Главная / Классному руководителю / Здоровьесбережение. Фитотерапия в школе.

Здоровьесбережение. Фитотерапия в школе.

Введение

Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье-это важнейший труд
 
воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.”

В.А. Сухомлинский.

Несмотря на бурный расцвет  химии,  появление  новых высокоэффективных лекарств, в последнее время наблюдается возврат к древним  методам  народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению  здоровья  человека  и проверенный  годами.  Одним   из   таких   методов   является   фитотерапия. Еще в глубокой древности наши далекие предки обратили внимание на поведение больных животных: заболевшие кошки и собаки начинали есть листья и траву некоторых растений. Человек и себе для лечения недугов попробовал употреблять различные части растений.

Фитотерапия (от греч. phyton — «растение» и therapeia — «терапия») — вид лечения, при котором в качестве лекарственных средств используются растения. В русскоязычной литературе (особенно XIX века и более раннего периода) вместо термина «фитотерапия» нередко использовался термин «траволечение». или профилактики различных заболеваний. К слову, в качестве профилактики, фитотерапия – особенно эффективна: целебные растения самым благоприятным образом влияют на организм, оказывают общеукрепляющее и иммуностимулирующее действие, способствуют очищению организма и выведению шлаков, и что немаловажно – не вызывают привыкания. Единственное «но» - некоторые из них имеют определённые противопоказания. В целом же, за счёт своего мягкого воздействия на организм, фитотерапия считается безвредной. По какому же принципу происходит это уникальное, достаточно эффективное и в то же столь щадящее, воздействие? 

Согласно исследованиям, фитотерапия (лечение травами) довольно широко было распространено во многих древнейших культурах, о чем свидетельствуют многочисленные рукописи, относящиеся к самым разным эпохам человеческой истории. Развитие медицины как самостоятельной науки началось в Древней Греции. Отцом медицины считается Гиппократ. Именно он применял для лечения людей более двухсот видов различных растений, причём, практически не подвергая их никакой предварительной обработке.

В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой медицины. До сих пор пользуются медики знаменитыми рецептами растительных лекарств римского врача Галена. Наибольшее значение имеют два его травника, в которых описано более 300 лекарственных средств из растений. Галлен, в противоположность Гиппократу, считал, что у растений есть два начала: одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое бесполезно или даже вредно. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого лекарственное растение следует настоять или прокипятить с водой, вином, уксусом. Галлен ввел технологию получения таких лекарственных форм, как настойки и экстракты. Извлечения из лекарственных растений быстро завоевали популярность во всех странах Европы. Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Им описано изготовление порошков, пилюль, мазей, пластырей, горчичников, сборов.

За время существования человечества опыт применения фитопрепаратов накоплен действительно немалый и при правильном применении растительные препараты обладают более мягким действием, менее токсичны, чем синтетические и не вызывают привыкания и аллергии. Более того, растения не только не угнетают защитные силы организма, а наоборот, активны в отношении многих штаммов микроорганизмов, уже приобретших устойчивость против антибиотиков, и способны усиливать иммунитет человека, помогая ему тем самым справиться с болезнью. Однако следует заметить, что всё это верно только при грамотном и правильном их использовании.

Именно так и зарождалась фитотерапия, которая очень скоро приобрела огромную популярность.

Первой живой аптекой, первым лекарством для человека были растения леса и полей. Удивительные по своим возможностям лекарственные растения оказывают физиологическое действие на организм. Это действие обычно медленное, не вызывающее резких биохимических нарушений, что особенно важно у ослабленных детей, при частых повторных инфекциях. 

Если мы говорим, что рефлексотерапия зародилась в Китае, мануальная терапия - в Индии, водолечение - в Египте, гипноз - в Германии, Су-Джок-терапия - в Корее, то родиной фитотерапии можно считать Россию, как единственный вид традиционной медицины, издревле зародившийся и использующийся в России. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические данные и современное её состояние. Первые «аптекарские огороды», государственные Указы, школы подготовки специалистов по травничеству, крупнейшие научные этнографические экспедиции ведущих учёных России, издание многочисленных лечебников, травников, вертоградов - всё это было и есть только в России.



Общие сведения о лекарственных растениях

Применение лекарственных растений в медицинской практике обусловлено наличием в их составе биологически активных веществ — действующих веществ, которые при введении в организм даже в очень малых количествах вызывают определенный физиологический эффект. Эти активные вещества синтезируются самими растениями из неорганических минеральных веществ почвы, воды, из углекислого газа воздуха. Синтез осуществляется растениями под влиянием световой энергии.
Химический состав растений стали изучать примерно в конце XVII в., а в конце XIX в. были выделены в чистом виде некоторые алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества, витамины и др. Сейчас известно несколько групп активных веществ растений: алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества, сапонины, флавоноиды, различные органические кислоты, витамины, жирные и эфирные масла, микроэлементы и др.

Действующие вещества обычно накапливаются в определенных органах растения. Количество действующих веществ в растении, а следовательно, и эффект их влияния на организм подвержены значительным колебаниям. В различных географических зонах одно и то же растение может содержать разные количества действующих веществ. Это зависит от климатических условий, почвенного состава, влажности, высоты расположения местности над уровнем моря и ряда других факторов. Большую роль в накоплении действующих веществ в растении имеет фаза вегетации. Этот фактор всегда необходимо учитывать и заготавливать растения только в определенные фазы вегетации, так как растительное сырье, собранное в другие сроки, может оказать меньшее физиологическое действие на организм. К наиболее важным биологически активным веществам растений относятся следующие.

Алкалоиды - сложные органические вещества, содержащие азот и образующие при соединении с кислотами соли, которые хорошо растворяются в воде. Большинство алкалоидов — кристаллические вещества, и только некоторые из них, в состав которых не входит кислород,— жидкости (никотин, анабазин) . В растениях алкалоиды содержатся обычно в виде солей различных органических кислот (яблочной, щавелевой, лимонной и др.). Их количество в растениях невелико — от следов до 2—3%.
В различных видах растений алкалоиды накапливаются неравномерно. Особенно богаты этими веществами растения семейства пасленовых и маковых. Ядовитость многих растений чаще всего обусловлена наличием большого количества алкалоидов. В малых количествах они оказывают лечебный эффект.

Наиболее важными алкалоидами являются: кофеин, атропин, эхинопсин, стрихнин, кокаин, берберин, платифиллин и др.

Гликозиды - сложные безазотистые органические соединения, распадающиеся при гидролизе на сахара (рамноза, галактоза и др.) и несахаристую часть. Действие гликозидов в основном определяется их несахаристой частью. В чистом виде гликозиды обычно представляют собой кристаллические, легко растворимые в воде и спирте вещества горького вкуса. При хранении они быстро разрушаются ферментами самих растений, под действием высоких температур, кислот, щелочей и других факторов. Поэтому при заготовке растений, содержащих гликозиды, необходимо полностью соблюдать все правила сбора, сушки и хранения.
Различают гликозиды сердечные, антрагликозиды, сапонины, близкие к гликозидам горькие вещества и др.

Сердечные гликозиды содержатся в таких растениях, как наперстянка, майский ландыш, горицвет весенний, строфант, обвойник и др. Они оказывают действие на сердечную мышцу и широко применяются в ветеринарной практике.

Антрагликозиды оказывают на животных слабительное действие. Они содержатся в коре крушины ломкой, плодах крушины слабительной, корнях ревеня, листьях сенны и сабура. Антрагликозиды малоядовиты, стойки при хранении.
Сапонины - соединения, представляющие собой разновидность гликозидов. При гидролизе они распадаются на углеводную часть и агликон, называемый сапогенином. Сапонины хорошо растворяются в воде и спирте. Их водные растворы при взбалтывании образуют устойчивую пену, напоминающую мыльную. Отсюда и название сапонины, от латинского заро — мыло. Растения, содержащие сапонины, применяются в ветеринарной практике как отхаркивающие, мочегонные, желчегонные, тонизирующие средства. Многие из них благоприятно влияют на сердечно-сосудистую систему, эффективны при атеросклерозе сосудов и др.

Горькие вещества содержатся в полыни, горечавке, одуванчике, золототысячнике, аире и других растениях. Эти вещества стимулируют секреторную функцию желудочно-кишечного тракта, вследствие чего их применяют для улучшения пищеварения.

Флавоноиды содержатся в растениях в виде гликозидов или в свободном состоянии. Это гетероциклические соединения, плохо растворимые в воде, желтого цвета. Наиболее богаты флавоноидами растения семейства бобовых, зонтичных, лютиковых, сложноцветных.

Флавоноиды обладают различной фармакологической активностью. Так, вещества Р-витаминного действия повышают прочность стенок капилляров, участвуют в окислительно-восстановительных процессах, способствуют расслаблению спазмов сосудов, заживлению ран и т. п. Ряд флавоноидов применяют при заболевании печени, почек, особенно при камнях. К флавоноидам относятся флавоны, флавононы, ксантинины и др.

 Дубильные вещества — неядовитые безазотистые ароматические соединения, хорошо растворимые в воде и спирте, с характерным вяжущим вкусом. Они имеют сложный состав и являются производными многоатомных фенолов. Дубильные вещества широко распространены почти во всех растениях; содержатся главным образом в коре и древесине деревьев и кустарников, в надземных частях травянистых многолетних растений. Общее количество танинов в растениях может достичь 10—30%.

В ветеринарной практике растения, содержащие дубильные вещества (бадан, кровохлебка, черемуха, конский щавель, кора дуба и др.), применяют при желудочно-кишечных расстройствах, при отравлении тяжелыми металлами и алкалоидами, как вяжущие и бактерицидные препараты.

 Эфирные масла - летучие, с сильным запахом вещества, представляющие собой смеси различных органических соединений, состоящих главным образом из терпеновых углеводородов и их производных. Получают их из растений путем перегонки сырья с водяным паром.
Они находятся в различных частях растений — в цветках, листьях, плодах, семенах, реже в подземных частях. Количество эфирных масел у различных видов растений колеблется от едва заметных следов (0,001%) до 20%; чаще всего их содержание в растении составляет 2— 3%. Эфирные масла нестойки, поэтому при заготовке эфиромасличных растений необходимо строго соблюдать правила сбора, сушки и хранения.

Наиболее часто из эфиромасличных растений в практике применяют душицу, полынь горькую, шалфей, можжевельник, кориандр, укроп, анис, тмин, валериану, тимьян.

Применение эфирных масел в практике весьма разнообразно, главным образом благодаря их ароматическому и противомикробному действию. Некоторые из них оказывают болеутоляющее, противокашлевое влияние. Находят они применение в парфюмерной, ликероводочной и пищевой промышленности.

Смолы — твердые или полужидкие органические соединения сложного химического состава, с характерным запахом. Близки по химическому составу к эфирным маслам. В растениях они находятся в смоляных ходах и добываются посредством надрезов. Смолы содержатся в ревене, хвое, зверобое, почках березы, алоэ.

Органические кислоты содержатся в растениях в значительных количествах (в семенах, плодах, ягодах, корнях, листьях и стеблях). Чаще всего в растениях содержатся яблочная, лимонная, щавелевая, салициловая, уксусная кислоты. Они активно участвуют в обмене веществ, возбуждают секреторную активность слюнных желез, усиливают выделение желчи и панкреатического сока, улучшают пищеварение, обладают бактерицидными и другими свойствами.

К кислотам, имеющим выраженное фармакологическое действие, относятся валериановая и изовале-риановая, встречающиеся в эфирном масле валерианы, тысячелистника, хмеля и других растений. Линолевая кислота содержится в семенах льна, плодах облепихи и др.

Ненасыщенные жирные кислоты — олеиновая, линолевая, линоленовая и др.— способствуют понижению уровня холестерина, что предупреждает развитие атеросклероза.

Минеральные соли неорганических кислот находятся в растениях в растворенном состоянии или выкристаллизовываются в виде окса-латов. Калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, кремний, железо вместе с углеродом, водородом и кислородом составляют 99% живой массы растений и животных. Содержание в организме микроэлементов — меди, цинка, кобальта, марганца, никеля, алюминия и др.— исчисляется долями процента. Минеральные соли играют важную роль в обмене веществ, образовании ферментов и гормонов, кроветворении. Они влияют на деятельность сердца, возбудимость нервной системы и мышц, входят в состав костей скелета.

Витамины - биологически активные органические вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Они играют важную роль в обмене веществ, процессах усвоения и использования организмом всех питательных веществ, в защитных функциях различных органов и других жизненно важных процессах. Большинство витаминов в организме не синтезируется, а поступает с кормами, главным образом растительными. Животный организм нуждается в поступлении извне около 20 витаминов, остальные синтезируются во внутренних органах. Недостаток поступления витаминов с кормом приводит к нарушению обмена веществ, ухудшению состояния нервной системы, вызывает другие патологические явления. Наступает гипо- или авитаминоз.

В настоящее время известно около 30 витаминов, которые подразделяются на две основные группы -жирорастворимые и водорастворимые. К первой группе относятся витамины А, О, Е, ко второй — витамины группы В и С. Витамин К растворим и в воде, и в жире.

Лечебные свойства растений могут быть обусловлены также наличием и других химических соединений: жирных масел, камеди, слизи, крахмала, ферментов, фитонцидов и т. п.


Значение фитотерапии для организма человека

На протяжении многих тысячелетий человек, когда организм давал сбой, прибегал к помощи растений.

Народная медицина широко использует травы, да и в научной медицине большое распространение получили препараты из лекарственных растений. Они применяются как в чистом виде, так и в сочетаниях друг с другом.

Средства траволечения наши прадеды и пробабки применяли еще сотни лет назад и мы продолжаем ими пользоваться при сегодняшних уровнях развития научной медицины. Лечение травами это часть альтернативной медицины, включающая в себя накопленные многолетием знания о болезнях, средствах и методах их лечения и профилактики передаваемых от отца к сыну. Медицина развивается, меняются многие современные препараты, однако травы содержат такие вещества, которыми пользовались еще древние люди и пользуются в настоящее время для лечения заболеваний. Препараты из трав помогают организму самому справиться с болезнью. К ним не бывает привыкания.

Фитотерапия — это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого она означает лечение травами. Фитотерапия — направление теоретической и практической медицины, основанное на научном изучении и использовании с лечебной или профилактической целью лекарственных растений или препаратов, получаемые из них. Фитотерапия благотворно влияет на работу всего организма, оказывая общеукрепляющее и иммуномодулирующее воздействие. Фитотерапия высокоэффективна, безвредна, практически не имеет противопоказаний. С помощью лекарственных трав сама природа по матерински нежно, мягко, максимально щадяще воздействует на больного.  В организм человека при этом поступает целый комплекс родственных ему биологически активных соединений, которые легко проникают в ткани и действуют на уровне внутриклеточного обмена растения не только не угнетают защитные силы организма, а наоборот, активны в отношении многих штаммов микроорганизмов, уже приобретших устойчивость против антибиотиков, и способны усиливать иммунитет человека, помогая ему тем самым справиться с болезнью. Фитотерапия это мощное и безвредное средство, требующее серьезного научного подхода, может стать первой ступенью на пути к здоровому образу жизни. Растения обладают огромной силой, которую они могут передать нам. Эта сила у нас под ногами, нужно только знать о существовании этой силы, а также как правильно ею воспользоваться. Фитотерапия — лечение лекарственными травами, при котором прием внутрь настоев всевозможных трав и растений оказывает благотворное действие на работу всего организма, происходит очищение крови и жизненно важных органов от шлаков и токсинов, повышаются его защитные функции. При этом не возникает побочных действий на органы, как это часто происходит при терапии химическими препаратами. Действие лекарств растительного происхождения определяется содержащимися в различных частях растения активными веществами: алкалоидами, гликозидами, дубильными веществами и эфирными маслами.

Нельзя сказать, что растительные препараты полностью заменяют синтетические лекарства, но в наше время фитотерапия переживает свое второе рождение. Фитотерапия имеет ряд преимуществ перед другими методами лечения растительные препараты обладают более мягким действием, менее токсичны, чем синтетические и не вызывают привыкания и аллергии.

Травы — это лекарства. Их следует применять только по назначению. Лекарственные растения или лекарственные травы эффективны только при правильном применении. Огромное значение имеет качество лекарственных трав, место сбора, нахождение рядом трасс, железных и автодорог, промышленных и иных предприятий, линий электропередач, жилых комплексов.

Основные преимущества фитотерапии:

1. Эволюционно сложившееся биологическое родство между активными веществами растений и физиологически активными веществами организма, растительное сырье и препараты из него, как правило, совместимы с синтетическими лекарственными препаратами.

2. Поливалентность (разносторонняя направленность действия) растений, возможность одновременного лечения растениями основного и сопутствующего заболевания.

3. Дешевизна и доступность ежегодно возобновляемого природного сырья. 4. Простота приготовления фитопрепаратов в домашних условиях (для приготовления настоек, настоев и отваров практически не требуется специального оборудования).

5. Лекарственные растения наиболее эффективны при функциональных расстройствах организма, легких формах заболеваний, для повышения лечебного эффекта специфической терапии, в ходе поддерживающего лечения.

6. Общий оздоравливающий эффект большинства лекарственных растений, действующих комплексно и стимулирующих защитные силы организма, повышающих иммунитет.

Целесообразность применения лекарственных растений в лечении ряда хронических заболеваний определяется рядом преимуществ их перед синтетическими препаратами: возможность длительного и безопасного использования лекарственных растений; биологическое родство между биологически активными веществами растений и физиологически активными веществами организма; лекарственное сырьё и препараты из него, за редким исключением, совместимы между собой и главное с другими лекарственными препаратами и средствами.

Практически не требуется специальное оборудование для приготовления основных лекарств из растений (настой, чай, отвар, настойка и пр.). Целесообразность применения лекарственных растений при функциональных расстройствах, лёгких формах заболевания, проведения поддерживающего и профилактического лечения, в том числе и в бытовых условиях, но желательно под наблюдением специалиста. И главное преимущество фитотерапии хороший оздоровляющий эффект большинства лекарственных растений, действующих комплексно и стимулирующих защитные силы организма.


Осложнения и побочные эффекты фитотерапии.

Утверждение некоторых людей, что фитотерапия абсолютно безвредна, может быть принято лишь при одном условии — если она идеально подобрана. Любой фармакологический феномен при определенных состояниях организма может вызывать и нежелательные изменения. Например, нельзя назначать пациенту растения, которые вызывают эффекты, усугубляющие манифестирующие симптомы: тонизирующие средства при повышенном артериальном давлении; кровоостанавливающие — при тромбофлебите; вяжущие — при запорах и др.

В практической работе наиболее часто встречаются следующие нежелательные результаты фитотерапии, по сути сходные с негативными результатами любой фармакотерапии.

1. Стойкое ухудшение состояния, связанное с основным заболеванием. Тактика: отмена ранее назначенных фитосредств, коррекция лечения.
2. Аллергические реакции. Тактика: отмена ранее назначенных фитосредств, пошаговая фитотерапия.

3. Обострение сопутствующих, ранее не проявлявшихся заболеваний. Например, хронического гастрита, полиартрита. Иногда может быть и прогнозируемым. Тактика: коррекция лечения.
4. Появление новых симптомов. Например: частое мочеиспускание; поносы или запоры; тахикардия и др. Может быть и прогнозируемым. Допустимо как временное, неизбежное явление, только при условии успешного лечения основного заболевания. Тактика: коррекция лечения.
5. Появление или обострение психоневрологической симптоматики. Например: расстройство сна, утомляемость и др. Тактика: коррекция лечения.
6. Обострение заболеваний аутоаллергической природы. Тактика: коррекция лечения.
7. Отравление. Тактика: отмена фитосредств, срочная антидотная, дезинтоксикационная и симптоматическая терапии.

Нет абсолютно безвредных растений. Даже в отношении популярных и доступных лекарственных растений в литературе имеются указания на ограничения их применения.

Следует помнить, что алоэ может вызвать усиленную перистальтику кишечника, диарею; усиление менструальных кровотечений, аллергические реакции в форме острого буллезного дерматита при местном применении и анафилактического шока после инъекций алоэ и закапывания сока алоэ в нос. Препараты алоэ противопоказаны при задержке желчеобразования, так как расщепление антрагликозидов происходит при наличии желчи в кишечнике, а также при кровотечениях, циститах, беременности, простатите, геморрое.

Применение багульника требует врачебного контроля, особенно при приеме внутрь, так как растение ядовито. При отравлении проявляются расстройства функций желудочно-кишечного тракта, сердца, органов дыхания, вплоть до паралича.

Бессмертник малотоксичен, но обладает кумулятивными свойствами. При длительном применении возможны застойные явления в печени.

 Девясил может вызывать дерматит.

Жостер слабительный способен вызывать раздражение слизистой желудочно-кишечного тракта. Продолжительный прием растительных слабительных может привести к нарушению деятельности кишечника.

Клюква противопоказана при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Конский щавель в больших дозах обладает токсичностью, обусловленной большим содержанием щавелевокислого кальция. Противопоказан при болезнях почек.

Мята перечная при передозировке вызывала аллергию, а также снижала способность к деторождению.

Плоды облепихи содержат фитоэстрогены и могут стимулировать рост аденомы предстательной железы, способствовать импотенции у мужчин, а у женщин — провоцировать развитие мастопатии.

Пижма ядовита, поэтому в сборах растение следует употреблять в малых дозах и под контролем врача.

Полынь нельзя принимать беременным. Противопоказан длительный прием препаратов полыни, так как они могут вызвать отравление, которое проявляется воспалением органов, спазмами и состоянием опьянения.

Свежий сок свеклы красной может вызывать спазмы сосудов. При длительном использовании препараты солодки могут затруднить диурез и привести к образованию отеков.

Тысячелистник обыкновенный повышает свертываемость крови. При склонности к тромбозам его применение противопоказано (как и других растений аналогичного действия).

При нефритах и нефрозах не следует использовать препараты хвоща, способные вызвать раздражение почек.

При передозировке галеновых форм чистотела внутрь у больных может развиться отравление с тошнотой, рвотой, паралич дыхательного центра.

Шалфей лекарственный может спровоцировать непроизвольный аборт.
Известны случаи парадоксальной реакции на растительные лекарства. Например, у 4% людей лимонник китайский вызывает угнетение деятельности центральной нервной системы.

При использовании золотого корня в смесях его положительный эффект нивелируется. У 40% пациентов с пониженным числом белых клеток в крови происходило еще большее их снижение. Падала сопротивляемость микроорганизмам и вирусам.

По нашим наблюдениям, возможны побочные явления при использовании самых «домашних» растений.

Длительный (более полугода) прием настоя мяты вызвал у больной недержание мочи (ослабление тонуса гладкой мускулатуры). При отмене наблюдалось полное выздоровление. Фиксировались случаи полной непереносимости мяты. Например, у одного из пациентов при любом способе применения мяты (добавление в лекарственные сборы, чай, даже мятная жевательная резинка) отмечалась изжога.

Применение в относительно невысокой дозировке коры дуба в составе лечебной композиции (в виде полоскания и внутрь) вызывало у больного сухость во рту, образование корочек в носоглотке. При отмене — выздоровление.

При длительном лечении больных сахарным диабетом листом черники, брусники, травой хвоща полевого отмечали возникновение рези в области глаз, сухость слизистых. Вероятно, это обусловлено мочегонным (обезвоживающим) эффектом.

При длительном приеме зверобоя возникает чувство горечи во рту.

Употребление свежего чеснока и лука при гастрите, холецистите, панкреатите в обычной для здорового человека дозировке (0,5 зубка или луковицы) способствовало более выраженному проявлению симптоматики.

Особенно опасно заблуждение о полной безвредности лекарственных растений при лечении беременных. Противопоказан прием растений, обладающих тератогенным действием (все виды полыни); нарушающих гормональное равновесие (анис, клевер, солодка, шалфей, хмель и др.); с высокой вероятностью токсического действия (красавка, мордовник, барбарис, чистотел, софора, термопсис, багульник, зверобой, кубышка, пижма и др.); абортивным действием. При поражении почечных клубочков у беременных не рекомендуют почки березы (но не листья), марену красильную, можжевельник, сосну, хвощ; при преимущественном поражении канальцев — бруснику, клюкву, ревень, толокнянку.


Применение фитотерапии в образовательных учреждениях

От чего зависит здоровье человека? Многие ученые сошлись во мнении, что 25% здоровья зависит от наследственных факторов, 20%-от состояния экологии окружающей среды, 10%- от деятельности системы здравоохранения и 5%- от самого человека, от образа жизни, который он ведет.

Значительная часть жизни школьника проходит в школе. Для сохранения и укрепления здоровья школьников при организации учебного процесса необходимо соблюдать биологические и социальные принципы здорового образа жизни. Биологический принцип- образ жизни должен быть возрастным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным, обеспечен энергетически, социальный - образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограничительным. [1]

На сегодняшний день определяются совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников. Развитие здоровьесбережения, здоровьетворчества – это ведущие направления деятельности современной школы. По современным представлениям понятие “здоровый образ жизни” включает:

  • отказ от вредных привычек;

  • оптимальный двигательный режим;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной воспитательной работе в учебное и внеурочное время. Работа по формированию здорового образа жизни должна начинаться с поступления ребенка в 1 класс. Деятельность нашего педколлектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП. Администрацией и учителями разработана комплексно-целевая программа-“Программа здоровья учащихся”. Цель такой программы - создание здоровьеформирующей воспитательно-образовательной среды в школе. Здоровьеформирующая среда – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии учащихся и их родителей с целью охраны и укрепления здоровья школьников.[4] Однако в настоящее время состояние здоровья детей. Показывает, что проблема здоровьесбережения еще далека от решения.

В такой ситуации чрезвычайно важна разработка простых и эффективных средств и методов оздоровления детей непосредственно в стенах школы. Одной из таких методик является фитотерапия. Эта методика внедрена в школе в рамках реализации “Программы здоровья учащихся”.

Фитотерапия - метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов и овощей. Соки – это продукты питания, как бы специально созданные природой для людей, страдающих конкретными болезнями. Они представляют собой природные лекарственные средства и способствуют укреплению здоровья, придают нам бодрость и энергичность, повышают нашу жизнеспособность. В силу естественного происхождения растительных продуктов их сильные лечебные свойства не вызывают побочных эффектов. Современные медицинские исследования подтверждают их уникальную способность лечить и предупреждать большое число болезней.[3] Растительные плоды содержат огромное количество целебных для растущего организма школьника веществ. Природа предлагает нам эти вещества в готовом виде.

Многовековой опыт показывает, что лекарственные травы, соки фруктов и овощей оказывают существенный положительный эффект на профилактику и лечение многих заболеваний и могут успешно использоваться в общеобразовательных учреждениях. Внедрение фитотерапии в школе следует начинать с разъяснительной работы среди педагогов, учащихся и их родителей. Желательно, чтобы непосредственной организацией занимались специалисты, имеющие практический опыт. Если таковых нет, то этот процесс может осуществляться медсестрой или школьным врачом, работниками пищеблока и членами родительского комитета.

Метод фитотерапии является составной частью традиционной медицинской деятельности и регламентируется приказом МЗ РФ №238-2003, методическими рекомендациями “ Применение метода фитотерапии в практическом здравоохранении” МЗ РФ от 1999г. и приказом МЗ РФ № 133-от 04.04.2003г. “Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений”.

Система оздоровления по данной методике в школе включает:

  • прием напитков поливитаминного состава в течение 2-4 недель осенью и весной;

  • прием по назначению медперсонала школы общеукрепляющих чаев из лекарственных трав, обязательно осенью;

  • фруктовых и овощных соков в течение года.

Для внедрения фитотерапии необходимо в школе организовать кабинет фитотерапии. Например, ежедневное употребление настоя плодов шиповника позволит восполнить детский организм необходимым витамином С. Положительное воздействие фитотерапии отмечается у школьников, страдающих заболеваниями пищеварительного тракта. Педагоги отмечают повышение успеваемости у учащихся по некоторым предметам. Наблюдения сравнивались с классами, где не проводилась работа с использованием фитопрепаоатов.

Использование данной методики позволяет избежать утомления детского организма в весенний период, уменьшить заболеваемость и повысить эффективность учебы.

Фитотерапия. Способы применения лекарственных растений у детей.

В детском возрасте наилучшими и наиболее распространенными способами применения лекарственных растений являются энтеральный, наружный, ингаляционный.

Прием внутрь для детей мало отличается от такового у взрослых, однако имеет свои особенности. Наиболее оптимальные лекарственные формы — напары (чаи), настои и отвары. Использование растений в виде чая имеет больше профилактическую, чем лечебную направленность.

При подготовке лекарственных растений для приема внутрь целесообразно предварительно измельчать их в порошок, пропуская растения через мясорубку или кофемолку. Его частицы не должны быть очень мелкими (1—3 мм в диаметре). Следует помнить, что в процессе приготовления порошка появляется пыль растений, которая может вызвать раздражение слизистых носоглотки или глаз у детей, склонных к аллергии. Поэтому обработку растений надо проводить в отсутствие детей и хорошо проветривать помещение. Поскольку измельченные растения через 1,5—2 месяца начинают терять свои лечебные свойства, их не стоит готовить сразу в большом количестве. Хранить порошок необходимо в закрытой банке в холодильнике, а перед употреблением перемешивать. При использовании растений в порошке наиболее эффективным и простым способом приготовления настоя является кипячение в течение 3 минут с последующим настаиванием в тепле в течение 2 часов.

Полоскание горла и полости рта у детей среднего и старшего возрастов обычно не вызывает никаких трудностей. Дети в возрасте 3—4 лет также легко обучаются этому процессу, но процедуру необходимо проводить только в присутствии взрослых. Детям младше 3 лет вместо полоскания горла можно давать пить теплый отвар или настой маленькими глотками или закапывать их в нос (по 8—10 капель) так, чтобы они попадали в глотку. Эффективны только частые полоскания (не реже 5-6 раз в сутки), а в острые периоды каждые 1,5—2 часа.

Кроме водных форм, для лечения носоглотки лекарственные растения можно применять в виде масляных вытяжек или эмульсий водного экстракта трав с растительными маслами, лучше оливковым, кукурузным или светлым рафинированным подсолнечным. Их закапывают в нос или используют для смазывания слизистой носоглотки.

Ингаляции являются одним из действенных методов терапии болезней органов дыхания. Способы их проведения зависят от возраста ребенка. Детям старшего возраста ингаляции можно проводить, как взрослым. Однако самые эффективные — ингаляции в «палатке». Для маленьких детей этот способ является единственным. Водяную баню готовят обычным способом. В кастрюлю с водой ставят стеклянную банку, наполненную водой, с помещенными в нее нужными растениями (под банку надо положить кусок материи или деревянную решетку, чтобы она не касалась дна кастрюли). Кастрюлю подогревают до тех пор, пока вода в стеклянной банке не закипит. «Палатку» сооружают из куска полиэтилена или из накидки от дождя. В нее помещают кастрюлю с готовым настоем для ингаляций. Ребенка сажают в «палатку» рядом с кастрюлей, а маленьких детей берут на руки. «Палатка» должна иметь сравнительно большой объем и щель для притока свежего воздуха. Такой способ обеспечивает не только полноценные ингаляции, но и общее равномерное прогревание ребенка. Для создания необходимого количества пара во вдыхаемом воздухе объем отвара должен составлять не менее 3—5 литров.

Промывание глаз детям любого возраста проводится только кипяченым, тщательно процеженным отваром слабой концентрации (не более 1-3%). Для каждого глаза надо использовать отдельный тампон, причем только один раз. На одну процедуру требуется 3—4 тампона для каждого глаза. Лучше пользоваться тампонами из стерильного бинта, чем ватными, так как ворсинки ваты могут попасть в глаза.


Как фитотерапия помогает организму приспособиться к детскому саду, школе

Первый день, неделя, месяц в детском саду или школе – время адаптации ребенка к коллективу. Это значит, что пока детский организм приспосабливается к новым условиям, к вирусам и микробам, «принесенными» в класс (группу) друзьями, он подвергается риску инфицирования самыми разными ОРВИ. Да и питерская неустойчивая погода этому способствует.

Поддержать детский организм в этот напряженный период без витаминных комплексов, продающихся в аптеке, сложно. Однако их не всегда оказывается достаточно. Поэтому фитотерапевты советуют родителям как ранней, так и поздней осенью поддерживать организм ребенка фиточаями.

Чай из листьев черной смородины - лучший чай, которым хорошо бы поить детей весь сентябрь. 5-6 сухих листьев черной смородины измельчите и залейте стаканом кипятка (при пиелонефрите - чайную ложку измельченных листьев на стакан). Через 15-20 минут процедите, и чай готов. Лучше, конечно, пить его без сахара, но ребенок вряд ли захочет такой напиток. Поэтому добавьте в него чайную ложку меда. Такой чай - мощнейшее поливитаминное средство, очень хорошо повышающее иммунитет и обладающее легким мочегонным эффектом.

Чай из мелиссы очень полезен детям, особенно страдающим гиперактивностью, и подросткам, перегруженным учебой, - он очень хорошо успокаивает. Однако заготовленную впрок мелиссу нужно использовать до нового года – как бы тщательно не закрывались банки для ее хранения, эфирные масла быстро улетучиваются.

А еще лучше делать комбинированный напиток из листьев смородины и из мелиссы, без добавления обычного чая. Можно сочетать листья черной смородины сшалфеем: недавно установлено, что самое распространенное назначение шалфея – полоскание горла – выбрасывание денег и травы на ветер. Оказывается, он обладает свойствами адаптогена такими же, как женьшень и элеутерококк.

Рябину обыкновенную не трудно набрать и высушить или заморозить на зиму за городом. Ее можно использовать как десерт или заваривать в термосе и пить с сахаром. Это не только отличный источник витамина С, чай с рябиной укрепляет нервную систему, избавляет от головных болей, мигрени.

Пустырник – хорошее средство для тех, кто все же поддался инфицированию ОРВИ и страдает от насморка. Обычное закапывание настоя пустырника в нос снимает отеки в носу при насморке. Пить настой из пустырника полезно и для нервной системы, правда, у него есть побочный эффект – мочегонное действие, поэтому лучше использовать его в домашних условиях.

Помните: чтобы получить эффект от использования фиточаев в укреплении здоровья ребенка, да и взрослых тоже, не стоит ими злоупотреблять. Регулярный прием – 1-2 месяца, потом – большой перерыв. Дело в том, что организм ко всему адаптируется и, в конце концов, перестает реагировать на лекарственный сбор.

Для их приготовления следует использовать либо те травы, что вы собрали сами, либо купленные в аптеке. Не надо покупать их у рыночных торговцев: неизвестно, когда и где они были собраны и как высушены, а это имеет большое значение для их лекарственных свойств. Из тех трав и лекарственных сборов, что продаются в аптеках, лучше выбирать упакованные в пачки. Порционные - в пакетиках для заваривания – менее полезны: когда растение измельчается, из него улетучивается часть полезных веществ.

Путем проб и ошибок человек научился применять разные виды и части растений для лечения различных заболеваний у себя и своих детей.

Однако лекарственные растения не так безобидны, как кажется, и относиться к ним нужно серьезно, особенно применяя их для лечения детей. А дело все в том, для маленьких пациентов характерна аллергическая реакция, даже от, казалось бы, самых "простых" травок, а что уж говорить о многокомпонентных сборах, содержащих в себе шесть-десять разных трав. Страдающим респираторным аллергозом детям не следует давать отвары или настои, содержащие более одного - двух наименований лекарственных растений. Наиболее часто в фитотерапии применяется лечение настоями и отварами трав. Для приготовления настоев используют стебли, цветки и листья растений. Их следует измельчить, поместить в эмалированную посуду, залить водой, накрыть крышкой и поместить на водяную баню, нагревать которую необходимо в течение 15-20 минут. А вот для приготовления отваров используют корни, корневища и кору растений. Они тоже измельчаются, заливаются водой в фарфоровой или эмалированной посуде, помещаются на водяную баню, только крышкой их закрывать не надо, в процессе нагревания нужно помешивать. Сам же процесс подогревания, в отличие от настоя, занимает примерно 30 минут. И отвар, и настой пьют в теплом виде и хранят не более суток.

Детям дошкольного возраста присущи частые простудные заболевания. Для их лечения применяют настои малины, липового цвета или же сбор, состоящий из цветков бузины и ромашки аптечной. Такие настои принятые перед сном в количестве одного стакана, усилят потоотделение и облегчат симптомы болезни.

При лечении заболеваний дыхательной системы эффективен корень солодки голой. Он обладает легким противокашлевым, противовоспалительным и спазмолитическим действием. А еще он укрепляет иммунную систему и регулирует обмен веществ. Готовиться он особым образом: в глиняной посуде столовую ложку корня солодки заливают двумя стаканами кипятка, помещают в духовой шкаф и на медленном огне томят два-три часа. Далее - процеживают и принимают после еды в первой половине дня.

Для лечения ослабленных и часто болеющих детей фитотерапевты предлагают использовать соки трав: одуванчика, тысячелистника или крапивы. Такое лечение показано в весенний период, при соблюдении некоторых условий. Для лечения необходимо использовать только свежие травы, собранные на экологически чистой территории. Сок готовят при помощи электро- соковыжималки. Начинают лечение с 1 чайной ложки и доводят до 50 мл, а затем применяемое количество опять снижают до 1 чайной ложки. Сок применяют перед обедом. Во время лечения необходимо достаточное количество времени посвящать прогулкам на свежем воздухе. При появлении чувства усталости прогулку прекращают. Во время лечения не следует выполнять тяжелые физические и умственные работы, нужно рано вставать утром и рано ложиться спать вечером. Во время лечения соком трав не следует применять лекарственные препараты. Срок лечения - 3-4 недели.

Не следует забывать и о полезных свойствах фруктов и ягод. Особенно полезна лесная земляника, которая хорошо регулирует обмен веществ, и богата витамином С. Калина - эффективна при осиплости голоса, плоды абрикосов и хурмы помогут при простудных заболеваниях, сопровождаемых кашлем, печеные груши также хороши при сильном кашле.

Стоит вспомнить и о компоте из сухофруктов содержащим в себе полезные ослабленным детям вещества. Хорошо действуют на детские организмы и различные морсы. Приготовленный из сока, например, клюквы, разбавленного кипяченой водой с добавлением сахара или меда, такой морс не только принесет пользу, но и понравиться ребенку на вкус.

Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят гликозиды, алколоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ. 

Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха повышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют измененные функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной емкости легких, улучшением аппетита и сна.

Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.
Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник.

Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное действие.

Откашливающее действие выражено у мать-и-мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, солодки, одуванчика.

Эффективно проведение ингаляций с лекарственными травами. Ингаляции делают 2 раза в день, всего проводится 10-12 ингаляций по 3-5 минут каждая. Горячий пар вдыхают то через рот, то через нос.
Изменить настроение, самочувствие, повысить работоспособность могут запахи цветов, деревьев и комнатных растений.

Положительную для организма человека энергетику имеют розы, сирень, ландыши, пионы, тюльпаны, одуванчики, цветы яблонь, вишен, каштана, желтой акации. Для быстрейшего поднятия тонуса организма, активизации деятельности всех его функций путем повышения кровяного давления, увеличения мышечного напряжения, ускорения ритма дыхания специалисты по фитодизайну рекомендуют ставить в офисе ярко-красные цветы.

Снимают меланхолию розовые цветы, особенно на фоне сочной зелени листвы. Уменьшают вялость, сонливость, улучшают настроение и тонизируют работу кишечника оранжевые цветы (календула, настурция, гладиолусы). Для тех, кто ведет напряженную интеллектуальную работу с большой нагрузкой на зрение, рекомендуются цветы с желтой и золотистой окраской (рудбекия, золотарник, хризантема). Желтый цвет — самый светлый в спектре, поэтому он менее всего утомляет зрение и стимулирует нервную деятельность, придает бодрость. Снижают кровяное давление, успокаивают пульс и дыхание, тормозят функции нервной системы, способствуют мышечному расслаблению, а значит и полноценному отдыху композиции из синих и голубых цветов (васильков, незабудок, колокольчиков). Поднимают жизненный тонус, повышая кровяное давление, растения с ярко-оранжевыми, красными и желтыми цветами.
Целительное воздействие на человека оказывает 
запах экстракта валерианы. Укрепляют, освежают, омолаживают организм ароматические ванны, заваренные на основе трав мяты, чабреца, цветов верескалистьев полыниили др. Оказывают дезинфицирующее, местно-обезболивающее действие хвойные ванны. Испаряясь, они наполняют воздух мельчайшими частицами, несущими отрицательные электрические заряды. Ванны и вдыхание ионизированного воздуха оказывают благотворное воздействие на организм, успокаивают нервную систему. Понижает кровяное давление, успокаивает человека сок черноплодной рябины. Отрицательную энергетику несут гвоздики, хризантемы, китайские розы, алоэДуб отдает человеку положительную энергетику, повышая интеллектуальный потенциал. Береза снижает утомляемость, повышает общий эмоциональный фон. Осина первые 10 минут высасывает у человека отрицательную энергетику, а затем, как вампир, отбирает положительную.

Фитотерапия. Комнатные растения как один из способов сохранения и укрепления здоровья детей.

Природа создала большое число растений, которые можно использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. В данной статье представлены основные подходы к подбору растений для организации фитоуголков в группах детского сада, школы. 

Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех образовательных учреждений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых.

Комнатные растения в помещении нужны как детям, так и взрослым, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья. Учитывая специфику работы с ослабленными детьми, мы задумались о том, как с помощью таких растений, улучшить психологический климат и гигиенические условия в детском саду. Известно, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время, летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов (среди них – сансевьера, плющ обыкновенный, виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, алоэ...

Наряду с растениями, летучие выделения которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека. К ним относятся: монстера, мирт, лимон, жасмин, самбах и др.

Есть и растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха, например, хлорофитум хохлатый,сциндапсус, фикус Бенджамина. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алоэ.

Вот некоторые цифры: в закрытую камеру помещали различные растения, после чего закачивали в неё газ, содержащий химические вещества, типичные для наших помещений. Было установлено, что в отношении формальдегида наиболее активны алоэ (поглощает до 90%), хлорофитум (86%) и филодендрон (76%). С бензолом наиболее успешно справляются плющ (поглощает 90%) и драцена (79%). Эти же растения способны противостоять трихлорэтилену (23% поглощает спатифиллум – флаголист, от 13 до 20%, в зависимости от вида, драцена). Что касается окислов углерода, то в борьбе с ними незаменимы хлорофитум, поглощающий до 96% этого вредного вещества, и сциндапсус (75%).

Столь впечатляющий эффект обусловлен особыми физиологическими свойствами растений. Различные химические вещества оседают на листьях и воздушных корнях, часть из них используется самим растением, основная же масса достаётся бактериям, которые живут на корнях растений и перерабатывают полученный коктейль.

Таким образом, растение представляет собой уникальный биофильтр, которому не требуется дополнительное очищение.

Кроме перечисленных, хорошо также иметь растения, которые собирают пыль. Пыль неизменный спутник человека, впрочем, и на неё имеется управа [2]. Секрет прост – растения нуждаются в регулярных поливах и интенсивно испаряют влагу, что увеличивает влажность воздуха. Вода оседает на мельчайших частицах пыли, вследствие чего их вес увеличивается, осаждение происходит быстрее, а воздух становится чище и полезнее для нас. Кроме того, листья растений способны задерживать на своей поверхности частички пыли, и чем больше листовая поверхность, тем лучше. Идеальны в этом отношении всевозможные фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны. Для помещений школы больше (из-за размеров) подходят фикусы и гибискус (китайская роза). 

К сожалению, природа не наделила нас специальными органами чувств для определения уровня влажности. Иное дело растения. Для них вода – это сама жизнь. Углекислый газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза, усваивается ими через устьица, но они открываются только при достаточном уровне влажности воздуха. Таким образом, растения являются прекрасным индикатором: если они свежи и зелены, с влажностью в вашей группе всё в порядке; если же наши зелёные друзья, получая достаточное количество воды при поливе, всё же опустили листья и пожухли – пора бить тревогу и в срочном порядке увлажнять воздух, то есть регулярно опрыскивать растения.

Ряд растений выделяют отрицательные ионы кислорода (их ещё называют лёгкие ионы), особенно полезные людям с плохой сердечно-сосудистой системой, с повышенным внутричерепным давлением, страдающими головными болями. Именно ионы кислорода снабжают энергией организм человека. Соприкасаясь со слизистой оболочкой дыхательных путей, они возбуждают обонятельные рецепторы, стимулируют работу нервных окончаний. Лёгкие ионы регулируют активность дыхательных ферментов и обмена веществ, улучшают показатели крови, повышают мышечную активность и выносливость организма, улучшается общее самочувствие, восстанавливается сон и аппетит. Наличие в помещении таких растений, как пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная способствует обогащению воздуха ионами, что весьма благотворно сказывается на здоровье.

Основная проблема детских заведений – микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать при оформлении интерьера бегонию, пеларгонию (герань), гибискус (китайская роза), колеус, лаванду, традесканцию, толстянку древовидную. При этом необходимо помнить, что среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например, олеандр, молочай блестящий, диффенбахия.

Не последнюю роль в профилактике бронхо-лёгочных заболеваний играет влажность воздуха. Для поддержания её на необходимом уровне в детских заведениях рекомендуется использовать любящие частый полив пеперомию, пилею Кадье, гибискус. Что касается эстетических соображений, то для достижения максимального психо-эмоционального воздействия рекомендуется использовать всевозможные декоративно-листные и красивоцветущие растения. Исключение составляют диффенбахия, алоказия, и другие представители семейства ароидных, а также эуфорбия (молочай), акалифа, кротон, чей жгучий сок при попадании на кожу может вызвать аллергическую реакцию, а также растения, обладающие колючками (агава, молочай).

На каждые 10 кубических метров в детских заведениях должно приходиться не менее 3–4 развитых крупномерных растений, то есть 5–6 и более экземпляров на помещение группы .

Всегда надо помнить, что растения – живые существа, нуждающиеся в заботе и внимании. Только, в отличие от нас, у них нет ног, чтобы встать и уйти, если им что-то не по нраву. Поэтому, подбирая растения для фитокомпозиций, надо помнить об их требованиях к освещённости, влажности и температуре окружающей среды. В композицию (фитомодуль) входят виды растений, которые могут сосуществовать вместе. В то же время они отличаются формой и характером листьев, высотой и толщиной стеблей, окраской цветков. У них сходные требования к условиям произрастания: к теплу, свету, влаге. Приведем пример фитомодуля:

  • фикус каучуконосный;

  • гибискус (китайская роза);

  • бегония королевская;

  • хлорофитум хохлатый;

  • спатифиллум (флаголист прелестный);

  • колеус Блюма;

  • пеперомия.

Фикус и гибискус светолюбивые растения, поэтому их поместим у окна. Они высокие и занимают верхний ярус фитомодуля. Колеус и спатифиллум светолюбивы, но нуждаются в притенении от прямых солнечных лучей, поэтому они займут средний ярус нашей фитокомпозиции. Бегония, хлорофитум, пеперомия теневыносливые, невысокие, следовательно, их место в нижнем ярусе. Все растения данного фитомодуля предпочитают умеренную температуру. Зимой им требуется прохлада (но не ниже +18о). Полив необходим обильный, зимой умеренный. Все виды, кроме пеперомии, требуют регулярного опрыскивания. Эта фитокомпозиция очень красива, так как в ней сочетаются листья разных оттенков и разной формы [7].

Наиболее простой и доступной для создания является следующая группа: центральное растение – китайская роза (гибискус), акцент – два сорта цветущих бегоний, пеларгоний, примул и вспомогательные – различные сорта традесканций.

Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Главное – всегда помнить об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд.

При создании фитомодуля необходимо также учитывать возраст детей-дошкольников. В уголке природы младшей группы растения крупнолистовые, за которыми можно элементарно ухаживать. Значит здесь будут уместны такие фиторастения как фикус, филодендрон, антуриум. У этих растений крупные кожистые листья, которые удобно протирать влажной тряпочкой.

В средней группе в уголке природы появляются цветущие растения с цветками: разного вида, разными по форме и цвету листьями. Растения расположены рядом, к ним должен быть подход, оборудование для ухода, маркировка на горшках ( знаковая система ухода за растениями). Фиторастения в группах этого возраста могут быть самые разные. Это цветущая бегония, примула, пеларгония, колеус, спатифиллум, хлорофитум, традесканция, фикус… Нужно помнить, что у растений одного семейства существует несколько видов, поражающих разнообразием форм и расцветок. И подобрать те, которые будут гармоничны в интерьере вашей группы не трудно и очень интересно.

В старшем возрасте в уголок природы добавляются два-три вида одного растения. Конечно, это должны быть фиторастения. Например, разновидности бегонии, разнообразие листьев которой по форме и расцветке не устают поражать воображение. Можно рассадить два-три вида традесканции, листья которой хотя не сильно отличаются по форме, но разнообразны по окраске. Очень красиво смотрятся виды пеперомии: магнолиелистная и серебристая.

Давно подмечено, что общение с цветами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека. Наиболее сильное воздействие оказывает, конечно, цвет. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской ( цикламены, антуриумы, гибискусы), бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками (фиалка, бегония, пеларгония) устраняют грусть и меланхолию.

Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Надо только учитывать, что восприятие цвета листьев зависит от их расположения. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опушенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость.

Влияние на эмоциональное состояние оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой кроной: (гибискус), успокаивают – растения с ампельной кроной (пилея, традесканция).

При подборе растений в уголок природы, не забывая о биологической и декоративной сочетаемости растений, следует подумать и о соразмерности их помещению. Важно соблюсти принцип золотой середины – с одной стороны интерьер не должен быть перенасыщен растениями, с другой – они не должны раствориться в интерьере.

Учитывая специфику работы с детьми, искусство правильного подбора и сочетания растений, с тем чтобы они оказали максимально благоприятное воздействие на физическое и духовное состояние ребёнка, должно явиться полем деятельности каждого из нас. Тем более что природа создала большое число растений, которые можно было бы использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. Однако здесь представлены только те виды, действие летучих фитоорганических веществ которых хорошо изучено.

Кислородный коктейль в психологической практике

Психологическая  консультация (нейропсихологическая диагностика и коррекция) выявляет необходимость использования общеукрепляющих, повышающих иммунитет, активирующих, стимулирующих или успокоительных препаратов в процессе коррекции детей и взрослых.

Эффективность психологической коррекции напрямую зависит от физиологической готовности организма, от энергетического потенциала, способствующего запоминанию и усвоению программы коррекционных воздействий.

В связи с этим становится вопрос о применении препаратов, способствующих укреплению иммунитета, активирующих и тонизирующих организм.

Фитотерапии и аромотерапии в психологической коррекции необходимо уделять особое значение, поскольку использование природных препаратов (трав, масел) доступно, безопасно и эффективно.

К настоящему времени накоплено много различной информации о лекарственных растениях и формах их применения. Достаточно подробно изучены действия содержащихся в растениях активных веществ и механизмы их эффективности при различных заболеваниях.

Психическому состоянию на различных этапах способствует дифференцированное (грамотно подобранное) использование фитопрепаратов.

Традиционные терапевтические подходы до развития фармакологической промышленности вместе с различными химическими средствами включали препараты растительного происхождения.

На сегодняшний день фитотерапия, наряду с новейшими методами лечения, обретает свою вторую жизнь и все чаще используется в терапии.

Фитотерапия, повышая иммунные возможности организма, способствует снижению заболеваемости, а также облегчает протекание различных болезней.

Одной из форм поддержания иммунитета, а также наполнения кислородом крови, что необходимо в условиях умственной и физической нагрузок (как детей, нуждающихся в восстановлении после занятий, так и взрослых, подолгу лишенных свежего воздуха), является употребление кислородного коктейля...

Кислородный коктейль – это способ доставки фитопрепаратов в организм человека.

При употреблении кислородного коктейля происходит двойное воздействие на жизненно-важные органы:

  • кровь обогащается кислородом

  • фитопрепараты поступают в организм человека.

Кислород в коктейле намного быстрее поступает в органы и ткани организма человека, поскольку доставляется через кровь.

Кислородный коктейль – это удовольствие от вкусной пены, наполненной пузырьками кислорода, при этом вкус подбирается индивидуально, поскольку готовится кислородный коктейль на основе фруктовых сиропов или соков с добавлением полезных фитокомпонентов (настои трав, эфирные масла).

Кислородный коктейль не является лекарством – это продукт диетического питания, способствующий восстановлению обменных процессов организма.

Употребление кислородного коктейля повышает работоспособность, снижает усталость и утомляемость, нормализует сон и, в целом, способствует укреплению организма.

Кислородный коктейль можно купить в готовом виде, выбрав любимый вкус, а можно приготовить самостоятельно. В случае самостоятельного приготовления кислородного коктейля понадобится аппарат, производящий кислород. Такой аппарат может применяться для производства кислорода в оздоровительных целях, поскольку с его помощью можно легко заменить двух-трех часовую прогулку на свежем воздухе всего лишь 10 минутами обогащенного кислородом дыхания.

Аппараты, производящие кислород называются кислородными концентраторами.

Концентратор кислорода производит кислород непосредственно из воздуха.

Концентратор кислорода в среднем производит от 3 до 10 литров концентрированного кислорода в минуту. Концентрация кислорода составляет 90-95 % на выходеконцентратора кислорода – это практически чистый кислород.

Для приготовления кислородного коктейля к концентратору кислорода подключается кислородный коктейлер, в который наливается любимый сироп или сок, и через некоторое время можно наслаждаться мягкой пеной с пузырьками кислорода и фитопрепаратами, заряжающими организм силой и здоровьем.


Применение трав в питании человека

Благодаря наличию разнообразных целебных трав, фитотерапия применяется и с превентивной целью, и способствует поддержанию хорошего самочувствия, что побуждает людей использовать лечебные растения в своей повседневной жизни.

Травы с древних времен применяются человеком с целью употребления их в пищу. Ещё бы! Ведь в них скрыты мощные силы. Они богаты разнообразными витаминами, минеральными веществами, могут служить пищевыми добавками, обладают отличными пищеварительными свойствами и помогают человеку усваивать жирную пищу. 

Обычная зелень: петрушка, базилик, лавровый лист, щавель, листья кориандра, душица, чабрец, мята, орегано, розмарин, шалфей.

Эти растения за счёт своего аромата применяют в кулинарии многих стран. Они влияют на пищеварительный процесс, помогают правильно усваивать пищу, стимулируют образование необходимых ферментов, которые способны расщеплять жирные кислоты.

Мятную приправу добавляют не только в чай, но и в мясные блюда, например, её традиционно кладут в баранину, благодаря чему, это жирное блюдо лучше усваивается организмом. А также с этой целью используется розмарин.

Приготовление разных супов и тушеных блюд становится гораздо вкуснее с добавлением в них лаврового листа, майорана, а также и тимьяна. Аромат этих трав вызывает усиленную секрецию желудочного сока еще до того момента, как человек приступает к трапезе.

Петрушка очень богата железом и другими важными микроэлементами, а в щавеле присутствует большое количество аскорбиновой кислоты. Шалфей, помимо своего аромата, обладает ещё и антисептическим свойством.

Желательно выращивать травы самостоятельно, тогда под рукой всегда будет присутствовать свежая и полезная зелень. Все вышеупомянутые растения можно вырастить даже на подоконнике. 

Ароматные семена полезных растений: укроп, анис, тмин, фенхель, кардамон, кориандр, тмин, иллициум.

Семена этих растений обладают довольно - таки сильным ароматом, их принято традиционно добавлять в пищу, которая способствует газообразованию. 

Так как, после их употребления, это свойство сходит на нет. Обычно их необходимо класть в небольшом количестве, дабы улучшить вкус и запах блюда.

Например, тмин, добавленный к белокочанной капусте, предотвращает появление дискомфорта в области живота, который может быть вызван газообразованием. Эта пряность вместе с кориандром считается важным компонентом восточных блюд.

Ценные плоды и луковицы: зерна перца, его стручковый вариант, чеснок, можжевельник.

Эти специи значительно активизируют метаболические процессы, и обладают антисептическим эффектом. Перец, как в стручках, так и в зернах, отлично стимулирует циркуляцию крови. 

Классическое антисептическое растение, как чеснок, также ускоряет обмен веществ в нашем организме, плюс к этому, помогает снизить уровень холестерина, и подавляет развитие инфекционных процессов. 

Корни растений и их кора: хрен, корица, имбирь

Эти специи также ускоряют обмен веществ, вызывают ощущение теплоты и дополнительной энергии, что очень позитивно сказывается в холодном климате. Если добавлять их в пищу, то помимо разогревающего ощущения, они способны повышать защитные силы организма. 

Например, хрен добавляет блюдам свой едкий аромат и острый запах, что довольно – таки неплохо сочетается с мясными блюдами. Имбирь подходит к рисовым блюдам, а корицу кладут в сладкие десерты.


Заключение

Готовя для своего ребенка отвар из трав, вы можете подумать — это же натуральные травы, они не могут навредить! В действительности, в использовании фитотерапии есть свои тонкости, о которых должны знать каждые родители. Если неумело использовать растения, можно нанести вред своему малышу.

Самое главное правило: нельзя лечить ребенка, прибегая к фитотерапии, без консультации врача. Это связано с тем, что все растения по-разному влияют на детский и взрослый организм. А также нужно знать дозировки, для детей они рассчитываются гораздо сложнее, чем для взрослых. В последние годы наблюдается такой факт: фитотерапия для лечения ребенка используется все реже и реже. Это можно связать с тем, что возросло количество детей-аллергиков, которым можно только навредить лекарствами на основе растений. И все же несмотря на это фитотерапия — эффективный и полезный метод лечения для большинства детей. Нужно только правильно подходить к нему.

Природа, раскрывая тайны своей фитоаптеки, дарит нам удивительную возможность, получая удовольствие, укреплять и поддерживать свое здоровье.






Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.296с.

  2. Коростелев Н.В.Воспитание здорового школьника.М.,1986.

  3. . Ковалёва Н. Г. Лечение растениями. Очерки по фитотерапии. — М.: Медицина, 1972. — 352 с. — 25000 (допечатка) экз. — УДК-615.322

  4. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине - Саратов, 1967

  5. Машковский М.Д Лекарственные средства. - М.: Медицина, 1984

  6. Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:Профит Стайл,2008.-256с.

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

  8. Фещенко П.И. Целебные свойства природы. - К.: Урожай, 1990

















Приложение «Фитотерапия для детей, рецепты»

Ни для кого не секрет, что в первые этапы свой жизни ребенок обладает особой чувствительностью к окружаещему миру. Конечно, ведь ко всему нужно привыкнуть и со всем усвоиться, как психологически, так и физически. Любовью и лаской, с первых дней жизни, родители помагают своему чаду морально, но как помочь ребенку избавиться от физического дискомфорта и болезней, при этом стараясь не прибегать к химическим препаратам? Вот тогда приходят на помощь травы.

Ромашка - распрастраненное растение в фитотерапии. Перечислять все целебные свойства этого цветка можно долго. Ромашка безвредна с первых дней жизни. Для детей рекомендуют ингаляции при воспалении верхних дыхательных путей. Основное свойство ромашки - противовоспалительный эффект. Ее применяют для лечения заболеваний кожи в виде примочек и ванночек.

Тысячелистник - эффективное кровоостанавливающее средство. Он моментально останавливает кровотечение как при наружном, так при внутреннем приеме. Применение тысячелистника показано в любом возрасте, даже при таких тяжелых заболеваниях, как стадии и гемостаз ДВС-синдрома, при опасном осложнении сепсиса.

Беспокойный сон

Если ребенок во сне плачет или часто просыпается, укрепить нервную систему и успокоить помогут ванны из мелиссы, лаванды, жасмина, герани, липового цвета, розмарина, лепестков роз, листьев малины. Ванну принимать 10-15 минут, с температурой воды 36-37 градусов. Противопоказаний почти нет, приминение допустимо с рождения. В качестве настоя помагает ромашка. 1 десертную ложку ромашки аптечной нужно залить стаканом кипятка и дать настояться. Затем процедите и давайте ребенку по 1ой чайной ложке до 5-6 раз в день. Так же можно попробовать положить у головки ребенка корень валерианны, завернутый в ткань или марлю.

Колики

При коликах хорошо помагает ванна с отваром лаванды. В качестве чая незаменимыми помошниками являются фенхель и укроп. Заваривать нужно с пропорцией 1 чайная ложка на стакан воды. Давать малышу такой чаек рекомендуется 3-4 раза в день. Укроп так же поможет и при икоте.

Диатез

Самый хороший способ избавить ребенка от диатеза - ванна с отваром череды. Рекомендуемая доза для малыша - 1/4 столовой ложки череды на 1л кипятка. Настаивать нужно несколько часов. В ванночку потребуется 200-300г сырья. При небольших высыпах на определенных участках кожи можно делать компресики из отвара.

Чтобы устранить зуд

Сок подорожника и каланхоэ смешать в соотношении 2:3 и протирать пораженные участки.

Запор

Самым лучшим способом от запора является клизма с отваром ромашки. 6-8 столовых ложок ромашки нужно залить 200мл горячей кипяченой воды и нагревать на водяной бане в течении 15-20 минут. Затем отвар нужно охладить до комнатной температуры и процедить. Детям 1 до 6мес достаточно 30-60мл отвара, от 6мес до 2лет 70-100мл. После процедуры ребенок почувствует себя на много лучше.

Температура

Помогут компрессы с настоями из листьев брусники, малины, одуванчика, цветков мать-и-мачехи. Компресы ставятся на лоб или на пятки.

Насморк

Закакпывайте в нос ребенка по 1-2 капельки свежего сока каланхоэ 2-3 раза в день. Если малыш только начинает сопливить и чихать, хорошо помогут ножные или общие ванны с настоем из эвкалипта или хвоей.

Сбор для ингаляций № 1.
Мать-и-мачеха 1 ч.л.
Пустырник 1 ч.л.
Эвкалипт 1 ч.л.
Смесь залить 500 мл кипятка, настоять 20 минут, процедить.

Сбор для ингаляций №2.
Ромашка аптечная (цветки) 
2 части
Сосна обыкновенная (почки) 
2 части
Эвкалипт (листья) 2 части
Мята перечная (листья) 1 часть
Шалфей лекарственный (листья) 1 часть
1 ст.л. смеси залить 1 стаканом кипятка, нагреть на водяной бане в закрытой посуде 15 минут, процедить.

Сбор для ингаляций №3.
Алтей лекарственный (корень) 
3 части
Липа сердцевидная (цветки) 
2 части
Ромашка аптечная (цветки) 
2 части
Шалфей лекарственный (листья) 1 часть
1 ст.л. смеси залить 1 стаканом кипятка, нагреть на водяной бане в закрытой посуде 15 минут, процедить.

При частых простудных заболеваниях, особенно при длительном кашле будут эффективны следующие рецепты лекарственных сборов.

Рецепт №1.
Одуванчик лекарственный (корень) – 1 ст.л. измельченных корней заливают 2 стаканами кипятка, нагревают на водяной бане 30 минут, настаивают 15 минут, процеживают.
Пить по 1 ст.л. 4 раза в день – 7-10 дней

Рецепт №2.
Тимьян ползучий (чабрец) – 1 ст.л. сухой травы залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить.
Пить по 1 десертной или столовой ложке (в зависимости от возраста) 3 раза в день – 7-10 дней.

Рецепт №3.
Яблоки (сушеные плоды) – 1 ст.л. измельченных плодов залить 1 стаканом кипятка, кипятить на медленном огне 5 минут, настоять 30 минут, процедить, добавить 1 ст.л. меда.
Пить по 1/3 стакана 3 раза в день – 10-14 дней.

Рецепт №4.
Алтей лекарственный (корень) 
3 части
Солодка голая (корень) 3 части
Мать-и-мачеха (цветки) 2 части
Фенхель обыкновенный (плоды) 1 часть
1 ст.л. смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить.
Пить по 1-2 ст.л. 3 раза в день – 10-14 дней

Рецепт №5.
Мать-и-мачеха 1 ч.л.
Пустырник 1 ч.л.
Эвкалипт 1 ч.л.
Смесь залить 500 мл кипятка, настоять 20 минут, процедить. 
Пить по 1-2 ст.л. 3 раза в день 
в теплом виде – 10-14 дней.

Для профилактики частых ОРВИ и в период выздоровления после перенесенного респираторного заболевания рекомендуются употреблять поливитаминные чаи. 1-2 ч.л. сбора залить 1 стаканом воды, довести до кипения, настоять в фарфоровой или эмалированной посуде 1-1,5 часа, добавить мед или сахар по вкусу. Пить по 1-2 стакана в день.

Чай №1.
Смородина черная (листья) 
2 части
Шиповник (плоды) 2 части
Брусника обыкновенная (листья) 1 часть
Малина (плоды) 1 часть

Чай №2.
Рябина обыкновенная (плоды) 
3 части
Крапива двудомная (листья) 
2 части

Чай №3.
Земляника лесная (листья) 1 часть
Рябина обыкновенная (плоды) 
1 часть
Смородина черная (листья) 
1 часть
Шиповник (плоды) 1 часть

Чай №4.
Земляника лесная (листья) 
3 части
Ежевика сизая (листья) 2 части
Черника обыкновенная (листья) 2 части
Горец птичий (спорыш) (трава) 1 часть
Смородина черная (листья) 1 часть

Перед употреблением того или иного рецепта рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом. Помните, что фитотерапия, как и любой другой метод лечения, требует правильного применения под наблюдением квалифицированного специалиста.


43


Здоровьесбережение. Фитотерапия в школе.
  • Классному руководителю
Описание:

        На сегодняшний день определяются совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников.                    Развитие здоровьесбережения, здоровьетворчества – это ведущие направления деятельности современной школы. Чрезвычайно важна разработка простых и эффективных средств и методов оздоровления детей непосредственно в стенах школы. Одной из таких методик является фитотерапия.

 

Автор Актемежева Римма Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1635
Номер материала 13347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓