависит цвет звезд? (От температуры их поверхности)

III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Отгадывание загадки

- Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все: и млад, и стар, 
Что она – большущий шар. (Земля)

2. Слово учителя

- Мы продолжаем разговор о планете Земля. Сегодня мы поговорим о том, какое место Земля занимает в Солнечной системе. А также мы сегодня узнаем, какие ещё планеты входят в нашу Галактику «Млечный путь», а также ознакомимся с новыми определениями.

- Знаете ли вы, что это за мультфильм? (Тайна 3 планеты)

- Как зовут главную героиню? (Алиса)

- Именно с ней мы сегодня отправимся в космос на космическом корабле и будем путешествовать по планетам Солнечной системы. Стартовать мы будем с нашей планеты – Земля. Перед нами бортовые книги – ваши тетради, в которые мы будем записывать самые главные слова.

IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с планетами Солнечной системы

- Земля – третья от Солнца планета. Она возникла около 4 млрд. лет тому назад. Единственный спутник Земли – Луна, которая является причиной приливов и отливов, и даже влияет на вращение планеты. Более 70% планеты занимают моря и океаны, а остальную часть занимают острова и континенты. Диаметр Земли около 12742 км.

- Ребята, выделим самые главные слова о планете Земля. (Третья планета, населена живыми существами, спутник – Луна, 70% – моря и океаны, 30% – острова и континенты)

- Летим к соседним планетам. Нас ждёт планета Венера.

- Венера – самая близкая и самая прекрасная планета. Носит она имя богини любви. Эта планета вторая от Солнца. Как и Земля окружена плотной атмосферой. Венера получает от Солнца в 2 раза больше света и тепла, чем Земля. Но в теневой стороне мороз более 20 градусов ниже нуля, так как сюда не попадают солнечные лучи в течении очень долгого времени. Это единственная планета, которая вращается против часовой стрелки.

- А в наши записные книги мы что напишем? (Вторая от солнца, в 2 раза больше света и тепла получает, чем Земля, окружена атмосферой, покрыта плотными слоями облаков)

- А сейчас отправимся к самой близкой к Солнцу планете – Меркурий.

- Первая от Солнца планета – Меркурий. Один год на Меркурии длится 88 земных суток. Меркурий в 7 раз больше получает солнечной энергии, чем Земля. Планета вращается вокруг своей оси очень медленно. Температура на солнечной стороне может подняться до 400 градусов выше нуля, а на теневой стороне морозы достигают 200 градусов ниже нуля.

- Что узнали о Меркурии? (Самая близкая планета к Солнцу, на поверхности планеты температура достигает + 400◦C)

- Наш второй сосед – Марс.

- Четвертая планета от Солнца – Марс. Диаметр этой планеты в 2 раза меньше земного. Год длится 687 земных суток. Чтобы долететь до Марса нам потребуется 4 года. Поверхность покрыта глубокими каньонами, вулканами и пустынями. Существуют 2 спутника Марса– Фобос и Деймос.

- Что узнали о Марсе? (4-ая планета, диаметр в 2 раза меньше земного, 2 спутника – Фобос и Деймос)

- Продолжаем наше путешествие.

- Юпитер – пятая планета от Солнца– представляет собой большой газовый шар. Это самая большая планета Солнечной системы. Вокруг этого гиганта движутся 62 спутника. Кроме этого есть система колец, состоящих из мелких каменных частиц. Планета сплющена, потому что очень большая скорость вращения. Здесь дуют сильные ветра.

- Что узнали о пятой планете? (Огромный газовый шар, есть система колец, 62 спутника, форма в виде сплющенной буквы “о”)

- Сатурн – шестая от Солнца планета. В 95 раз превышает массу Земли. Планета состоит из газов, поэтому не имеет твердой поверхности. Спутников 61. Титан – один из самых крупных. Наиболее заметная кольцевая система, которая состоит из льда, пыли и мелких горных пород.

- Запишем в бортовые книги: Газовая планета, заметная кольцевая система, в 95 раз превышает массу Земли.

- Седьмая планета от Солнца – это Уран. Эта планета вращается лежа на боку. Существует система колец, 27 спутника. А скорость ветров здесь достигают до 240 м/с. Температура на поверхности достигает до -210 градусов.

- Продолжим работу в наших бортовых дневниках.(Уран вращается “лежа на боку”, имеет систему колец и магнитосфера, 27 спутников)

- Нептун – один из планет-гигантов, восьмая планета нашей Солнечной системы. Диаметр равен 500 000 км. Температура на поверхности достигает -235 градусов. Вокруг Нептуна движутся 6 спутников. Самый крупный из них Тритон.

- Что запомнили о планете Нептун? (Нептун – планета-гигант, самая низкая температура – 235 градусов, имеет 6 спутников)

- Плутон – самая дальняя и карликовая планета Солнечной системы. От Солнца примерно находится на расстоянии 6 миллиардов километров. Ученые считают, что планета состоит из толстого слоя водяного льда. Есть свой собственный спутник – Харон. Температура опускается до -220 градусов.

- С августа 2006 г. астрономы перестали считать Плутон настоящей планетой. Масса этого небесного тела меньше той, которая должна быть у планеты Солнечной системы, а по размеру он меньше Луны. Поэтому Плутон теперь именуют карликовой планетой.

- Запишем в наших бортовых книгах (Плутон – карликовая планета, имеет спутник – Харон, состоит из толстого слоя водяного льда)

- Ребята, мы с вами облетели все планеты и каждый раз мы говорили, что планета движется вокруг Солнца. По какому же пути движутся планеты?

- Путь движения планет вокруг Солнца – это орбита.

- Что же ещё кроме планет, их спутников и Солнца можно увидеть в космосе?

- Астероиды – это маленькие планеты.

2. Беседа о Ю. А. Гагарине, работа с учебником

- А знаете ли вы, кто первым увидел эту всю красоту из космоса? Кто был первым человеком в космосе?

- Первым в мире космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Свой полет в космос он совершил 12.04.1961 г.

- Подробнее об этом прочитаем в учебнике на стр. 71

3. Беседа о смене дня и ночи, времен года

- А теперь время вернуться на Землю. В гостях хорошо, а дома лучше. Приближаемся к нашей планете и что же мы видим – наша планета вращается вокруг своей оси, поэтому где-то на Земле день, а где-то – ночь.

- Объясните, почему времена года сменяют друг друга. Напомню вам, что все планеты движутся вокруг солнца.

- Самое главное мы запишем в наши бортовые дневники: Земля крутится вокруг своей оси, поэтому день сменяет ночь. Земля кружится вокруг солнца, поэтому времена года сменяют друг друга.

4. Творческая работа

- А сейчас зарисуйте в своих бортовых книгах солнечную систему, используйте цветные карандаши.

V. Итог урока

1. Беседа

- Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам?

- Сколько больших планет в Солнечной системе?

- Назовите 9 планету-карлика.

- Какие планеты являются ближайшими соседями Земли?

- Почему происходит смена дня и ночи?

- Что происходит при движении Земли вокруг Солнца?

2. Домашнее задание

- стр. 66 – 68, 70-72 чит., отв. на вопросы.

Земля – планета Солнечной системы (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: - закрепить знание понятий «звезда», «планета»; сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе; познакомить с первым космонавтом Земли;

- развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте, пространственное воображение, абстрактное мышление;

- воспитывать гордость за свою страну и её героев.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, тетради, ручки, цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Работа с картой у доски

2. Проверка домашнего задания

III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Отгадывание загадки

2. Слово учителя

IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с планетами Солнечной системы

2. Беседа о Ю. А. Гагарине, работа с учебником

3. Беседа о смене дня и ночи, времен года

4. Творческая работа

V. Итог урока

1. Беседа

2. Домашнее задание

- стр. 66 – 68, 70-72 чит., отв. на вопросы.

Автор Меланина Елена Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2035
Номер материала 29733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓