Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЗдоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения

Скачать материал
Скачать материал "Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Выступление на ШМО«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса...

    1 слайд

    Выступление на ШМО
    «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»

  • Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровы...

    2 слайд

    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
    сделайте его крепким и здоровым
    Ж.-Ж. Руссо

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

  • Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и...

    3 слайд

    Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

  • Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников	Исследования ИВФ РАО по...

    4 слайд

    Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников
    Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
    Стрессовая педагогическая тактика;
    Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
    Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
    Провалы в существующей системе физического воспитания;
    Интенсификация учебного процесса;
    Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
    Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
    Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии  - это система, создающая мак...

    5 слайд

    Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
    использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
    учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;
    создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
    использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

  • Принципы здоровьясбережения	Технологии должны удовлетворять принципам здоровь...

    6 слайд

    Принципы здоровьясбережения
    Технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
    «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
    Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
    Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
    Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
    Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
    Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
    Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  • Три группы	Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяе...

    7 слайд

    Три группы
    Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

    технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

    технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

    разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного...

    8 слайд

    Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса:

    Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски)
    Количество видов учебной деятельности (Норма – 4-7 видов за урок)
    Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х)
    Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления ( физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек)
    Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент.
    Психологический климат на уроке.  Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).
    Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка).

  • Психолого-педагогические технологииСнятие эмоционального напряжения (использо...

    9 слайд

    Психолого-педагогические технологии
    Снятие эмоционального напряжения (использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение)
    Создание благоприятного психологического климата на уроке (Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка)
    Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни (создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни)

  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий (учитывающие о...

    10 слайд

    Комплексное использование личностно-ориентированных технологий (учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала)

    Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
    создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;
    использование проблемных творческих заданий;
    стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
    рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

    Психолого-педагогические технологии

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности...

    11 слайд

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
    Правило 1. Правильная организация урока
    Обязательный учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
    показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
    проявлением и тренировкой познавательной активности;
    показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
    Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
    Организация урока должна обязательно включать три этапа:
    - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

  • Правило 2. Использование каналов восприятия
		Особенности восприятия определя...

    12 слайд

    Правило 2. Использование каналов восприятия
    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    - левополушарные люди— при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
    - правополушарные люди— доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    - равнополушарные люди— у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
    На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
    - аудиальное восприятие;
    - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.
    Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности...

    13 слайд

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
    Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
    Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей..

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности...

    14 слайд

    Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
    Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

    Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:

    5-25-я минута — 80%;

    25-35-я минута — 60-40%;

    35—40-я минута — 10%.

  • Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урокаПрактически все ис...

    15 слайд

    Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

  • Двигательная активность	Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 ч...

    16 слайд

    Двигательная активность
    Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
    Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке?

  • Покрутились-повертелисьПо периметру класса на стенах, стендах, на цветочных п...

    17 слайд

    Покрутились-повертелись
    По периметру класса на стенах, стендах, на цветочных подвесках размещены карточки с рабочим материалом. У детей, при поиске необходимого материала появляется возможность двигательной активности.

  • Сенсорные «круги» Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», к...

    18 слайд

    Сенсорные «круги»
    Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4)

    Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

  • При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнени...

    19 слайд

    При повторении, изучении нового дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами и туловищем. При этом им приходится поворачиваться в разные стороны для поиска необходимого материала. Активизируют базовое телесно – координаторное чувство на фоне зрительно – поискового, зрительные (зрительно - поисковые) стимулы несут в себе значительный мотивационно – активизирующий заряд на весь организм.

  • Офтальмотренажер Специальный офтальмотренажер Движение глазами по траектории...

    20 слайд

    Офтальмотренажер
    Специальный офтальмотренажер Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно, чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять инструментарий («бегут» носом, подбородком по желанию детей). Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

  • Комплекс упражнений технологии В.Ф. Базарного: сделать глубокий вдох, затем,...

    21 слайд

    Комплекс упражнений технологии В.Ф. Базарного:
    сделать глубокий вдох, затем, наклонясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)
    Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (4-5 раз)
    Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
    Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6 раз)
    Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз)
    Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)

  • «Цветные сны»Специально – восстановительные игры:
«Цветные сны» Игра проводит...

    22 слайд

    «Цветные сны»
    Специально – восстановительные игры:
    «Цветные сны» Игра проводится после напряженной работы. По указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.
    Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута


  • 23 слайд

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной презентации представлена теоретическая часть здровоьесберегающих технологии во время учебного процесса в начальной школе. 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 402 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 693
    • PPTX 2.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 86658
    • Всего материалов: 40

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе