Главная / Начальные классы / Здоровьесбережение обучающихся начальной школы

Здоровьесбережение обучающихся начальной школы

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым

Ж.-Ж. Руссо

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

По словам проф. Н.К.Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. 

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания .

При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников , т.к. выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

К здоровьесберегающим приемам относятся:

-  пальчиковые, дыхательные гимнастики,

-  релаксация,

-  гимнастики для глаз,

-  ситуация успеха,

-  «минутка здоровья»,

-  определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока

Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления.

Задача учителя мотивировать деятельность учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной

В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха)

активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

В настоящее время использование физических упражнений на занятиях физической культуры направленно не на достижение высоких результатов, а на сохранение и повышение здоровья младших школьников. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные игры.

Через подвижные игры на уроках физической культуры  мы решаем задачи развития физического воспитания.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Личный опыт применения 
здоровьесберегающих технологий


Тема «Здоровьесберегающие технологии в образовании» актуальна в наше время, поэтому я занимаюсь подборкой материала по здоровьесбережению.

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

Знакомство и использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся младших классов;

Планирование и организация учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью сосредотачивать внимание и заинтересованность самих учащихся и их родителей на бережном отношении к своему здоровью;

Активизировать познавательную деятельность учащихся младших классов, как в образовательной сфере, так и в области здоровья и спорта.


Результатами работы можно считать

1. Участие и победы ребят моего класса и их родителей во многих школьных и районных конкурсах ( «Папа, мама, я - спортивная семья», «23 февраля», « Форд Баярд» и др.)


2. Сравнительный анализ оценки трудности предметов во 2 классе.


В качестве одного из возможных способов сравнения оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988) и опрос моих учеников во 2 и 4 классе.

Шкала трудности предметов для младших классов




Предмет

Балл

1.

Математика

8

2.

Русский язык

7

3.

Природоведение

6

4.

Русская (национальная) литература

5

5.

История

(4 класс)

4

6.

Рисование и музыка

3

7.

Труд

2

8.

Физкультура

1



В конце 4 класса 20 ребят назвали математику любимым предметом, 18 ребят полюбили русский язык.


Для повышения эффективности образовательного процесса, интереса к урокам я часто использую в практике такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь) и нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии и др. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на всех уроках.

Урок математики планируется с учетом максимальной двигательной активности .

Огромную помощь оказывает школьный логопед в формировании интереса к предмету «Русский язык». В нашей школе стали традицией «открытые» уроки, на которых присутствуют учителя старших классов, директор школы, логопед.

Для позитивного результата для здоровья учащихся на уроках Литературного чтения разыгрываем сценки исторических событий и литературные сюжеты.

По результатом опроса учеников, такие уроки запомнились .



Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения



Педагоги всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому ребятам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся начальных классов



При помощи интересных и занимательных экскурсий можно разнообразить обучение и сделать его необычным. Многочисленные исследования в этой области показывают, что дети при использовании подобных экскурсий, гораздо лучше начинают усваивать школьные предметы... 





Забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека



Здоровьесбережение обучающихся начальной школы
  • Начальные классы
Описание:

 

Знакомство и использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся младших классов;

Тема «Здоровьесберегающие технологии в образовании»   актуальна в наше время, поэтому я занимаюсь подборкой материала по здоровьесбережению.

 

 

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе.

 

Автор Хохлова Светлана Владимировна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1231
Номер материала 7479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓