«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы …»
В.А.Сухомлинский
Проблемы здоровьесбережения стали актуальными после появления
приказа Министерства образования РФ от 15.05.2000 года №-1418 «Об утверждении
Примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся,
воспитанников образовательных учреждений». В силу специфики своего содержания и
индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение учащимися знаний,
умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для
ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.
Традиционная организация образовательного
процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки. Таким образом,
во время урока необходимо уделять внимание здоровьесберегающим аспектам.
Занятия ОБЖ проводятся в основном в виде бесед,
практических работ и сюжетно-ролевых игр. Обязательно включают в содержание
урока такие элементы, как:
- обсуждение выполненного домашнего задания;
- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью вопросов,
примеров, проблемных ситуаций и т.д.
Использование пословиц позволяет снять накопившееся напряжение, т.к.
воспринимается учениками как некое отступление от темы. К тому же введение в
урок литературных или исторических отступлений способствует не только
психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.
Использование видеоматериалов на уроке
прививает интерес к познавательным программам и выводит учащегося на общение,
дискуссию, т. е. решает совместно с учителем учебную и воспитательную задачи.
Физкультминутки и физкультурной
паузы, которые являются обязательной составной частью урока.
Работа преподавателя ОБЖ
по созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках ОБЖ включает:
1) использовать в работе
образовательные программы, соответствующие санитарно - эпидемиологическим
правилам и нормативам;
2) контрольные работы
проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на
втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после
каникул и продолжительных праздников;
3) использовать различные
методы и формы работы на уроке; смену видов деятельности;
4) следить за осанкой
учеников на уроке;
5) с первых минут урока
создавать обстановку доброжелательности, так как у детей развита интуитивная
способность улавливать эмоциональный настрой учителя;
6) предлагать ученикам
индивидуально - дифференцированные домашние задания, устанавливая в них
обязательную часть и необязательную;
7) проводить
динамические паузы - упражнения для расслабления мышц шеи, глаз; массаж пальцев
рук, ушных раковин, биологически активных точек лица и головы; игровые моменты,
позволяющие, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.
Данная ниже структура оптимально подходит для
проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму
учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании:
Структура рациональной организации
урока немецкого/английского языка
Факторы урока
|
Уровень гигиенической
рациональности урока
|
Плотность урока
|
не менее 60% и не
более 75%
|
Число видов
учебной деятельности
|
4-7
|
Средняя продолжительность различных видов учебной
деятельности
|
не более 10 минут
|
Частота
чередования видов
учебной деятельности
|
Смена не позднее, чем через 7-10 минут
|
Число видов
преподавания
|
Не менее 3
|
Наличие эмоциональных разрядок (число)
|
2-3
|
Педагогу-организатору ОБЖ отводится особоя
роль в образовательном процессе. Именно он даёт учащимся первичные знания о
понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и
окружающим, формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаниям. Он может и должен помочь школьнику в
использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.